Особенности формирования гендерной идентичности у детей

Гендерная идентичность?

М.А. (психолог): Я как психолог, конечно, должна вам сказать, и буду отстаивать свою точку зрения, что действительно человек рождается мальчиком или девочкой – это формируется еще в момент оплодотворения. Если у человека имеются какие-то отклонения от той половой идентификации, которая ему была предназначена, то мы должны рассматривать здесь симбиоз двух составляющих – тела и души. Если мы посмотрим на тело, то, почти всегда, оно рождается здоровым. Если, по каким-то причинам, душа (т.е. психика человека) это тело воспринять не может, значит, мы должны прежде всего лечить именно психику, а не перекраивать тело, что в итоге может привести и к больному телу, и к больной психики.

— Вера, а вы как ученый-генетик, согласны с генетической теорией? Что вы вообще думаете по этому поводу?

В.М. (генетик): Это действительно так: у нас рождаются мальчики и девочки, это генетически наследуемые вещи. У нас есть половая хромосома, которая отвечает, собственно, за половые признаки. Поэтому такие отклонения, которые весьма малы, должны, по моему мнению, лечить психотерапевты. Если вы приходите к психотерапевту и вам рассказывают, что есть люди, которые, не смеха ради, называют себя Наполеонами или у них раздвоение личности, то мы считаем, что такие люди больны и требуют определенного лечения. В случае гендерной дисфории такая же проблема: человек маниакально сам себя начинает убеждать, что он не девочка, а мальчик, и наоборот. А СМИ и общество этому способствует, всячески утверждая, что это нормально.

— В Америке достаточно часто в последнее время транслируются случаи, когда в семьях ребенок 5-6 лет объявляет родителям, что он не того пола, каким родился, и родители поддерживают такого ребенка не только психологически, но и гормонально. Что вы думаете на этот счет, Юлия?

Ю.Т. (эндокринолог): Детям 5-6 лет гормональные препараты никто никогда не дает. В эндокринологии гормональные препараты (именно половых гормонов) с любой целью мы имеем права давать ребенку тогда, когда у него начинается период полового созревания. Но в целом такие случаи есть, это правда.
Вообще, самое главное для ребенка, когда его любят, поддерживают, и когда родители счастливы. Когда удается достичь этого симбиоза в семье, то способ достижения уже не играет особой роли.

— Т.е. всегда ли нужно поддерживать ребенка в таком контексте? Будь у меня 12-13 летний сын, который бы сказал мне, что он на самом деле девочка, которая родилась в мужском теле, любить бы я его меньше не стала, но поддерживать тоже бы не стала, а отвела бы его к психиатрам.

Психологические нюансы гендера

Гендер — это не только биологическое, но и психологическое понятие, которое включает определенную систему ценностей, взгляды на жизнь, поведение и самоощущение.

Хотя пол определяется кодом, который записан в хромосомах, нередко именно взаимодействие между генами (генотипом) и окружающей средой определяет пол.

Это не звучит странно, если учитывать что пол многих видов животных полностью определяется условиями окружающей среды, а не их биологией. Например, есть животные, у которых вообще нет половых хромосом, а некоторые виды рыб коралловых рифов могут фактически переключать свой пол, если ситуация требуют этого. Аллигаторы, крокодилы, черепахи и некоторые ящерицы также не имеют половых хромосом: их пол просто определяется температурой гнезда во время инкубации.

Однако если в животном мире почти все основано на инстинктах, то основой человеческого мышления является разум. Именно поэтому вокруг проблемы гендера не утихают споры и дискуссии: большинство людей остаются довольными своим полом, но есть и те, кто мечтает его сменить. Последних называют трансгендерами — людьми, которые меняют свой пол путем хирургической операции или банальной смены имиджа.

Объемные локоны и другие прически, которые считаются старомодными в 2021 году

Вот это номер: рождественские песни могут вызвать агрессию или даже тошноту

Юмор, ностальгия и смелость: тенденции мужской носочной моды в 2021 году

Биологические причины, трансгендерность и половая ориентация у мальчиков и девочек

Помимо социальных, есть и биологические причины подобных ситуаций. В этом случае мы можем говорить о трансгендерности, то есть несовпадении биологического пола и гендерной идентичности.

В прошлом году Всемирная организация здравоохранения исключила трансгендерность из списка психических расстройств. Однако неприятие со стороны общества, дискриминация и насилие по отношению к трансгендерным людям могут способствовать возникновению депрессии, тревожности, суицидальных мыслей или попыток суицида.

Иными словами, дети-трансгендеры могут прекрасно чувствовать себя, если дать им возможность проявлять себя так, как хочется, но испытывать стресс, если отказать им в этой возможности.

Как же возникает трансгендерность? Роль биологии и воспитания

На данный момент научное сообщество придерживается мнения, что основная причина — биологическая, а именно — особенности развития мозга ребёнка во время беременности , однако полностью исключать влияние социального опыта также не стоит. В любом случае, дети транссексуалы появляются не от неподходящих игр и игрушек.

Уместно будет вспомнить одну историю, которая сейчас вызывает массу этических вопросов, но тем не менее наглядно демонстрирует, что только воспитанием нельзя сделать из сына дочь.

В 1965 году, в семье Джанет и Рональда Реймеров родились близнецы, 2 сына, Брюс и Брайан. В возрасте 8 месяцев, по медицинским показаниям, Брюсу было решено сделать обрезание, однако операция прошла неудачно, пенис был сильно повреждён. Родители были шокированы и спустя год обратились к психологу Джону Мани, который посоветовал им растить ребёнка как дочь, а в дальнейшем провести операцию по смене биологического пола. Родители согласились, а Брюсу дали женское имя Бренда. Однако Брюс не считал себя девочкой, предпочитал ружья и машинки, отказывался мочиться сидя, дрался в школе. Правду Брюс узнал только в подростковом возрасте, после чего принял решение жить как мужчина.

Для того чтобы понять, что же чувствуют трансгендерные люди, послушаем их истории.

«Какого вы пола?»

Отношения между полами — один из главных вопросов психоанализа. Разрыв между природой и символическим, телом и эффектом бессознательного был мотором исследования Фрейда

Психоанализ обнаружил важность проблемы пола для любого человека. Подхватывая эту идею, Лакан описывает структуру истерического субъекта через формулирование вопроса «Мужчина я или женщина?»

Ответ на банальный вопрос «Какого вы пола?» становится куда менее очевидным, когда речь заходит о сексуальной идентичности или гендере.

Используя слово «гендер», мы оказываемся в поле социологических и антропологических исследований, gender studies. Это направление получает известность и начинает широко распространяться в США с 1970-х годов. Концепт гендера все более замещает термин «пол», от понятия «разница полов» мы переходим к концептам гендерного различия. Гендер — это социальное образование, определяющее бытие субъекта, его роль в обществе в качестве мужчины или женщины.

Наиболее радикальные идеи гендера как сугубо социального образования подхвачены трансгендерными личностями, выбирающими собственный гендер, выходящий за рамки бинарного распределения «мужчины — женщины». Поскольку полностью соответствовать социальным стереотипам приписанного человеку пола невозможно, гендер является нормативным концептом, последствия которого тяжелы и болезненны. Трансгендерное движение объединяется во имя ниспровержения этого концепта и возможности выбирать свой пол, однако именно благодаря попыткам радикально его отбросить помещает понятие гендера во главу угла в качестве нормативного для всех.

Говорить о наделенности человека полом можно на разных уровнях и разным языком. Гендерная идентичность говорит о гендере как о наборе социально функционирующих атрибутов — это, по Джудит Батлер, что-то, что потенциально может быть представлено во взгляде Другого, в поле общества; некий набор штрихов, маркирующих тебя как отвечающего или не отвечающего гендерному стереотипу. Можно перформативно играть с этим, ставить в кавычки эти атрибуты, иронизировать над ними, но, так или иначе, субъект мыслится здесь как точка сборки. А Донна Харауэй использовала образ киборга — существа, собранного из элементов, суммы атрибутов, частей, протезов, которые потенциально предъявлены Другому. Таким образом, гендерная модель (по крайней мере, у этих двух авторов) — овнешненная, с возможностью явить человека как киборга некоему взгляду. Позиция психоанализа иная, для него такой способ понимания пола — лишь один из возможных.

Извини. Голриз Резвани

Типы гендерной идентичности

Согласно биологическим нормам, люди делятся строго на два пола — мужской и женский. Любые отклонения в данной сфере обусловлены генетическим сбоем. В известной мере это можно скорректировать современными медицинскими методами. Дальше начинаются исключительно социальные и культурные характеристики, которые могут отличаться в зависимости от страны и местных традиций. Так называемый «третий пол» — гермафродиты (при биологическом наличии половых признаков обоих полов) и люди с нетрадиционной гендерной идентичностью личности, признан юридически всего в десяти странах: Канада, Австралия, Великобритания, с некоторыми оговорками Германия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Индия, Непал и Бангладеш

Ещё несколько стран признают существование третьего пола культурной традицией, однако с точки зрения законодательства это некая сумеречная сторона жизни, на которой предпочитают не акцентировать внимание

Изначально выделялось два гендерных типа: маскулинный, присущий мужчинам, и феминный, соответствующий женскому полу. Появившийся в сравнительно недавнем прошлом официально андрогинный тип представляет собой некое «среднее арифметическое» между основными двумя гендерными типами. Антропологи и социологи выделяют также бигендеров, трансгендеров, гендер-квиров и агендеров в отдельные категории. Возможно, это желание раздвинуть общепринятые рамки до их полного исчезновения и довести гендерную толерантность до недостижимого абсолюта. В обычной жизни бывает достаточно нескольких терминов без углубления в подробности.

Трансгендерные дети: советы для родителей

Часто мамы и папы переживают, когда девочка хочет играть машинками вместо кукол или, когда сын наряжается и пользуется косметикой. Большинство маленьких детей таким образом просто развлекаются. При этом они уверенно сопоставляют себя с полом, данным при рождении.

Но бывают случаи, когда ребёнок страдает от того, что родился девочкой или мальчиком. Он может даже настаивать, что принадлежит к противоположному полу. В подобных случаях дети сталкиваются с давлением сверстников и возможной социальной изоляцией. Такое происходит редко, но эксперты по детскому воспитанию не рекомендуют оставлять этот вопрос без внимания. Лучше сразу же показать ребёнка врачу и пообщаться с психологом. Это поможет твоей семье вовремя разобраться в данной ситуации.

Заключение

Дети не способны осознать себя представителями того или иного пола самостоятельно. Понятия гендерной идентичности у детей формируется благодаря родителям, обществу и огромному потоку информации из телевидения и сети интернет

Чтобы ребёнок развивался гармонично, важно помочь ему разобраться в аспекте социальных ролей мужчины и женщины. Благодаря нашим рекомендациям ты сможешь способствовать успешному личностному росту ребёнка, независимо от его пола

Развитие гендерной идентичности

Дальнейшие исследования показывают, что детская концепция пола постепенно развивается в возрасте от трех до пяти лет. После пятилетнего возраста большинство детей считают, что внешние изменения в одежде или прическе не влекут за собой изменения пола.

За сколько было продано и почему привело к разводу: история белого платья Монро

У коровы начало пропадать молоко. Хозяин решил проследить за ней – и пошел в лес

Партнеры Лизы Боярской — лучшие актёры отечественного кино: пять кинодуэтов

Когда дети начинают думать о гендерной проблематике как о стабильном признаке, они также начинают включать гендер в свою личность.

Примерно в то же время они становятся достаточно мотивированными для того, чтобы оценивать сверстников и старших/младших товарищей исходя из их пола, и в дальнейшем на базе этой оценки выстраивают взаимоотношения. Например, дети в возрасте от трех до пяти предпочитают играть с детьми своего пола. И они также предпочитают участвовать в играх и мероприятиях с учетом гендерных стереотипов.

Только через несколько лет, когда дети достигают семилетнего возраста и вплоть примерно до десяти лет, дети становятся более расслабленными в отношении поведения на основе половой принадлежности. Например, в это время мальчики и девочки без опасения могут признать, что они «любят играть с грузовиками» (девочки) или «любят играть с куклами» (мальчики).

Что такое гендер

Испокон веков ведётся деление людей на мужчин и женщин не только по их половой и физиологической специфике, но и по социально-психологическим отличиям. В обычаях различных народностей и даже в мифах можно проследить идею противопоставления женского и мужского начала. Но это не основывается лишь на конституциональной несхожести. Базой скорее является именно социокультурная сторона. То есть то, что в каком-то обществе в определённое время свойственно представителям сильной и слабой половины человечества. К примеру, начиная с античности и вплоть до эпохи Возрождения, в европейской культуре бытовало мнение, что дамский организм – это неполноценный мужской. Поэтому основное различие было именно по социальному качеству: какой статус человек занимает и какие роли выполняет. Лишь с XVII века мировоззрение видоизменилось, и в основу положили биологический статус, основанный на том, что организмы различны в первую очередь по своей природе. В нынешнем мире сложилась спорная ситуация насчёт истинного количества полов. И, как известно, некоторые развитые страны на сегодняшний момент официально узаконили понятие «третий пол» для индивидов, рождённых с неопределёнными половыми признаками.

Поэтому современная наука пришла к тому, что необходимо чётко разграничить физиологические и социокультурные аспекты и связать их с понятиями «пол» и «гендер»:

  1. В основе термина «пол» лежат биологические отличия, определяемые генетикой, анатомическими характеристиками и физиологическими свойствами, в том числе детородными функциями. Разделяется пол на мужской и женский.
  2. Понятие «гендер» (от лат. genus – род, пол) раскрывает социально-психологические особенности личности и её социальный статус. То есть те характеристики, которые возникают через взаимодействие с обществом. Разделяется на маскулинный (от лат. masculinus – мужской) и феминный (от лат. femininus – женский) и обусловливает психологические качества личности, деятельность, способности, профессии, этические и правовые нормы и т. п.

Таким образом, маскулинный гендер ассоциируется с такими чертами, как:

  • смелость;
  • агрессивность;
  • решительность;
  • авторитаризм;
  • независимость;
  • инициативность;
  • честолюбие;
  • амбициозность;
  • стремление к лидерству и господству;
  • авантюризм;
  • рациональность;
  • эгоцентризм и т. д.

Феминный гендер определяется следующими качествами:

  • мягкость;
  • терпимость;
  • спокойствие;
  • ответственность;
  • гуманность;
  • заботливость;
  • альтруизм;
  • стремление к компромиссу;
  • эмоциональность и т. д.

Как правило, если подобные черты проявит особь противоположного рода, это критически оценится окружающим миром и нередко вызовет негативную реакцию.

Гендерная модель определяет положение в социуме и различных институтах – семье, образовательных и культурных учреждениях, экономике, политических движениях и т. д.

В современном обществе укоренилось такое понятие, как гендерные отношения – это взаимодействие маскулинных и феминных особей или социальных групп, приводящее к тому, что каждая личность играет установленные роли. Например, мужчина в семье будет выступать в образе отца, мужа, сына; среди приятелей – друга; в университете – студента; на предприятии – директора, работника, коллеги и т. д.

Гендерные отношения проходят сквозь всё общественное и государственное устройство и влияют на обычаи, язык, производство, искусство и т. д.

Гендерная идентичность ребёнка: как и когда она формируется

Осознание себя мальчиком или девочкой обычно проходит в два этапа.

Первый этап приходится на возраст 2-7 лет. В этот период дети проявляют повышенный интерес к своим гениталиям, рассматривают и изучают их. К трём годам уже 2/3 всех детей понимают, кто они — мальчики или девочки — хотя часто считают, что пол может измениться, если изменятся внешние атрибуты, например, длина волос или одежда. К 6-7 годам представления о поле расширяются, появляется понимание неизменности своего и чужого пола. Дети понимают, что человек в юбке вполне может оказаться мужчиной-шотландцем, а короткие волосы не превращают женщину в мужчину.

Исследователи считают, что эта первичная половая идентификация, то есть знание своего пола — основной и наиболее устойчивый элемент самосознания.

Важно поддерживать осознание ребёнком своей половой принадлежности и уважение к детям другого пола, поэтому не стоит использовать выражения вроде: «Будешь плакать — станешь девчонкой. Не дерись, ты же не мальчик, это пацаны хулиганы и драчуны»

Такие установки могут подорвать уверенность ребёнка в своей половой принадлежности и сформировать негативное отношение к противоположному полу. Активное подчёркивание различий взрослыми и усиленное деление по признаку пола ухудшает ситуацию: дети начинают негативно относиться к детям другого пола и отказываться от игр с ними.

Второй важный этап — пубертат, или подростковый возраст. Развивается психосексуальная ориентация, то есть предпочтение партнёров того или иного пола. Конечно, развитие на этом этапе происходит не с чистого листа, а основывается на уже заложенных социальных нормах и биологических предпосылках

На этом этапе также важно помогать детям: говорите о том, как развивается и меняется их тело и что их ждёт в дальнейшем. Запреты, умалчивания или наказания за естественное любопытство могут привести к стыду и отвержению своего пола

Например, девочки могут считать себя грязными и неправильными из-за менструации, мальчики могут презирать себя за поллюции. Поллюция — это неконтролируемый процесс эвакуации эякулята (семени), который может быть связан с эротическими снами или другими факторами.

Обычно дети, которые ведут себя в соответствии с гендерными ролями, не испытывают проблем с гендерной идентичностью, так как получают постоянное одобрение. Активный мальчик постоянно слышит о том, что он мальчик, и что его активность нормальна — он же мальчишка, и ему положено быть таким. Девочка, которая играет в куклы, может слышать, что она растёт настоящей женщиной, так как стремится к материнству с пелёнок.

Проблемы возникают, когда дети не соответствуют ожиданиям. Мальчики вдруг хотят заниматься танцами и играть в семью, а девочки играют в машинки и «войнушку». Дети ведут себя не так, как от них ждут, и родители начинают беспокоиться.

Встреча двух клеток

Если упрощать, то, по Фрейду, человеческое существование разделено на два этапа. Первый — аутоэротизм, когда для тебя не существует Другого и твой способ обходиться с собственным телом мыслится как нечто происходящее внутри тебя самого. Проблемы начинаются на втором этапе, когда ты вступаешь в связь с Другим. Вопрос, который, следуя этой логике, ставит Фрейд, звучит парадоксально для его эпохи. Тогда недоумевали по поводу гомосексуалов:

Он ставит вопрос о том, что возникает в этой точке соединения с Другим.

Можно по-фрейдовски задать вопрос и так: а с какой стати я вообще использую вопрос пола, чтобы решить эту проблему? Одновременно и открытие, и тупик гендерного подхода в том, что он пытается редуцировать происходящее в этом множестве, во-первых, нормализуя его, то есть все равно навязывая вопрос пола (современный мир показывает, что есть случаи, когда обходятся вовсе без пола), а во-вторых –– пытаясь вести каталог полов.

Современный мир все больше тяготеет к тому, чтобы окончательно установить разрыв между вопросами биологического воспроизводства, отношениями полов и сексуальности как совершенно не связанных друг с другом вещей. По сути, когда мы говорим о воспроизводстве, мы говорим не о встрече двух людей, а о встрече двух клеток, которую можно обеспечить миллионом разных способов. Телам не обязательно встречаться, они могут находиться на разных континентах или даже в разных эпохах.

Гендерность и сексуальная ориентация

Вопреки распространённому заблуждению, понятие гендерной идентичности совершенно не связано с сексуальной ориентацией. Иными словами, феминный мужчина совершенно не брутальной наружности не обязательно является гомосексуалистом, а коротко стриженная культуристка в камуфляже не проявляет лесбийских наклонностей.

Понятие гендера связано в первую очередь с поведением и социальной ролью и только косвенно опирается на сексуальность. Таким образом, попытки пресечь «неправильную сексуальность» методом давления на визуальную составляющую гендерной идентичности не приносят никакого результата. При этом не стоит сбрасывать со счетов возможность комплексного влияния внешних факторов на развитие сексуальности. Сексологи утверждают, что ориентация выкристаллизовывается постепенно, каждый человек проходит уникальный путь становления личности, включая интимные предпочтения.

Кто такие бигендеры и трансгендеры

Бигендерность можно считать одним из вариантов победившей толератности по гендерному признаку в отдельно взятой голове индивидуума. Если человек берёт на себя некие социальные функции, не пропуская их через анализ стереотипов, мы получаем достаточно гармоничную и самодостаточную личность. В противостоянии гендерная идентичность/социальная идентичность у бигендеров побеждает целесообразность и умелое приложение талантов и склонностей. Мужчина может брать на себя женскую социальную роль, не считая при этом себя жертвой обстоятельств, женщина также прекрасно справляется с мужской ролью. В современном мире гендерные рамки несколько стёрлись, хрестоматийная «охота на мамонта» всё больше переходит из физической работы в умственный труд, и умелым добытчиком становится не обладатель мускулов и избытка тестостерона, а индивид с высокой степенью интеллекта. Половая принадлежность добытчика в данном вопросе не играет роли.

Другой вопрос, если имеет место трансгендерность, — это несоответствие биологического и гендерного самовосприятия. Если рассуждать упрощённо, то трансгендером можно назвать мужчину, предпочитающего женскую социальную роль, включая некоторые визуальные атрибуты. Если же он действительно чувствует себя женщиной «до мозга костей», а физическое тело не соответствует самоопределению, то речь идёт о транссексуальности. В гендерном смысле это не мужчина. Человек думает, как женщина, чувствует и воспринимает мир и себя исключительно с феминной позиции. Несоответствие биологического пола при этом рекомендуется исправлять посредством трансгендерного перехода. Однако не все люди, сменившие биологический пол, ощущают себя именно транссексуалами. Это достаточно запутанная ситуация, в которой много индивидуальных решений.

Воспитание гендерной идентичности: “правила” для мальчиков и девочек

Дети дошкольного возраста знают, что существует одежда для девочек и для мальчиков. И чаще всего ребёнок хочет носить одежду соответственно его полу. Девочки с детства слышат комплименты, когда одевают платья. Неудивительно, что потом — объясняет Диана Рубл — юная леди может требовать от мамы одеть в поход наряд принцессы. Таким образом она пытается соответствовать социальному образу девочки и выглядеть, как её подружки.

Как считают психологи, дети до 5 лет обычно чётко понимают, что считается в обществе подходящим для мальчиков, и что — для девочек. Они уже осознают свой пол, и хотят вести себя так, как подобает его представителям.

После 5-6 лет у детей меняются стереотипы в мышлении. Они уже знают, что большинство вещей могут выполнять как мужчины, так и женщины.

Проявление эмоций у мальчиков и девочек

Многие родители до сих пор по-разному реагируют на поступки сына или дочки. Мальчиков могут наказывать за ошибки, которые прощаются девочкам. Если ребёнок упал или ударился, девочку чаще всего жалеют, а мальчику могут запретить плакать. Эксперты по детскому развитию отмечают: современные мамы и папы стараются учить малышей, независимо от их пола, проявлять эмоции. Но поменять привычный образ мышления бывает нелегко, хоть и стандарты гендерного воспитания детей уже сильно изменились, по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад.

Кроме того, взрослые не всегда могут проконтролировать вещи, которые происходят за пределами дома. Например, в играх на площадке, где собираются дети с разных семей, могут применяться старые «правила».

По мнению специалистов, когда мальчиков учат не давать волю своим чувствам и переживаниям, пускай даже подсознательно, это плохо сказывается на их психическом развитии. Они могут вырасти эмоционально незрелыми. Если ты хочешь, чтобы сын состоялся как личность, в первую очередь честно ответь сама себе, как ты реагируешь на его слёзы. Позволяешь ли ты ему плакать точно так же, как дочери?

Психотерапия (Гендерная дисфория)

Последние исследования подтвердили, что гендерная дисфория является нарушением внутриутробного развития, а не психиатрической патологией. По этой причине людям, страдающим от собственного несоответствия внешним половым признакам, сегодня рекомендуется обращение к психотерапевту. Но оно требуется не для выбора курса лечения, а для проведения консультации по самоидентификации. Людям не всегда  бывает просто принять собственную непохожесть на окружающих. Часто негативное отношение к гендерам может наблюдаться в семье, не готовой принять сына вместо дочери и дочь вместо сына. Индивидуальные и групповые занятия позволяют понять и принять естественность процесса возвращения собственной половой принадлежности без депрессий и лишних потрясений. Отсутствие лечения способно приводить к возникновениям депрессивных состояний. Такие люди, в муках самоопределения, подчас задумываются о прекращении жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: