Травля в школе: что может сделать ребенок, чтобы остановить школьный буллинг

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата.  Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.

Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.

Учеба в школе: секреты хороших оценок

Моббинг: травля на работе

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации

В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли

Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила». 

Обложка: Наталья Цымбаленко/Facebook

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем,
кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе
    смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и
    сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Буллинг: как остановить травлю

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с
психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО.
Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не
предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

При физическом насилии
необходимо:

Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье,
испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление
образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.

Откуда берется буллинг?

Дети не могут взять информацию просто из воздуха. Дети всегда копируют взрослых: родителей, знакомых, учителей. Они невольно перенимают то поведение, которое видят вокруг себя. Если среди родственников, в семье и в школе царит дружественная атмосфера, доброта и принятие, ребенок вряд ли начнет проявлять к кому-либо агрессию. Но если ребенок подвергается жестокости и злобе со стороны мамы и папы, воспитателя и одноклассников, незамедлительно последует ответная реакция — буллинг по отношению к другим. Чтобы не сеять в детей зерно ненависти к людям, взрослым необходимо подавать положительный пример.

Нельзя жестокость и крики родителей называть воспитательным процессом, и оправдывать хамское поведение учителя — личными проблемами, низкой зарплатой и сильной загруженностью в школе. Взрослые не должны срываться на маленьких, иначе новые поколения будут все более психологически нестабильны, обозлены и агрессивны по отношению к друг другу и обществу в целом.

КАК РАЗВИТЬ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ В 2 РАЗА
Бесплатный мастер-класс от рекордсмена Книги рекордов Украины и России. Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Забрать подарок

Что делать, если моего ребенка травят одноклассники?

Тренер по тайскому боксу советует первым делом успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось.

— Не паникуйте. Попробуйте поговорить с ребенком мягко и спокойно, без прямых вопросов, которые могут его спугнуть. Надир Ашуров, президент Федерации смешанных единоборств ММА Екатеринбурга

Психолог согласна с тренером и дает несколько советов, как общаться с ребенком, если его травят или притесняют:

— Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.

— Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».

— Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»

— Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.

— Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).

— Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Мама с папой должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.

— Нужно сразу обратиться к специалистам. Потому что если ребенка травят — значит проблемы не только в психике ребенка, но прежде всего в семье. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.

— Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Родителям надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера

Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Учите его защищаться: отдайте в неагрессивный спорт (плаванье, лыжи)

Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, своей жизни, ходите в интересные места, чтобы расширить кругозор ребенка.

— Когда обижают ребенка, у взрослых возникает много агрессивных желаний. Вы можете долго разбираться с зачинщиками, но при этом забыть поддержать ребенка или что-то поменять в семье, чтобы сделать ребенка более уверенным в себе. Поэтому в каждом отдельном случае лучше разрабатывать план действий индивидуально с психологом. Марина Березина, психолог

Преподаватель напоминает, что обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.

Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией, считает педагог. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.

Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения учителей-предметников, и в течение учебного дня они должны передавать его друг другу. Администрация школы также должна опекать такого ученика, возможно, даже сопровождать из школы домой.

Если меры не приносят результата, можно перевести подростка в параллельный класс. Если и это не помогает, и травля продолжается — переводите ребенка в другую школу.


— Ребенку надо объяснить, что самое главное — чтобы он не реагировал остро на ситуацию, когда его обижают и унижают, так как любая неправильная реакция (крик, желание устроить потасовку, драку и др.) может вызвать еще большую жестокость и агрессию обидчиков. Эдик Петросян, учитель

А вот тренер старой закалки Владимир Русанов считает, что сила играет значительную роль, особенно у мальчиков-подростков, которые пытаются самоутвердиться в коллективе и встроиться в школьную иерархию. И что у ребенка должны быть старшие товарищи, которые в случае чего могли бы защитить слабого.

— Я своим говорю: если слабого обижают — подойдите разберитесь. Не бейте никого. Просто отведите в сторонку и по-мужски поговорите. Владимир Русанов, тренер по боксу в ДЮЦ «Юность»

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее — проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

История №3. «Агрессия детей подкармливается в семье».

— Мне дочь рассказывала, как травили и травят ее одноклассницу. В классе есть две активные девочки с маргинальными ценностями (из благополучных, кстати, семей), которые ведут себя агрессивно по отношению к другим. Они обзывают, издеваются, цепляются в разговорах к этой девочке, показывают неприличные жесты в ее сторону. Однажды на уроке географии подсунули ей в портфель образец калийной соли из кабинета и сообщили учителю, что та сама взяла ее и забыла об этом.  

Дочь говорит, что она с подружками начала поддерживать эту девочку. Они все рассказали классному руководителю, и тех девчонок вызывали на совет профилактики школы. Особого эффекта это не принесло. Травля все равно продолжается.

Выражается это в сплетнях, подколках, насмешках, записках с угрозами. Пишут записки и в адрес моей дочери. Смысл содержания такой: мы тут с теми и с теми (имена одноклассников) решили тебя послать и, вот, посылаем.

Я сама не до конца знала о масштабах. Стала  расспрашивать у дочери, но она рассказывает немного, говорит, что ей это неприятно.  Помощи реальной нет. Если бы была, то конфликт был бы решен. Дочь говорит, что старается эти выпады игнорировать. А ту девочку, которую они постоянно атакуют, просто поддерживает своей дружбой, вступается за нее.

Я думаю, что дети все несут из семьи. Термин «благополучная» семья — весьма общий. То есть факт наличия обоих родителей, материальный достаток и статус, вовсе не означают, что атмосфера в семье здоровая. Агрессия детей чем-то подкармливается, как и их стремление утвердиться за счет унижения других. Даже родительские обсуждения дома, про то, какие все вокруг тупые идиоты, а мы умные, вполне себе готовая модель для подражания. Эмпатия и понимание чужой боли, границ, уважения к личности воспитываются и получаются в семье. Или недополучаются, не воспитываются. Тогда имеем, что имеем.

Я считаю, что тут должны работать психологи индивидуально с детьми, а также педагоги  в классе. Вместо информационных часов “ни о чем” можно было бы проводить какие-то занятия-тренинги в форме игр для оздоровления коллектива, выявления проблем, как это делают во взрослых коллективах.

А пугать детей на школьных советах постановками на учет бесполезно. Лучше в школе создавать атмосферу радости, детства, принятия, свободы личности с пониманием чужих границ, как это у финнов. Как писал А.Тутуола, «подростки — самые жестокие существа в мире»

Очень важно, чтобы были те, кто встанет на защиту тех, кого обижают

Для справки

Министерство образования Финляндии разрабатывает законопроект против буллинга школах. Он позволит переводить в другую школу ученика, который занимается буллингом. «Тот, кто издевается, должен нести ответственность за свои поступки», — говорит министр ведомства Санни Гран-Лаасонен. «Если стоит вопрос о смене школы, то пусть меняет ее тот, кто занимается буллингом, а не его жертва. Так будет справедливо». Министр подчеркнула, что лучше всего проблему буллинга решать прямо в школе и не доводить до кризисной точки.

Что могут сделать родители?

Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.

Идеальный вариант – когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.

2/ Агрессоры

Как правило, хулиганы всегда находятся в меньшинстве, ведь им противостоят все — родители, жертвы, администрация. Секрет их поведения заключается в пренебрежении к общепринятым правилам. Но так ли оправдан вызов?

По сути имеет место блеф. У любого школьного агрессора есть свои изъяны и слабые стороны, но он будет держаться до тех пор, пока не почувствует, что его личный предел достигнут. Дети могут не понимать таких нюансов. Однако взрослые должны это знать, чтобы действовать сообразно. В противодействии буллингу необходимо как можно быстрее завести обидчика на экстремум, когда он будет вынужден отступить.

Объясните ответственность перед законом

По законам большинства государств, любое телесное повреждение может закончится административным взысканием, а при определённом стечении обстоятельств — и уголовной ответственностью. Все школьные горе-авторитеты это знают, а если нет, то очень расстраиваются, когда узнают.

В случае проявления агрессии необходимо поставить хулигана в известность о возможных юридических последствиях. Если это не сработает, стоит эскалировать на уровень учительского состава и администрации. Здесь уже возможны серьёзные меры по отношению к взрослым за попустительство, включая увольнение с работы.

Внушите уверенность

В большинстве случаев хулиганы используют кратчайший путь при выборе цели — внешность. Не нужно сутками просиживать в библиотеке или ходить на заумные уроки, чтобы выяснить, что новичок — очкарик, а девочка из соседнего класса — дылда.

Несложные умозаключения и банальные приставания — вот арсенал большинства забияк. На уверенный вопрос «Да, дылда, а что дальше?” обидчику обычно нечего ответить. Предложение продолжить разговор о физических недостатках (особенностях) он вряд ли захочет поддержать.

Напомните, что это не игра

Вопреки общим представлениям, многие булли не осознают серьёзности наносимого вреда и не имеют структурированных планов по изматыванию жертвы. Чаще всего для них это просто игра. Многие из тех, кто во взрослой жизни находил своих обидчиков, на замечания о грехах прошлого обнаруживали в качестве их реакции искреннее удивление и непонимание.

Это подтверждает тезис о том, что любая допустимая (несиловая) конфронтация с хулиганом, чёткость и жесткость позиции наряду с вразумлением могут прекратить преследование. Задача — сфокусировать агрессора на потенциальном вреде, который он собирается нанести, и возможных последствиях для него, которые непременно наступят.

Заставьте булли бороться против буллинга

В некоторых школах существует практика привлечения наиболее одиозных представителей булли к решению проблем буллинга. В этом нет противоречия. Как правило, такие ученики являются отличными спортсменами и авторитетными лидерами. Они успешны и собираются делать карьеру.

Вместо угроз администрация школы выходит к такому ученику, обозначая серьёзную проблему и прося его о помощи как школьного авторитета. Такая тактика показывает осведомлённость старших о происходящем и ставит булли в сложное положение. Данный подход упоминает профессор психологии и преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Дуэк в своей хорошо известной книге “Гибкое сознание”.

Сформируйте нетерпимость к буллингу

К сожалению, многие из тех, кто подвергался буллингу, сами становятся булли. Очевидно, что факт издевательств не формирует в их мозгу чувства стопроцентной нетерпимости.

Не общайтесь с девочками-булли в сети

Прекрасная половина хулиганов гораздо более изобретательна по сравнению с мальчиками. Девочки не ограничиваются прямолинейными препирательствами, выбирая командную игру. При этом они способны проявлять особую жестокость «за глаза». По мнению психологов, практикующие кибербуллинг особы выливают такие потоки изощрённой онлайн-ненависти, какие никогда не выскажут очно. Излишне говорить, что высказываемое таким образом гипертрофированное отношение не имеет адекватного обоснования.

Данную проблему можно попытаться решить. Если ребёнка бойкотируют, посоветуйте ему организовать свой собственный, пусть небольшой круг. Если не с кем или ребёнок не слишком коммуникабельный, нужно больше читать и не пропускать секции после школы. При первой же попытке неконструктивной брани в сети — блокировать. Всё фиксировать, делать скриншоты. Никогда не отвечать на оскорбления в сети. Никогда не оскорблять в ответ. Не бояться высказывать свои взвешенные аргументы в глаза, но без излишнего усердия. Обидчики, скорее всего, не дружат с логикой. Оказавшись неспособными нанести вред, они сами пересмотрят своё поведение. Выйдя же на контакт, скорее всего, окажутся в ущемлённом положении.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:  

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье. 

Жертва травли

Алана сидела на кушетке в комнате медсестры и размазывала слезы, градом катившиеся по щекам. Ссадин и наливающихся синяков на руках и ногах она не чувствовала, как и краснеющих рельефных отметин на бедрах и животе. Она переживала только за своего друга, которого столкнули с инвалидной коляски.

Двумя годами ранее мать Аланы ушла от ее отца Джона и возвращаться к нему не намеревалась. Хотя до ухода матери Алана считалась одной из лучших учениц в классе, после случившегося она по понятным причинам стала учиться хуже. Алана и Джон, вынужденные приспосабливаться к неожиданным и радикальным переменам, пережили ситуационную депрессию.

Когда Джон понял, что его единственный ребенок горюет по матери, он подумал, что было бы полезно уехать из привычного окружения, — это сблизит их с дочерью и поможет обоим набраться необходимых новых впечатлений. Джон договорился с учителем Аланы и школьной администрацией и на весь оставшийся учебный год взял девочку с собой в путешествие по стране. Однако из-за собственной депрессии у него не было сил заниматься с Аланой или контролировать, чтобы она выполняла задания самостоятельно. Когда они вернулись домой, Алана отстала слишком сильно, а потому попала во второй, а не в третий класс.

У Аланы не было никаких интеллектуальных отклонений. Как Джон и надеялся, за долгие месяцы путешествия их отношения с дочкой значительно укрепились. Они посетили различные национальные парки и музеи, познакомились и подружились с представителями разных культур — и хотя школьными заданиями Джон не занимался, он привил дочери важные моральные нормы: сострадание к другим и честность.

Новые одноклассники приняли девочку и даже равнялись на нее. Но вот ученикам третьего, четвертого и пятого классов она теперь казалась чужой и странной.

Послесловие

В книге Натальи Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» есть эпизоды, как учителя пытались откреститься от проблемы, буквально от неё убежать. Руководство школы говорило матери: “Вы не докажете”. Оказалось, что директор учебного заведения ничего не знал о происходящем, а родители детей-булли — сами были булли. Но всё резко изменилось после того, как началась эскалация.

Можно долго анализировать такое явление как школьный или детский буллинг. Но в итоге всё сводится к взрослым людям — родителям, учителям, наблюдателям. От их безразличия, невнимательности и попустительства дети становятся как жертвами, так и агрессорами. И до тех пор пока мы сами не изменимся, у нас не получится изжить те проблемы, которые, несмотря на свою значимость, остаются частными в рамках общего отсутствия эмпатии.

Фото: Anya Ponti, @helenwhittlephotography

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме. 

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора. 

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). 

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: