Панический страх

2-я группа. Жизненные ситуации, в которых не удается реализовать какую-либо важную потребность.

При этом пути выхода из ситуации чаще всего, по личным представлениям, не устраивают. Например, можно выделить такие потребности как:

  • личная безопасность;
  • удовлетворяющие сексуальные отношения;
  • значимое положение в обществе;
  • самореализация в деятельности (профессии, бизнесе);
  • близкие эмоциональные отношения с другими людьми.

Мешать удовлетворению важных потребностей может работа, которая не устраивает, — допустим, по какой-то причине у вас нет возможности ее сменить. Или окружение, которое не ценит вас по достоинству и принижает заслуги. Страна, где нет возможности реализоваться. Такое положение дел приводит к нарастанию внутреннего напряжения и тревоги, что тоже может способствовать возникновению панических атак.

Думаю, вы заметили, что в нынешней ситуации с коронавирусом у многих в жизни появились причины из двух перечисленных групп. Если они были и раньше, то их могло стать больше. Вынужденная изоляция, навязанный чуждый образ жизни, страх заболеть и умереть в отношении себя и близких, потеря бизнеса, невыплаченные кредиты, потеря средств к существованию, неопределенность будущего, отсутствие объективной и большое количество негативной информации — все это не способствует спокойствию и душевному здоровью.

Возникнет паническое расстройство или нет, зависит от особенностей личности и психотравмирующей ситуации, а также способности личности самостоятельно с этой ситуацией справляться.

Если паническая атака все-таки возникает, то действует следующая, третья группа причин. В этом случае говорят о триггерах, то есть о причинах, запускающих непосредственно приступ

В этом случае крайне важно их правильно опознать и «отменить запуск»

Можно ли заменить походы к психотерапевту медитациями или другими энергетическими и духовными практиками?

Нет, медитации и другие практики не нацелены на решение личностных проблем. Они помогут вам развить способность к созерцанию и осознанию. Повысят уровень энергии, научат лучше осознавать, что происходит, но не помогут пройти через травматический опыт, не создадут новую модель отношений и не прояснят ошибочное и запутанное мышление. В психологической практике мы часто видим, что эти практики используются скорее для ухода от решения проблем, они дарят некоторое облегчение, что позволяет человеку думать, что психику он уже исцелил. Но потом случаются неприятности, осознанность теряется, и вот человек снова думает, чувствует и ведет себя как прежде

Если подобное происходит, имеет смысл обратить внимание не только на духовный и энергетический уровень, но и на психологическое состояние. Будда не проводил психотерапию

Медитации, духовные и энергетические практики — все это разные методы и пути, которые подходят для решения разных задач. Развитие осознанности, переживание пустоты ума, осознание осознания и тому подобное — все это существует и выводит человека за границы стандартного восприятия нашей реальности, но это никак не связано с проблемами человека как личности, которому надо платить по счетам, строить отношения с другими людьми, ходить на работу и зарабатывать деньги. Все, что связано с духовными практиками, существует в параллельной Вселенной, но на мирской уровень это никак не влияет. Обычно уход в духовные практики чреват тем, что человек через них начинает убегать от безрадостной реальности. Возьмем депрессивного человека, который занимается медитациями. Его убеждение: «Я никому не интересен. Но во время медитации я представил и ощутил, что Вселенная любит меня». Соответственно, поверх этого убеждения возникает еще одно: «Я никому не интересен, но однажды моя духовная ценность воссияет и я прославлюсь». Однако реальная проблема при этом не решена. Он просто надевает на нее золотой колпак своей осознанности, и вроде как это позволяет ему чувствовать себя чуть лучше и вселяет надежду на светлое будущее.

Может ли злоупотребление такими практиками навредить? Легко. Если у человека есть большие непроработанные проблемы, но он накачивается энергией, дальше она расходуется на работу той психики, которая на данный момент у человека есть. И если эта психика стабильная и благополучная, нацеленная на конструктив, отлично: туда и будет направлено большее количество энергии, и мы получим классный результат. А если психика нестабильная, разболтанная, тревожная, то, накачивая ее энергией, мы получим еще большую проблему. Для такой проблемной психики минимальное количество энергии — это благо, потому что так она себя защищает. Чтобы человек, например, не вышел из окна. Это про пословицу «Научи дурака Богу молиться…» Заигрывать с этим не стоит.

В любой духовной практике — и в западной, и в восточной школе — важно наставничество. Грамотный наставник должен подбирать только те методы, которые будут для человека безопасны и полезны

Сегодня все больше продвинутых духовных учителей отправляют своих учеников на психотерапию и только потом допускают их к занятиям. И это очень здраво.

3-я группа. Когда обстоятельства закрепляют поведение, включающее в себя сильный страх и тревогу. Ожидание того, что может «накрыть».

Во время первого приступа паники возникают очень неприятные ощущения и сильный страх. После него появляется чрезмерная внимательность к своим ощущениям в теле, тревожность и опасение, что паническое состояние может возникнуть вновь. Эта тревожность и опасение являются почвой для повторного приступа. Формируется механизм запуска атаки. Триггером может стать обстановка, слова, запах, мысли. Далее из-за стойкости условных рефлексов, образовавшихся при переживании сильного страха и второго приступа, панические атаки начинают возникать в новых местах.

Наличие объективной информации на момент приступа помогает его купировать. Когда человек может себе объяснить, что, к примеру, головокружение обусловлено резко понизившимся давлением или что слабость могла возникнуть из-за того, что человек забыл позавтракать.

Эссе «Моя профессия – психолог»

Педагог-психолог — на мой взгляд, очень важная и нужная профессия. У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается о своей будущей профессией. Каждый мечтает кем-то стать, может быть на кого-то похожим, может осознанно идет к какой-то цели, тем не менее каждый хочет найти себя в этой жизни. Я думаю, что будущая профессия должна приносить радость, чтоб отправляясь на работу не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало тебе заниматься. У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается о своей будущей профессии. На сегодняшний день существует много профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь… А, выбор, действительно, был велик. Кем быть? Воспитателем детского сада, вожатой в школе, учителем, педагогом-психологом в школе? Помочь ребенку узнать, понять и принять себя, научиться общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями, быть счастливым.

И я выбрала свое дело, то дело, которое будет приносить пользу людям. Я педагог-психолог. Так, что же такое, быть психологом? На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важным являются такие качества как пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность, рациональность, здесь еще не менее важным качеством будет являться интуиция. Я –психолог, но не волшебник. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, стараясь помочь детям, которые нуждаются в моей помощи.

Дети – это прежде всего люди, у которых есть свои достоинства и недостатки, свой характер, темперамент, они уникальны и имеют право на самоутверждение, самореализацию.

Быть педагогом – ответственный тяжелый труд, включающий работу над собой. Но быть психологом – это немного другое. Ты не можешь поссориться с коллегой, ты же психолог, значит должен иметь высокий уровень коммуникативных навыков и толерантность. У тебя не может быть плохой дисциплины на уроке – ты же психолог, говорят тебе другие, значит должен уметь не только увлечь детей, но и успокоить, заинтересовать.

Психолог – это не профессия. Психолог – это стиль жизни. В народе есть много легенд и мифов об этой профессии. Когда друзья или знакомые узнают о том, что я психолог вот, что я слышу в ответ: «психолог — манипулятор, гипнотизер или шарлатан, который толком ничем не помогает». И тут я задумалась: как доходчиво объяснить обществу предназначение педагога-психолога, определить его место в образовательном учреждении? Ребенок – это «тесто», состав которого зависит от родителей (родители —

«ингредиенты»), педагоги изготавливают «пирог», а психолог следит за «температурным режимом, временем, условиями выпечки», т.е. помогает. «Давайте стараться выбирать наилучшие ингредиенты для теста, тщательно и с любовью их перемешивать, своевременно регулировать температурный режим приготовления, чтобы пирог получился вкусный, пышный, красивый».

Меня часто посещает мысль о том, что работать с детьми – это огромное счастье! Именно дети, и только они, умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я с радостью жду общения с ними, готовлюсь с волнением, стараюсь, чтобы оно было веселым, интересным и запоминающимся каждому малышу. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую – мы нужны друг другу!

Психолог — это человек, которому необходимо вникнуть, понять и проработать чужую проблему, здесь довольно важно уметь не переносить свои проблемы на другого человека и наоборот, его проблемы не накладывать на свою жизнь. Психолог не должен основываться на своём личном житейском опыте в работе с другим человеком, он должен стремиться к объективности

Я, как и любой другой человек, хочу быть удовлетворена результатами своей работы. И когда меня благодарят — я счастлива. Каждый день меня встречают детские глаза, счастливые, иногда грустные, но всегда открытые к общению. Я радуюсь каждой встрече, каждой беседе, потому что для некоторых из них я, чуть ли не единственный взрослый друг. И я счастлива от их доверия. А иметь возможность быть счастливым и от работы — это много стоит. И закончить хотелось бы вот такими словами:

Психолог – это призвание, психолог – это судьба, сочувствие и сострадание, забота и доброта.

Отсутствие вектора движения – проблема молодежи

Чтобы перебороть себя, нужно знать, в каком направлении расти, и следовать по этому пути, иначе все усилия будут бесполезны. Лень учиться, работать, заниматься собой – все это последствия отсутствия вектора движения, а также умения четко видеть свою цель. Психологи, изучающие современный феномен апатичного поведения среди молодежи, вывели такой перечень подавляющих факторов, мешающих человеку обрести свою дорогу в жизни:

  • отсутствие понятия о долгосрочности и краткосрочности проектов;
  • боязнь мечтать о том, что кажется недостижимым;
  • неспособность бросить себе вызов;
  • отсутствие видения себя через месяц, год и нежелание заглядывать в перспективу.

Чаще всего апатией и ленью страдают школьники старшего возраста, уже столкнувшиеся с необходимостью выбора своего дальнейшего пути, но бессознательно самоустраняющиеся от принятия каких-либо решений.

Какие бывают страхи

Существует огромное количество различных страхов и фобий. Большинство из них в той или иной степени знакомо каждому из нас, однако есть такие, которые на первый взгляд кажутся странными и нелепыми.

Самые распространенные людские боязни можно разделить на 4 категории.

  1. Боязнь пространства в различных его проявлениях: клаустрофобия, агорафобия, страх высоты и полетов на самолете.
  2. Социальные страхи: страх публичных выступлений, боязнь новых знакомств, страх телефонных разговоров и т. п. Ярко выражены в подростковом возрасте.
  3. Страх перед болезнями и врачебными манипуляциями: канцерофобия, боязнь инфарктов и сердечно-сосудистых заболеваний.
  4. Боязнь животных и природных явлений: темноты, пауков, грозы.

Каким бы ни был ваш страх, с ним можно и нужно бороться. Чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее станете по-настоящему свободным и счастливым человеком.

Как избавиться от панических атак самостоятельно раз и навсегда

Сегодня я расскажу вам, как справиться с приступом паники в…

Есть ли негласные признаки того, что консультация прошла успешно или это был провал?

Все зависит от степени сложности и срока давности проблемы, а также от текущего ресурса пациента, потому что долго работать на большой глубине и с высокой степенью интенсивности мы не можем. Ведь психика тесно связана с телом, и если переусердствовать, то вы начнете болеть. Наша психика всегда стремится к равновесию.

Я занимаюсь транзактным анализом и EMDR-терапией: аббревиатура расшифровывается как Eye movement desensitization and reprocessing. Это один из двух видов психотерапии с доказанной эффективностью, официально рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Выглядит это довольно забавно. Психолог совершает движения рукой прямо перед лицом человека, а тот внимательно следит за его пальцами. EMDR идет быстро, глубоко, но и тратит много душевных сил пациента. Как правило, через пару сессий требуется сделать перерыв либо перейти на разговорные консультации

Человеку крайне важно дать время на восстановление

Также в терапии есть понятие «смена переноса». Перенос — это отношение клиента к терапевту. Поначалу оно нейтральное. Затем становится пристрастным, так как пациент проецирует на психолога желания, ожидания, страхи и мечты, которые были у него еще в детстве, а теперь выносятся в терапевтическую работу. И поначалу перенос всегда позитивный (мой терапевт — просто супер!). Но потом наступает момент, когда перенос меняется и «хороший родитель» становится плохим (всю жизнь мне испортил). Это не плохо

Это значит, что терапия подошла к важному, переломному моменту, когда человек готов к избавлению от иллюзий и созрел для того, чтобы проявить в контакте с терапевтом свои менее безопасные чувства. Например, проявление симпатии означает, что мы находимся в безопасном поле, в котором можно и нужно оставаться, чтобы появился ресурс

Но если мы останемся в нем дольше необходимого срока, это неизбежно повлечет блокировку развития.

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно

Екатерина Пирожок, преподаватель СУНЦ и образовательного центра Quant

О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить. А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

Дело не конкретно в ЕГЭ, а в том, что, к сожалению, школы, дети, родители и учителя «накручены» всеобщим хайпом, поднимаемым из-за экзамена. Здесь очень много замешано: и показатели школ, и маркетинговые стратегии образовательных центров, и интересы родителей, которые хотят сэкономить на обучении в вузе. Все это давит на ничем не защищенного от этого информационного шума ребенка, которого нужно — на самом деле — просто оставить в покое и дать ему возможность принимать решения и отвечать за них. Вот тогда это не только экзамен, но и хорошая, здоровая школа жизни. А не нездоровый страх за то, что что-то пойдет не так. Да, все может пойти не так. Но тогда уже сложившуюся ситуацию нужно разбирать, а не помещать ребенка, которому и так забот хватает, в ад ежедневными вопросами «А ты готовишься?», «А ты на сколько сдашь?», «А давай наймем репетиторов по 10 часов в неделю по каждому предмету?..».

Не очень хорошо, что представление о подготовке к ЕГЭ — это «натаскивание» на тесты. Во-первых, заданий с вариантом ответа там стало не так уж и много, а во-вторых, я, например, стараюсь своим детям дать больше, чем требует ЕГЭ: учу их писать тексты, даю задания сложнее, чем есть в экзамене, не всегда придерживаюсь только «егэшного» формата. И вот как раз эта практика в том числе помогает снять стресс — ты не зацикливаешь ребенка на одном и том же, а просто интересно рассказываешь о полезных вещах, которые в том числе и для экзамена пригодятся.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями. Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени. Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!

О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала. Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает

Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал

Как вести себя на экзамене

  • Внимательно читать формулировки;

  • грамотно распределять время;

  • не оставлять неотвеченных заданий;

  • аккуратно заполнять бланки. 

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.

С какой частотой нужно посещать психолога, чтобы из этого вышел толк?

Самый распространенный формат — раз в неделю. Если вы не знаете, сколько вам нужно, и нет особых пожеланий, скорее всего, такой ритм вам подойдет. Но в некоторых направлениях психологии принято встречаться гораздо чаще, например, в психоанализе вы можете видеть аналитика и пять раз в неделю.

Бывает, что человек приходит совсем редко и можно увидеть, как он изменился. А бывает, что изменения происходят медленно. Это зависит от вашей собственной скорости и ресурса. Узнать, сколько сеансов нужно конкретно вам, вы сможете только практическим путем. Не равняйтесь на чужие отзывы. Вы — это вы.

Вопрос психологам

Спрашивает: Аня

Категория вопроса: Страхи и фобии

30.08.2016

Здравствуйте. Мне 16 лет. Уже с самого детского сада я мучаюсь от панических страхов людей и общения с ними. В психологии это называется антропофобией. Я боюсь ходить по улице, так как при виде того, что я иду навстречу людям, у меня начинается паника, я не знаю куда девать глаза, меня трясет и иногда подкашиваются ноги. Как бы я себя не настраивала вести себя уверенно, не помогает; наверное, из-за длительности этих фобий, и нужно теперь как-то от этого избавляться более эффективными способами. Самостоятельно не получится, так как все очень запущенно. Я перешла в 11 класс, мне нужно готовиться к университету. Но как представлю, что меня ждет уезд из дома, жизнь в общежитии, где будет огромное количество незнакомых людей и взрослых проблем, становится очень страшно. В классе отношения с одноклассниками не сложились все по той же причине. Заходя в класс, я снова начинаю нервничать, и поверьте, сколько раз пыталась себя настроить правильно, страх все равно дает о себе знать.. Боюсь выходить к доске, при виде класса снова паника, все смотрят на меня. Еще в 7-8 классе были терки с некоторыми из одноклассников, и даже спустя столько времени, помню об этом. Кажется, что все меня обсуждают и смеются как тогда… Понимаю, что надо идти к психологу, но денег таких нет. На антидепрессанты или другие необходимые препараты не могу решиться, слышала, они вызывают привыкание. Все это мешает мне жить полноценной жизнью, как все остальные. Не понимаю, как все окружающие меня люди свободно гуляют по улице на людях, уверенные в себе, не боятся косых взглядов..Сколько себя помню, всегда был страх всего и всех, сердце всегда бешенно колотилось в любых ситуациях, и людям не могла сказать ни слова. У меня уже 3 год ВСД, может быть это связано с этим. Но я каждый год прохожу плановое лечение в больнице.

У меня постоянно чувство тревоги и панический страх за младшего брата. Как побороть страх? (5 ответов)

ТОП лучших советов психологов

У меня постоянно чувство тревоги и панический страх за младшего брата. Как побороть страх? (5 ответов)

Панический страх (11 ответов)

Панический страх грызунов (7 ответов)

Все советы психологов (всего 413482 совета)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: