Хочу бросить универ… что с этим делать?

А возможна ли борьба?

Придя к выводу, что такая-то или другая черта собственной личности, несмотря на свое устойчивое положение в зоне комфорта, стала заметно мешать динамике его роста и развития, индивид на сознательном уровне принимает решение избавиться от нее. Но упускает из виду, что бороться ему придется не на том уровне видимого и неплохо контролируемого процесса, участвовавшего в формировании цели и составляющего последовательность действий.

Когда вслед за принятием сознательного решения включается механика исполнительского процесса, в работу вступает глубинный психический функционал, который можно охарактеризовать как защитный. И этому функционалу невозможно доказать рациональность нового решения, нельзя привести доводы в его пользу, поскольку оно обладает собственными доводами, имеющими цель во что бы то ни стало противостоять деформации имеющейся у него базы. Это бессознательная структура человеческой психики, ее «альтер эго» и настоящая, подспудная истина.

Если сравнивать величину всех сознательных процессов в голове человека с бессознательными, то лучше представить себе огромное пшеничное поле, раскинувшееся, насколько видно глазам. Когда один человек вздумает руками обнять сноп пшеницы, растущий где-то посреди этого поля, то охватная возможность его рук и станет той величиной сознательного, со всех сторон, как неисчислимыми гектарами, обложенная совокупными связями бессознательного. Следовательно, чтобы перебороть себя даже в малом, придется иметь дело с силой, насильно навязывать которой что-либо просто неразумно и бесполезно.

А он хотел быть спасателем

— Мария, я вас недооценила, — честно сказала я.

— Мы были у вас, когда Алеша в четырнадцать лет начал лазать по каким-то заброшенным зданиям. Там была взрослая компания, и это реально было очень, очень опасно. Мне тогда показалось, что вы вообще меня не поняли. Алеше вы рассказывали об инициациях и о том, как во дворе вашего детства все ходили по какой-то доске между зданиями на высоте пяти этажей.

А мне сказали, что ребенок в семье не может быть социальным функционалом — он в любом случае будет пытаться вырваться за границы, не сейчас, так позже. Предложили мне не запрещать, а как-то «присоединиться» к нему, прогуляться по его дороге, дать ему взрослую обратную связь о том, что он там ищет.

Мне тогда это показалось каким-то бредом. Что значит присоединиться к нему? Лезть вместе с ним на заброшенные стройки? Согласиться с тем, что ходить по балкам на высоте десять метров — это здорово и правильно? Моя старшая подруга посоветовала мне купить ему мощный компьютер. Я так и сделала. Стройки ушли в течение двух месяцев.

— А второй раз? Вы сказали, что были у меня два раза.

— Второй раз — это сам Алексей, когда мы к нему в десятом классе приставали с выбором института. О чем вы с ним говорили, я не знаю. Я потом зашла на пять минут, и вы мне сказали: отлично ориентированный парень, в училище МВД очень трудно поступить без блата, училище МЧС выглядит перспективней и гуманитарней, но в любом случае надо пытаться, и ему понадобится ваша помощь. Мы потом дома всей семьей долго смеялись…

— Он вообще никогда не говорил вам, что хочет быть МЧС-ником?

— Говорил, кажется, еще в школе. Но мы не относились к этому серьезно: разве это профессия? К тому же он ведь не предпринимал никаких практических шагов в этом направлении…

— Да? А инициация во взрослой группе полубродяг в четырнадцать? А занятия в спортзале? А диггеры и руферы, когда бросил институт? Это в нем было всегда, и он со старшей школы искал путь, чтобы вывести все это в социально приемлемую плоскость. Найдет ли теперь — бог весть…

— Я могу ему помочь? — Мария скомкала в кулаке второй использованный платок, смотрела решительно.

— Ну разумеется, можете! — я пожала плечами. — Кто же, если не вы?

— Как?

— Ну, для начала остановите семейную кампанию по запихиванию Леши обратно в институт и просто расскажите ему всё то, что только что рассказали мне.

— Типа покаяния?

— Типа объяснения того, что происходило и происходит с вами. В ответ вы, скорее всего, тоже услышите что-нибудь честное. От честной, даже однократной коммуникации всегда можно оттолкнуться.

Мария пришла через два дня.

— Он сказал, что пока хочет в армию, где все по распорядку. Это ведь от трусости, чтобы не решать? Тоже социальный функционал?

— Он же ваш сын.

— Так что же, я должна его отпустить?

— Думайте.

— Да, конечно. Я легко могу к этому присоединиться. Я же только что для своего спокойствия хотела запихнуть его хоть в какой-нибудь институт.

— Отлично, присоединяйтесь.

— Он сказал, что ему в седьмом классе снилось, как он, уже взрослый, спасает людей то ли на пожаре, то ли при землетрясении. По его словам, мы ему тогда (когда он нам рассказал свой сон) заявили с апломбом: «Ты сначала двойку по математике исправь, спасатель. Твое дело сейчас — учиться». А присоединиться — это было дать ему «Над пропастью во ржи», да?

— Не знаю, я сама почему-то не люблю эту книжку.

— А мне нравится, но я ее уже взрослой прочла.

Для любителей хороших концов: высокий и хорошо подготовленный физически Алексей благополучно отслужил в ВДВ и по направлению из армии поступил в училище МЧС. Мария встретила меня на улице и рассказала об этом.

Но хорошие концы в таких случаях бывают далеко не всегда; увы, я неоднократно видела и иное… Чем дольше ребенок, подросток, молодой человек остается «в поле» тех, кто решает за него, тем сложнее ему потом выбраться из-под всего этого и обнаружить, а потом и отстоять себя.

Если мать не видит перспектив, она не даст ребенку жизненной силы

— Почему родители так поступают? Почему не верят своим детям?

— К психологам приходит 2 тысячи студентов в год из 25 тысяч учащихся. А мамам мы звоним в единичных случаях. Но именно в этих случаях мы видим конфликт между родителями и ребенком. Если у них сохраняется связь, даже не очень теплая, и первый, кого ребенок называет, это мама, тогда и родители отзываются. Тогда студент до психологов даже не доходит.

А когда они отказываются приезжать и всерьез рассматривать проблемы ребенка, то есть разрушение связи либо она слабая.

— Если родители поверят, тогда придется решать вопрос с обучением, вдруг придется все бросить. Это же крушение надежд, а вложено уже много.

— Как раз крушение надежд и плана и говорит о том, что мой ребенок мне менее важен, чем план. Связи с ним нет, он только инструмент удовлетворения родительских амбиций. Это и открывает сложную, драматичную ситуацию взаимоотношений в семье. И ситуация, когда ребенок что-то с собой совершает — тоже про это.

Все дети хотят самостоятельности, иногда это превращается в семейную бойню, но задача родителя — найти в этот момент общий язык с ребенком. А его задача — отстаивать себя и бороться за свою независимость, отдельность. Но я — мать, я готова принять индивидуальность, в том числе желание не учиться во ВШЭ. Как бы прекрасно ни выглядели эти перспективы.

— Я знаю историю про девочку, которая блестяще училась, а на первом курсе престижного ВУЗа лежала год у стенки, взяв академический отпуск. Потом встала и пошла работать продавцом.

— Я думаю, она легла не потому, что ей так легко дался первый курс. Дети довольно послушны. Родители же говорят: надо много учиться и тогда будешь успешным. Это одна из родительских истин, разоблачение которой тяжело дается и студентам ВШЭ.

О, оказывается, все не так! Я буду хорошо учиться и даже закончу универ с красным дипломом, но это не гарантирует успешной жизни.

Пока я не поднимал голову от книг, он налаживал социальные связи и вел дискотеки.

— Давайте тогда про простых «вась», но не таких успешных и веселых, а грустных. Представьте, маленький депрессивный город, местное предприятие дышит на ладан, денег ни у кого нет, пойти подростку некуда, беспросвет. Вот Евгений Ямбург говорит о нравственном, психологическом, мировоззренческом кризисе населения. Это же влияет на количество суицидов у детей в том числе?

— Депрессия взрослых, конечно, влияет на состояние детей. Если ребенка воспитывает мать, которая не видит перспектив, большой жизненной силы она ребенку не даст. Этот ребенок будет очень хрупким.

С другой стороны, можно говорить про ужасную обстановку в стране. Но мы же взрослые, не маленькие дети, у нас есть определенная степень свободы, просто мы ей не пользуемся. Те же дети, которые со всей России приезжают во ВШЭ, выбирают читать книжки, а не пить как папа и дедушка, допустим. Конечно, есть социальный, политический, экономический контекст, но вот вспомните прекрасный итальянский фильм «Жизнь прекрасна». Ужаснее жизни в концлагере нет ничего, но папа так устраивает быт сына, что мальчик думает, будто это игра.

Но если у нас внешний концлагерь, а мы для ребенка создадим еще и внутренний: все плохо, все ужасно, ты будешь как дедушка, который колготился на бесполезном заводе, а потом запил, и книжек не читал, и ничего не хотел, тогда совсем бесперспективно. Однако если вы в этих ужасных условиях решились родить ребенка, то найдите в себе силы поиграть с ним, как тот папа из фильма. И вам станет легче, и ребенку, и жизни в нем будет больше, и самоубийством жизнь он никогда не покончит.

2 Упражнения, помогающие прийти в себя после разлуки с любимым

После расставания женщине нужно успокоиться, взять себя в руки и пересмотреть собственную жизнь. Пережить расставание будет проще, если следовать советам психологов. Данные упражнения помогут избавиться от накопившихся эмоций:

Упражнение Описание Я прощаю тебя Прежде, чем отпустить любимого человека навсегда из своей жизни, его необходимо простить от всего сердца. Психологи рекомендуют взять лист бумаги и ручку и составить список всех нанесенных обид и неоправданных ожиданий. Затем мысленно представить обидчика перед собой и, читая каждый пункт, произносить: «Любимый, я прощаю тебя за то, что …». Прощение станет первым этапом на пути к освобождению от негативных эмоций Обид больше нет Если первый метод не подействует, очиститься от негативных эмоций и мыслей можно, написав мужчине письмо, в котором она выплеснет все свои обиды. Но отправлять послание не нужно ни в коем случае. После того как письмо будет готово, его нужно прочесть вслух, а затем сжечь и развеять пепел по ветру, представляя, как вместе с ним уходит вся боль За все тебя благодарю После избавления от обид нужно поблагодарить бывшего парня за все хорошее, что было во время отношений. Для этого женщине необходимо взять чистый лист бумаги и составить список того, за что она благодарна партнеру

Важно быть максимально искренней, в противном случае упражнение не даст нужного эффекта Гармония с собой Чтобы оградить себя от разрушительных отношений в будущем, женщине необходимо научиться жить в гармонии с самой собой. Привлечь достойного мужчину можно, только искренне полюбив себя

Развить любовь к себе помогут позитивные установки, женщина должна ежедневно работать с подсознанием для того, чтобы укрепить веру в себя. Также необходимо кардинально сменить имидж, воспользовавшись услугами стилиста, обновить прическу, сделать маникюр, купить новое нижнее белье, подобрать особенные духи, избавиться от вредных привычек, перейти на правильное питание, заняться спортом и найти любимое дело. Тогда у девушки просто не будет времени на деструктивные мысли. Сосредоточившись на себе, женщина привлечет в свою жизнь достойного партнера, с которым сможет познать истинное счастье

Многие женщины страдают от комплекса неполноценности. Такие дамы заводят отношения с мужчиной только с одной целью — в надежде, что он сделает жизнь яркой, красивой и счастливой. На практике все происходит с точностью наоборот.

Как избавиться от навязчивых мыслей: диагностика и лечение расстройства

Ритуалы успокаивают на время, но это не решение проблемы. Ведь в запущенных случаях можно совершенно выпасть из жизни. Расстройство требует лечения, но сначала профессиональной диагностики. Общепринятое средство диагностики – шкала Йеля-Брауна. Кроме того врач сравнивает проявления болезни с критериями из международного справочника болезней. После чего подбирает оптимальное лечение.

Как избавиться от навязчивых мыслей и страхов самостоятельно

Мы уже говорили, что механизм формирования страхов может быть опосредованным. Потому самостоятельно определить психологический смысл болезни бывает сложно. Лучше обратиться за консультацией к психологу. Тогда увеличатся шансы навсегда избавиться от проблемы.

А пока мы подготовили несколько советов, которые помогут самому избавиться от назойливых мыслей. Как избавиться от навязчивых мыслей в голове самостоятельно и преодолеть страхи:

  1. Примите свои страхи и навязчивые идеи. Не пытайтесь выбросить их из головы. Чем сильнее вы стараетесь убежать от них, тем настырнее они становятся. Разрешите себе думать об этом.
  2. Попробуйте понять, что скрывается за мыслями. В моменты, когда навязчивости начинают побеждать, постарайтесь разглядеть истинную психологическую проблему.
  3. Запишите или визуально изобразите свою мысль. Иногда это помогает осознать иррациональность. Наглядность всегда помогает в восприятии.
  4. Если речь идет о страхе, то изобразите его и постарайтесь высмеять. Этот метод больше подходит детям, но и взрослым можно попробовать.
  5. Снимите физическое напряжение при помощи занятий спортом. Это поможет снизить уровень адреналина и повысить уровень эндорфинов.
  6. Проведите дыхательную гимнастику. Концентрация на счете поможет в избавлении от мыслей, а само дыхание позволит успокоиться.

Многим людям помогает метод визуализации. Представьте, что берете свой страх и помещаете его в коробку, которую закрываете на ключ. Или представьте, как страх разрывается на множество кусочков и исчезает.

Методы избавления от навязчивых мыслей

До сеанса психотерапии и в целях самопомощи можно попробовать некоторые упражнения для преодоления и избавления от болезней и тревог на нервной почве:

  1. Молитва. Аналог аффирмаций для людей, верующих в Бога.
  2. Творчество. Выплесните на бумагу все, что накопилось. Разорвите или сожгите лист. Или слепите страх из глины и разбейте фигурку.
  3. Переключение внимания. Думайте о чем-то другом. Это может быть какая-то задача или просто фантазирование, конкретный предмет или образ.

Чтобы самостоятельно избавиться от навязчивых мыслей перед сном, определите, с чем они связаны. Может быть, тревога вызвана нежеланием идти на работу, приближением нового дня.

Можно ли победить силой своей мысли любую болезнь

Да, победить болезнь силой мысли можно. Мы притягиваем то, о чем думаем. Но кроме того, мы силой мысли влияем на свое восприятие. Учитесь рассуждать. Вспомним пример со страхом смерти близких. Как избавиться от навязчивых мыслей о смерти: стать самостоятельной и независимой личностью. Да, мы никогда не будем готовы к такой разлуке, но если вы будете знать, что не пропадете, то тревога спадет. А саму смерть стоит принять как неизбежное. Все умирают. Это лишь один из этапов жизненного цикла.

Можно попробовать и другой способ. Определите истинную причину страха, а потом составьте аффирмацию для нее. Повторяйте установку дважды в день. Например, вы постоянно сомневаетесь, выключили ли плиту, утюг, воду. Повторяйте: «Я внимателен и замечаю все детали и нюансы, которые меня окружают».

Найти и прочитать подходящие аффирмации можно в книге «Исцеляющая сила мысли» (Луиза Хей) и в работе того же автора «101 мысль, несущая силу». Книги можно найти в интернете, читать и слушать онлайн. Луиза Хей в книге «Исцеляющая сила мысли» рассказывает, как победить болезнь силой мысли: «Мысли, которые мы выбираем, подобны краскам, которыми мы пишем на холсте своей жизни». Это лишь одна из ценных мыслей автора. Прочитав всю книгу, вы наверняка избавитесь от страхов и тревог. Силой мысли и радостью можно убрать даже неизлечимые болезни. Луиза и ее работы помогают в самоисцелении от всех болезней.

Как справиться с побуждениями, возникающими из-за навязчивых мыслей

Проблема возникает, когда вы слишком много внимания уделяете побуждению. Например, допустим, вы очень религиозны и у вас было желание выкрикивать что-то непристойное во время вашей религиозной службы.

Чем больше вы концентрируетесь на этом побуждении, тем сильнее оно становится

Это потому, что вы обращаете на это внимание, придавая ему какое-то значение

Контакт с триггером может вызвать позыв к действию. Например, если у вас уже были навязчивые сексуальные мысли о ком-то, вы можете быть в их компании и испытывать желание прикоснуться к ним или поцеловать их.

Это не означает, что вы в любом случае аморальны, это просто означает, что что-то вызвало ваши навязчивые раздумья. Помните, что ваши навязчивые задумки пойдут за тем, что вам дорого и дороже всего.

Навязчивые идеи

Это нежелательные идеи и образы в вашей голове, связанные с особым типом навязчивых мыслей, которые вы получаете, и принуждения — это то, что вы делаете, пытаясь справиться с мыслью.

Я приведу несколько примеров:

Навязчивые

По отношению к вреду

Что если я сделаю кому-нибудь больно?

Что если я нанесу удар кому-нибудь?

По отношению к детям?

Что делать, если я смотрю на них неправильно?

По отношению к Богу?

Что если я скажу что-то неуместное?

Мысли, которые вы считаете оскорбительными и тревожными

Примеры того, как навязчивые идеи и принуждения работают вместе

Важный момент, на который следует обратить внимание, прежде чем читать следующие примеры. Если вы узнаете себя в любом из сценариев, это не означает, что вы плохой человек; и у вас навязчивые мысли

Контакты и запись на прием

Прочитать о консультировании и квалификации

Посмотреть тренинги

Навязчивые идеи и принуждения в отношении вреда

Вред по отношению к другим

Пример: сидя в комнате, заметьте «завязку» на занавесках и вдруг подумаете: «Я могу кого-то задушить этим». Мысли и образы, связанные с этим, являются навязчивыми идеями. Они обычно связаны с людьми, о которых вы заботитесь, и никогда не захотите причинить вред.

Чтобы быть уверенным, что вы никогда не причините вреда тем, кого любите, вы можете снять «завязку» со штор и убрать их. Вы также можете удалить все, что похоже на веревку, которое можно использовать для причинения вреда другим — на всякий случай.

Вы также можете попытаться успокоить себя, просматривая все случаи в своей голове, ища доказательства того, что либо вы никогда не причините вреда людям, о которых вы заботитесь, либо действительно способны или причиняете вред.

Снятие «завязок» и анализ этого в вашей голове — это компульсия. Они служат для того, чтобы «нейтрализовать» трудные мысли, которые у вас возникают, и вы выполняете их, чтобы защитить людей, которых любите, и убедиться, что вы никогда не выполните свои суждения.

Навредить себе

Наличие навязчивых мыслей о причинении вреда себе отличается от суицидальных мыслей. Раздумья о самоубийстве (суициде) — это когда человек хочет покончить с собой.

Если у вас возникают навязчивые мысли о вреде, связанном с вами, вы вполне можете быть достаточно счастливыми и не намерены желать, чтобы это закончилось, но проблема с суждениями все же сохраняется.

Пример: Стоять в поезде в ожидании и думать: «Я могу спрыгнуть, как только поезд приближается». Это нежелательная навязчивая мысль о вреде себе. Вы можете начать беспокоиться, что-то не так со мной, что я за человек, что я могу сделать со своей семьей? Это навязчивые идеи.

Если вы продолжаете думать об этом, вы можете прекратить пользоваться поездом и найти другой вид транспорта или отойти от железнодорожных путей. Это принуждения, которые вы выполняете, чтобы обезопасить себя, на случай, если вы не сможете устоять перед желанием прыгнуть.

Навязчивые идеи и принуждения по отношению к религии.

Пример: нежелательные случайные мысли, такие как насмешка над Богом, насмешка над вашими религиозными убеждениями, вовлечение дьявола или любая форма поклонения, которая идет вразрез с вами и вашими убеждениями. Эти навязчивые мысли могут потрясти вас до глубины души, и, конечно, вы сделаете что-то, чтобы попытаться восстановить свою веру или защитить других в вашем понимании (если вы верите этим мыслям).

Вы можете начать молиться больше, чем обычно, чтобы очистить себя от мыслей. Вы можете ошибочно полагать, что вы согрешили и искать какое-то раскаяние, или вы могли бы избегайте всех религиозных мест, ошибочно полагая, что вы можете оскорбить других членов церкви. Это принуждения.

2 причина: Учёба приводит к депрессии и эмоциональному выгоранию

Бывает и обратная сторона медали. Профессия вроде как нравится, и есть интерес заниматься, но учебная рутина приводит к эмоциональному выгоранию и депрессии. Это происходит в том случае, когда студенту не подходят методы и техники преподавания в вузе. Например, человеку с коммуникативным типом одарённости комфортно общаться с людьми, но сложно осваивать научные дисциплины, которые есть в вузе. Или человеку, привыкшему к динамичной работе, крайне сложно высидеть по четыре пары в день и отдавать почти всё свободное время на поиск и изучение академической информации. Отсутствие положительных эмоций и усталость приведет к эмоциональному выгоранию и депрессии. И зачем жить с негативными эмоциями все четыре года?

Профориентация для школьников и студентовПсихолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы поможет определиться с профессией, учитывая твои интересы и способности! Узнай, как найти своё призвание.Узнать больше и записаться

Как мотивировать себя на учебу, переступив через лень?

Даже поступление в высшее учебное заведение еще не означает, что молодой человек окончательно определился с выбором профессии и то, чем он занимается на данный момент, действительно отвечает потребностям его натуры. В итоге выпускник с дипломом чувствует себя еще более растерянным и не приспособленным к жизни, чем до начала учебы. Почему это произошло? Очень просто – у него не было мотивации к получению именно этой специальности, а побуждающие, краткосрочные мотивы, толкнувшие его в двери института, уже давно потеряли свою актуальность. Что это могло быть:

  • отсрочка от армии;
  • настойчивость родителей;
  • поощрение общественности (сын по стопам отца пошел!).

Есть и другие причины, но в основном подавляющая все другие чувства апатия в учебные годы связана именно с осознанием человека ложности старых мотивов и ненахождением новых.

Как перебороть лень и начать учиться? Совет покажется жестким, но студенту необходимо прямо в момент наибольших сомнений определиться с тем, насколько ему нужно то, чем он занимается, и отвечает ли это его интересам. Если ничего, кроме внутреннего сопротивления и увеличившейся апатии учебный процесс не вызывает, то лучше всего отказаться от претворения в жизнь чужих мотивов и обрести свои, в уже новой специальности.

Тревожные мысли, давайте не сегодня.

Дайте своим разрушительным мыслям понять, кто здесь хозяин. Если вас беспокоит какая-то навязчивая идея, спросите себя, откуда она взялась и почему. Если вы услышали что-то неприятное от своей подруги, зачем она это вам рассказала? Спросите себя, не вините ли вы необоснованно самих себя или кого-то другого?

Не позволяйте своим мыслям управлять вами или контролировать, докопайтесь до их первоисточника. Если вы злитесь на кого-то, стоит ли продолжать общаться с этим человеком? Стоит ли его прощать? Выберите позитивный ответ вместо негативной реакции. Это поможет вам сохранить контроль над мыслями, а не оказаться в их власти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: