Как понять, что адаптация прошла успешно?
Марьяна говорит, что нужно обращать внимание на то, с каким настроением ребенок идет в школу. — Есть дети, которые плачут по утрам до окончания детского садика
Конечно, процесс адаптации у такого ребенка займет больше времени. Нельзя сказать, что если за 3 месяца первоклассник не адаптировался — надо бить тревогу. И наоборот, если спокойный первый месяц еще ничего не значит — проблемы могут проявиться и позже. Следите за тем, как ведет себя ребенок, какое у него настроение по утрам. Трудности бывают в любом коллективе, и это нормально, но если в целом ребенку нравится ходить в школу, значит, процесс адаптации проходит успешно
— Есть дети, которые плачут по утрам до окончания детского садика. Конечно, процесс адаптации у такого ребенка займет больше времени. Нельзя сказать, что если за 3 месяца первоклассник не адаптировался — надо бить тревогу. И наоборот, если спокойный первый месяц еще ничего не значит — проблемы могут проявиться и позже. Следите за тем, как ведет себя ребенок, какое у него настроение по утрам. Трудности бывают в любом коллективе, и это нормально, но если в целом ребенку нравится ходить в школу, значит, процесс адаптации проходит успешно.
Как у вас и вашего ребенка прошел процесс адаптации?
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Почему школы не хотят связываться с заочниками
Все школьники на дистанционке, с формальной точки зрения, по-прежнему обучаются в очной форме. Образование в нашей стране можно получить в учебном заведении или вне его, согласно статье 17 закона «Об образовании в РФ». Вне школы — это семейное или самообразование. В школе (гимназии, лицее) можно учиться в очной, очно-заочной или заочной форме. Ребенок вместе с родителями выбирает любой вариант, причем форму обучения можно менять.
На практике оказывается, что большинство школ не хочет связываться с заочниками. Мария рассказала, что прежде чем уведомить отдел образования о переводе детей на семейное обучение, она пыталась договориться о заочном в нескольких школах своего района. В одних учебных заведениях администрация заявляла, что такой вариант у них совершенно невозможен, в других — график сдачи контрольных оказывался не лучше того, с которым семья уже столкнулась.
Учитель — «говорящая голова» на экране, а дети устали. Директор школы Ефим Рачевский — о проблемах дистанта
Елена Семенова, директор школы №45 поселка Мочище Новосибирской области, объяснила «Правмиру», как ситуация выглядит изнутри:
— Заочное обучение начинается с индивидуального учебного плана, его составляет завуч. Затем он согласует план с родителями и учителями. Каждый учитель готовит для ребенка материалы, проверяет его работы за неделю, месяц или четверть — как договоритесь. Если учесть, что многие учителя работают не на одну ставку, у них есть классное руководство и дополнительные уроки, становится ясно, как это непросто для всех. В нашей школе заочную форму редко выбирают как приоритетную. Бывают, конечно, особые ситуации. Несколько лет назад ученица 11-го класса вышла замуж и родила малыша. Школу она окончила заочно, сдала ЕГЭ, продолжила учиться в колледже
Ее поддержали все наши педагоги, одноклассники и, самое важное, семья. Если возникает потребность, мы обязаны реализовать заочную форму обучения, ведь она прописана в законе об образовании и в уставе школы.
Совет пятый: изучение нового мира
Как правило, процесс адаптации сложный и изнурительный только в тех случаях, когда человек попадает в незнакомую ситуацию и не находит из не выхода, мирясь со всеми обстоятельствами.
Ощущения в такие моменты не самые приятные, и могут стать основной причиной душевной депрессии.
Чтобы хандра не накрыла уже на первом курсе, необходимо подробно и внимательно изучить условия своей новой среды обитания.
Если полностью углубится в учебный процесс во всех его красках, то уже очень скоро невиданное станет до боли знакомым, родным.
Тогда и проблем в окружении не возникнет, а новая обстановка не окажет повышенного давления на уже сформированную личность.
Вывод: Адаптироваться можно в любом коллективе, главное – найти правильный подход к новому окружению, занять определенную позицию в обществе и продемонстрировать всю свою коммуникабельность. Тогда и учеба в вузе покажется веселой прогулкой в компании лучших друзей продолжительностью 5 лет.
Теперь ты знаешь о том, как помочь студенту адаптироваться в вузе.
Как облегчить адаптацию
Распределение внутренней энергии, внутренней силы идет по четырем каналам. Чтобы чувствовать себя гармонично, нужно учитывать энергию, которая движется по этим каналам: тело, дело, контакты и вера.
Тело. Держите себя в хорошей форме, занимайтесь физическими нагрузками (любыми, которые вам подходят и нравятся) и красиво одевайтесь.
Дело. Найдите занятие, которое будет вам по душе. Если работа есть и она нравится – замечательно. Если пока с работой сложно – займитесь рукоделием, огородничеством…
Контакты. Ищите новых людей для общения. Хобби, занятия спортом, походы по магазинам, театры, кино – везде есть возможность завязать новые отношения. Кстати, это может помочь найти работу или интересное увлечение.
Вера. Кто-то верит в Бога, кто-то во Вселенную… Даже атеизм – это вера в отсутствие веры. Что она дает? Осознание себя больше, чем просто материальным объектом. Когда человек осознает себя частью чего-то большого, это дает ему возможность серьезных перспектив.
Но, самое главное, что поможет в адаптации, – осознание того, в каких процессах ты находишься, что с тобой происходит здесь и сейчас.
Обзавестись новыми друзьями
Но главной проблемой при переезде обычно становится смена круга общения. Как бы ни старался подросток сохранить связь со старыми друзьями, отсутствие ежедневных встреч в классе приводит к разрыву старых связей. Это причиняет боль, обижает. При этом отнюдь не каждый ребенок может быстро обзавестись новыми приятелями.
Малыши порой легче относятся к тому, что в новом детском саду у них будут новые товарищи для игр. Но могут быть и исключения из этого правила, а ведь поддерживать связь со старым и любимым другом у дошкольника часто совсем нет возможности.
Кроме того, дети могут страдать от разлуки с бабушками и дедушками, особенно если раньше старшие родственники забирали их из школы, а теперь они вынуждены находиться на нелюбимой продленке.
Фактически, ребенок лишается большого круга общения, который был для него ежедневным источником поддержки. Поэтому после переезда, лишенный этого внимания и принятия, он склонен воспринимать окружающий его новый коллектив как враждебный, в то время как на самом деле одноклассники относятся к нему нейтрально.
Что делать? В этот период важно дать вашему сыну или дочери всю возможную поддержку, чтобы компенсировать тот недостаток общения и дружбы, который у него возник.
Можно попробовать простимулировать расширения круга общения, предложив ребенку пойти в кружок или секцию. Очень хорошо, если внеклассные занятия проходят в той же самой новой школе. Это позволит быстрее завести новые неформальные связи со сверстниками.
Подготовка ребенка к школе
Подготовку ребенка к школе необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно — малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.
Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:
Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести
Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее); Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома
Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые; Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее; Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов; Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.
Особенности адаптации ребенка к школе
Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) — сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.
Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.
Причины депрессии первокурсника
Как правило, после поступления на первый курс восторженное чувство эйфории исчезает уже в середине сентября, а на смену ему приходит лень, хандра и депрессия.
Объяснить такие перемены в собственном настроении не могут даже студенты, что уж говорить о педагогах и родителях, которые отпустили своих детей во взрослую жизнь.
Конечно, ситуация не самая приятная, но имеет свои веские причины, причем совершенно адекватные и аргументированные со стороны психологии.
Ответ нужно искать внутри, поскольку поведение первокурсника, его мысли и действия – это следствие внутреннего дисбаланса, который происходит при резкой смене окружения и привычного распорядка жизни.
Итак, попробуем разобраться, почему многие студенты, поступив на первый курс, очень быстро теряют интерес к учебе и больше не хотят посещать вуз?
Причин несколько, и вот самые частые среди них:
1. Новое окружение. Иногда очень сложно привыкнуть к новым людям, тем более, в университете собираются студенты различных социальных статусов.
Вот тут наружу «выплывают» глубинные комплексы неполноценности, внутренняя неуверенность в себе, неосознанные страхи и признание собственной некоммуникабельности. Именно поэтому желание посещать пары сводится на нет, да и смысл в высшем образовании также неожиданно теряется.
2. Строгие преподаватели. Если в школе выпускники привыкли, что учителя бегают за ними, стараясь отложить в сознании хоть какое-то понимание своего предмета, то в университете лектору нет дела до вашей успеваемости.
Его задача – отчитать лекцию, а пришло понимание или нет, никого не волнует. Конечно же, новые предметы дадутся не сразу, поэтому и учиться запал проходит.
3. Конкуренция или естественный отбор. Не всегда на первом курсе можно встретить новых друзей, которые станут закадычными до конца жизни.
Как правило, вновь поступившие только присматриваются друг к другу, поэтому о преданности, верности и самопожертвовании в этот период даже думать не приходится. Возможно, позднее сформируется некий круг общения, но пока придется поскучать, а там и до хандры рукой подать.
4. Не нравится группа. Выпускные в школе проходят с шумом и пафосом, а выпускники клянутся друг другу в вечной любви и дружбе.
Но приходит первое сентября, и вновь поступившие попадают в совершенно незнакомый коллектив, где у каждого свои взгляды на жизнь и убеждения. Найдутся не только приятные собеседники, но и категоричные оппоненты, перед которыми, так или иначе, придется отстаивать свою жизненную позицию.
5. Повышенное давление родителей. Очень часто вместо содействия самые близкие люди для первокурсников начинают оказывать повышенное давление, напоминая о будущей профессии, долге перед стараниями родителей и жизненном выборе.
Студент как бы чувствует себя всем обязанным, поэтому такая ответственность, безусловно, давит и портит прекрасное настроение.
И таких причин может быть множество, но важно понимать, что учеба и конечный результат – это первостепенная задача каждого студента. Советуем почитать: Нужен ли перфекционизм в учёбе?
Советуем почитать: Нужен ли перфекционизм в учёбе?
К ней нужно неустанно следовать, преодолевая на своем пути самые неожиданные и не всегда приятные препятствия. Но как помочь студенту избежать чувства хандры и одиночества, уберечь от отчаяния и ускорить процесс адаптации в высшем учебном заведении?
Способ второй: спорт
Если студент в школе активно занимался спортом, то это свое увлечение он может спокойно переложить на студенческую жизнь. Как известно, в современных вузах имеется спортивный комплекс с самыми разными направлениями физического воспитания. Остается только посетить его, пообщаться с тренерами и записаться в самую подходящую спортивную секцию.
Если сочетать приятное с полезным, то есть спорт и учебу, то очень скоро студенческая жизнь наладится, первокурсник встанет в колею, а повседневная загруженность уберет из головы ряд проблем, душевных переживаний и страхов.
Спорт – это всегда полезно и эстетично, но главное – можно познакомиться с новыми людьми, которые также разделают эту любовь, и с ними уж точно будет, о чем поговорить.
Таким образом, период адаптации в университете будет коротким, а пройдет быстро и незаметно для любого спортивного первокурсника.
Корзина, коробка, картонка…
Что следует привозить из дома, что лучше всего купить на месте, а с чем вообще лучше распрощаться до лучших времен?
Прежде всего, многое зависит от расстояния. Если вам требуется проехать около 700 км на поезде, то много багажа, естественно. Вы с собой не возьмете. Если вам предстоит преодолеть всего лишь 150 км да еще и на своей машине, то вы, конечно же, сможете позволить себе намного больше. Но не забывайте и про то, что жить вы будете с соседями, а места в комнате не так уж много.
Берите только вещи первой необходимости, глупо заранее вести то, что продается в соседнем магазине. Минимум посуды, белья, одежды и книг, в идеале все должно умещаться в один дорожный чемодан. Лучше прихватить еще и небольшую аптечку. Для учебы можно приобрести удобный портативный гаджет: планшет или ноутбук.
«Основу» (матрас, подушку, одеяло), как правило, выдают на месте. Чайник и постельное белье, за редким исключением, вы тоже получите уже в общежитии. О тяжелой технике вроде холодильника и микроволновой печи тоже не стоит беспокоиться: возможно, вас поселят к студентам старших курсов, где все уже будет или, что скорее всего, в комнате вас будет поджидать «наследство». В самом крайнем случае, вы сможете приобрести технику в складчину (разделив стоимость покупки со своими соседями) – так и дешевле, и разумнее.
Примите решение и двигайтесь вперед
Примите важное решение – о том, что вы хотите здесь остаться, стать своим и, готовы для этого меняться. Это принципиально, поскольку нельзя чувствовать себя уверенно в другом месте, если все ваши мысли сосредоточены на прошлом, остались там, где, прошла ваша предыдущая часть жизни
От этих воспоминаний вовсе не требуется отказываться. Просто не надо в них постоянно сбегать. Человек, который разделяется с местом, которое ему дорого, при малейших проблемах склонен пробуждать в себе воспоминания о том, как ему было хорошо там, где он был. Если это происходит не часто, то позволяет пережить тяжелые обстоятельства. Но, если это происходит систематически, если человек начинает жить прошлым, то он никогда не станет своим там, где он сейчас находится.
Знаете, есть люди, уехавшие в другую страну и, которые даже через 10 лет так и не выучили языка, которые смотрят трансляции телевидения своей родной страны и общаются исключительно с соотечественниками. Тогда возникает вопрос, а зачем надо было вот это все, если здесь в новом месте есть только ваше тело, а ваше сознание, мысли, чувства совершенно о другом? Это же, как минимум, тяжело переносить, и может вызывать серьезные страдания и противоречия. Совершенно очевидно, что это не адаптация, а, фактически, ловушка, в которую человек помещает себя добровольно.
Для нормальной адаптации вам потребуется вести себя ровно противоположным образом.
Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду
Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два — три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы
В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ
Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями
На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада
Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик — это его работа.
Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.
Родители должны терпеливо подготавливать малыша к посещению сада. Но также и проявлять настойчивость, чтобы ребёнок не думал, что может манипулировать взрослыми с помощью истерик
Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.
Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им — видео
Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два — три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное — все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.
Помощь психолога
К сожалению, родители отнюдь не всегда могут защитить своих детей от стресса, связанного с новыми обстоятельствами. И не всегда есть надежда, что ситуация быстро нормализуется сама собой.
Какие признаки могут указывать, что лучше всё-таки обратиться к психологу?
- Существенное изменение эмоционального фона. Слезы, истерики, приступы агрессии без явных причин. Сила чувств явно чрезмерна, либо, напротив, наблюдается подавленное состояние, отсутствие интереса к ранее любимым делам и занятиям.
- Неожиданное ухудшение школьной успеваемости или поведения ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
- В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей и часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т. п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
- Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злится на родителей, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и так далее.
- Появились неврологические расстройства — к ним относятся заикание, тики, энурез и т. д.
- Ребенка не оторвать от планшета или телевизора, при этом попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с гаджетами ни к чему не приводят.
Все эти признаки — вместе и по отдельности — указывают, что ваш сын или дочь находятся в сложной ситуации, и смена жизненных обстоятельств могут быть тому причиной.
Как пережить новый этап родителям?
Психолог обращает внимание на то, что родителям первоклассников тоже приходится непросто. Основные трудности, с которыми мы сталкиваемся, когда ребенок идет в школу:
Основные трудности, с которыми мы сталкиваемся, когда ребенок идет в школу:
- Изменение режима дня — приходится вставать раньше, кормить ребенка завтраком, помогать с уроками.
- Психологическое состояние малыша — тревожность, капризность, конфликты, часто родители к этому не готовы.
- Приучение к самостоятельности — нужно учить ребенка собираться в школу, записывать домашнее задание, следить за своими вещами.
- «Неуспешность» ребенка по сравнению с одноклассниками — это может вызывать у родителя чувства вины и стыда.
- Родительские группы в мессенджерах — отнимают много времени и нервов.
Важно понимать, что изменения неизбежны, и морально подготовиться к ним.
Советы психолога, как помочь ребенку адаптироваться:
Не перебарщивайте с подготовкой к школе. Дайте малышу наиграться.
Не торопитесь отдавать ребенка в школу. Если он прекрасно читает, но не может усидеть на одном месте дольше 5 минут, школа станет для него мучением.
Подбирайте учителя, а не школу. Он должен понимать детей, а не видеть перед собой только учебные планы.
Относитесь позитивно к школе, учителям и одноклассникам. Только тогда ваш малыш сможет получать от учебы удовольствие.
Вводите дома элементарные правила и настаивайте на их выполнении. В таком случае ребенку будет легче принять авторитет учителя и школьной системы.
Постарайтесь быть свободнее в первые месяцы учебы. Вам всем нужно адаптироваться к новым условиям.
Познакомьте малыша со школой. Класс, туалет, раздевалка. Пройдите весь его ежедневный путь, ответьте на все вопросы.
Попробуйте договориться с учителем о физкульт-минутках и активности на переменах. Поищите варианты, подходящие и детям и школе
Поверьте, это важно.
После школы говорите НЕ про школу, по крайней мере, не только про нее.
Предоставьте малышу разумную самостоятельность при выполнении домашних заданий. Не просит — не вмешивайтесь, просит — помогите.
Приучайте ребенка к ответственности за свои вещи
Пусть составит список того, что необходимо взять в школу, потом соберет вещи по списку. Придумайте какой-нибудь ритуал перед выходом из школы, например, проверить, взял ли форму и т.п.
Защищайте малыша в случае возникновения конфликтов. Но только в тех случаях, когда он не может разобраться сам.
Принимайте своего ребенка безусловно. Это значит без всяких условий. Не надо фраз: если ты принесешь «десятку», я буду в хорошем настроении (буду довольна тобой / у тебя все сложится в жизни). В этом случае у малыша на всю жизнь останется ощущение, что он должен что-то сделать, чтобы его любили Не надо так! Любите его независимо от оценок. А если у ребенка не получается хорошо учиться, спросите, чем вы можете ему помочь. Если учеба ребенка становится важной частью вашей жизни, и вы не можете смириться с восьмеркой — сходите на консультацию к психологу. Ребенок тут явно ни при чем.
И последний пункт — оставьте малышу МНОГО свободного времени. Без кружков и заданий на каникулы. Или дайте ему задание, которое получают на каникулы немецкие школьники.
Вопрос-ответ
Посоветуйте игры на адаптацию детей в начальной школе.
Процесс адаптации ребенка к будущему поступлению в 1 класс существенно упрощается, если часть мероприятий проводить в доступной коллективной игровой форме — дома либо же классе. Наиболее эффективные и простые игры:
- Открой сердце. Каждый ученик получает сердечко-жетон, где пишет имя. Учитель собирает их в мешочек, после чего каждый из игроков достаёт произвольную фишку из ёмкости, громко называет имя и отдаёт её хозяину;
- Имя и фрукты. Игроки сидят в тесном кружке. Каждый из первоклассников называет самый любимый фрукт, первая буква которого совпадает с буквой его имени. Например, «Аня любит апельсины» или «Боря любит бананы». Следующий участник повторяет словосочетание предыдущего и в свою очередь загадывает комбинацию. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все ученики;
- Испорченный телефон. Классическая адаптационная игра, известная еще с советских времен. Организатор загадывает любое слово и шепотом сообщает его первому ребенку, после чего оно передаётся по цепочке детей до последнего участника, который громко озвучивает загаданный предмет;
- Поиск пары. Дети в кружке называют свои имена. По сигналу ведущего они должны максимально быстро найти себе напарника либо напарницу по имени, увлечениям, любимому цвету и так далее.
Легко ли проходит адаптация ребенка в школе 1 класс?
Адаптация ребенка зависит не только от маленького члена общества, но также от усилий родителей и педагогического коллектива, который будет работать со школьником на протяжении многих лет вплоть до выпускного класса. Чем более основательно, ответственно и грамотно подойти к данному процессу, тем легче чаду будет влиться в новый для себя социум.
Как проверить готовность ребенка к школе?
Готовность ребенка к школе невозможно просчитать с высоким уровнем точности — даже профессиональная предварительная оценка социального педагога и психолога, иногда оказывается ошибочной. Более-менее точно можно выявить лишь уровень знаний, активной познавательной деятельности и общее дисциплинарное поведение в рамках посещения ДОУ — однако даже эти минимальные факторы не дают гарантии того, что чадо легко приспособиться к абсолютно новым для себя условиям.
Реальная эффективная оценка первоклассника в данном контексте возможна лишь после начала занятий — при слишком длительной адаптации необходима комплексная психологическая и социальная коррекция, усилиями как родителей, так педколлектива, иногда с привлечением профильных специалистов.
Как узнать легко ли пройдет адаптация ребенка к школе?
Если ребенок имеет положительный настрой на будущее посещение школы, легко идёт на контакт со сверстниками, быстро усваивает новый для себя материал, не имеет комплексов, то с большой долей вероятности он легко пройдет период адаптации в 1 классе.
Какие вопросы адаптации нужно обсуждать на родительском собрании?
В современных школах практикуют проведение родительского собрания, темой которого выступает именно адаптация первоклассника к школе. Обычно данное мероприятие организуют до 1 сентября, проводится анкетирование мам и пап, а также предлагается задавать вопросы.
Что стоит обсудить? В первую очередь — будущее взаимодействие педагогического коллектива учебного заведения и родителей, потенциальные схемы решения проблем. Стоит поинтересоваться необходимостью дополнительных материалов для адаптационных занятий, выслушать предложения учителя по правильной организации времяпровождения ребенка вне школы. Если у чада есть какие-либо проблемы со здоровьем или особенностями поведения — стоит сообщить об этом преподавателю при личной беседе
Немаловажно послушать других и описать собственный опыт помощи малышу в подготовке к 1 классу — это будет полезно всем
Как снять стресс
- Способы снять лишнее напряжение в основном связаны с техникой визуализации. Как это делается, можете изучить в моей статье ро альфа визуализацию. Для того чтобы облегчить процесс освоения на новом месте, представьте себе, лучше всего перед сном и накануне рабочего дня, что вы находитесь в своём офисе. Только постарайтесь представить его в малейших деталях, вплоть до того, где лежит ручка. Вообразите, что вы приступили к выполнению обязанностей и у вас это отлично выходит. Это упражнение помогает снять лишнюю тревогу, чтобы просто не волноваться, лучше направить эту энергию в приятное русло, чтобы адаптация проходила легче.
- Если среди сотрудников есть человек, который уж очень сильно вам неприятен, а может быть даже это начальник, которому высказать своё мнение вы не имеете права, а копить в себе злость – вредно, на помощь придёт метод «Трансформация». Как обычно происходит, когда что-то вызвало в нас сильные негативные чувства? Правильно, мы пытаемся переключиться и забыть о неприятной ситуации. Но как назло, не выходит, наша психика таким образом защищается. Следует сделать наоборот. По дороге домой, либо где вам удобно, представьте себя на месте этого негодяя. Воспроизвести его походку, манеру говорить, жесты и прочее. Поиграйте с этим образом. Это упражнение очень ресурсное, потому что, помимо того, что легализуется агрессия, проходит напряжение, а порой происходит озарение, будучи на месте обидчика, мы можем понять, что именно он хотел сказать и почему он так сделал.
Какие изменения происходят в жизни первоклассника?
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым условиям, которые каждый первоклассник переживает по-своему. Иногда эта проблема растягивается на годы, потому что любая адаптация — процесс сложный и многослойный, рассказывает психолог.
— Часто родители забывают о том, как много изменений происходит в жизни ребенка в этот период. А изменения следующие:
— Социальная позиция — ребенок становится учеником. И это совсем не просто. Вспомните, например, как вы пришли на свое первое рабочее место. Наверняка, вам было волнительно. А ведь вы были уже взрослым человеком. Представляете, что творится с вашим 6-7-летним малышом?