Полезные советы
Часто вопрос о том, как определиться с ценностями в жизни, задают вчерашние школьники. И их можно понять, ведь выбора от них ждут быстрого, но сделать его сосем непросто. В наше время жизненная цель или призвание неразрывно связаны с получением профессии и достижением материального благополучия. Но никто не задумывается над тем, приведет ли это к настоящему удовлетворению и саморазвитию. Поэтому новоиспеченных студентов нужно учить не по этой схеме, а по той, которая позволит сначала найти свою жизненную цель, и только ее следствием станет материальное благополучие.
Как определиться, кем стать в жизни? Нужно сначала поставить перед собой цель и желательно большую. Затем планомерно двигаться к ней, ничего не боясь и не останавливаясь. Примером такой схемы может послужить знаменитый Том Форд. Он мечтал сделать доступным автомобиль для любого американца. В итоге, его машины продаются по всему миру не одно десятилетие.
Не нужно допускать упаднических мыслей о том, что все уже давно придумано. Если у вас есть знания и желание чего-то достичь, то успех придет, несмотря ни на что.
Бывает и такое, что человек не готов морально ставить перед собой большие цели. Тогда он может захотеть добиться благополучия для своих родственников. Если не ради них, то ради кого тогда развиваться и зарабатывать? Молодые люди могут подумать о родителях. Ведь они обеспечили вас образованием, воспитанием, дали счастливое детство. Такая цель тоже приведет к успеху, ведь вы будете стараться во имя любви.
Когда определиться не получатся, следуйте таким правилам:
- Работа должна соответствовать способностям, а не быть престижной. Если вы не можете определить их самостоятельно, то обратитесь к психологу.
- Обладание какими-либо навыками не говорит о том, что работать будет очень легко. Любой вид деятельности сопряжен с трудностями, которые нужно учиться преодолевать. Не стоит менять сферу занятия после первого сложного трудового дня.
Виды жизненных позиций
Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.
Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.
В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.
Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.
Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.
Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.
Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.
Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.
По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.
Завышенная самооценка
Сложные личности часто страдают нарциссизмом. Самовлюбленность и завышенная самооценка делают их неотразимыми в своих глазах. Такие личности думают, что и окружающие будут на них молиться, если они сами превозносят свои достоинства. Люди обижаются, если замечают, что окружающие не восхищаются ими. Они требуют внимания и преклонения. Порой персоны даже готовы принять лесть за правду. Сложные чувства человека трудно описать. Он страдает от внутренней неполноценности, раз хочет постоянно получать одобрительные отзывы о своей деятельности.
Но человек не всегда нуждается во мнениях других. Действительно сильные люди часто бывают сложными. Они не считаются с чужим мнением и считают себя непризнанными гениями. Порой их ум и креативность действительно оценивают по достоинству. Но даже если этого не происходит, самооценка человека не падает и он продолжает быть уверен в своей уникальности.
Что такое активная жизненная позиция (АЖП)
АЖП – это деятельность человека, вызванная определённой социальной ситуацией. Причём подобные действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. При этом механизм их срабатывания базируется на таких чертах, как:
- идейно-нравственные ориентиры;
- знания и умения в сочетании с принципами и наклонностями.
Сформированная таким образом АЖП является основным регулятором деятельности и поведения личности с социуме.
Важно! Отправная точка для активной жизненной позиции – это детство. Родители, воспитывая, прививают основы социальных норм и отношение к ним
Далее АЖП выстраивается самостоятельно в результате обучения, преодоления различных жизненных и социальных ситуаций.
Значение для общества активных жизненных взглядов выражается в повсеместном пропагандировании АЖП. Такое продвижение предполагает всевозможные поощрения со стороны социальных институтов: награды, грамоты и позитивную информацию о номинантах в средствах массовой информации.
Внимание! Различают две жизненных позиции: активная – направленная на преобразование общества и конформистская (пассивная) – основанная на подчинении обстоятельствам
Пассивные и активные взгляды на жизнь
Отличия двух позиций
Активная позиция характерна для тех людей, кто не привык довольствоваться малым и плыть по течению жизненной реки. Здоровые амбиции, желание что-то изменить в этом мире и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию отличают активного члена общества от его пассивного представителя.
Определение пассивности в жизни означает то, что у человека нет желания ни самому меняться, ни что-либо менять в лучшую сторону. Так как любые изменения требуют энергетических затрат, то пассивная жизненная позиция основана на экономии сил и жизненной энергии.
Кстати. Основной закон природы – закон сохранения энергии, говорит о том, что она никуда не девается, а просто видоизменяется в другие формы.
Это значит, если человек не будет предпринимать активных действий и вкладывать свои силы в самообразование, преобразование общественных процессов, его энергия будет способствовать снижению потенциала, произрастанию болезней и возникновению всевозможных социальных рисков.
Проявление активных жизненных взглядов
Постоянная критика
Человек, который считает себя уникальным, выдает себе право на то, чтобы критиковать других. Он думает, что окружающие – это глупые люди, которые без умного совета не смогут самостоятельно ничего сделать. Критика персон чаще всего адекватная, но порой люди заигрываются и высказывают свое мнение только для того, чтобы что-то сказать. Подобное качество присуще многим личностям. Но нельзя с уверенностью сказать, что любой человек сложный. Есть простые люди, которые никого не критикуют и ничего не хотят. Такие персоны очень ограничены в своем развитии, и поэтому сложными их назвать никак нельзя.
А вот сложные натуры критикуют не только окружающих, но и себя. Они ответственно подходят к своей работе, поэтому часто остаются недовольны результатом. Персоны работают над своими ошибками и стараются не наступать на одни и те же грабли дважды.
С чего начать формирование АЖП
Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Пионерская организация им В.И. Ленина
С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.
Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов. К
А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности
К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.
Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».
Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно. Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы
Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.
Выбор позиции: Я хороший – Я плохой
Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы.
Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки.
Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя.
Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье.
Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост.
Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.
Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.
Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к
необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит?
И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь.
Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права.
И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.
Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное
содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.
Ответственность и информация
Как сделать правильный выбор, если не владеть полной информацией о возможных вариантах? Разумеется, никак. Методики, помогающие в принятии решений, основывающихся на интуиции, задействуются только в экстремальных ситуациях.
Соответственно, важно узнать о возможных вариантах как можно больше, причем информация должна быть объективной и касаться как настоящего времени, так и прошлого, будущего. К примеру, если нужно выбрать место работы, то нужно выяснить все о том, как развивалась компания, часто ли ей требуются сотрудники, каковы ее перспективы
Ограничение зоны ответственности – это правило, призывающее не брать на себя слишком много или мало. То есть, раздумывая о выборе чего-либо, не нужно быть не излишне пессимистичным, не полным энтузиазма. Например, если речь идет о вступлении в брак, не следует пребывать в уверенности, что с годами партнер изменится под влиянием того, кто делает выбор, но и отказывать человеку в личностном развитии тоже не стоит.
Примеры
Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.
Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.
Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.
Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.
Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.
Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Как определиться с лучшей жизненной позицией?
Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:
- Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
- Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
- Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.
Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.
Основные этапы развития личности
Ролевой конфликт — что это такое в социологии
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
- младенчество – от рождения до 1 года;
- раннее детство – от 1 года до 3 лет;
- возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
- возраст школьника – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 19 лет;
- молодость – от 20 до 25 лет;
- зрелость – от 26 до 64 лет;
- старость – от 64 лет до смерти.
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность
Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания
Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения
Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Как они возникают?
Жизненные позиции формируются очень рано, начиная с трех лет, а, по мнению других авторов, еще в младенчестве. Когда ребенка любят, откликаются на его потребности, учат самостоятельности, когда родители любят друг друга и показывают своим примером, как это относиться с любовью, пониманием и уважением к другому, ребенок принимает позицию “Я+ Ты+”. Ведь он чувствует себя в безопасности, любимым и может проявляться.
К сожалению, в жизни не всегда все так гладко и происходят разные ситуации. Родители не идеальны и, к тому же, в ответ на те или иные обстоятельства ребенок по-своему справляется со сложной для него ситуацией и принимает решение. И такие решения не основываются на логике
Например, девочка четырех лет, у которой появился маленький братик, и родители стали уделять ему всю свою любовь и внимание, может решить, что ее больше не любят. А значит с ней что-то не так, и она во всем виновата, приняв позицию Я – не ОК
Или другой пример. В семье, где папа сильно выпивал, устраивал страшные сцены и скандалы, избивал маму, пятилетний сын примет решение, что все люди, которые пьют, — плохие. И будучи взрослым такой мужчина, тот самый мальчик у которого пил папа, напрочь будет отказываться от общения с теми, кто может позволять себе алкоголь, приняв позицию “Я+ Ты-”.
Ситуации могут быть самыми разными, и ребенок может принять абсолютно любое решение, в зависимости от силы своей нервной системы и наличия поддержки от близких ему людей, которые могли бы помочь справиться с трудностями. На основе таких убеждений и решений, принятых в детстве, мы все время принимаем решения, которые становятся поворотными и составляют всю нашу жизнь.
Когда и как она формируется?
Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.
Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.
Пример позитивного влияния
Если же мешают принять решение вполне объективные причины, то бороться с ними не следует. Что это может быть? Непреодолимые факторы, изменить которые человек не в состоянии.
Наиболее наглядно перечень таких причин нерешительности демонстрирует выбор профессии. Например, подросток мечтает о карьере оперного певца, поэтому медлит с поступлением в педагогический ВУЗ или кулинарный техникум.
Стоит отказаться от попыток сделать карьеру на оперной сцене в силу таких причин:
- ограничения – нет слуха, голоса нужного диапазона и тембра;
- мнение близких – подростку говорят об отсутствии артистизма, харизмы;
- стереотипы – ребенок не занимался в музыкальной школе или в классах сольфеджио;
- страхи – напрасная трата времени, провал на экзаменах, из-за которого будет «потерян» год;
- негативный опыт – пение в караоке не вызвало восторга у слушателей;
- неуверенность – нет представления о собственной состоятельности в желаемой профессии.
Таким образом, проанализировав причины нерешительности, человек понимает, что его правильным выбором будет тот, который ему диктуют обстоятельства.
В чем секрет счастья?
Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.
Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:
- Пассивную жизненную позицию.
- И активную.
Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.
Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.
Полезная психология для стрессоустойчивости
Каждый человек подвержен негативным влияниям, поэтому не существует того, кто был бы абсолютно стрессоустойчив. Некоторых настолько задевают их проблемы, что им сложно продолжать свою жизнь в привычном темпе. Однако стоит начать, и результат не заставит себя долго ждать, а помогут в этом советы по психологии:
- Лучше всегда слушать свое тело. Наблюдение за его поведением в стрессовых ситуациях поможет в будущем избежать сбоя в нормальном функционировании.
- Витамин D поможет проще относиться к сложным жизненным моментам.
- Прощение – залог спокойствия. Не стоит держать обиду, даже если она очень сильная.
- Спорт – отличное лекарство от стресса. Физические нагрузки отвлекают и приносят общую пользу организму.
- Рекомендуется времяпровождение за гаджетами заменить времяпровождением за прослушиванием спокойной музыки или медитацией. Это поможет прийти к гармонии с самим собой.
Вышеперечисленные психологические советы на каждый день помогут достойно переносить самые тяжелые жизненные удары.
Как не ошибиться в выборе дамы?
Как сделать выбор между двумя женщинами? Это невероятно сложный вопрос, единого ответа на который не существует.
Психологи нередко советуют учитывать общность интересов, социальное равенство, одинаковое образование и прочие, подобные факторы. Однако в жизни не так уж сложно найти массу примеров крепких счастливых браков, при заключении которых не одно из условий соблюдено не было.
Разумеется, можно представить себе, какой станет жизнь с каждой из женщин через 10, 20 лет. Обсудить проблему с друзьями или родными, выслушать их советы. Проанализировать плюсы и минусы каждой из дам, учесть их то, в каких семьях они выросли. Но все это никогда не станет гарантом правильности выбора, если речь идет о взаимоотношениях людей. Заглянуть в голову и душу другого человека невозможно. Анализируя и оценивая других, человек фактически делает выбор между собственными представлениями о них.
Может быть, если встает вопрос о выборе между двумя дамами, это свидетельствует о том, что ни одна из них не подходит, не является единственной и неповторимой?
Если же выбрать все-таки нужно, стоит провести своеобразное тестирование. Нужно оказаться в экстремальной ситуации и посмотреть, как поведут себя кандидатки на сердце и руку. Например, можно разыграть автокатастрофу, после которой человек лишился возможности двигаться. Но нужно понимать, что такое тестирование требует времени и создания иллюзии, неотличимой от реальности. Первой реакцией обеих дам будет «любовь до гроба», но через месяц или два останется только та, которая не боится сложностей. Однако, не уйдет ли она, узнав о том, что ее тестировали? На этот вопрос ответа не существует.
Что такое проактивность
Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства. В психологии это качество делят на две составляющие:
- Активность. Уверенное движение в сторону целей.
- Ответственность. Осознание последствий, к которым могут привести действия. Сложно спорить с утверждением, что все происходящее вокруг нас – это результат наших решений и поведения. И пока мы не примем этот факт, ничего не изменится.
Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.
В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.
Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.
Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:
Проактивность | Реактивность |
Активность, инициативность, целеустремленность | Пассивность, бездействие |
Ответственность за совершенные действия | Зависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить |
Понимание свободы выбора | Передача ответственности другим |
Ориентированность на свои принципы и ценности | Зависимость от эмоций |
Изменение обстоятельств под свои потребности | Зависимость от обстоятельств |