Кто поможет незрячему? что мешает слепым адаптироваться в обществе

ПРО СИЛУ ВОЛИ

– Пообщавшись с вами, я начинаю испытывать чувство стыда за то, что порой жалуюсь на жизнь и переживаю по пустякам…

– А вы знаете, к сожалению, очень много инвалидов, которые после травмы ведут себя именно как инвалиды. То есть, они запоминают самый тяжелый период, и когда период адаптации проходит, они остаются там же и не хотят двигаться вперед.

Мне недавно позвонила подруга. Она тоже на коляске. Я ей говорю: «Ты бы занялась чем-нибудь, зарабатывать-то надо». А она ноет: «У меня маленькая пенсия… Как я буду жить… Я несчастный инвалид… У меня все время уходит на реабилитацию…». У меня тоже очень много времени и денег уходит на реабилитацию. Если раньше у меня даже руки не работали, то сейчас, благодаря занятиям, у меня и руки работают, и спина держится. У меня сломано 9 позвонков. По идее, я и сидеть-то не должна была. Я раньше только лежала. Но у меня же находится время и на все остальное. И я ей объяснила: «Если ты хочешь найти время, ты его найдешь». В неделе 7 дней. В одном дне 24 часа. Неужели в день нельзя найти час и что-нибудь сделать? Вот я веду группу в соцсетях. У меня на это уходит час в день. И я за это получаю зарплату. Я ей говорю: «Вот мы сейчас с тобой проболтали полтора часа. О чем? Да ни о чем. И ты эти полтора часа могла бы потратить на что-то другое».

Очень много инвалидов, которые считают себя несчастными и обреченными. Они думают, что все должны им помогать. Я сама от этого бегу. И не дай Бог, чтобы я стала такой же.

– Какой совет вы можете дать тем, кто опускает руки?

– Надо просто перестать себя жалеть. Вот просто взять и подумать, а что мне приносит эта эмоция – жалость? Прямо по галочкам. Она забирает у меня здоровье, друзей – потому что никто не любит нытиков, личную жизнь, работу, внешность. И понять для себя – нужно тебе это или нет. Или лучше вместо этой жалости заняться чем-то другим? Одна моя знакомая сказала: «Главное – захотеть». Это уже полдела. Когда ты чего-то хочешь, вся вселенная выстраивается в ряд, чтобы помочь тебе.

Когда я лежала в реабилитационном центре, я встретила одну девушку. У нее спокойно работали руки. А мне для того, чтобы что-то сделать одной рукой, нужно было облокотиться на другую. Она же идеально сидела на коляске и даже вставала. Как-то она пришла ко мне в гости чаю попить. И говорит: «Ну ладно, мне пора, сейчас папа мне памперс будет менять». Сказать, что я удивилась, не сказать ничего. Я говорю: «Как? А тебе папу не жалко?». А там папа – божий одуванчик. Поэтому да, есть такие люди, которые привыкли к тому, что за них все делают. Многие девушки спрашивают: «А как ты вышла замуж?». На что я им отвечаю: «Как-как… Встала, подняла свою задницу и поехала». А другие сидят и ждут, что им муж на голову свалится.

Океюшки

Маме можно все простить, но от чего порой действительно коробит, так это от наигранного бодрячества.

Летом я лежал в больнице и к моему соседу – бывшему таксисту — пришли друзья. «Ничего, какие наши годы, самое большее через годик снова ездить вместе будем! И Новый год отметим по-настоящему, не с лимонадом». Он молчал и лишь вздыхал тихонько, понимая, что никогда сам уже не сядет за руль, а выпивка его просто убьет.

А мой школьный товарищ нашел такие слова поддержки: «Не так уж плохо быть инвалидом. На работу тебе не надо, да ничего тебе не надо, занимайся своими делами, в интернете сиди, государство тебя поит-кормит». Позитивное мышление в действии! Я предложил ему поменяться местами…

Ликбез

Не все родственники людей с инвалидностью разбираются в тонкостях реабилитации, хотя необходимый ликбез проходить, безусловно, необходимо, потому что процесс этот должен быть непрерывным. Но часто, особенно в провинции, реабилитируют тебя твои домашние исключительно исходя из собственных представлений о болезни и здоровье. Мой отец уверен, что лучшая реабилитация для инсультника – баня и силовые тренажеры. Моя мать уверена, что парез пройдет, едва окрепнут мышцы и всякий раз при встрече пытается срочно откормить меня. Видимся мы нечасто, она живет в другом городе. Она закупает все новые и новые продукты, не замечая, что они уже не помещаются в холодильнике, а в моем желудке – и подавно. Обижается, когда я пытаюсь сопротивляться: «Если не будешь есть, откуда же силы возьмутся на выздоровление?» К сожалению, от такой «реабилитации» здоровья не прибавляется – одни только лишние килограммы, которые мне совершенно ни к чему.

Не спешите обвинять мужа в «отстраненности», а попробуйте понять, что он чувствует

— Известно, что серьезные проблемы лучше решать вместе, всей семьей. Но нередко рождение проблемного ребенка становится поводом для ссор между его родителями. Почему?

— Самоощущение родителей детей-инвалидов – это очень сложный вопрос. Подавленное внутреннее состояние родителей — одна из главных, если не основных проблем, с которыми сталкиваемся мы как психологи. Представим себе, что такое — ожидать ребенка девять месяцев, планировать его будущее, думать о том, как малыш будет расти, что ты для него сделаешь, начиная от мелких вещей до объяснения, как устроен мир … А затем узнать, что ребенок родился «с особенностями, не такой как у всех». Это очень глубокий психоэмоциональный стресс.

Наши исследования и опыт зарубежных коллег свидетельствуют о том, что в момент, когда родители узнают о проблемах своего ребенка, они испытывают удар, сопоставимый с потерей близкого человека. Нередко этот стресс переходит в депрессивное расстройство. Может возникать непроходящее чувство вины, незащищенности, неуверенности в себе, ощущение глубочайшего горя.

Но это – общая реакция, присущая и матери, и отцу ребенка. А есть разница, и она немалая. Процесс биологического роста детского организма внутри материнского приводит к тому, что у матери возникает психическое новообразование, называемое специалистами «комплекс материнства». Именно он позволяет матери идентифицировать родившегося ребенка как своего, отделить от остальных. Первое, что осознает мать: этот ребенок – МОЙ! Это ее главное ощущение.

«Комплекс материнства» также помогает женщине принять ребенка независимо от того, каким он родился. Но в дальнейшем здесь может возникать другая проблема: приняв ребенка, женщина может не принять его особенности и связанные с ними диагнозы. Психологи часто становятся свидетелями такого внутреннего конфликта, приводящего женщину в дальнейшем к проблемам с самооценкой. Женщина осознает, что ребенок – это лучшее, что у нее есть. А специалисты ей говорят, что у ее «лучшего» есть «недостатки». Конечно, это травмирует.

А вот мужчине по природе не дано восприятие ребенка «как своего» только по факту его рождения. У отца этот конфликт развивается иначе, потому что, с психологической точки зрения, мужчина передает женщине ответственность за весь внутренний, скрытый процесс развития ребенка с момента его зачатия. Ведь мужчина все равно непосредственно в этом развитии не участвует. Он ожидает, что будет. И вот то, что будет, он уже оценивает.

Вот почему принятие больного ребенка для отца гораздо сложнее, чем для матери. То, что для матери – неопровержимый факт, для отца — процесс, это путь, который он должен пройти

Женщине очень важно это понять и не обижаться на мужа за то, что он чувствует все «по-другому»

Для укрепления взаимоотношений между ребенком и его отцом женщине следует чаще привлекать мужа к уходу и воспитанию малыша, давая ему различные поручения. Ведь чем ближе сердцем к ребенку, тем меньше замечаешь его физические и психические недостатки.

Социально-педагогическая проблема

В России к актуальным проблемам инвалидов относятся трудности с получением образования, без которого нет возможности принимать участие в жизни общества, заработать себе на жизнь. Пенсии, выплачиваемой государством, не хватает на нужды больного человека. Поэтому его содержанием занимаются близкие люди.

Основополагающая роль в получении образования инвалидами отдана школьному обучению. Маломобильным детям не всегда возможно посещение школы, так как многие из них испытывают страхи насмешек, взглядов. Кроме того, современные образовательные учреждения не имеют за собой материальной базы, позволяющей организовать:

  • приобретение специальной мебели;
  • широкие коридоры для колясочников;
  • пандусы;
  • готовность педагогического и медицинского персонала.

Невозможность создания необходимых инвалиду по здоровью условий является основным аргументом администрации школы в предложении ребенку домашнего обучения. Специальные детские учреждения, созданные с учетом физических и психических особенностей, не считаются престижными, не дают перспектив для возможности трудоустройства.

Проблемой на государственном уровне считается неприспособленность учебных заведений, чтобы создать интегрированную форму образования. Благодаря физическим особенностям инвалиды нуждаются в создании среды без барьеров. Для этого требуется специализированная архитектура помещения, оборудование учебного места под нужды ребенка, технические средства обучения, специальная методика, получение услуг сурдпереводчика.

Не во всех образовательных учреждениях имеются кадры, готовые работать с детьми-инвалидами. Решение этого вопроса предполагает получение надомного образования, обучение в ВУЗах дистанционно. Государством предложены льготы при поступлении в техникумы, институты, университеты, при условии успешно сданных экзаменов.

Дистанционное обучение является прорывом в получении образования инвалидами

Бытовые вопросы

Многие инвалиды и пожилые люди, которые проживают в одиночку, в следствии состояния здоровья не могут самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане. Государством предусмотрено социально-бытовое обслуживание, направленное на социальную реабилитацию, адаптацию, обеспечение бытовых интересов, защиту прав маломобильных граждан.

Социально-бытовые услуги могут предоставляться в специализированном учреждении или на дому. Это решают органы социальной защиты населения в соответствии с заболеванием и его формой. Сегодня на территории РФ люди с инвалидностью могут рассчитывать на получение помощи на дому, в отделении ночного или дневного пребывания полустационарного заведения, в стационарном заведении, в виде срочного обслуживания, в виде консультативной помощи.

На заметку. Социально-бытовое обслуживание инвалид может получать на временной или постоянной основе.

На дому маломобильным гражданам предоставляются следующие услуги:

  • приобретение и доставка домой продуктов питания, предметов первой необходимости за средства получателя;
  • помощь в приготовлении пищи, при необходимости кормление;
  • помощь в уборке помещения;
  • доставка воды при отсутствии водопровода;
  • содействие в получении топлива и топка помещения при отсутствии центрального отопления;
  • сдача в стирку вещей, доставка их обратно за средства получателя услуги;
  • помощь в посещении культурных мероприятий;
  • присмотр за детьми-инвалидами кратковременного характера;
  • содействие в произведении оплаты коммунальных услуг;
  • содействие в погребении.

ПРО КОНКУРС

– София, расскажите, как вы попали на конкурс?

– Мне позвонили из департамента соцзащиты и предложили поучаствовать в конкурсе. И я согласилась. Я написала краткий рассказ о себе и отправила организаторам свои фотографии. И меня взяли.

В августе уже начались репетиции, во время которых я поймала себя на мысли, что не хочу, чтобы они заканчивались. Нас учили правильно сидеть, правильно себя позиционировать, правильно двигаться и самое главное – быть женственными. Я поняла, что могу не просто красиво сидеть на коляске, но еще и танцевать на ней! Мне запомнились слова моей подруги, которая тоже на коляске. Она сказала: «София, я теперь боюсь без маникюра из дома выйти». Я тоже теперь без макияжа и маникюра ни шагу.

Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним

— Я часто сталкивалась с тем, что родители детей с особенностями, описывая свое состояние, используют слово «саморазрушение». Когда сам того не замечая, начинаешь изнутри себя «поедать». Как уберечься от подобного состояния?
— Самая эффективная практика, которая позволяет избежать чувства саморазрушения — это участие родителя в преодолении проблем ребенка. Нужно научиться совместно с ребенком переживать радость его успеха. Пускай это будет скромный шажочек вперед – и мы тут же испытываем удовольствие, как бы ни было до этого тяжело. Приходит чувство маленькой победы и ощущение «это мы вместе добились результата».

Фото с сайта omsk.net

Поэтому, когда родители перекладывают эту работу на плечи специалистов или помощников — они автоматически лишают себя этой радости. Конечно, помощь специалистов, в том числе и психологическая, необходима, и мы ее оказываем. И родители, которые чувство саморазрушения фиксируют в себе, могут и даже должны обратиться к психологу.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.

Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

Медико-социальные проблемы

Медико-социальные проблемы инвалидов устанавливаются на МСЭК (медико-социальной экспертизе), где определяется наличие стойкой утраты работоспособности. Медицинская комиссия предоставляет перечень мер реабилитации, которые направляются на социальную адаптацию больного, учитывая соматическое состояние, социальную инфраструктуру. Для решения медико-социальных проблем берутся в учет следующие реабилитационные формы.

Медицинская

Медицинская реабилитация, которая направляется на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма. Она проводится при помощи мероприятий корректирующего, лечебного направления. Эти меры состоят:

  • из санаторно-курортного лечения;
  • восстановительной терапии;
  • реконструктивной хирургии;
  • протезирования;
  • ортезирования;
  • физиотерапии;
  • лечебной физкультуры;
  • грязелечения;
  • психотерапии.

Пути их решения разрабатываются государством, которое в полном объеме предоставляет необходимую медицинскую помощь, включая обеспечение лекарственными препаратами. Законодательство РФ контролирует осуществление льготной или бесплатной помощи инвалидам. Задачей медицинского направления является не только облегчение самочувствия маломобильного лица, но и приспособление его к современному обществу, к возможности ведения общественной деятельности.

Социальная

Социальная реабилитация – это широкая форма реабилитации инвалида, которая представлена средовой, бытовой, социальной адаптацией в определенных социальных условиях и приспособление к ним инвалида. Социальный аспект помощи людям с инвалидностью охватывает влияние общества на течение заболевания, отношение к инвалидам обществом, взаимоотношение семьи и маломобильного человека.

К неразрешенным проблемам социально-психологического аспекта относятся:

  • невозможность самореализации;
  • психические расстройства;
  • депрессия;
  • социальная невостребованность;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • страх;
  • нарушение адаптации к обществу;
  • нереализованная потребность общения.

Социальные проблемы часто возникают на фоне недостаточной поддержки семьи и общества, недоступности здравоохранения, посещения культурных мероприятий, образования, сложностей в бытовой среде, отсутствие архитектурной среды, необходимой для инвалидов.

Важно! Чтобы инвалид достигнул высокие показатели медицинской, социальной реабилитации, все формы помощи должны идти комплексно, дополнением друг к другу

Среда должна быть доступной для всех

–  Сейчас много говорят о создании комфортной среды для людей с ограниченными возможностями по здоровью. В основном речь идет об оборудовании пандусов, создании условий для перевозки в общественном транспорте. А как для незрячих?

– В последние годы стали устанавливать говорящие светофоры, появилась в городе и тактильная тротуарная  плитка. Лет пять назад этого не было вообще. Но и сейчас этого крайне мало. Была программа по благоустройству территорий и общественных пространств, но все мероприятия без учета доступности среды для таких инвалидов. Нет ни плавных съездов, ни тактильной плитки. Я входил в координационный совет, но проекты не согласовывались с экспертами по доступной среде.

Цифра

10­ — 15% от числа инвалидов в области – незрячие.

В Томске нет ни одного доступного для инвалидов по зрению банкоматов. Даже талончик, приходя в учреждение, получить без посторонней помощи невозможно.

Правда, в учреждениях культуры и здравоохранения стали появляться таблички со шрифтом Брайля.  Но не обходится и без казусов. Нередки случаи,  когда эти таблички фиктивные – надпись не расшифровывается. А если это сделано неправильно, то человек может попросту быть дезориентирован или получить травму.

–  Как со здоровьем? Незрячих становится больше или меньше?

–  Примерно статистика держится на том же уровне, как и десять, и двадцать лет назад. У нас в организации зарегистрировано чуть более тысячи человек, по данным пенсионного фонда и соцзащиты, в регионе около трех тысяч инвалидов по зрению. Врожденных патологий становится чуть больше за счет выхаживания  недоношенных и маловесных детей. Как известно, в таких ситуациях страдает прежде всего зрение. Если говорить о статистике, то в регионе живут около 9% инвалидов, и от этого числа 10–15%  – инвалиды по зрению.

– А как же с оказанием  высокотехнологичной офтальмологической помощи? Сейчас же научились восстанавливать и сохранять зрение.

– Глаз человека – это высокоинформативный орган, и в то же время очень хрупкий. Он очень сложно устроен и трудно лечится. Если катаракту и глаукому современные врачи научились лечить, то есть еще целый ряд заболеваний,  которые нашей медицине не под силу. Тем более что в основном инвалиды по зрению – люди преклонного возраста или те, кто получили ранение  во время боевых действий или травму на производстве. Но медицина не стоит на месте. Многое меняется в лучшую сторону. Впрочем, как и отношение в обществе к незрячим людям. Оно стало более толерантным. Помочь перейти незрячему через дорогу – это  сейчас в порядке вещей. В учреждении, на транспорте стали чаще приходить на помощь. Но до полной адаптации инвалидов еще очень далеко, хотя по закону у нас все равны – имеют равные права на труд, профессию, информацию.

Досье

Александр Киреев.

Родился в 1968 году в Томске, окончил школу №42. Поступил в Томский машиностроительный техникум, вследствие травмы потерял зрение. В 1987 году вступил в Общество слепых. Работал в УПП ВОС. В 1989 году окончил курсы массажистов. С1989 по 2017 годы – массажист в клиниках СибГМУ. В1994 году окончил областной медицинский базовый колледж. В 2011­м избран в правление ТОоВОС. С 2014 года председатель томской областной организации ВОС.

Почему инвалидов не замечают?

Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Александр, этим летом в Красноярске несколько раз внимание общественности обращалось на проблемы инвалидов: застрелился мужчина, которому не сделали пандус в многоэтажке, другой колясочник разбил бордюр у дороги, отчаявшись ждать, пока сделают съезд. Можно ли было своевременно вмешаться в ситуацию, не доводя до трагических последствий?

По мнению Александра, путь к счастью лежит не через блаженство, а через тернии и невзгоды. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Руденко

Александром Ткачёв: Парню, который застрелился, вовремя не помогли психологически. Надо было просто с ним поговорить, причём сделать это человеку в коляске. Мы в общественной организации занимаемся подобными вещами. Иногда после травмы врачи дают человеку призрачную надежду, что он снова пойдёт, и когда инвалид её теряет, может и руки на себя наложить. Между тем приспособиться к жизни в коляске можно. Всегда есть выход. Например, организовать волонтёров-школьников — 2-3 старшеклассника приходили бы раз в неделю и помогали выйти из дома.

В советское время инвалидов как будто не было. Пока я сам в 37 лет не сел в коляску, никого не знал в таком же положении, не представлял, как к этому относиться, как правильно задать вопрос. Теперь понял: обращаться за помощью нужно самому. Бывает, и отказывают: «Тороплюсь, спина болит». Но это один из двадцати или тридцати, остальные помогают. Почти все вокруг — хорошие добрые люди.

Сейчас стали больше внимания уделять инвалидам, показывать их, и люди готовы помогать, но часто не знают, как начать. Например, мужики по соседству спускают мою коляску, а ребятишки смотрят и потом тоже подходят: дядя Саша, давай поможем! Но чувствуешь себя счастливым, когда можешь отдавать в ответ. Бывает, сидишь во дворе на детской площадке, один раз конфетой пацана угостил, потом он сам к тебе бежит, не за конфетой уже — за общением. Раздавать, дарить приятнее, чем получать. Это радость совсем другого уровня.

Ежедневно люди с ограниченными возможностями совершают подвиг, преодолевая препятствия. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Руденко

— Так значит, инвалид может жить полноценной жизнью, да ещё и помогать другим? А ваша организация как именно помогает таким людям стать полноправными членами общества?

— Мы нашли свою нишу, когда поняли, что именно нам под силу делать. Стали оказывать адресную помощь, собирали вещи, игрушки в детдома. В библиотеку госпиталя ветеранов войн отправили книги. Даём на время средства реабилитации (коляски, костыли) тем, кто «сломался» недавно. Бывает, до полугода проходит, пока человек сможет их получить от государства.

Несколько лет назад решили делать оздоровительные летние выезды на природу. Собираем за зиму средства, оплачиваем бензин и питание, берём волонтёров. Когда первый раз поехали, взяли девушку, которая до этого практически не выходила из дома. Положили её так, чтобы она видела воду, нашу рыбалку, костёр. Словно другой мир приоткрыли для человека: природу, общение.

Группы инвалидности

Возрастное разграничение инвалидности

  • Инвалиды-дети. Произойти подобное могло как в утробе матери, так и вследствие травмы или тяжелого заболевания. Если взять за основу данные статистики, то половина случаев подобного явления приходится на проблемы с функционированием головного мозга. 5% пострадавших детей исследователи относят к ДТП и травмам, после которых ребенок стал частично или полностью недееспособным.
  • Инвалиды-взрослые. Некоторые люди получают подобный статус уже в более зрелом возрасте. Психологически они гораздо тяжелее переносят трагические события, потому что у них в подсознании есть сравнение со здоровой жизнью в прошлом. Причины инвалидности могут быть самого различного характера, но очень часто виной ограничения возможностей у человека становится несчастный случай.

Инвалидность по причине ее возникновения

  1. Присвоенный с детства статус. Обычно его озвучивают при каких-либо врожденных патологиях, которые имеют серьезный характер. Однако ребенок может заболеть и в период своего созревания, что приводит затем к тяжелым последствиям.
  2. Инвалиды боевых действий. На данный статус могут претендовать те люди, которым был причинен существенный вред здоровью во время войны. К подобным увечьям относят контузию, ранение, травмы и заболевания, которые были приобретены во время несения службы.
  3. Инвалиды труда. Сам термин уже говорит о том, что статус присваивается пострадавшим во время увечья на производстве. В данном случае речь может идти о несчастном случае или профессиональном заболевании, которое вызвали неблагоприятные условия труда.
  4. Инвалиды общего заболевания. Пособие по данному факту назначается всем людям, которые характеризуются как субъекты с ограниченными возможностями. Патология при этом может иметь различные причины образования, но в документах она нередко шифруется для соблюдения врачебной тайны.

Инвалидность по степени трудоспособности

  • Инвалиды I группы. Люди, которым присвоили данную категорию недееспособности, не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой. При этом у них может присутствовать дезориентация при наличии нарушения коммуникации и контроля над своим поведением. При озвученной первой группе люди считаются полностью зависимыми от ближайшего окружения по причине тяжести своего заболевания.
  • Инвалиды II группы. При вспомогательных средствах посторонней помощи данные субъекты способны обслуживать себя. Они ориентируются в пространстве и времени, но для этого им нужна установка от других лиц. Свое поведение такие люди контролируют с условием поддержки и контроля со стороны желающих им помочь. Подобная группа подразумевает частичную работоспособность, которая может соответствовать далеко не всем сферам деятельности человека.
  • Инвалиды III группы. Люди с озвученным статусом передвигаются, но это занимает у них больше времени, чем у других представителей общества. Они способны общаться со своим окружением, но делают это с не той скоростью усвоения информации, как их собеседники. В щадящих условиях труда субъекты с этим медицинским диагнозом вполне трудоспособны, что дает им шанс найти работу по своим возможностям.

Инвалидность по характеру заболевания

  1. Мобильная группа. Само название говорит о том, что люди после оглашения решения комиссии способны передвигаться самостоятельно. Следовательно, в дальнейшем они живут практически полноценной жизнью с некоторыми ограничениями касательно здоровья и условий труда.
  2. Маломобильная группа. Передвигаться такие люди могут, но только при помощи колясок или костылей. В данном случае им вполне подойдет работа на дому, чтобы они чувствовали себя нужными обществу. Подходит им также вариант помощи в доставке на рабочее место при невозможности попасть туда самостоятельно. Однако не каждый предприниматель согласится на такое, потому что озвученный фактор несет в себе дополнительные финансовые затраты.
  3. Неподвижная группа. Прикованные к постели люди все же могут анализировать происходящие вокруг них события. К тому же они способны создавать произведения, которые надолго запоминаются читателям. Автор известной композиции «Вечерний звон» Иван Козлов писал ее, когда не мог передвигаться и ослеп.

Важно! Быт инвалидов устраивается исключительно с ориентацией на присвоенную им группу. Невозможно требовать от человека с ограниченными способностями то, что он не в состоянии выполнить.

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса

К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе.
Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение.
Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: