Может ли быть без сапог психолог, коуч, бизнес-тренер
А вы как думаете? Стоит ли доверять «босым» специалистам? Ну, предположим, дизайнер может позволить себе беспорядок в офисе, дворник – беспорядок в собственном доме, парикмахер – беспорядок на голове… это же не влияет на то, как они делают свою работу. А может ли психолог позволить себе беспорядок в своей голове, помогать другим, имея психологические проблемы? Может ли коуч или автор развивающего тренинга брать под крыло клиентов, не разобравшись в собственной жизни?
Однозначного ответа нет, увы. С одной стороны, задача специалиста посмотреть на потребность клиента сверху, оценить ее беспристрастно. Затем, исходя из теоретических знаний и практического опыта, подобрать индивидуальный сценарий решения вопроса – будь то шитье платья, программа похудения или преодоление депрессии. Поэтому хороший психолог должен абстрагироваться от личных переживаний и переключиться на проблему пациента.
В каком случае нежелательно работать с «босым» специалистом «по мозгам»?
Если у него такие же проблемы, как у вас, и он с ними не справляется.
Но не путайте прошлое с настоящим. То, что человек когда-то столкнулся с трудностями, допустил ошибку и решил ее, а сейчас говорит, что так делать не надо – значит, сделал выводы и советует избежать граблей. Коуч, который был стеснительным и нерешительным, но победил эти изъяны и теперь учит других уверенности — это уже не босоногий сапожник, а хороший сэнсэй. Также и психолог, у которого есть личный опыт успешного преодоления фобий, станет мудрым помощником, лучше поймет человека, оказавшегося в той же лодке. Тренер по самообороне, который когда-то стал жертвой хулигана, даст ученикам больше, чем тот, кто не имел подобного опыта.
Если специалист осознает, признает и оправдывает свою «босоногость». Например, диетолог говорит: «Я такая полная потому, что всю себя посвящаю людям, а собой заняться некогда, но как-только мне нужно будет, тут же сброшу вес». Круто, конечно, но! Это минус с точки зрения маркетинга и пиара. Это минус для человека лично. Можно было бы дать плюс за в большую практику… но в данном примере разве практика будет полноценной, без личного опыта, когда сам не прошел то, что других делать заставляешь?!
Сапожник без сапог нынче – антиреклама. Чтобы быть успешным, не жалейте времени на себя, делайте себе достойные сапоги — это эффективный прием самопиара: вот я сделал хорошо себе — могу и тебе.
Гештальт-взгляд: да не нужны ему свои сапоги! Это профлексия
С детства нас воспитывали относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Когда маме становилось холодно, она укрывала пледом ребенка. Когда папе хотелось поиграть в «Морской бой», он дарил игру своему чаду. Для объяснения данного явления гештальтпсихология использует термин профлексия. Как вы уже поняли, профлексия — это когда человек делает другому то, что хотел бы получить для себя. Часто даже не осознавая, что мотивом поведения является надежда на симметричный ответ.
Столь безобидное правило вежливости и заботы у некоторых людей выливается в патологию: не могут напрямую сказать, чего хотят, в чем нуждаются, а пытаются «попросить» об этом только «намеками». Причем тут босой сапожник? Возможно, когда человек выбирает профессию или хобби, он неосознанно руководствуется глубинной потребностью в тех результатах труда, которые решает давать другим. Поэтому ему не нужны свои собственные сапоги! Ему хочется дать их кому-то, чтобы в ответ получить другие и/или уважение. Но люди, ведь, не телепаты, намеки мало до кого доходят, вот и получается – мастер для других старается, но от них ничего не получает (финансовая прибыль в данном контексте второстепенна).
Психология – это наука: как выбрать психолога
Приведем пример: стремление делать массаж (за деньги или просто так), помогать в психологических трудностях (по работе или в быту), угощать всех вкусняшками (будучи поваром или домохозяйкой) – это может быть завуалированным посылом обществу «а теперь ты мне сделай так же». Речь не только о результатах профессионального труда, ведь вокруг так много «бытовых сапожников» по типу: на работе инженер, а вне работы рисует картины на подарки; на работе визажист, а вне работы животных лечит или наоборот.
Так давайте же будем внимательны друг к другу! Присмотримся к близким сапожникам, оценим их труд: «Хорошие сапоги, надо брать!», заглянем в душу и подарим в благодарность свои «черевички».
Проблема «профессиональных секретов»
Таких секретов у психолога достаточно
много, и именно поэтому один из принципов
психологии — это «конфиденциальность»,
то есть соблюдение профессиональной
тайны. Это секреты от клиентов и пациентов,
которым совсем не обязательно знать
все о себе, особенно в терминах многих
патопсихологических методик. Это секреты
от своих начальников и администраторов,
которые могут и не иметь серьезного
психологического образования и,
соответственно, многое просто не поймут.
Это и секреты от своих коллег-психологов,
у которых могут быть разные представления
о том, как надо работать с клиентами.
При этом вообще уходить в «подполье» и
никому ничего не рассказывать нельзя.
Поэтому у психолога-практика всегда
должны быть какие-то общие сведения о
той работе, которую он выполняет. И
клиенты, и администраторы, и коллеги-психологи
должны хотя бы в общих чертах понимать,
чем занимается данный психолог, ибо
отсутствие информации порождает
различные сомнения и подозрения, а это
может лишь осложнить работу.
Но при этом следует помнить, что если у
психолога возникают какие-то новые
идеи, то первоначально они очень слабые
и оглашать их публично совсем не
обязательно. Например, если психолог
ищет какой-то новый психологический
прием работы с клиентами, ему часто
хочется «подстраховаться» и «обсудить»
это с теми же коллегами и администраторами.
Но именно здесь лучше проявить волю и
выдержку, то есть сначала довести этот
прием до нормального уровня, когда он
будет достаточно эффективен, а лишь
затем публично заявлять об этом, то есть
ставить коллег перед
33
фактом. Опыт показывает, что преждевременное
оглашение своих профессиональных
секретов часто вызывает желание коллег
и начальников все критиковать и фактически
пресекать творчество.
Сами секреты могут варьироваться оттого,
с кем психолог откровенничает. Если это
достаточно «примитивные» клиенты
(коллеги или начальники), то степень
откровенности психолога должна быть
минимальной (примитивным людям очень
неприятно настоящее творчество), но
если это ищущие и доброжелательные
люди, то, соответственно, откровенность
может быть выше
Даже с клиентами, если
они демонстрируют внутреннюю активность
и определенный уровень культуры,
откровения могут иногда быть большими,
чем с иными коллегами-психологами…
Важно при этом не ошибиться в оценки
готовности собеседника к вашим
откровениям
Как стать успешным и найти время на себя
Чтобы мы лучше друг друга понимали, давайте расставим точки над «ё». Говоря «сапожник» – имеем в виду мастера, профессионала, гуру своего дела – от ремесленников и деятелей искусства до учителей и программистов. Говоря «сапоги» – имеем в виду плоды труда этого мастера (у швеи – платье, у музыканта – соната, у футбольного тренера – умение его ученика играть в футбол, у психолога – душевное равновесие и так далее).
Когда говорим: славному сапожнику негоже быть босым, имеем в виду, что правила игры современного мира требуют уделять время и себе любимому. Особенно, если мастер стремится стать успешным и в работе, и в личной жизни. А чтобы понять, как этого достигнуть, углубимся в причины возникновения проблемы. В какой из них узнаете себя, а в какой специалиста, к которому обратились за товаром или услугой?
Мастер не всегда имеет то, что умеет. Почему и как это исправить?
Типичные причины, почему у профи нет того, чем он в избытке обеспечивает других, варианты решения:
- Проблема: Нет времени.
- Проблема: Работа утомляет, надоедает и не хочется ею заниматься во внерабочее время. Профессиональное выгорание.
- Проблема: Человек не хочет или отвык делать бесплатно себе то, что делает другим за деньги.
- Проблема: Специалист не доверяет другим мастерам, не может сам себе сделать то, что делает клиентам (зубной врач, гинеколог, костоправ).
- Проблема: Лень и откладывание на потом, потому что «подождет».
- Проблема: Мастер делает себе на так-сяк, мол, переживу, перебьюсь. Или наоборот для себя любимого корпит, впадает в перфекционизм, ищет лучшие материалы.
- Проблема: Криворукий мастер. Сам себе не способен сделать хорошие сапоги, а плохих не хочет, и к другому сапожнику не обращается.
- Проблема: Сапожнику не нужны сапоги.
Искалеченная психика ребенка – в чем причина?
Почему специалисты, которые сделали много открытий в области психиатрии и детской психологии, могли быть жестоки или равнодушны к собственным детям? Причины такого поведения кроются в психических процессах личности каждого ученого. Британский психолог Дэвид Коэн написал книгу о психологах с мировыми именами. В его труд вошли описания, автобиографии, выписки из документов. Он проанализировал образ жизни ученых-психологов, в том числе и в родительских семьях, отношения с собственными детьми, и сделал вывод о том, что быть психологом – совсем не значит быть хорошим или идеальным родителем. Даже очень хороший специалист имеет «слабые места» и не всегда способен применить знания о процессах становления детской личности в своей семье.
По мнению Коэна, одной из причин того, почему дети психологов чаще вырастают зависимыми, страдают от насилия, более склонны к суицидальному поведению, является факт, что знания психологии не лишает человека травм, «слабых мест», страхов и личных неудач. Все это, несомненно, оставляет отпечаток на душе ребенка, чей родитель вкладывает все силы в то, чтобы научить других, как сохранить детскую психику здоровой.
Осторожно: отцы-психологи
Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд был отцом шестерых детей, младшей из которых – Анне – уделял больше внимания, чем остальным. Об этом свидетельствуют немногие записи, которые не являются засекреченными, как другие документы о семье знаменитого психоаналитика. Анна не была пациентом доктора в раннем детстве, он просто уделял ей больше внимания, отмечая пытливый ум и сообразительность.
Однако во взрослом возрасте, когда она решила пойти по стопам отца и заняться психоанализом, Зигмунд Фрейд стал ее личным психоаналитиком, не желая доверять этот процесс своим коллегам во избежание разглашения семейной информации. Двойные отношения, в которые непременно попадали отец и дочь, не могли не оставить отпечатка на психических процессах молодой женщины. Фрейд и раньше замечал, что Анна особенно предана ему. Когда он умирал, она находилась рядом и заботилась о нем. Ей удалось стать ведущим детским психоаналитиком того времени, однако сегодня для специалистов до сих пор остается открытым вопрос о причинах, которые помешали Анне Фрейд покинуть отца, выйти замуж и создать свою семью.
Дочери известного американского психоаналитика-бихевиориста Берреса Скиннера Джулия и Дебора воспитывались в атмосфере любви, заботы и принятия. Отец-психолог уделял много внимания тому, чтобы дети росли в условиях безусловной любви и комфорта, в том числе телесного. Руководствуясь принципами позитивной психотерапии, он развивал в дочерях творческое начало, поддерживал в начинаниях, подбадривал и избегал всякой критики. Вспоминая отца, обе дочери говорят о положительном отношении, которое они чувствовали со стороны родителя. Повзрослев, Джулия занималась педагогической деятельностью, поддерживая некоторые идеи Скиннера, а Дебора увлекалась изобразительной деятельностью.
Рональд Лэйнг, шотландский психиатр, занимался исследованием шизофрении и написал много трудов на эту тему. По его мнению, психотические проявления личности – это одна из форм поведения человека и самовыражение, что идет вразрез с традиционными психиатрическими знаниями. Сам Лэйнг не считал себя «антипсихиатром», рассуждая, однако, о том, что психиатрические лечебницы существуют, потому что для лечения пациентов применяются химические вещества.
У доктора было десять детей, к которым он демонстрировал суровое отношение – жестокое избиение дочери Карен является тому примером. Сыновья Лэйнга считали, что отец страдает раздвоением личности, так как эмпатию и понимание он проявлял к своим пациентам, а в отношениях с членами семьи применял насилие. После смерти отца дети говорили о нем, как о противоречивой личности – по их словам он был гением и безумцем одновременно.