Что делать
Как Селингман учил собак новому поведению, так и люди должны скорректировать свое. Метод научения характерен для когнитивно-поведенческой психотерапии.
Если человек видит мир в черных тонах, ждет очередного удара и череды страданий, то это и находит. Это дополнительно укрепляет его веру в злой рок. Но на самом деле мы просто ищем подтверждение тому, во что верим.
Это и должно стать основой психотерапии. Что входит в нее:
- Смена негативного мышления на позитивное.
- Коррекция самооценки, повышение уверенности в себе.
- Знакомство с собой, самопринятие, формирование адекватного образа «Я», осознание собственного потенциала.
- Возвращение контроля над жизнью за счет использования способностей личности, разграничения того, что поддается контролю человека, а что нет. Обучение практическому использованию личностного потенциала.
Для избавления от выученной беспомощности нужно реанимировать волю человека, устранить апатию, в особо тяжелых случаях – ПТСР. Синдрому всегда предшествует психологическая травма. Необходимо найти, что воздействует на человека изнутри, и устранить это.
Можно попробовать сделать это самостоятельно, переосмыслив беспокоящую ситуацию и нынешние условия, свои возможности:
- Делайте то, что можете делать. Что угодно, главное, дайте себе хоть какой-то выбор, ощущение контроля. Прогуляйтесь, прочитайте книгу, отожмитесь, почистите зубы, решите, что приготовите на ужин, сделайте перестановку в комнате. Этот метод используют в тюрьмах: делай хоть что-нибудь. Но не используйте этот метод изолированно, на его основе может развиться обсессивно-компульсивное расстройство.
- Меняйте самовосприятие с помощью положительных воспоминаний. Наш мозг концентрируется на негативе, но каждый человек может вспомнить хотя бы пару ситуаций, в которых он был победителем. Не забывайте создавать ситуации успеха в настоящем времени и собирать еще больше таких воспоминаний. Вам давно нужно позвонить кому-то или прибраться в шкафу? Самое время. Это и станет еще одним напоминанием о том, что многое в жизни зависит от вас. Составьте план, ведите дневник целей и достижений. Заглядывайте туда, отмечайте успехи, вознаграждайте себя и формируйте новое убеждение: «я сам строю жизнь», «мои действия важны».
Для переосмысления ситуации используйте метод рефрейминга, предложенный Селингманом:
- Выберите негативную ситуацию из прошлого, которая заставляет чувствовать беспомощность.
- Запишите свое видение ситуации: что случилось, как вы это восприняли.
- Теперь запишите свои ответные реакции в той ситуации, ваше поведение и то, что вы при этом чувствовали.
- Далее с точки зрения нынешнего опыта и восприятия найдите факты, которые ставят под сомнение восприятие сложившейся ситуации как негативной, исключают вашу вину в случившемся.
- Представьте альтернативную реакцию на события. Какие эмоции и чувства вы теперь испытываете?
Подобным образом анализируйте каждую стрессовую ситуацию. Со временем вы заметите, что они повторяются. Меняются люди, обстоятельства, но у вас возникают одни и те же переживания, да и ответные реакции похожи. Меняйте отношение к ситуации, продумывайте новые модели поведения. Со временем вы освоите новые копинг-стратегии.
Если в процессе работы над собой ощущение беспомощности усилилось, негативное самовосприятие укрепилось или вы не можете встать с постели и начать работу над собой, руки в прямом смысле опускаются, а травмирующее переживание вы оцениваете выше чем на 7 баллов по 10-бальной школе, то немедленно обратитесь к психотерапевту.
Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
Относитесь снисходительно
Все, что говорит эмоционально неустойчивый человек, почти всегда не соответствует действительности. Он склонен негативно воспринимать события и преувеличивать степень сложности. Поэтому не стоит воспринимать эти разговоры как личное оскорбление. Вы должны понимать, что человек в какой-то степени болен, не может контролировать свои слова и отвечать за поступки. Он весь мир воспринимает отрицательно, и в этом его проблема (но не ваша!).
Мужчина выронил из окна самолета свой iPhone: что сняла камера при падении
19 декабря на Николу Зимнего можно узнать имя будущего мужа
В этом году он стал Свинкой Пеппой: странная традиция англичан наряжать статую
Установите границу
Ваше снисходительное отношение и спокойствие не должны быть поводом для того, чтобы вас оскорбляли. Ни в коем случае не стоит позволять другому человеку делать из вас «боксерскую грушу». Если эмоционально неустойчивый человек не прекратит демонстрировать свое неадекватное поведение, нужно тактично заставить его успокоиться. Разумным решением будет предложить на время разойтись (сослаться на срочные дела), а затем вернуться к предмету разговора. Не вздумайте игнорировать беседу, поскольку агрессор может решить, что с вами можно так разговаривать. Попробуйте мягко объяснить ему, что такой тон для вас неприемлем и в дальнейшем вы не станете с ним общаться в подобном формате.
Самоповреждение и злоупотребление психоактивными веществами
Склонность к разрушению собственного здоровья и причинению ущерба иногда очевидна, а иногда – тщательно маскируется. Например, некоторые люди намеренно травмируются: это может быть порез или выдернутые волосы. Они также часто неоправданно рискуют, попадая в аварии.
В других случаях они причиняют себе вред менее очевидным способом, например, делают болезненные татуировки или прокалывают губы, нос и другие части тела.
Ещё один способ – злоупотребление психоактивными веществами, наносящими вред организму. Это могут быть наркотики или алкоголь. Причём в своих нездоровых пристрастиях такие люди настолько одержимы, что не останавливаются даже под страхом смерти.
Пассивность и вынужденная «некомпетентность»
В данном случае пассивность проявляется в полном отказе от борьбы, даже когда сложившиеся обстоятельства угрожают благополучию. То есть человек сдаётся задолго до боя, даже не задумываясь о том, что мог бы выиграть. Он осознаёт, что происходит что-то негативное, но ничего не делает, чтобы остановить это или хотя бы предотвратить нежелательные последствия. Например, с каким-то завидным упорством терпит жестокое обращение или агрессию.
Вынужденная «некомпетентность» – это склонность постоянно подчёркивать отсутствие навыков. Вместо того чтобы попытаться что-то сделать, человек начинает придумывать всяческие отговорки, чтобы оправдать, почему «он не сможет» и «у него не получится». При этом – даже не пытается это как-то исправить или преодолеть.
Пассивность и вынужденная «некомпетентность»
В данном случае пассивность проявляется в полном отказе от борьбы, даже когда сложившиеся обстоятельства угрожают благополучию. То есть человек сдаётся задолго до боя, даже не задумываясь о том, что мог бы выиграть. Он осознаёт, что происходит что-то негативное, но ничего не делает, чтобы остановить это или хотя бы предотвратить нежелательные последствия. Например, с каким-то завидным упорством терпит жестокое обращение или агрессию.
Вынужденная «некомпетентность» – это склонность постоянно подчёркивать отсутствие навыков. Вместо того чтобы попытаться что-то сделать, человек начинает придумывать всяческие отговорки, чтобы оправдать, почему «он не сможет» и «у него не получится». При этом – даже не пытается это как-то исправить или преодолеть.
Причины возникновения синдрома
Принято считать, что психологические нарушения произрастают корнями из детства. В большинстве случаев так и есть, но не с выученной беспомощностью. Это наглядно продемонстрировал эксперимент Куля. Синдром как способ социальной адаптации носит ситуационный характер и не коррелирует с возрастом.
Основные причины:
- стрессовая ситуация, понесшая за собой психотравму;
- попадание в экстремальные жизненные условия;
- болезнь;
- уход близкого;
- развод;
- потеря работы;
- бытовые проблемы.
Предпосылка к возникновению защитной реакции – это невозможность выбирать и отсутствие контроля ситуации. Негативный опыт дает подсознанию ложный сигнал о том, что впредь будет только так. Поэтому в дальнейшем у человека пропадает мотивация и стремление к тому, чтобы что-то менять.
Что касается детства, в раннем возрасте синдром приобретенной беспомощности формируется как следствие авторитарного или непоследовательного воспитания, гиперопеки, родительского примера, сравнений ребенка с другими и так далее. В этом случае уже к 8 годам ребенок будет уверен в своей неполноценности и некомпетентности в решении жизненных задач.
Любопытно, что выученная беспомощность не жертвенна, как может показаться на первый взгляд. Однако такие люди чаще попадают на крючок созависимых отношений или спускаются по социальной лестнице. Причина этому – подсознательное стремление к неудачам, интеллектуальная и физическая пассивность, неверие в себя.
Причины пассивности
Снижение интереса к внешнему миру может быть порождено множеством причин. Ниже приведены самые существенные из них:
– воздействие стрессоров таких как: конфликты в семейных отношениях, конфронтации в коллективе, потеря близкого;
– злоупотребление алкогольсодержащими жидкостями либо одурманивающими веществами;
– приём противозачаточных препаратов, влияющих на продукцию гормонов, или фармакопейных средств, понижающих давление;
– побочный эффект употребления снотворных средств, стероидов либо антибиотиков;
– дефицит витаминов;
– недостаток солнечного света;
– профессиональная деятельность, спровоцировавшая эмоциональное выгорание;
– физическое перенапряжение.
Помимо того следует отметить среди вероятных причин пассивности и ряд недугов, а именно паралич, рак, диабет, поражения мозга, отклонения в функционировании эндокринной системы, шизофрения, хронические соматические недуги.
Пассивность в поведении у представительниц прекрасной половины часто является предвестником наступления предменструального синдрома. Также оно наблюдается у людей, пребывающих продолжительное время в эмоциональном перенапряжении, без отдыха и разгрузки.
Часто безучастность и отстранённость бывают обусловлены наследственностью. Также провоцировать появление пассивности может отсутствие мотивации, прямо связанной с потребностями индивида и его интересами.
Наличие нескольких противопоставленных стимулов, ставящих индивида перед необходимостью совершить выбор, нередко может порождать пассивный настрой.
Помимо выше приведённых факторов общее ослабление организма по причине продолжительного серьезного недуга или переутомления также приводит к появлению безучастности к происходящему.
Пассивность порой представляет собой сознательно выбранной жизненной стезёй либо непреднамеренной, являясь функцией защиты вследствие воздействия стрессоров.
Что такое выученная беспомощность
Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.
Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.
Собак разделили на две группы и поместили в клетки:
- Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
- Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.
Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:
- У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
- Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.
Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.
Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.
Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.
Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.
Провоцирование враждебного отношения к себе со стороны окружающих
Люди, склонные к саморазрушению, часто специально провоцируют конфликты и недоразумения, чтобы настроить окружающих против себя. Они грубо себя ведут, проявляют невнимательность и неблагодарность, распускают сплетни и тд. Для них всегда виноваты другие, а не они.
Как правило, после всех этих конфликтов они впадают в глубокие приступы жалости к себе. Это они напали первыми, а жертве пришлось обороняться, но в конце концов обиженными изображают себя они. Это они оскорбляют, но, если им отвечают в том же духе – искренне обижаются.
Во что такие люди никогда не поверят – это в то, что пожинают плоды того, что сами же и посеяли. В этом убедить их практически невозможно.
Излишнее самопожертвование
Жизнь нередко требует от нас каких-то жертв. Это нормально. Однако они оправданы лишь тогда, когда являются необходимым условием для помощи или спасения. Если же жертвы становятся стилем жизни, то это ничто иное как самоуничтожающее поведение.
Некоторые люди искренне считают, что постоянное самопожертвование – это признак благородства, доброго сердца или альтруизма. На самом деле это является самым настоящим актом саботажа. За подобным поведением часто скрывается страх сказать себе правду и жить полноценно. Следовательно, человек отказывается от своих желаний, устремлений и даже самой заветной мечты. Люди, склонные к самоуничтожению, специально так делают, что снизить свои шансы на исцеление.
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки
Лень
Кто из нас не откладывал начало ремонта или поход в спортзал до понедельника, который так и не наступал? Эти, казалось бы, важные дела, не показались нам достаточно важными, чтобы ради них победить собственную лень и исправить жизнь к лучшему. Что же является причинами этого такого распространенного порока?
Чаще всего, лень проявляется из-за отсутствия мотивации.
Многие родители говорят, что их детям лень делать уроки. И это отчасти правда, особенно для тех, у кого ребенок учится в младших классах. В этом возрасте мотивация к обучению не сформирована, и школьники просто не понимают, зачем им понадобится в будущем те или иные знания. У старшеклассников, определившихся с профессией, напротив, может появиться мотивация, если они определились, куда дальше поступать, и бывает, что они начинают учиться гораздо лучше по каким-либо предметам. Причем, для этого может не требоваться неусыпный контроль родителей.
- Лень может быть «воспитана». Такое часто встречается в семьях, где ребенок становится кумиром. За него все делают и решают, поэтому ему просто не требуется выполнять никаких действий. Когда такой ребенок вырастает, то он старается найти себе партнера, который продолжал бы о нем заботиться.
- Лень иногда выступает в качестве защитной реакции. Это касается тех случаев, когда требуется сделать что-то, последствия чего неизвестны.
Один мой друг боится близко общаться с девушками. Все его отношения с противоположным полом очень быстро заканчиваются, так и не успев как следует развиться. Он объясняет это тем, что ему лень приглашать дам на свидания, знакомить с родителями и пр. На самом деле, где-то в глубине души в нем живет маленький ребенок, боящийся, что его отвергнут и причинят боль. Но проще списать это на лень, и продолжать жить по-прежнему.
Лень возникает, когда непонятно, что и для чего делать. Какой смысл учить английский, если вы не собираетесь заграницу? Но тот, перед кем маячит подобная перспектива, будет улучшать свой язык, ведь ему известно, что без этого не обойтись.
Что делать?
В первую очередь, необходима мотивация
Если ее нет или она слабая, требуется найти причины и поводы, чтобы сделать то, что давно запланировано.
Во-вторых, нужно научиться ставить четкие цели.
Немаловажно развивать уверенность в себе. Движение – жизнь, и свою активность следует повышать
Для того, чтобы избавиться от лени, желательно стремится постоянно получать новые впечатления и разнообразить собственные впечатления.
Выбор без выбора как фактор синдрома
Выученная беспомощность может сформироваться даже в объективно благоприятной среде. Это доказал эксперимент, проведенный в 70-х годах в доме престарелых Арден-хаус (штат Коннектикут).
Объектами исследования стали жители дома второго и четвертого этажей. Их контингент был схож, а высококлассное обслуживание идентичным с оной только разницей. Сервис, расписание дня, порядок выдачи лекарств и прочие услуги жителям второго этажа предоставлялись безоговорочно. А старичкам с четвертого этажа всего этого необходимо было добиваться: самим просить лекарства, узнавать расписание дня, звонить сестре-хозяйке, дабы она занялась уборкой комнаты и так далее. Кроме того, им позволялось менять обустройство быта и досуга.
По прошествии времени группы прошли тесты на уровень удовлетворенности жизнью. Показатели оказались существенно выше у людей, живших на четвертом этаже. Эти старички были бодры, они с воодушевлением рассказывали родственникам о своих маленьких победах. Смертность подопытных по сравнению с группой второго этажа снизилась. Все потому, что люди получили жизненно необходимый ресурс – возможность самостоятельно делать выбор и управлять ситуацией.
Эксперимент сломал стереотипы, царившие до этого в области геронтологии (науке о старении). Он побудил изменить уклад в домах для престарелых по всей Америке и странам Европы. Стало ясно, что принудительный отказ от самостоятельности без веских на то причин сокращает жизнь, поскольку человек утрачивает мотивацию просыпаться по утрам. В приоритете теперь находится возможность выбора и активность по мере физической возможности. Аналогично применять опыт эксперимента эффективно при реабилитации больных и в воспитании детей.