Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Выпускной в 9 классе: что дальше?
О золоте. Однажды я по наитию попросила Ванессу распустить ее косу… и обалдела! Это был такой сумасшедший, темно-медный, лениво-волнистый водопад. Хотелось намотать ее тяжелые волосы на руки и застыть в медитации.
— Ты когда-нибудь?..
— Никогда.
К выпускному в девятом классе мы с Ванессой готовились полгода. Дольше всего упирались выпущенные из-под убранной челки прыщи; в результате пришлось все-таки замазать их последние бастионы тональным кремом. Еще два месяца Несси училась ходить на высоких каблуках. Один вывих лодыжки и несколько синяков — ничего страшного. На темно-красное платье, на котором настаивала я, она не решилась. Остановились на зеленом, в тон глазам.
После выпускного это была уже другая девушка. Как выяснилось, только на первый взгляд.
— Ты все доказала. Может быть, пора тебе в физико-математический лицей? — спросила я. — Все-таки там другой уровень подготовки…
— Нет, — сказала Несси. — Зачем? Я и так сумею в университет подготовиться. Я уже и малый матмех нашла, как вы мне советовали, и двухгодичные курсы присмотрела. И… вы понимаете… это ведь была еще не подача блюда на стол. Это было так, в кухне покрутиться, приготовить кое-чего…
— Это уже без меня, — твердо сказала я.
— Конечно, — улыбнулась Несси и протянула мне ловко извлеченный из бесформенного мешка букет. — Спасибо вам за все. Давно хотела сказать, что у вас очень красивые глаза, они прекрасно гармонируют с изменчивым питерским небом и вашей многогранной личностью.
Я смеялась еще некоторое время после ее ухода и сама чувствовала в своем смехе некую нервозность. Еще два года для подачи блюда на стол. Я не завидовала Инне. Больше того, мне уже было ее жалко…
Что нельзя говорить
- «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чем ребенок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других,недостатки. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков.
- «Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство,не реагировать на такое нельзя.
- «Дай им сдачи». Рискованный совет,который ставит под угрозу здоровье ребенка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться,травля только усиливается.
- «Что вы делаете,ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех,кто травит,объясняя,что жертве плохо. Так вы только докажете,что жертва слабая,а обидчики — сильные.
Мама и ребенок лепят снеговика.
Михаил Хаустов
Как прекратить травлю
Нужно учесть,что если в школе началась травля,устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя,потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом,потому что в буллинге всегда больше двух участников.
Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе. Этому помогают совместные задания,работы в группе над проектами,внеклассная активность,в которой участвуют все.
Главное,что нужно сделать, — это назвать травлю травлей,насилием,обозначить,что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так все,что обидчики считают прикольным,окажется выставлено в другом свете.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок
Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания
Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах
Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Почему травят
Исследователи приходят к выводу,что источник травли не в личности жертвы или обидчика,а в том принципе,по которому формируются.
Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми,кого им навязывают,без права выбора.
Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе,и объединение обидчиков в сплоченную группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается,то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.
Учитель и класс вместе против моббинга
Только так. Не «учитель заступается за жертву» и не «все обличают зачинщиков». Это не поможет. Сработают только длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе. В тяжелых случаях, если группа детей живет травлей долгие годы, имеет смысл расформировать класс и/или сменить классного руководителя. Но если травля началась недавно, если школа еще начальная, существует последовательность шагов, которая поможет переломить ситуацию.
Учитель должен, не стыдя и не называя отдельных «виновников», дать классу понять, как мерзко и опасно то, что происходит в их коллективе. Часто дети сами не понимают, какой вред наносят жертве, им кажется, что их действия вполне невинны. Дело учителя — разъяснить им это, как и то, в какой непривлекательной роли выступают они сами.
Людмила Петрановская, психолог: «Напомнив детям тот отрывок , в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»
Когда все в классе согласятся, что больше не хотят продолжать жить травлей, начинается процесс оздоровления, за которым строго следит учитель. Каждый день, каждую неделю он мониторит процесс позитивных изменений и отслеживает: были ли драки, насмешки, угрозы. Атмосфера в группе школьников — это действительно забота классного руководителя. На моральное чутье детей полагаться рано, если оно и просыпается в ком-то, то один ученик не имеет достаточного влияния, чтобы по-настоящему изменить, переломить ситуацию. Поэтому менять класс можно только под строгим контролем сверху. И лидер в классе должен быть только один — учитель.
Во многих странах существуют национальные программы предотвращения детской травли, например, программа Ольвиуса в Норвегии применяется уже двадцать лет, и за время ее существования количество жертв травли сократилось на 50%. Помимо прочего, эта программа предполагает высшую инстанцию — межшкольный комитет по проблеме моббинга. В Великобритании действует программа Таттума, которая учреждает в каждой школе суд из учеников и учителей для разбора подобных жалоб. Для случаев жесткой подростковой травли существует прием «челночной дипломатии»: психолог попеременно встречается то с объектом травли, то с агрессорами, вырабатывая условия, на которых стороны могли бы встретиться и заключить перемирие.
После того как травля прекращена, время позаботиться о том самом, что упоминается в начале статьи, — позитивные основания для совместной работы. Конечно, никого не нужно тянуть в коллектив силой. Есть дети, которым так и не захочется или они не смогут активно дружить и участвовать в совместных играх и делах
Но важно, чтобы те, кому нужно проявить себя, могли делать это без насилия
На фото: кадр из фильма «Чучело», 1983 г., режиссер — Ролан Быков.
Как защитить ребенка от травли в школе
Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.
— Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.
Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.
Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).
В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило
Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей
Что можно сделать с обидчиками
Если ребенка бьют,нужно обращаться в травмпункт,проходить медицинское освидетельствование,сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет(за тяжкий вред здоровью — после 14,по Уголовному кодексу РФ,ст. 20).
Если буллинг только эмоциональный,доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю,а если учитель отрицает проблему — к завучу,директору,в РОНО,Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов,чтобы прекратить насилие.
Как справиться с последствиями травли
Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.
Можно купить ребенку книгу Айджи Майрок «Почему я?». В ней автор рассказывает о собственном опыте преодоления буллинга и его последствий. Например, она советует каждый день заниматься любимым делом, думать о будущем и составлять план по его достижению, ежедневно делать маленькие шаги на пути к счастливому будущему.
В заключение осталось осветить вопрос профилактики травли в школе. Итак, как не стать жертвой буллинга? Родители должны придерживаться демократического стиля воспитания, уважать личность ребенка. Необходимо поощрять самостоятельность сына или дочери, рассказывать ему о чувстве собственного достоинства и самоценности.
И главное – объяснить ребенку, что нападают те, кто сами слабые. Поэтому не нужно их бояться. Как правило, достаточно один раз дать стойкий отпор, и агрессоры отстают
Важно научить ребенка выстраивать и отстаивать личные границы. Но для этого сами родители должны их иметь и уважать границы своего ребенка
Причины издевательств в школе
Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.
Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?
Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.
Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:
- Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
- Или наоборот — подросток часто пропускает школу
- Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
- Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
- Слишком заниженная самооценка
- Подростка можно описать как «типичный тихоня»
- Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
- Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
- Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив
Школьный буллинг: действия учителей
Большую часть времени подростки проводят в школе под наблюдением учителей.
Если педагогом были замечены признаки травли, его главная задача – помочь урегулировать ситуацию.
Что можно предпринять?
Учителю важно не искать виноватого, а сосредоточиться на помощи жертве буллинга. Помочь детям позаботиться о пострадавшем.
Поможет организованная встреча обидчиков и еще несколько человек, занимающих нейтральную позицию
Важно объяснить ребятам, что чувствует жертва. Попросить их предложит варианты и решения, которые позволят облегчить страдания пострадавшего ребенка. Включившись в «проект» и чувствуя свою важность, одноклассники смогут помочь.
Если учителя останутся равнодушными в такой ситуации, то это грозит вплоть до увольнения, как случилось при расследовании в программе Человек и закон в видео:
Что могут сделать родители?
Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.
Идеальный вариант – когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.
На пути к уверенности в себе
Есть в народе поговорка: «Если слишком часто говорить человеку, что он свинья, то он захрюкает». Именно так и работает травля: буканье, насмешки, оскорбления, публичные унижения заставляют усомниться в себе, в своей ценности для общества. Это становится серьёзной проблемой в будущем, поскольку ты не можешь преподнести себя, проявить лидерские качества. Другие чувствуют твою неуверенность и пользуются ею в угоду себе: в институте – списывают, на работе – подставляют и дают дополнительные задания, в магазине – занимают твоё место в очереди и другое.
Личность внутри меня разрушалась, превращаясь в бесформенную серую массу. Это меня не устраивало.
Не верю комплиментам
Я училась принимать комплименты. Да-да, вы все правильно поняли. Этому нас учили на специальных курсах, где психологи объясняли, что это несложно, даже если вы не верите или не принимаете этого человека.
Простое «спасибо» решало все мои проблемы. Хотя мне с трудом удавалось поверить добрым словам, а когда слышала о себе «красивая», то хотела плакать. Думала, что это очередные насмешки.
В зеркале я видела пухлую уродливую прыщавую дурочку, которой все пользовались.
Воспоминания, которые меня разрушают
Мой парень очень помогает мне на долгом пути становления собой, он научил меня ставить на место выскочек и не бояться отказывать без объяснения причин. Это единственный человек, который знает меня настоящую, без маски идеальной отличницы.
Бывает, что я вдруг вспоминаю ту или иную ситуацию, начинаю плакать или злиться. Мы решили, когда это вновь случится, то буду делиться своими переживаниями с ним. Я очень долго держала всё в себе, а этого делать нельзя. Каждый наш такой разговор помогал мне простить их глупость и незрелость и отпустить всё плохое.
Любовь близких
Любовь моих родителей, друзей и парня заставили меня вновь ощутить себя живой. Родные поддерживают все мои начинания, парень каждый день говорит о том, какая я замечательная. Этого вполне достаточно для моего счастья. Стараюсь как можно реже вспоминать прошлое и фокусируюсь на будущем.
Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
За каждой переменой в себе, за каждым изменением стоят огромная внутренняя работа и желание стать счастливее. Но как же часто такая работа происходит только после негатива и депрессий, как же часто новые силы находятся только после переломных моментов! Как бы то ни было, трансформация самого себя всегда приносит свои положительные результаты в виде ощущения собственной устойчивости и созвучности с собой и миром.
Это был долгий и нелегкий процесс принятия себя, много ужасных вещей происходило со мной. Настало время встретить и что-то поистине прекрасное, чтобы, оглядываясь назад, суметь улыбнуться и продолжить путь.
Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга
Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:
- отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
- научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
- не задираться, не зазнаваться
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
- не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
- не демонстрировать свою элитарность
- не ябедничать
- не подлизываться к учителям
- не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
- не демонстрировать свою физическую силу
- не показывать свою слабость
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
- использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.
Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата. Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.
Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.
Учеба в школе: секреты хороших оценок
Моббинг: травля на работе
Жертва травли
Алана сидела на кушетке в комнате медсестры и размазывала слезы, градом катившиеся по щекам. Ссадин и наливающихся синяков на руках и ногах она не чувствовала, как и краснеющих рельефных отметин на бедрах и животе. Она переживала только за своего друга, которого столкнули с инвалидной коляски.
Двумя годами ранее мать Аланы ушла от ее отца Джона и возвращаться к нему не намеревалась. Хотя до ухода матери Алана считалась одной из лучших учениц в классе, после случившегося она по понятным причинам стала учиться хуже. Алана и Джон, вынужденные приспосабливаться к неожиданным и радикальным переменам, пережили ситуационную депрессию.
Когда Джон понял, что его единственный ребенок горюет по матери, он подумал, что было бы полезно уехать из привычного окружения, — это сблизит их с дочерью и поможет обоим набраться необходимых новых впечатлений. Джон договорился с учителем Аланы и школьной администрацией и на весь оставшийся учебный год взял девочку с собой в путешествие по стране. Однако из-за собственной депрессии у него не было сил заниматься с Аланой или контролировать, чтобы она выполняла задания самостоятельно. Когда они вернулись домой, Алана отстала слишком сильно, а потому попала во второй, а не в третий класс.
У Аланы не было никаких интеллектуальных отклонений. Как Джон и надеялся, за долгие месяцы путешествия их отношения с дочкой значительно укрепились. Они посетили различные национальные парки и музеи, познакомились и подружились с представителями разных культур — и хотя школьными заданиями Джон не занимался, он привил дочери важные моральные нормы: сострадание к другим и честность.
Новые одноклассники приняли девочку и даже равнялись на нее. Но вот ученикам третьего, четвертого и пятого классов она теперь казалась чужой и странной.
Как понять, что ребенка травят
Мы уже рассмотрели частные признаки буллинга для отдельных видов. Теперь поговорим об общих признаках травли в школе:
- самоизоляция, замкнутость, отдаление от детей и взрослых;
- упрямство и негативизм при обсуждении школы, отношений со сверстниками, темы буллинга как таковой;
- вспышки агрессии и раздражительность;
- тревожность и напряженность, усиливающиеся в присутствии конкретных людей или в определенных условиях;
- скачки настроения и обидчивость или, наоборот, чрезмерная сдержанность;
- нежелание ходить в школу, придумывание «отмазок»;
- вялое и подавленное состояние;
- частые простуды и жалобы на ухудшение самочувствия.
Главный признак – резкие изменения в поведении, настроении, мышлении, реакциях, предпочтениях ребенка. Дети реагируют на травлю по-разному, многое зависит от первичных особенностей личности.
Как поддержать ребенка
Если травля уже есть,то это повод обратиться к психологу,причем разбираться надо сразу всей семьей.
Покажите,что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему,разбираться с трудностями до самого конца,даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
Постарайтесь уничтожить страх. Ребенок боится и обидчиков,и учителей,которые могут наказать его,если он даст отпор или пожалуется. Расскажите,что его самоуважение важнее,чем мнение одноклассников и учителей.
Если ребенку не хватает возможностей для самоутверждения в школе,найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби,спорте,дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости,то есть достижения.
Сделайте вообще все,что поможет поднять ребенку самооценку,чтобы он поверил в себя и в свои силы.
Как поднять самооценку ребенка, пережившего травлю
Пока Алана проходила терапию, родители ее друга-инвалида связались с мэрией и начальником местного полицейского участка: они рассказали, как девочка заступилась за их сына, не побоявшись хулиганов. Они также сообщили, как эта ситуация и последующее нападение травмировали Алану. Начальник полиции организовал встречу с хулиганами и их родителями. Их предупредили о том, какие серьезные последствия будут, если подобное повторится; хулиганы должны были прекратить буллинг раз и навсегда. В противном случае ответственность за их действия понесли бы родители.
После четырех месяцев терапии Алана смогла вернуться в школу. Ее одноклассники были счастливы. Мэр организовал торжественную церемонию, на которой похвалил ее героизм и способность заступиться за тех, кто в беде. К своему удивлению, девочка получила личное письмо от первой леди Мишель Обамы: та хвалила Алану за готовность выручить друга и смелость выступить против хулиганов.
История Аланы — отличный пример того, как со временем негативный прошлый опыт может превратиться в позитивный.