Что делать родителям?
Дмитрий Пушкарев посоветовал оставаться в контакте с детьми и следить за их эмоциональным состоянием всегда, а не только в моменты кризиса:
«Главное без паники, это важно. Лишь маленькая часть людей, у которых появляются суицидальные мысли, совершает суицидальные попытки
Лишь у маленькой части людей, которые совершают суицидальные попытки, эти попытки становятся летальными. Чем больше мы тревожимся, тем жестче мы реагируем, тем больше наше стремление контролировать — и в конечном счете, тем меньше мы в принципе способны поддерживать взаимно уважительный, конструктивный диалог со своими близкими.
Самое важное сообщение, которое необходимо передавать ребенку, в случае, если уже стало понятно, что у него есть суицидальные мысли:
Пункт 1: Да, проблема есть, и она очень серьезная. Мы еще можем не знать, что это за проблема, нужно разобраться, но проблема есть.
Ни в коем случае не стоит говорить: «Не выдумывай, у тебя всё в порядке, посмотри, жизнь такая хорошая». Если человек сообщает о том, что у него есть суицидальные мысли — видимо, для него жизнь действительно не очень хороша
Пока мы не поймем почему же она для него так невыносима, очень важно принимать, как по умолчанию, что видимо она действительно невыносима, почему мы пока не знаем, но видимо проблема есть — это самое важное, не отрицать наличие проблемы
- Пункт 2: С тобой всё в порядке, несмотря на то, что у тебя есть проблемы. Ты не больной, не неудачник, не поломанный, не надо тебя к врачу вести починить. С тобой вообще-то всё в порядке, ты стараешься — но да, у тебя проблемы, с которой видимо пока ты не знаешь, как справиться.
- Пункт 3: С этим можно справиться, и мы справимся с этим вместе.
Это три ключевых сообщения, которые стоит передавать словом и делом: первое — это то, что проблема есть; второе — это то, что с тобой всё в порядке, несмотря на то, что у тебя есть проблема, и третье — что с этой проблемой можно справиться
Очень важно подчеркнуть, что не только словом, но и делом — потому что, если мы говорим «с тобой всё в порядке, но давай я теперь буду проверять твою электронную почту или ночью буду смотреть карманы», то это сообщение, что с тобой всё не в порядке, и раз я не могу тебе доверять, я буду тебя контролировать. Если я говорю ребенку о том, что мы справимся, а потом я плачу ночью, и ребенок застает меня в слезах — то это говорит о том, что на самом деле я не верю в то, что мы справимся с этой ситуацией
Это, действительно, огромная нагрузка на родителей: одновременно нужно поддерживать три этих компонента. Это очень трудно, и
Винить себя за то, что это произошло
То, о чем Полина говорила, наверное, это самое важное здесь, это доверять себе помимо прочего, не отрицая проблемы
Как говорить с ребенком, если всё видимо благополучно? Мне кажется, что самое важное говорить с ребенком в принципе о разных вещах и интересоваться его жизнью. И если ответы нам не нравятся, не порицать его и не устраивать из этого какой-то трагедии и катастрофы
Потому что если ребенок боится рассказать о том, с кем он встречается или в каких группах Вконтакте он сидит, или какие вещи его интересуют, или что он хочет сделать — то ожидать, что он будет с нами свободно обсуждать суицид — это маловероятно«.
Полная версия видео
Тревожный звонок
Психологи выделяют несколько типов детей, которые склонны к суицидам
Вот основные тревожные сигналы, на которые родителям следует обратить внимание
У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен. Малыш привык все свои проблемы решать самостоятельно и никому не доверяет. Даже, когда очень больно или страшно он не плачет. Ребенок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть малыш видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребенок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.
Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ «Мне все равно». Он может хорошо учиться, но без стремления. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относиться ко всему: к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим. Ему даже безобразничать не хочется. Кстати, родителям в этом случае иногда кажется, что у них идеальный ребенок. Это опасное заблуждение. У подростка должны быть хоть какие-то увлечения. Нравятся они вам или нет, это уже другой вопрос, но именно хобби поддерживает в человеке желание жить. Поэтому постарайтесь чем-нибудь заинтересовать ребенка. Только не навязывайте ему кружки и секции на свой вкус. Предлагайте различные варианты, а он пусть выберет увлечение по душе.
Вас должно насторожить, когда малыш любит болеть и постоянно придумывает себе страшные болезни. При этом он демонстрирует, что ему легче, только когда вы рядом. Родители постепенно привыкают к «придуманным» болезням и не обращают на них внимания. И тогда подросток переходит к более отчаянным поступкам. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства не с целью свести счеты с жизнью, а лишь попугать родителей. Они изначально не собираются умирать
А надеются таким образом обратить на себя внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда скорая не успевает вовремя и «смерть понарошку» становится реальностью
Поэтому постарайтесь не забывать о том, что у вас есть ребенок, даже когда очень заняты. Регулярно демонстрируйте ему свою любовь и заботу, а не только когда малыш болен.
И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет. Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надумана или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. А истинная причина кроется далеко внутри, и родители могут ее даже не замечать. Дети, которых удалось спасти, рассказывают, что мысль о самоубийстве посещала их достаточно часто. Сначала это была лишь фантазия. Но когда слишком часто о чем-то размышляешь, то идея уже не кажется такой абсурдной. И постепенно фантазия приобретала все более реальные черты. В результате любой пустяк может послужить толчком к этому страшному поступку. Поэтому, если вы заметили у подростка такие фантазии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Здесь без опытного детского психолога не обойтись.
Депрессия
Дмитрий Пушкарев:
«Во-первых, бывает ли суицид без депрессии? Да, бывает. Бывает без видимых признаков, бывает вообще без депрессии, как таковой
Собственно, это очень важно понимать, что суицидальное поведение не является по сути клиническим поведением. Это универсальное поведение, которое свойственно в принципе людям
Другое дело, что суицидальное поведение бывает чаще у людей, которые страдают определенными видами психических расстройств. В частности это депрессивное состояние, это пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство личности, как выясняется, и в некоторых случаях при психозах тоже суицидальное поведение может быть более частым, чем в принципе у населения».
«Есть типичные признаки депрессии. Если коротко, то это:
- — хронически сниженное настроение,
- — подавленность,
- — перестают радовать те вещи, которые радовали прежде,
- — нарушение сна,
- — нарушение аппетита,
- — пассивность,
- — снижение энергии, активности.
Причем снижение сна и аппетита может быть в две стороны: это может быть бессонница или сонливость, отсутствие аппетита и снижение массы тела или наоборот избыточное поглощение сладкого
Важно, что речь идет о кардинально изменившимся, по отношению к нормальным, пищевым привычкам и привычкам сна. То есть, важно понимать, что депрессия — это состояние, которое начинается, и которое заканчивается
Кстати, основной риск суицида, у людей во время выхода из депрессии — потому что это период, когда появляется энергия, но все еще сохраняется ощущение безысходности. Это момент, когда у человека, который во время депрессии думал о суициде, может появиться достаточно энергии, для того это совершить».
Дмитрий Пушкарев также сказал о том, что для подростка повышение уровня агрессии нормально:
И так же как суицидальное поведение заставляет родителей хвататься за голову и контролировать, так же агрессивное поведение зачастую со стороны родителей воспринимается как неприемлемое. „У нас был такой послушный мальчик, была такая послушная девочка, а теперь она кричит или тут он хамит учителям, родителям, дверьми хлопает, какой ужас!“.
Очень важно понимать, что в случае, если агрессия в подростковом возрасте воспринимается родителями как неприемлемая, то для подростка она тоже может восприниматься как неприемлемая. Это может приводить к направлению агрессии на себя, то есть к попытке наказать себя, и к увеличению риска суицидального поведения»
Про поиски врача
Я пробовала обращаться к различным специалистам, искала способы преодоления депрессии. Решила «блин, умереть — я не умираю, жить — я не живу, надо что-то с этим делать».
Я обращалась к неврологам. Невролог выписал антидепрессанты, которые помогли бороться с депрессией, дали определенный период ремиссии. Но после отмены все стало постепенно возвращаться.
Пробовала обращаться по месту жительства, в психиатрический диспансер. Чаще всего психиатры назначают нейролептики — достаточно тяжелые препараты. Они не задаются вопросом, что же стало первопричиной, как помочь человеку выйти из депрессии?. Они как-то глубоко не ищут. Поэтому я боялась обращаться туда дальше.
Вызывала врача на дом. Врач такая: «Да, вам там херовенько…» Ну, я, конечно, понимаю, но что делать?
Эксперименты со здоровьем не прошли зря. Я получила редкое аутоиммунное заболевание. Выявить его непросто, потому что оно маскируется под другие заболевания: под астму, бронхит. Периодически я попадала на скорой в больницу, потому что не могла дышать. После отмены лекарств все возвращалось заново. В последний раз я попала в больницу с гемоглобином в 37 (норма гемоглобина для женщин 120–140). Долго искали, где-то месяц. Столько крови для анализов не брали никогда. Все-таки выявили, что это аутоиммунное заболевание. Начали давать большие дозы гормонов, и меня разнесло с 55 до 80 кг.
Моим лечащим врачом была ревматолог, которая мне сказала: «Слушай, я не знаю, как и что ты будешь делать, но ты должна найти психотерапевта. Не психолога, ты должна найти психотерапевта! Как это будет, я не знаю».
Я прислушалась. Началась моя борьба с депрессией. Собрав всю силу воли, что у меня была, в кулак, нашла адрес частной клиники, узнала, как она работает. Это было далеко для меня, потому что я жила в Лобне, а «Альянс» находился где-то в Беляево. Без записи я приехала в «Альянс». Спросила, есть ли специалист, который может принять прямо сейчас. Мне, мол, очень надо. Вызвали Нино Анатольевну.
Нино Анатольевна приняла меня, внимательно выслушала. Подробности разговора я не помню. Но, скорее всего, я рассказывала, что все очень плохо, и я не знаю, как побороть депрессию и апатию. Конечно, хотелось, чтобы мне дали чудодейственную таблетку, и все это прошло мгновенно. Но так не случается.
После первого сеанса никакого окрыления, никакого воодушевления, никакой радости я не почувствовала. Но я поняла, что это надо. Я не знала, что ожидать от специалиста, потому что мы не были знакомы, и как будет проходить психотерапия. Но я согласилась, и надо было идти дальше, избавиться от депрессии — вот что я знала. Как это будет, хорошо или плохо, я не знала. Внутреннее сопротивление, конечно, было. Но что-то толкало меня вперед.
Я начала заниматься с Ашмейба Нино Анатольевной. Наши встречи происходили в форме беседы. Я ожидала чего-то, я хотела чуда. Просто, чтобы прямо взяли все мои горести, печали, и исцелили меня, подсказали, как помочь себе при депрессии. Вот чего я хотела. Нино Анатольевна сказала: «Нет, дорогуша, придется поработать с собой!» Ну, она не так сказала, но я поняла, что наши встречи будут проходить именно так. Внутреннее сопротивление сохранялось. «Блин, как это так? Что это? Я не понимаю, как это все работает».
Всем назло
Из предсмертной записки двенадцатилетней Ольги С. «В моей смерти виновата Оксана П. из 9 «А» класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить». Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инвалидному креслу. Сейчас Ольга заново учиться ходить. Она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глупости девочка потеряла два года, а соперница Оксана по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психологу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.
Нет сил бороться
Вике 13 лет, но разговаривает она как взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил в жизни. К психологу Вику привела учительница, которая случайно нашла «предсмертную» записку девочки. Оказывается, Вика уже давно задумывалась о самоубийстве и готовилась к этому событию. Папа Вики военный и семья два раза в год переезжала с одного места на другое. Девочке было очень трудно налаживать отношения с новыми одноклассниками, а как только у нее появлялись подруги, они опять меняли местожительства. В результате девочка замкнулась в себе, она перестала сближаться с людьми (зачем ведь скоро опять переезжать). Мама радовалась, какая у них тихая и послушная дочь. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А Вике такая жизнь надоела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.
Суицид — это не проблема, а способ ее решить
Дмитрий Пушкарев
Дмитрий Пушкарев объяснил, почему люди совершают суицид: «Это может звучать парадоксально, но суицидальное поведение — это не проблема, а способ ее решить. Суицид — это следствие определенных проблем. Столкнувшись с сильным стрессом и чувством бессилия, люди начинают рассматривать суицид как решение „нерешаемых“ (с их точки зрения) проблем.
Суицидальные мысли дают ложное ощущение „свободы“, возможного „выхода“ из положения
Важно понимать: когда человек находится во власти таких заблуждений, ошибочно усиливать контроль над его личной жизнью, действовать запретительными мерами. Этим мы можем подтолкнуть человека к попытке обрести контроль над его собственной жизнью таким страшным образом»
Дмитрий Пушкарев также отметил наличие биологических причин суицидальных мыслей: «Каждый из нас сталкивается с разными уровнями страданий. Здесь есть и биологические причины. У одних людей банально выделяется большее количество серотонина, и они меньше склонны к негативным эмоциям. Метод самоповреждений работает потому, что люди, которые режут себя, испытывают выделение эндорфинов, поэтому они используют временно не только физическое, но и эмоциональное обезболивание».
Статистика самоубийств
По данным ВОЗ, каждые 40 секунд во всем мире кто-то пытается покончить с собой и около 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате суицида. В 2012 году самоубийство стало второй по численности причиной смерти среди молодых людей 15-29 лет.
В России количество людей, погибших в результате самоубийства, уменьшается с 2000 года: в 2001 году так погибали 45 человек на 100 тысяч населения, а в 2016 – 30.
По официальным данным, количество самоубийств с начала 2018 года в России составляет около 2 тысяч, из них более трети – дети и подростки. Статистику привел сотрудник Главного управления криминалистики СК России Сергей Коротких, выступая три месяца назад на дискуссионной площадке «Право ребенка на безопасность». По его данным, количество попыток самоубийств среди несовершеннолетних выросло с 1 094 в 2014 году до 1 633 в 2016 году. За первые три месяца 2017 года зарегистрировали 823 попытки подросткового суицида – это больше половины от общего числа за весь 2016 год.
Автор «Новой газеты» Галина Мурсалиева в мае 2016 года связала растущее количество подростковых самоубийств с так называемыми «группами смерти» во ВКонтакте – там якобы подталкивают детей. Многие медиа и пользователи соцсетей обвинили Мурсалиеву в искажении фактов и нагнетании волны паники. Российские власти – Роскомнадзор, член Совета Федерации Елена Мизулина и тогда еще уполномоченный по правам детей Павел Астахов – отнеслись к статье Мурсалиевой серьезно и потребовали принять меры против подобных пабликов. Правоохранительные органы связывают с деятельностью этих групп 1% от общего числа смертей, хотя и утверждают, что количество подростков-самоубийц, состоявших при жизни в «группах смерти», растет.
Всемирная организация здравоохранения полагает, что на каждое самоубийство в мире приходится значительно больше людей, которые совершают попытки самоубийства ежегодно. Точную цифру назвать сложно: по статистике суицидов в мире до сих пор не хватает информации. Только 60 из 172 государств-членов ВОЗ располагают данными, которые можно использовать для подсчета частоты самоубийств. Статистика в остальных 112 странах составляется по методу моделирования. В некоторых странах и практически всех религиях самоубийства – табу и крайне щекотливая тема, что тоже не добавляет точности цифрам. Специалисты ВОЗ называют примерное количество – на каждого человека, который покончил жизнь самоубийством, по всей вероятности, приходится более 20 человек, совершивших попытку самоубийства.
Понимает ли подросток, что суицид — это навсегда?
Полина Цыганкова рассказала о том, что подростки часто не до конца осознают реальный риск суицидального поведения:
«Подросткам бывает свойственна так называемая иллюзия неуязвимости, что дурное может произойти с кем-то другим, а не со мной, это часто лежит в основе рискового поведения, всякие экстремальные виды проведения досуга, которые сейчас тоже распространены и имеют высокую смертность. Это такое около суицидальные вещи, игры со смертью, зацепинги, когда ребята на поездах катаются и гибнут в большом количестве, руфинг, когда они по крышам прыгают и срываются с этих крыш, и ряд других таких вариантов времяпрепровождения».
Агрессивность в обществе и СМИ
Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков — это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе. К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия. Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».
Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя. При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность. И если взрослые могут «выключаться», они — устоявшиеся люди со своими представлениями, что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.
Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию — это неправильно, да, у нас и свобода печати. Но подавать информацию нужно грамотно. Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок. При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.
У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых. Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах. Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.
Некоторое время назад в Москве была своего рода эпидемия групповых самоубийств среди подростков. Когда произошло самое первое, я давал комментарий журналисту, и уже после беседы сказал, что, учитывая широкий отклик на событие в прессе, опасаюсь повторения таких случаев в ближайшие дни. К сожалению, я оказался прав.
Действительно, не только в Москве, а уже и в других городах нашей страны произошли подобные трагические случаи. Поэтому всем, кто освещает самоубийства в СМИ, нужно учитывать особенности подростковой психики, и прислушиваться к специалистам по поводу того, как и что можно говорить и писать на эту тему. Чтобы не стать виновными в следующих самоубийствах.
Еще одним важным аспектом, влияющим на суицидальность детей и подростков, является их вовлечение в тоталитарные псевдорелигиозные секты. К сожалению, у нас в стране их не так уж мало, и родители, туда вовлеченные, как правило, начинают подключать и детей. Большинство этих псевдорелигиозных сект носят деструктивный характер, вплоть до ориентации на уход из жизни. Когда детей с их ранимой психикой включают туда, зачастую всё заканчивается суицидом.
Как определить суицидальный риск у ребенка: памятка для родителей
Главным признаком суицидального риска является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»). Основные изменения поведения следующие:
— Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.
— Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.
— Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.
— Употребление психоактивных веществ. Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.
Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска. К ним относятся:
- прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
- ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
- специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.
Появление таких особенностей должно насторожить родителей. Первое, что следует делать в таком случае — найти возможность откровенно поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь. Такой разговор будет иметь эффект, если существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями. А она создается, как я уже говорил, в раннем детском возрасте. Если у подростка эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психологу, занимающемуся именно детьми и подростками.
Я бы только не советовал искать психолога (психотерапевта) по объявлениям: у нас масса неквалифицированных людей и даже шарлатанов, подвизающихся под этой маркой. Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно никаких направлений. Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше. Наконец, существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток
Поэтому важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить
История Кристины
Кристине 15 лет. Высокая, у нее веснушки. Ее любимый предмет – физика, она любит сериал «Теория большого взрыва». Зимой этого года она пыталась покончить с собой в новой школе, куда пошла после переезда.
«Я толстая и сама об этом знаю», – начинает Кристина.
Сначала одноклассники ее не замечали, и девушку это устраивало. Проблемой стали уроки физкультуры:
«Учитель каждый урок говорил, что я ленивая, и спрашивал, хочу ли я вообще замуж», – рассказывает школьница.
Кристина признает, что бегает медленнее остальных, а прыгать со скакалкой стеснялась, потому что мальчики «пялились на грудь». Каждая неудача высмеивалась учителем перед всем классом, и вскоре шутки на тему веса Кристины стали любимой темой других учеников
Классная руководительница сочувствовала Кристине и советовала не обращать внимание, чтобы одноклассникам «быстрее надоело». Но им не надоедало: зимой кто-то подписал тетрадь Кристины по русскому языку «Жирная свинья».
«Я захотела, чтобы они увидели, до чего доводят их издевательства
Я решила выйти с физ-ры со словами «Прощайте» и пойти на пятый этаж – прыгать. И вся школа бы увидела, и все бы знали, кто в этом виноват».
Мама Кристины Светлана узнала об издевательствах над дочерью, только когда ее вызвали в школу после инцидента. Она потребовала уволить учителя физкультуры, грозясь написать заявление по статье 110 УК – «доведение до самоубийства».
«Я даже не замечала ничего, вы мне верите? – вспоминала Светлана в разговоре с корреспондентом Настоящего Времени. – Она у меня всегда была тихой, много читала, о чем-то сложном, физическом, а я вся в работе и не лезла ей в душу».
Учитель физкультуры сменил место работы, где он сейчас – неизвестно. Кристина перешла в другую школу:
«Они (администрация школы – НВ) так просили маму не поднимать кипиш, говорили, что это испортит имидж школы. Им имидж важнее чьей-то жизни? Ненавижу», – злится девушка. И добавляет в конце разговора: «Зря я это все же. Маму жалко, она сильно испугалась, мы много с ней говорили потом». На вопрос, может ли она снова пойти на такой шаг, Кристина ответила: «Думаю, нет».
Наследственность и психическое здоровье
У большинства родителей отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению. И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность
Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать
По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения психического здоровья. Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся. Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру. Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру. К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.
Пусть мучаются
На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний Витя сказал: «Я давно просил рыбок, а родители против. Раз они не хотят покупать мне рыбок, значит, я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми». Петя с сильнейшим отравлением попал в больницу. К счастью, дома кроме аспирина, анальгина и супрастина ничего не было. Родители естественно сразу же купили ему рыбок. А теперь мальчик чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравиться. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания. Она до сих пор не может забыть свой ужас, когда Виктор лежал в реанимации. Сейчас родители вместе с психологом пытаются понять и исправить все свои ошибки.
Неэффективная суицидологическая помощь
Следует заметить, что существующая у нас в стране система суицидологической помощи в значительной степени устарела и не соответствует требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики.
В большинстве своем суицидологические службы (а в некоторых регионах их вообще нет) не имеют детско-подросткового звена, а это — особая работа, особые подходы. Зачастую родителям ребенка попросту некуда обратиться, даже если они заподозрили суицидальную опасность у своего ребенка. Поэтому требуется реформа всей системы суицидологической помощи с обязательным введением детско-подросткового звена.