Как лечить раздвоение личности

Симптомы диссоциального расстройства личности

Проявления расстройства у мальчиков обычно становятся видны уже в раннем школьном возрасте. У девочек симптомы появляются чуть позже – в период препубертата. Характерными чертами социопатии являются импульсивность, распущенность, упрямство, жестокость, лживость и эгоизм. Дети, страдающие диссоциальным расстройством личности, часто прогуливают школу, портят общественное имущество, участвуют в драках, издеваются над более слабыми сверстниками и детьми младшего возраста, мучают животных, убегают из дома, бродяжничают.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Отличительной особенностью пациентов с диссоциальным расстройством личности, является ранняя оппозиция по отношению к родителям. В социальных отношениях в зависимости от индивидуальных особенностей больного возможна либо открытая враждебность, либо неявное, но упорное пренебрежение интересами других людей. Дети и подростки с диссоциальным расстройством личности не испытывают угрызений совести, будучи пойманными при совершении неблаговидного поступка. Они моментально находят оправдания собственному поведению, перекладывая вину и ответственность на окружающих. Многие больные рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Наблюдается высокая сексуальная активность в сочетании с неразборчивостью при выборе партнеров.

В зрелом возрасте больные обычно выглядят адекватными и социально адаптированными. Проблемы в общении у пациентов с диссоциальным расстройством личности отсутствуют – благодаря обаянию, своеобразному шарму и умению расположить к себе окружающих, они нередко производят приятное впечатление при поверхностных контактах. Отсутствие глубоких привязанностей, эгоизм и неспособность к сопереживанию провоцируют манипулятивное поведение. Больные диссоциальным расстройством личности легко лгут, часто используют других людей в своих интересах, угрожают суицидом, рассказывают о «тяжелой судьбе» или имитируют симптомы несуществующих соматических заболеваний, чтобы добиться определенных целей.

Основной целью пациентов, страдающих диссоциальным расстройством личности, является получение удовольствия, возможность «урвать» от жизни как можно больше наслаждений, невзирая на объективные обстоятельства. Больные уверены в правомочности своих желаний и своем праве на удовлетворение любых потребностей. Они никогда не упрекают себя, не чувствуют вины и стыда. Угроза наказания, осуждения или отвержения социумом не вызывает у них тревоги и депрессии. Если их проступки становятся известны окружающим, пациенты с диссоциальным расстройством личности легко находят объяснение и оправдание любым своим действиям. Больные практически не способны учиться на собственном опыте. Они либо не работают, либо опаздывают, прогуливают и перекладывают свои обязанности на других сотрудников и воспринимают любую критику, как несправедливую.

Эрик Берн выделяет два типа пациентов с диссоциальным расстройством личности: пассивный и активный. Пассивные социопаты не имеют внутренних ограничений в виде совести, правил приличия или человечности, но руководствуются нормами, установленными каким-то внешним авторитетом (религией, действующим законодательством). Такое поведение защищает их от открытых конфликтов с обществом и позволяет хотя бы частично (или формально) соответствовать требованиям социума.

Активные больные диссоциальным расстройством личности лишены как внутренних, так и внешних ограничений. При необходимости они в какое-то время могут демонстрировать окружающим свою ответственность, порядочность и готовность соблюдать правила социума, однако при малейшей возможности отказываются от любых ограничений и возвращаются к прежнему поведению. Активные социопаты чаще демонстрируют откровенно криминальное девиантное поведение, пассивные – скрытое, формально ненаказуемое (ложь, манипуляции, пренебрежение обязанностями).

Диссоциальное расстройство личности сохраняется в течение всей жизни. Некоторые пациенты создают изолированные от общества социальные группы, становясь лидерами сект или преступных группировок. После 40 лет криминальная активность больных обычно снижается. С возрастом у многих пациентов возникают сопутствующие аффективные и соматизированные расстройства. Часто развиваются наркомания и алкоголизм. Зависимость от психоактивных веществ в сочетании с асоциальным поведением становится причиной усугубляющейся социальной дезадаптации.

Начало терапии: психотерапия как способ самоубийства

Когда я, как Света, узнала о существовании психотерапии, то подумала, что это хороший вариант для самоубийства, поскольку у меня накопилось слишком много душевной боли за последние несколько лет. На тот момент я знала о трех смертях самых близких мне людей, которые произошли всего за один год, и то, что есть кто-то по имени Q.L., живущий, когда я сплю. Кроме того, естественно присутствовали провалы в памяти и потеря времени, мне рассказывали о то, чего я не помню, говоря, что я это делала или говорила. Такое знание и частые потери времени не приносили пользы моему умственному труду, и я начала терять работоспособность и впадать в депрессию. От хорошей подруги я узнала, что такое психотерапия, личную я себе позволить не могла по бюджету, а на групповую решилась. В моем представлении четко возникла мысль, что если рассказать о том, что я знаю незнакомым людям и людям, которые это слышат часто (т.е. психологам), то на этот раз у меня получиться убить себя. От такой мысли, Jim решил затянуть с принятием решения о подаче заявки в группу, но остальные трое (Света, Q.L., Kat) были за группу, посему вскоре Света записалась на групповую психотерапию.
Света, Q.L. и Kat по разным причинам хотели убить себя в тот момент, но у всех была идея, что психотерапия принесет боль, которой так не хватало для последнего шага с моста. Такая идея возникла из мысли, что чем больше незнакомых людей окажутся в одном замкнутом пространстве одновременно, тем больше вреда они смогут принести мне, хотя подруга и заверяла, что психотерапия нацелена на помощь человеку. На тот момент в жизни у меня, у всех личностей, были очень сильны убеждения, что люди не могут быть добрыми, что люди способны причинить только вред другим людям, что, если человек делает добро другому, то он потом захочет что-то взамен, что, рассказав о боли другому, другой сможет усилить эту боль. Конечно, такой метод самоубийства сейчас кажется странным, поскольку он был построен на идеях, а не на прямых действиях, нацеленных на смерть, но тогда хотелось чем-то укрепить свое желание умереть.
После начала групповой терапии начались частые хаотичные переключения личностей, фраза «я не помню» стала очень распространённой. Спустя месяц я оказалась на мосту в незнакомом городе. Q.L. и Kat были готовы перелезть через перила и прыгнуть в реку, поскольку плавать никто из нас не умеет, падение закончилось бы их смертью. Jim и Света разными доводами отговорили их прыгать. В тот момент впервые показалось, что Света, Q.L., Kat и Jim – это и есть я, а не отдельные независимые люди. Когда я вновь оказалась в Москве, то решила продолжить ходить на группу, но уже в голове мелькала мысль, что подруга была права, психотерапия может помочь мне сохранить жизнь.

Лечение

Сами асоциальные личности к психотерапевту не обращаются. Как правило, их направляет работодатель, близкий человек, полиция или приводят другие обстоятельства.

Для коррекции поведения используется психотерапия когнитивного реструктурирования (изменение мышления и стереотипов поведения). В некоторых случаях используется поведенческая терапия под страхом юридического наказания, но редко антисоциальных личностей это останавливает.

Как правило, антисоциальное расстройство отягощено рядом проблем, потому применяется антиалкогольная или антинаркотическая терапия, длительная госпитализация. При присоединении неврозов, депрессии или других проблем используются медикаменты.

Индивидуальная психотерапия предполагает:

  • коррекцию самооценки;
  • развитие силы воли и повышение саморегуляции, самоконтроля;
  • развитие эмпатии;
  • изменение установок «я одиночка, независимый и сильный», «другие уязвимы, они созданы для эксплуатации и подчинения», «я особенный, лучше и заслуживаю особых правил».

К сожалению, в редких случаях удается достигнуть успеха в лечении. Сам процесс лечения из-за импульсивности и агрессивности личности проходит с большим трудом. Социопату не составит труда броситься с кулаками на психотерапевта. Усложняет ситуацию и то, что асоциальные личности могут на время показывать ответственность и соблюдать правила, но при первой же возможности вернутся к привычному образу жизни. Однако если он сам признает необходимость коррекции, то будет стараться идти на контакт, насколько это возможно. Но успешным лечение может быть только при отсутствии ведомых людей рядом, нельзя поддаваться на манипуляции социопата.

Как можно диагностировать две или более личностей в одном теле?

Как взрослым, так и детям диагноз расстройства ставится с использованием критериев из диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Врач также спросит человека или воспитателя ребенка о симптомах, которые он испытывает, и направит их к специалисту по психическому здоровью.

Чтобы диагностировать диссоциативное расстройство личности, человек должен:

  • Отображать два или более изменений личностей, которые нарушают поведение, осознание, память, восприятие, познание или чувства;
  • У него могут быть пробелы в памяти личной информации и повседневных событий, а также прошлых травматических событий;
  • Имеет симптомы, которые причиняют значительный дистресс в работе и социальной окружающей среде;
  • У человека может быть амнезия или хаотическое поведение, которое не вызвано употреблением алкоголя или наркотиков.

Метод Роршаха

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  • Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  • Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  • Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  • Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  • Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Диссоциативное расстройство идентичности

Диссоциативное психическое расстройство личности еще называется множественной личностью. Иногда данное нарушение также именуют расщеплением личности. Психический феномен, который приводит к наличию у индивида как минимум двух разных личностей, или «эго» являет собой состояние множественной личности или органическое диссоциативное расстройство. При таком состоянии каждое альтер эго обладает персональными паттернами восприятия и индивидуальной системой взаимодействия со средой.

Для определения у субъекта диссоциативного расстройства идентичности необходимо наличие у него как минимум двух личностей, которые по очереди регулярно контролировали бы поступки, действия индивида, а также проблем с памятью, выходящих за границы нормальной забывчивости. Состояние, связанное с потерей памяти принято описывать как «переключение». Такие симптомы должны наблюдаться у индивида автономно, т.е. они не зависят от злоупотребления субъектом какими-либо веществами, препаратами (алкоголем, наркотическими средствами и т.п.) или медицинских показателей.

Хотя сегодня диссоциация считается доказуемым психиатрическим состоянием, имеющим связь с рядом разнообразных расстройств, относящихся к травматической ситуации в раннем детском возрасте и тревоге, состояние множественной личности как существующее в действительности психологическое и психиатрическое явление некоторое время выставлялось под сомнение.

В соответствии с классификацией заболеваний, диссоциативное расстройство рассматривается в качестве амнезии психогенного характера (другими словами амнезии, имеющей только психологические корни, а не медицинский характер). Вследствие такой амнезии индивид получает возможность вытеснения воспоминаний травматических ситуаций или какого-нибудь периода жизни. Такой феномен именуется расщеплением «я», или согласно иной терминологии, самости. Обладая множественными личностями, субъект может переживать свои альтернативные личности, характеризующиеся индивидуально различимыми чертами. Так, например, альтернативные личности бывают разной половой или возрастной принадлежности, могут иметь разное состояние здоровья, интеллектуальные способности, почерк др. Для терапии данного расстройства, главным образом, применяют долгосрочные методы терапии.

Как показывают различные исследования, индивидуумы с диссоциативными расстройствами довольно часто скрывают свою симптоматику. Обычно альтернативные личности возникают еще в раннем детском возрасте. Также у многих субъектов может наблюдаться коморбидность, другими словами у них наряду с диссоциатывным расстройством выражены еще и другие нарушения, например, тревожное расстройство.

Как избавиться от раздвоения личности

Медикаментозное лечение раздвоения личности

  • Нейролептики. Обычно их прописывают в виде профилактики такого заболевания, как шизофрения. Однако при раздвоении личности также помогут «Галоперидол», «Сонапакс» и «Азалептин», которые снижают бредовые расстройства и устраняют маниакальное состояние.
  • Антидепрессанты. Причины раздвоения личности часто следует искать в подавленном состоянии человека после перенесенного стресса. В этом случае врач может назначить курс приема «Прозака», который при довольно доступной цене способен устранять проявления угнетенности и нежелания заниматься планированием своего будущего. Аналогами данного препарата являются «Флуоксетин» и «Портал».
  • Транквилизаторы. Самолечение в данном случае категорически противопоказано. После общего обследования состояния больного врач может порекомендовать «Клоназепам», который обладает анксиолитическим эффектом. Однако его не рекомендуется применять при затяжных депрессиях со склонностью к суициду.
  • Ноотропные препараты. При ретроградной амнезии, которая приводит к раздвоению личности, необходимо пройти курс лечения при помощи «Пирацетама», «Аминалона» или «Ноотропила». Подобные медикаменты улучшают память больного и стимулируют его мозговую деятельность.
  • Сопроводительный комплекс. Во время приема назначенных специалистом лекарств часто рекомендуется употребление витаминов группы В и препаратов никотиновой кислоты. В этот период также полезно использовать такие средства, как «Трентал» и «Пентоксифиллин».

Помощь психологов при диссоциативном расстройстве

  1. Самоанализ. В очень редких случаях больной признает наличие каких-либо проблем относительно его психического состояния. При осознании существования у себя патологии можно попробовать написать на листке бумаге все тревожащие человека симптомы. С составленным списком необходимо посетить специалиста, чтобы он изначально увидел полную картину протекающего заболевания.
  2. Метод абстрагирования. Если люди обнаруживают у себя все признаки деперсонализации, то следует в срочном порядке пресечь цикличное клонирование собственного «Я». Нужно четко осознать свои предпочтения и возможности, параллельно уничтожая в подсознании псевдообразы.
  3. Стратегия самоутверждения. Существует три вида подобной терапии, при которых рассматриваются конструктивные и компенсаторные подходы к разрешению проблемы раздвоения личности. При этом не нужно в корне менять свое представление о благополучии человека. Если люди предпочитают быть дворниками или строителями, то это вовсе не характеризует их как неполноценных личностей без амбиций.
  4. Семейная психотерапия. Родственники могут ускорить процесс реабилитации небезразличного им человека. Коллективный тренинг эффективен только в том случае, если у больного при раздвоении личности нет группы поддержки из ближайшего окружения. При иной ситуации отлично зарекомендовали себя семейные занятия под руководством опытного консультанта.
  5. Когнитивная психотерапия. Лечение раздвоения личности подразумевает преобразование сигналов, которые формируются в головном мозге человека. При этой методике определяются истоки диссонанса при логическом несоответствии личностного восприятия окружающей действительности у больного. Основываясь на полученной информации, психолог определяется со схемой лечения своего пациента.
  6. Гипноз. Закрытие дополнительных личностей довольно эффективно производится при озвученном методе избавления от расщепления внутреннего сознания. Специалист, вводя своего пациента в транс, программирует его касательно отказа от лишних образов, которые блокируют проявление собственного «Я» человека.

Каковы причины раздвоения

Благодаря диссоциации разум способен делить конкретные воспоминания и мысли. Они остаются навсегда: не исчезают, а неожиданно всплывают в человеческом сознании, «оживленные» триггерами, то есть пусковыми механизмами. Это могут быть события и объекты, окружавшие индивида во время получения им психической травмы.

Сложные диссоциации возникают в силу совокупности следующих причин, имеющих место быть в детском возрасте:

  • влияние родственников, имеющих диссоциативное расстройство;
  • природная способность к диссоциации;
  • частые случаи психологического или сексуального насилия, сильных стрессов, жесткого обращения;
  • отсутствие защиты, поддержки, утешения от жестокости близких.

Ребенок не рождается сразу с чувством цельной идентичности, а его личность устанавливается в ходе разнообразных воздействий и жизненных переживаний

У малыша нет опыта и способов преодоления проблем, и, если малыш в тяжелых ситуациях не получает заботу и внимание, а также защиту родителей, он вытесняет негатив из сферы своего сознания. Такая форма обороны деструктивна и ведет к диссоциативному расстройству

Стоит оговориться: точность воспоминаний о детстве, вернее, о случаях жестокого обращения в тот период, и их влияние на развитие диссоциативного расстройства идентичности стало причиной жарких дискуссий и судебных разбирательств. Дело в том, что пока мало изучено, как информация сохраняется в мозге, как ее восстановить и интерпретировать правильно.

Разные формы такого психического расстройства развивается также у людей, перенесших техногенные катастрофы, природные бедствия, разбойные нападения, войну, серьезные аварии, пытки, участвовавших в боевых действиях. В группе риска и пациенты с проблемами психики, возникшими в результате болезней внутренних органов, посттравматического стресса, подвергшиеся интенсивному насильственному внушению.

К расслоению личности также может привести увлечение особыми препаратами – психоделиками. Это было выяснено в пятидесятые годы 20 века в ходе научных экспериментов с данными средствами. Цель их было создать модель шизофрении и найти пути ее лечения. В итоге, у части добровольцев личность настолько раздвоилась, что к первоначальному состоянию их вернуть уже не удалось.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать: расстройство личности, ее раздвоение, формируется в силу наличия в прошлом или настоящем ряда неблагоприятных факторов, самые весомые из которых:

  • психические травмы;
  • непереносимые стрессовые ситуации;
  • способность устранять из сознания негативные воспоминания;
  • легкая внушаемость;
  • восприятие чего-то происходящего как случающее с кем-то другим – защитный механизм, диссоциация.

Однако раздвоение личности – процесс достаточно многообразный. Его наличие вовсе не точное свидетельство того, что у человека имеется психическое заболевание.

Умеренная или легкая диссоциация может быть следствием:

  • отсутствия сна на протяжении долгого времени;
  • сильного стресса;
  • получения дозы так называемого «веселящего газа» (закиси азота) в качестве анестезии в ходе стоматологической операции;
  • увлеченности сюжетом фильма или книги;
  • незначительной аварии;
  • гипноза.

Течение болезни

Параноидальные личности неискренни, лишены чувства юмора, их интересы узки, ограничены, их сложно переубедить в чем либо. У них обостренное чувство своей ценности, но в то же время они очень чувствительны к неудачам, негативному отношению окружающих. Таких пациентов интересует только то, что трогает их личность, интересы, больные безразличны ко всему остальному. Они подозрительны, не доверяют другим, думают, что к ним враждебно относятся. Им кажется, что окружающие придирчиво присматриваются к их словам и действиям.

  • Шизоидный тип. У личностей шизоидного типа первые признаки расстройства проявляются еще в детстве. В детстве такой ребенок мало общается со сверстниками и любит тихие, мирные игры. Шизоидная личность глубоко ощущая себя, свои внутренние переживания, чувствует себя некомфортно в общении с другими людьми, поэтому контакты могут ограничиваться узким кругом близких и друзей. Движения у таких больных неестественные, угловатые, им недостает пластичности, голос ровный, без интонаций. Иногда вся их энергия направляется на достижение незначительных целей, например, на коллекционирование чего-либо. Хорошо проявляют в работе, не требующей коллективных усилий.
  • Антисоциальный тип. Личности антисоциального типа эгоистичны, импульсивны, конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. С детства, начинают убегать из дома, пропускают школу. Систематическая работа для них невыносима. Такие больные всегда считают себя правыми. Часто начинает употреблять наркотики, алкоголь, последний плохо переносит, после употребления алкоголя становятся злыми, агрессивными. Такие больные любят риск, склонны к преступлениям, не чувствуют вины, у них нет чувства ответственности. 
  • Эмоционально нестабильный тип (маргинальный). В случае эмоционально нестабильного типа расстройства личности возникает гиперчувствительность, эмоциональная нестабильность, особенная чувствительность перед препятствиями на пути к достижению цели, трудностями в межличностных отношениях. Эти люди плохо контролируют свои порывы, у них быстро возникают вспышки гнева и агрессии. Такие больные легко поддаются чужому влиянию, хорошо убеждаемы. Иногда есть склонность навредить себе,
  • Театральный тип. Одна из главных черт личностей театрального типа – потребность произвести впечатление на окружающих. Эти люди не способны много работать, быстро сдаются, когда сталкиваются с задачами, требующими усидчивости, более глубоких знаний. У них нет собственного мнения, их рассуждения незрелые, поверхностные, наблюдается склонность к безрассудным действиям и авантюрам. Пациент любит эксцентрично одеваться, отличается демонстративным поведением, необычными действиями, старается сформировать хорошее мнение у окружающих.
  • Ананкастический (педантичный) тип. Личности ананкастического типа педантичны, аккуратны, настойчивы. Эти пациенты склонны сомневаться, не доверять другим людям, поэтому постоянно проверяют действия других. Больной серьезен, не имеет чувства юмора, консервативен, компромиссов не приемлет. Пытаясь решить волнующие проблемы, такие больные становятся навязчивыми, не учитывают чужие желания и пожелания. Возможны навязчивые мысли и размышления.
  • Расстройство личности тревожного (избегающего) типа. Основные черты характера – застенчивость, нерешительность, послушание, чуткость в общении с другими людьми. Для больного характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. Больной честный, отзывчивый к окружающим, всегда готов помочь, старается никого не обидеть и не расстроить. Больной замкнутый, лучше всего себя чувствует в кругу близких людей. Он беспокоится не только о себе, но и о своих домочадцах, боится, что с ними случится что-то плохое. Постоянно ищет поддержки, помощи.
  • Зависимый тип. Личности зависимого типа характеризуются такими чертами характера, как пассивность, одержимость, безынициативность, самостоятельность в общении с другими людьми, больной быстро устает. Из-за страха быть отвергнутым окружающими, не противостоит им, терпит все обиды и унижения, всегда готов помочь. 


Театральный тип

Все типы личностей при благоприятных условиях жизни хорошо адаптируются к окружающей среде, живут полноценной жизнью. Обострения совпадают с возрастными кризисами, семейными конфликтами, соматическими болезнями.

Причины диссоциального расстройства личности

В основе объяснений антисоциального расстройства личности лежат психодинамическая, поведенческая, когнитивная и биологическая теории.

Теоретики психодинамического направления предполагают, что это расстройство, подобно многим другим расстройствам личности, начинается с отсутствия родительской любви в период младенчества, и это приводит к отсутствию общего доверия к людям. Дети, у которых обнаруживается антисоциальное расстройство личности, реагируют на подобный ранний опыт эмоциональной отчужденностью и пытаются устанавливать контакты с окружающими только силовым и деструктивным путем. В подтверждение психодинамической теории исследователи обнаруживают, что люди с этим расстройством чаще, чем остальные, сталкивались в свои детские годы со стрессом, в частности в таких его формах, как бедность семьи, насилие в семье и родительские ссоры или развод. Многие из них также воспитывались родителями, которые сами страдали антисоциальным расстройством личности. Несомненно, что имея такого родителя, человек мог утратить веру в других людей.
Многие теоретики-бихевиористы предполагают, что антисоциальные симптомы могли быть приобретены посредством подражания, или имитации. В качестве доказательства они также указывают на большую распространенность антисоциальных расстройств личности среди родителей людей с этим расстройством.
Другие бихевиористы считают, что некоторые родители непреднамеренно прививают своим детям антисоциальное поведение, регулярно подкрепляя агрессивное поведение ребенка. Например, когда ребенок плохо себя ведет или отвечает насилием на родительские просьбы или требования, родители могут уступать ему, чтобы восстановить мирные отношения

Неумышленно они могут прививать ребенку упрямство, а возможно, даже жестокость.
Теоретики когнитивного направления полагают, что люди с антисоциальным расстройством личности придерживаются установок, которые не принимают во внимание значимость потребностей окружающих. Людям с этим расстройством действительно трудно принять во внимание точку зрения, отличающуюся от их собственной.
Наконец, ряд исследований позволяет предположить, что в антисоциальном расстройстве личности могут играть важную роль биологические факторы

Исследования показывают, что люди с этим расстройством часто менее тревожны, чем другие. В свою очередь, им может недоставать элемента, являющегося ключевым в процессе научения. Это может объяснить, почему им так трудно учиться на своих ошибках или уловить эмоциональные реакции окружающих. В нескольких исследованиях было установлено, что испытуемые с антисоциальным расстройством личности менее способны, чем испытуемые из контрольной группы, решать лабораторные задания, такие как нахождение выхода из лабиринта, когда ключевыми подкреплениями являются наказания, например, какое-то шоковое воздействие или денежный штраф. Когда экспериментаторы делают наказания более явными или заставляют испытуемых обращать на них внимание, научение улучшается. Однако предоставленные самим себе, испытуемые с этим расстройством не слишком реагируют на наказания. Возможно, негативные события просто не вызывают у этих индивидуумов такой тревоги, как у других людей. Исследователи-биологи обнаружили, что испытуемые с этим расстройством часто реагируют на предупреждения или ожидание стресса низким возбуждением головного мозга, например, медленным возбуждением автономной нервной системы и низкочастотными волнами ЭЭГ. В силу низкого возбуждения этим людям может быть трудно улавливать угрожающие или эмоциональные ситуации, и такие ситуации могут оказывать на них незначительное воздействие. Возможно также, что малое физиологическое возбуждение заставляет людей с этим расстройством личности идти на риск и искать приключений. Антисоциальная деятельность может их притягивать именно потому, что она удовлетворяет потребность в большем возбуждении. В пользу этой идеи говорит то, что антисоциальное расстройство личности, как мы наблюдали это ранее, часто сопровождается поведением, характеризуемым поиском острых ощущений.

Причины заболевания

Почему у некоторых людей развивается, не совсем понятно, но они часто сообщают о серьезных физических и сексуальных надругательствах, особенно в детстве. В США, Канаде и Европе, примерно 90 процентов сообщают о том, что подвергались жестокому обращению в детстве.

К развитию болезни предрасполагает сочетание следующих факторов:

  • Склонность к диссоциации, которую связывают с патологическими процессами в височной доле головного мозга. В пользу этой теории говорят приступы височной эпилепсии в анамнезе.
  • Тяжелые психотравмы, в частности, сексуальное, физическое или психологическое насилие в детском возрасте (такие эпизоды присутствуют у 80–98% больных).
  • Влияние внешних факторов.

Предполагают, что такое нарушение — результат своеобразного аутогипноза, самозащиты, подсознательное стремление избежать крайне тяжелых воспоминаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: