Вся наша жизнь иллюзия или мир застрявший в матрице

Для чего все это нужно?

Все практики повышения осознанности и приближения к своей истинной сути преследуют одну цель – приподнять «завесу» между человеческим и божественным в себе, жить своей истинной сущностью, присутствовать в каждом моменте своей жизни, а также сохранить осознание и после смерти. Все это называется в разных учениях одним простым словом «Пробуждение». Высшая цель развития человека – проснуться в своей реальной жизни и видеть мир таким, каков он есть, творя свою истинную волю и будучи свободным от иллюзий.

Список литературы:
  • 1. Карлос Кастанеда «Путешествия в Икстлан». — М., «София», 2015 г.
  • 2. Том Стаффорд «Наша свобода воли — иллюзия?» // https://goo.gl/y9FctP

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Иллюзии макрокосма и микрокосма: эксперименты физиков и нейробиологов

Микрокосм и макрокосм — понятия из античной натурфилософии, означающие малый и большой «космос», порядок – человека и Вселенную. Концепция подобного устройства вселенной и человека есть во многих эзотерических учениях, а мифология разных народов содержит миф о творении мира из тела первого человека. «Что наверху, то и внизу» – слова из Изумрудной Скрижали легендарного Гермеса Трисмегиста.

Последние исследования астрофизиков показали, что мир не таков, каким мы знаем его: есть нечто, ранее недоступное человеческому восприятию, однако, безусловно, существующее. Это так называемые Темная Материя и Темная Энергия. Эти субстанции были открыты совсем недавно. Они невидимы для человеческого глаза, не регистрируются приборами, но их существование подтверждается наличием сил гравитации. Эта сила сохраняет целостность Вселенной, скрепляя ее элементы, подобно клею.

Как была открыта Темная Материя: до 70 годов 20 века существовало мнение, что наша Вселенная расширяется и будет расширяться до тех пор, пока не наступит так называемая тепловая смерть — состояние, когда вещество распределено равномерно во всем объеме Вселенной, и процесс передачи энергии более невозможен. Однако постепенно стало известно, что настоящая масса Вселенной гораздо больше массы ее видимых частей.

Впервые это выяснил швейцарский астроном Фриц Цвикки во время измерения скорости движения одной из галактик. Он с удивлением обнаружил, что эта скорость гораздо больше, чем должна была быть, учитывая массу ее видимых частей. Это был настоящий переворот в физике, ведь из этого следовало, что либо законы гравитации неверны, либо есть некая субстанция, обладающая этой недостающей массой. Ей дали условное название «Темная Материя». Кроме Темной Материи, которая предположительно является обычной материей, выделяют также Темную Энергию — это субстанция, которая не подчиняется обычным законам физики для частиц. Эта энергия составляет большую часть «содержимого» Вселенной — около 68,3%, тогда как Темная Материя — всего 26,8%, и совсем малую часть составляют привычные нам атомы — 4,9%.

В 1983 году ученый-нейробиолог Бенджамин Либет провел эксперимент, доказывающий, что сознательный выбор человека — иллюзорен. Звучит жутковато, не правда ли? В ходе эксперимента участникам давалась инструкция: на выбор пошевелить правой либо левой рукой. При этом, желание пошевелить должно было возникнуть спонтанно. Момент движения отслеживался датчиками, а изменения активности мозга (в данном случае участка коры, отвечающего за движение) — с помощью электродов. Когда испытуемый решался сделать движение рукой, в коре головного мозга появлялся так называемый «потенциал готовности». При этом самих участников просили зафиксировать время, когда они решили подвигать рукой.

То, что потенциал готовности появляется еще до самого движения, нейрофизиологам было уже давно известно. Но вот следующее открытие удивило экспериментаторов. Оказывается, субъективное ощущение испытуемых о принятии решения возникало чуть позже потенциала готовности. Все выглядело так, будто мозг сам принял решение.

Большинство людей представляют ум как нечто отдельное от физического носителя, однако эксперимент Либета, кроме прочего, доказывает, что мысли и эмоции действительно генерируются импульсами внутри головного мозга. И второе заблуждение, которое развеивает это исследование —  что людям все известно о своем мозге. Увы, так кажется лишь до тех пор, пока эта сложнейшая «машина» работает нормально. Малейший сбой в работе доказывает, как мало известно о происходящих там процессах на самом деле.

Что есть иллюзия?

В психологии иллюзией называется нечто неверно воспринимаемое, обман зрения или слуха. Если присмотреться или прислушаться хорошенько, ошибку можно распознать. Этим иллюзии отличаются от галлюцинаций.

Однако в эзотерике иллюзией называется нечто другое. Это не ошибка органов чувств и не галлюцинация, а, скорее, привычка воспринимать окружающую реальность строго определенным субъективным образом, привычным с детства.

Факты говорят о том, что каждый из нас действительно воспринимает реальность субъективно, в силу индивидуальных различий органов чувств и развития соответствующих отделов мозга. Мы по-разному воспринимаем цвета: кто-то видит больше оттенков, кто-то меньше, а кто-то вообще дальтоник. Один и тот же цвет разные люди могут воспринимать и описывать по-разному. Так же со слухом: одни различают партии инструментов в оркестре, другие с трудом выделяют составляющие звука. Некоторые способны разложить на составляющие и запах. Такой человек, например, описан в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Гренуй (герой произведения) родился с необычной способностью воспринимать и распознавать запахи, мир для него был совершенно иным, чем для всех других людей. К сожалению, при этом он был безнадежным психопатом.

Какова же объективно существующая реальность? Никто этого не знает. Разве что, опираясь на голые законы физики, безо всякой субъективности можно вывести ее математическую модель. Еще более сложно дела обстоят с так называемой картиной мира, формируемой изначально речью. У представителей разных народов в силу различий языка отличаться будут и схемы мироописания — то, что называют «менталитетом». Вырастая в определенной культурной среде, человек воспринимает и описывает мир через языковую призму, а кроме того, в каждой отдельной локации, даже в каждой семье есть свои определенные традиции, убеждения, не говоря уже о религиях и местных суевериях. И кроме всего вышеописанного, есть вещи и явления, которые вовсе трудно поддаются описанию. К таким вещам относится, например, мистический опыт.

Чем вреден эгоцентризм?

При эгоцентризме всё внимание человека сфокусировано на нем самом. Чем больше степень эгоцентризма, тем больше сил направлено внутрь и меньше энергии остается для ресурсов

Если человек является крайним эгоцентриком, то ему уже будет не интересно в жизни ничего: ни другие люди, ни профессиональная деятельность, ни книги, он заинтересован лишь в себе самом. Крайний эгоцентризм может легко трансформироваться в депрессию.

Если эгоцентризм не находится в крайней степени, то человек проявляет интерес к жизни за рамками своей собственной персоны. Но с целью понять, как он может использовать ресурсы окружающего мира для удовлетворения своих желаний.

Эго: что это значит?

Даже для философов данная тема стала достаточно непростой. Часто встречается мнение, что наше эго состоит из комплекса воспоминаний, устремлений и привычек. В данной статье мы раскрое суть этого понятия и его специфические аспекты.

Давайте сначала выясним, что же понимают под термином «эго». Значение слова вроде бы достаточно просто объяснить: с латинского оно переводится как «Я», согласно теориям многих психоаналитиков, является одной из весомых частей структуры личности. Другими словами, это набор наших мыслей, убеждений, то к чему мы привыкли. Таким способом мы формируем оценку всего происходящего в нашей жизни.                                         

Карлос Кастанеда: мистификатор или гений?

Самый загадочный писатель двадцатого века, автор множества книг и основатель «Пути воина» – неоднократно подвергавшегося критике и разоблачениям, но все же имеющего множество последователей во всех странах мира. Кастанеда пересказывает в своих книгах учение Дона Хуана – этнического индейца и мага. Суть учения сложна и запутана, но цель та же – повышение осознанности, избавление от иллюзий этого мира. Это учение получило название Пути Воина. Дон Хуан считал, что достигший безупречности или человек Знания больше не повинуется законам этой иллюзорной реальности, так как может создавать свою. Цель пути воина – свобода, в том числе свобода ото всех человеческих потребностей (в самоутверждении, принятии, собственной значимости), в том числе и от необходимости чужих оценок, и в конечном итоге, обретение личной силы

Именно Кастанеде принадлежит авторство известного термина ЧСВ – Чувство Собственной Важности. Суждения Кастанеды довольно жестки и прямолинейны, а лучшим советчиком он называет Смерть, которая, в конечном итоге, ожидает всех и о которой нельзя забывать

Практики, которые предлагает Кастанеда для достижения большего осознания – это осознанные сновидения, остановка внутреннего диалога, сталкинг, а также внутренняя работа: перепросмотр событий собственной жизни, поиск «утечек энергии» – того, что делает слабее. Позже Кастанеда разработал систему физических упражнений, повышающих осознание, и назвал ее Тенсегрити. Все это придает его учению сходство как с практикой Четвертого Пути (работа с телом, эмоциями, избегание ловушек ума), так и с современной йогой (физические упражнения, медитация, энергетические практики). 

Как найти грань между здоровыми проявлениями эго и чрезмерной концентрацией эгоистических устремлений?

У данного вопроса есть и оборотная сторона: доля эгоизма есть в каждом из нас и если бы этого не было, мы могли бы полностью растворить свою целостность в других людях, не научившись понимать свои желания, идти к своим собственным целям.

В обществе принято порицать любые проявления эго, а способность приносить свои интересы в жертву ради интересов другого вызывает искренний восторг. Но так ли всё просто на самом деле?

Питер Шварц, почётный̆ участник и представитель совета директоров Института Айн Рэнд описывает в своей книге «В защиту эгоизма: почему не надо жертвовать собой ради других», которая не так давно была издана, мифы об эгоизме и говорит, что у каждого человека есть неоспоримое право использовать результаты своей деятельности в своих интересах.

Наши представления об окружающем мире формируются посредством понятий. В сознании большинства людей нет такого понятия как «хороший эгоизм».

Категоричность такого восприятия термина «Эго», в некотором смысле, искажает его истинное значение («действовать в своих интересах, руководствуясь голосом разума»).

Отношение к данному аспекту имеет связь и с историей

Во времена античности люди не обвиняли друг друга в эгоцентризме: цивилизация была слишком молодой, поэтому внимание человека к себе, как и самопознание было сходно с познанием окружающего мира. С появлением христианства эгоизм становитсяотрицательной чертой характера человека

Так как христианский идеал человека – Иисус Христос – был альтруистом. Но в эпоху Ренессанса и Просвещения, когда особую ценность имел каждый индивид, внимание к своим идеям и потребностям снова перестало быть негативной чертой. А в 19 веке, когда в Европе стал интенсивно набирать обороты капитализм: появилось впечатление, что без учета собственных интересов невозможно было выжить в обществе всеобщей конкуренции.

Кроме того, и в наши дни в Р. Ф.личные интересы перешли из осуждаемых понятий в число одобряемых. И такое двуликое восприятие эгоизма несколько сбивает человека с толку. «Несовместимость двух принципов («блюди свою выгоду» и «эгоизм – это плохо»), проповедуемых в рамках одной культуры, порождает глубинный личностный конфликт», – утверждает философ Ирина Рудзит.

Эрих Фромм, считал, что «полное отсутствие эгоизма – один из его признаков, причем зачастую самый главный». Философы давно задаются вопросами о существовании разумного эгоизма. Такой эгоист не приносит свои интересы в жертву, но и не пытается манипулировать всем вокруг, чтоб весь мир крутился вокруг него. Он удовлетворяет свои разумные желания, а всем, что превышает нормальные потребности, готов поделиться. «Это личность с достаточно высокой самооценкой, которая знает, что имеет право на определенные блага, – объясняет Светлана Кривцова. – Его самоуважение и уверенность в себе позволяют ему относиться к другим людям с приязнью».

Забота о себе -базовая человеческая потребность. А вот заботиться исключительно о себе или, наоборот, или все время заботиться о других, пренебрегая своими желаниями и потребностями – выходит за рамки гармоничного взаимодействия с другими людьми. Мы можем жить так, чтобы действовать согласно своим интересам, если при этом не заставляем людей вокруг исполнять все свои желания и прихоти.

Действия человека в данном аспекте можно классифицировать как:

1. Действия, направленные на удовлетворение чужих потребностей (не эгоистическое поведение);a. вынужденное удовлетворение чужих потребностей (может быть эгоистическим);b. не вынужденное удовлетворение чужих потребностей;

2. Действия, направленные на удовлетворение своих потребностей (вынужденных, оправданных и неоправданных).Личные потребности человека становятся не оправданными, т. е. эгоистическими в ряде случаев:• когда противоречат здравому смыслу;• когда целью является личная выгода и нажива в ущерб другим людям;• когда субъект не может поступить иначе (эго паттерн — рефлекторное поведение).

Что будет происходить, если вас лишить свободы реакции?

Например, многие из рефлексов как раз «территориальная агрессия»или защита территории являются оправданным поведением, когда речь мы наблюдаем за реакциями представителей животного мира, но когда речь идет о человеке, то от него следует ожидать свободы действий и свободы выбора в отношении своей реакции на мнение окружающих.

Если же он лишен свободы при реакции на мнение окружающих то, происходит следующая ситуация: если какой–нибудь человек говорит нам что – то неприятное о нашей внешности, творческих задатках и т. д., у нас сразу же становится хуже настроение, понижается самооценка. Подобная реакция на мнение других людей существенно усложняет нашу жизнь и ставит преграды для дальнейшего развития.

Проблема восприятия действительности через призму Эго

Порой проявления эго достигают крайней степени: это может быть безусловная любовь человека к своей персоне в совокупности с абсолютным стремлением удовлетворять лишь собственные интересы, также могут быть и вспышки ненависти к себе, либо появление апатии к жизни, вплоть до суицида. То есть во всех случаях крайней степени проявления эго человек зацикливается на собственных делах и не видит других факторов, если речь об отношениях, то он не слышит своего партнера, в результате чего рано или поздно отношения разрушаются.

При отсутствии сдерживающих факторов эго может вырасти до немыслимой величины, при этом Эго в этом случае оно не просто доминирует, а приобретает полную власть над сознанием человека, создавая соответствующее эгоцентрическое мышление. Причем, эгоцентрическое сознание вырабатывает определённую концепцию восприятия всего происходящего, как единственный возможный вариант.

При восприятии мира вокруг через призму Эго человек не заботиться о построении отношений с близкими людьми, вероятность встретить «вторую половинку» или обзавестись верными и надежными друзьями сводится к минимуму. Такого человека интересуют только свои дела и потребности. Эрих Фромм, психоаналитик и знаменитый философ, писал об этом «Он интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет».У такого человека нет никакой заинтересованности в эмоциональном состоянии других людей, если это не может принести ему выгоду, даже если речь идет о членах его семьи, а также уважения к их мнению. А Козьма Прутков говорил, что «эгоист подобен давно сидящему в колодце». Отвергая значимость переживаний других людей, этот человек считает свои проблемы самыми значимыми.

При восприятии проблем через призму Эго велика вероятность погружения в депрессию.

Но здесь идет речь именно о чрезмерной зацикленности на своём «Я».

Мыслительные процессы, где центром становится своя личность — это путь к психическим заболеваниям. Как показал Адлер, зацикленность на себе самом является причиной мании величия, паранойи, и пр… чувства превосходства — нацизма, фашизма, издевательства над животными и пр. Зацикливаясь на себе человек перестает видеть, каков мир вокруг него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: