В-третьих, увеличение уровня гормонов стресса. Потеря сна может поднять уровень кортизола в организме. Кортизол является гормоном стресса, и его излишек может привести к замедлению заживления ран, что увеличит риск длительной травмы.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: УЧИМ РЕБЕНКА ПРОИГРЫВАТЬ
Исследователи заметили, что у современных подростков и молодых людей по сравнению с их родителями завышены амбиции и сильно убеждение в своей уникальности. Они уверены, что обязательно состоятся и в личной жизни, и в профессии. Однако когда мечты так и остаются нереализованными, страдания их безмерны.
Чтобы не разочароваться перед трудностями, находить в себе силы для уверенного жизненного пути, Вашего ребенка нужно учить проигрывать.
Никто не уйдет без награды
Психологи исследовали реакцию современных детей на победу и пришли к следующему выводу: если родители постоянно настраивают ребенка на выигрыш в любом соперничестве, то ребенок склонен огорчаться при первой же неудаче или проигрыше. Ему проще обмануть, чтобы стать победителем: вести «не честные» соревнования, главное выиграть.
Многие дети после первого поражения в соревнованиях вообще отказываются принимать участие, в каких бы то ни было соревнованиях: мысль о проигрыше для них невыносима. Этот вывод психологов активно используют организаторы различных соревнований, чтобы сгладить стресс от поражения и дать возможность всем участникам ощутить вкус победы. Впрочем, в этом случае само понятие выигрыша становится для детей «размытым»: у них пропадает желание стремиться к победе, потому что, с одной стороны, ими движет страх проиграть, а с другой – есть ощущение, что награда достанется тебе все равно.
Что делать родителям? Конечно, вы можете сделать огорченному неудачей ребенку какой-нибудь утешительный подарок, но не стоит покупать кубок или медаль, которые достались победителям соревнования: в этом случае победа потеряет свою ценность.
И подбодрить, и объяснить
«Ты молодец, у тебя все получится, ты непременно победишь!», – Вы говорите это своему ребенку из самых лучших побуждений, желая подбодрить их перед конкурсом или соревнованием. Но победитель, обычно, бывает один (даже, несмотря на три призовых места) и не всегда им оказывается именно ваш ребенок. Отнеситесь к его проигрышу спокойно: увидев такую реакцию, он, скорее всего, успокоится сам. Обязательно поговорите с ребенком о том, что в проигрыше нет ничего страшного, что он приносит опыт, который гораздо важнее награды.
Обязательно скажите, что вам очень нравится смотреть, как ребенок увлеченно занимается танцами. Избегайте слов «хорошо», «лучше всех». Ребенок будет искренне радоваться тому, что вы любите его независимо от достижений: ведь очень часто дети стараются победить и выиграть только для того, чтобы Вы их похвалили!
Тренируемся проигрывать
Научиться спокойно и достойно относиться к проигрышу ребенок может благодаря примеру родителей
Поэтому маме и папе очень важно держать себя в руках во время неудач. Ребенок внимательно следит за Вашей реакцией, когда Вы оказались в проигрыше
Более того, он обязательно запоминает, и будет копировать модель поведения родителей в аналогичной ситуации. Учить детей проигрывать вы можете и во время общения с ними. В случае победы в любой игре с ребенком выражайте свое ликование не слишком бурно. Эмоции, испытываемые ребенком – радостный клич победителя или слезы проигравшего – разделите эти чувства с ним, сопереживайте. Когда ребенок успокоится, предложите ему разобраться в том, что произошло, что нужно было предпринять, чтобы добиться успеха. Ребенок должен сделать вывод на будущее: чему следует научиться, чтобы достигать более высоких результатов.
Обязательно рассказывайте Вашему ребенку о том, как вы сами относились к неудачам, когда были маленькими. Наверняка у вас тоже что-то не получалось и вы переживали схожие чувства, однако это не заставило вас потерять интерес к соперничеству и риску. Главное, ребенок должен быть психологически готов, как к победам, так и к поражениям.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Выступление на сцене – не только испытание Вашего ребенка на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий танцами. Поэтому будет ли дальше профессионально заниматься Ваш ребенок танцами зависит и от Вас! Ваша реакция и отношение к соревнованиям, к победе и поражениям, подготовка и правильный настрой – залог успеха Вашего ребенка!
Главное, чтобы ребенок чувствовал Вашу любовь и заботу, а талант и правильный настрой перед выступлением оставит в памяти Вашего ребенка только положительные эмоции от соревнований!
Татьяна Рожкова
Основные принципы участия в соревнованиях.
Наслаждайтесь: удивительно, как много танцоров забывают наиболее важный аспект — зачем вы находитесь на соревновании. Представился такой хороший случай потанцевать под музыку и много(может быть). И не расстраивайтесь из-за крестов или мест — не в этом смысл любого, даже спортивного танцевания
Вы должны получить удовольствие от танцев, неважно, уйдете вы с призом и грамотой или нет, сколько танцев выиграли и кто из судей что поставил и почему
Конечно, приятно вспоминать, какое место и где вы получили. Но вы должны вспоминать о конкурсе совсем не это! Воспоминания о том, как классно и с каким характером вы станцевали тот или иной танец на конкурсе 15 мая — вот правильные воспоминания! То есть в этом танце мы смогли изобразить нежность, в этом — страсть, здесь зритель смотрел на нас так, что не смог закрыть рот, в этом танце движения корпусов были идеально сбалансированы, на одном дыхании и т.д.
Вот что надо вспоминать! Бальные танцы — это не физические упражнения, это шоу сложнее театра и оперы, так как танцоры не поют и не говорят во время танца. И вместо пения и речи необходимо выразить чувства только движениями в паре!
Прибытие на конкурс: Лучше приехать пораньше — найдите свободное место, чтобы удобно повесить костюмы, займите место в раздевалке.
Партнер должен зарегистрировать пару и получить номер(не стойте в очереди — даже самый выдержанный партнер, стоя в очереди, начинает нервничать). Партнер на соревнованиях одевает на спину номер (если это не рок-н-ролл или буги-вуги). Номер необходимо закрепить так, чтобы он не отвалился во время танца.
Партнерша должна помнить, что партнер не может самостоятельно прикрепить номер на спину. Для регистрации лучше подойти пораньше или попозже. Но не дожидайтесь до последнего — не всегда на конкурсе вас согласятся зарегистрировать в счетной комиссии после окончания регистрации. Обязательно разомнитесь, поделайте упражнения до разминки, лучше вместе — это настроит вас в паре на синхронность в танце и на настрой на конкурс в целом.
Разминка на конкурсе.
Разминка на конкурсе — это куча пар на паркете и вы уже физически должны быть размяты — Помните, большая часть ног отдавливается и куча синяков получается на конкурсе во время разминки, а не во время танцев. Во время разминки вы должны освежить в памяти схемы и в стандарте определить, как они ложатся на зал, в латине — то же самое, плюс — на каких зрителей вы собираетесь их танцевать.
Посмотрите расписание конкурса и с какой программы вы начинаете танцевать, сколько и какие танцы в отборочных соревнованиях, в каких заходах вы танцуете.
Паркет: Постарайтесь во время разминки понять, насколько скользкий или не скользкий для вас паркет. Желательно разминаться во время латиноамериканской программы в латиноамериканской обуви, европейской — соответствующей.(Возможно, для не начинающих это очевидно. А для начинающих — во-первых, ваши туфли скользят по разному, во-вторых, позиция в стандарте, если обувь у вас латинская, просто никакая. Да и ходить неудобно).
Если пол сильно скользит, можно найти мокрую тряпку, на которой можно постоять перед выходом на паркет. Или некоторые приносят с собой тальк и топчутся в нем. А также есть специальные металлические щетки для ботинок, котрыми можно поскрести по подошве.
Иногда конкурсы проводятся на полу, не предназначенном для танцев, или совсем плохом паркете. Пол может быть неровным или в некоторых местах скользким или наоборот, почти липким. Во время разминки определите эти места и держитесь от них подальше во время конкурса.
Вы-пара!
Вдвоем: Помните, что вы танцуете в паре! Во время конкурса в перерывах между заходами оставайтесь вместе — разбегаясь по углам, чтобы отдышаться, вы теряете ритм конкурса, а также часто и друг друга. Перед заходом ни партнер, ни партнерша не должны искать другого — все это очень нервирует. Останьтесь вместе, помашите друг на друга полотенцем, вспомните что-нибудь приятное. И обратно на паркет!
Вход на паркет и уход с паркета (для начинающих и не только).
На любом хорошо-организованном конкурсе последовательность танцев известна заранее. Перед своим заходом будьте готовы выйти на паркет, при этом так, чтобы не пришлось распихивать локтями танцоров и зрителей — всегда есть оптимальная позиция для выхода. Чаще всего пары боятся судей и скапливаются как можно дальше от них
Выходите со стороны судей — это сразу привлечет их внимание. Итак партнерша у вас в правой руке, партнер в левой — выходите на паркет
И не забывайте улыбаться! В стандарте желательно начинать схемы в углах зала в начале сторон(если зал прямоугольный, то таких углов два).
Все еще хотите быть выдающимся танцовщиком?
Будем откровенны — путь к действительно высокому танцевальному мастерству часто подразумевает некоторые жертвы, и пройти его смогут только по-настоящему упорные и самоотверженные, которые под силу эти жертвы. Так что если у вас есть что-то еще, чем бы вы с удовольствием занялись в жизни — делайте это! Таким образом вы, скорее всего, не только заработаете больше денег, но и сможете уделять время урокам танца и танцевать на достаточно хорошем уровне в классе, на танцевальных практиках и турнирах.
На тернистом пути к вершинам танцевального Олимпа вас, несомненно, будут поджидать самые невероятные взлеты и падения в вашей жизни. Нам доводилось слышать совершенно невероятные истории профессиональных танцовщиков: некоторые из них ради танца ставили на карту буквально все, что у них было, рискуя остаться на улице, но потом им удавалось найти способ зарабатывать себе на жизнь с помощью танца и в итоге процветать и преуспевать.
Прочие факторы
Конечно, все вышеперечисленные рекомендации по поводу того, как стать выдающимся танцором, не берут в расчет повседневные жизненные проблемы и нужды. Многие из тех, кто танцует, работают где-то еще, а тем, кто преподает танец весь день или даже полдня приходится планировать уроки, выступать на сцене и иногда организовать социальные танцевальные вечеринки или открытые мастер-классы.
Если танцовщик действительно востребован и постоянно гастролирует, ему нужно договариваться о выступлениях, организовывать себе продвижение в Интернете и заниматься прочими организационными моментами. Это постоянные разъезды, сбор и разбор чемоданов, адаптация к новому окружению, поиск мест, где можно постирать вещи, поесть и так далее.
Также у танцоров, которые преподают или часто выступают, существует профессиональная необходимость вести себя вежливо и уважительно по отношению к своим ученикам, почитателям или организаторам выступлений. И хотя танец — это, безусловно, удовольствие, быть милым и приветливым по отношению с едва знакомыми людьми, особенно когда ты измотан длительным перелетом, может быть весьма нелегкой задачей. Однако если вы — профессионал, то вливаться в компанию, общаться с людьми и просто наслаждаться вечером — это часть вашей работы. Многим профессиональным танцорам “достается” от других за то, что они не идут и не танцуют на вечеринках всю ночь после того, как весь день тренировались.
На самом деле, действительно выдающиеся танцовщики жертвуют многим ради танца. Например, они частенько пропускают семейные посиделки, жертвуют личной жизнью и хобби, посвящая каждый свободный вечер и выходной день его величеству Танцу!
Несколько слов о правилах для участников
В танцевальных турнирах в принципе очень много мелких и крупных ограничений. Например, у девочек-танцоров существует крайне жесткий регламент относительно разрешенного количества косметики, по костюмам, по лаку для волос, по длине носочков на туфельках и т.д. Если девочка — представитель начинающей категории, то ей можно танцевать только в белых коротких носочках, в босоножках на плоском, устойчивом каблуке. Также им запрещается пользоваться декоративной косметикой — никакой туши, румян, помады или чего-то подобного.
“Зачем накладывать такие зверские ограничения?” — подумаете вы. Что ж, этому есть объяснение и связано это с методом судейства. Как я уже говорил, искусство — штука субъективная, и как бы ни старались лучшие умы мирового танцевального сообщества систематизировать и структурировать этот процесс, у них это вряд ли получится на 100%
Столь строгие ограничения по внешнему виду связаны с целью сконцентрировать внимание судьи исключительно на самом танце, а не на красивом платье или эффектной прическе партнерши, и не на ее намакияженном личике. Дети должны своим танцем доказать, что они танцуют лучше других
Считается, что такое подход является наиболее честным. Однако и он не лишен огрехов. Например, вполне может быть, что после того, как, протанцевав все финальные 5 танцев, пара получит наивысший балл от всех судей, она будет на последнем месте лишь потому, что у девочки губы были накрашены красной помадой.
Из особенно жестких ограничений для взрослых пар могу вспомнить период, когда юбка партнерши не могла быть короче определенной длины (в сантиметрах), а костюм партнера мог иметь только черные, темно-синие и коричневые тона в брюках, и те же тона плюс белый цвет в рубашках. То есть надеть что-то цветастое и яркое он не мог, даже если ему это очень шло и он этого очень хотел.
Надо сказать, что танцевальный костюм — как у партнера, так и у партнерши — выполняет не только декоративную, но и техническую функцию. Например, юбка танцовщицы может быть легкой, если партнерша скоростная. Тогда при быстром вращении юбка будет добавлять ее танцу воздушности. А если юбка будет слишком тяжелой, то это сделает пируэты неуклюжими и вычурными, будет создаваться ощущение слишком сильного акцента, что определенно не принесет паре ничего хорошего на турнире.
“Неспортивное” поведение
Бальные танцы на профессиональном уровне — это очень трудоемкое занятие и эмоциональная нагрузка даже в процессе рутинных тренировок, а на турнирах страсти накаляются до невероятных температур. Именно поэтому они, к сожалению, тоже не лишены “неспортивного” поведения. Я всегда с грустью наблюдаю, когда некоторые люди слишком уязвлены поражением или стремятся к победе буквально любой ценой, и это необузданное стремление порой толкает их на весьма печальные поступки.
И я сейчас говорю не о таких происшествиях, как внезапно пропавшие туфли или элемент костюма (хотя это, бесспорно, тоже очень неприятно), а о потере собственного достоинства, лица и человеческих качеств из-за недостигнутых целей.
К примеру, я неоднократно был свидетелем, как владелица одной из местных сетей танцевальных клубов во время церемонии награждения выходила и публично рвала врученный ей сертификат в знак протеста против решения судей. Я совершенно этого не понимаю, ведь каждый человек, который сознательно участвует в танцевальном турнире, должен быть готов как к победе, так и к поражению, и поступать этично и нравственно вне зависимости от обстоятельств.
И я помню еще один случай, когда одна конкретная девушка 4 года подряд участвовала в одном конкретном танцевальном турнире, и все эти четыре года она получала только второе место. Можно только предположить, насколько тяжело ей было выходить за своей наградой в четвертый раз: слезы градом катились из ее глаз, но она улыбалась наперекор злым языкам и злодейке-судьбе и шла к пьедесталу с гордо поднятой головой. Сегодня она — очень известная в мире танцевального спорта, икона танцевального стиля и величайшая, на мой взгляд, танцовщица современности. Я горжусь тем, что я ее лично знаю.
Кроме того, нужно иметь некоторое уважение к беднягам-судьям (ну, или не таким уж и беднягам), которым приходится решать судьбу еще как минимум пары сотен таких, как вы — тех, кто вышел на этот паркет и показал свой максимум, надеясь завоевать звание лучшего — и смиренно принять вердикт. Возможно, тот самый судья, который сейчас с улыбкой дает вам сертификат второго или более низкого места, внутри испытывает крайнее душевное волнение, потому что порекомендовал ВАС на первое место, а другие судьи — нет. В такие моменты ему тоже бывает весьма нелегко, поверьте. Но правила есть правила, и чемпион может быть только один.
“Подковерные игры” танцевального спорта
Да, спортивные бальные танцы не лишены своего “закулисья”, к сожалению. Я — не бабка-сплетница и слов на ветер не бросаю, и вообще не писал бы об этом если бы, к величайшему сожалению, все эти движения не оказывали влияния на реальные результаты танцевальных турниров. О чем речь?
Видите ли, за каждым сколько-нибудь серьезным танцевальным турниром(чемпионаты Европы, Азии, мира, Блэкпульский турнир и им подобные) всегда стоит та или иная группа заинтересованных лиц. Среди ее членов — крупные меценаты, известные спортсмены и тренера и просто неравнодушные к танцу люди. В Италии это — “Team Diabolo”, в Испании — коалиция одного очень известного в танцевальных кругах человека (не буду называть имен, но те, кто “в теме”, поймут, о ком речь), в России — несколько отдельных кланов и так далее.
Так вот, немалую долю интересов таких групп составляют интересы финансовые. Все предельно просто — люди зарабатывают деньги посредством того, что дают семинарские занятия по танцам или судят турниры. И поэтому они поддерживают друг друга, вытягивают нужные пары, начиная с отборочных и заканчивая финалом. И все это связано с тем, кто какие коалиции арбитров-учителей приглашает на эти дополнительные уроки и позиции судей, платит им за это немаленькие деньги и т.д.
Еще один очень очевидный для опытного танцовщика с опытом выступления на танцевальных турнирах “подковерный” конфликт — это конфликт двух крупнейших танцевальных организаций WDC(World Dance Council) и WDSF(World DanceSport Federation), которые на сегодняшний день не могут установить нормальные взаимоотношения потому, что не могут договориться о некоторых моментах, в том числе, связанных с деньгами. Кроме того, лидер одной из этих организаций, на мой взгляд, слишком заигрался в “бога танца” и не хочет ни с кем разговаривать, а другая организация так долго строила то, что они сейчас построили, что никак не хочет с этим расставаться, и ей надо отдать должное.
Опытные танцовщики разглядят деятельность этих групп заинтересованных лиц еще и в судействе. Я до сих пор принимаю участие в турнирах Pro-Am и слежу за турнирами профессионалов, и порой с ужасом для себя понимаю, что из всей работающей там судейской бригады только около 20% — это люди, которые мне знакомы и которые, на мой взгляд, имеют право судить турниры такого масштаба. Остальные 80% — совершенно неизвестные мне люди. Как они получили статус столь высокой категории судейства? Только потому, что они “политически угодны” и сдали экзамены на знание языка и фигур? Если у них нет никаких заслуг в танцевальном спорте, если они никого не воспитали, как они вообще могут судить чемпионаты мира? Вопрос.
“Но зачем тогда вообще к чему-то стремиться, если все заранее куплено?!” — воскликнете вы. Ну, во-первых, куплено еще далеко не все, т.к. на турнирах на призовых местах я пока еще вижу больше действительно заслуживающих этого пар, чем нет, а, значит, шанс есть. А во-вторых существует правильный подход к танцевальным турнирам и танцу вообще, который гарантирует иммунитет к поражениям и всегда живое, искреннее и бесконечное желание стремиться к танцевальному совершенству, и заключается он в правильном ответе на один простой вопрос.
Система судейства на турнирах
Следующий момент, который необходимо рассмотреть для достижения понимания устройства танцевальных турниров — это система судейства. Как судьи принимают решения? На что они смотрят больше всего? Ответы на эти и другие вопросы мы рассмотрим в этом разделе статьи.
В танцевальном спорте есть стандартная система подсчета очков, которая называется “Skating System”. Я уже упоминал о ней раньше. Эта система являет собой свод правил, по которому производится подсчет оценочных очков для пар в финале турнира. Во всех турах, которые предшествуют финалу, кроме финала, парам просто ставится “проходной крест”. Иными словами, пара либо проходит дальше по решению судей, либо нет.
При этом у каждого судьи есть четкое кол-во пар, которое он может пропустить в следующий тур в рамках одной категории. К примеру, в полуфинале танцует 12 пар, но пропустить в финал он может только 6. Таковы правила. Здесь судья уже использует систему очков. При этом от количества судейских очков будет зависеть расположение пары на паркете при танце в финале.
Также на итоговое расположение пары на паркете в финале влияет количество ранее занятых парой мест на турнире и их вес — от 1-ого до 6-ого. Например, есть пара А и пара Б, которые соревнуются в финале между собой и еще четырьмя другими парами. За танец самба у пары А из тринадцати судей получается шесть первых мест, и 7 последних. В итоге пара А занимает первое место. У пары Б будет 7 вторых мест и 6 третьих — пара Б занимает второе место.
Теперь поговорим о том, на что же смотрят судьи больше всего. Тут, опять же, субъективно, но на мой взгляд любой нормальный, грамотный, образованный, музыкальный судья будет прежде всего смотреть на музыкальность и ритмичность того, что делает пара. Не отдельный конкретный танцор или танцовщица, а пара в целом.
Я бы для себя особенно выделил именно музыкальность. Почему? Ну, дело в том, что искусство бального танца, в первую очередь, заключается в том, что мы разными частями своего тела передаем разные части музыки — стопы и колени передают ритм, а корпус (механические сокращения в нем и стороны) передает мелодию. И вот та пара, которая, на мой субъективный взгляд, наиболее музыкальна и внутри которой партнеры плавно взаимодействуют — когда мужчина ведет, а женщина позволяет ему вести себя — и выигрывает танцевальные турниры.
Если говорить о личностных качествах пары, которые имеют значение и важны для победы на танцевальном турнире, то вот они — великодушие, благоразумие, толерантность, способность коммуницировать, умение трудиться, внутренняя дисциплина и взаимное уважение. И достигнуть всего этого в паре невозможно без долгих и систематических тренировок.
Однако как бы чудесно ни выглядели перечисленные мной личные качества, каким бы высоким ни был их уровень развития в паре, они блекнут на фоне такого основополагающего столпа судейской системы, как субъективность. И хотя я и не судил Блэкпульских фестивалей, но некоторый опыт судейства имею и могу сказать, что, например, мне совершенно не нравится, как танцуют нынешние чемпионы мира в латиноамериканской программе. Вот классно танцуют, технично, музыкально, но вот лично меня не цепляет. А вот той парой, которая сейчас держит второе место в мире по латине, я искренне восхищаюсь. Вот вам, пожалуйста — субъективность в чистом виде.
“А как же техника, музыкальность и ритмичность, о которой шла речь выше?” — спросите вы. Да, все это, бесспорно, вкупе с техникой танца, дает 98% того, что нужно для победы. Только победитель может быть всего один, понимаете? Не два, не три, а один-одинешенек. И решение должно быть принято. И вот тут-то можно увидеть реальную мощь этого, казалось бы, ничтожного 1% субъективной оценки судей, который на деле оказываются решающим.
А где еще 1%? Его мы присуждаем фатуму — некоторой роковой случайности, которая может произойти и неожиданно изменить ход событий. И вот совершенно недавний пример — в этом году победителями престижнейшего Блэкпульского фестиваля среди профессионалов европейской программы стала пара Виктор Фанг — Анастасия Муравьева. Этим примером я ни в коем случае не хочу сказать, что эта пара плохо танцует, боже упаси! Но по воле случая произошло так, что та пара, которая по всем прогнозам должна была занять первое место, внезапно покинула турнир из-за резкого ухудшения состояния здоровья партнерши — она подхватила какую-то особо тяжелую форму желудочного гриппа. Поэтому победителями автоматически стали те, кто был на второй ступеньке турнирной таблицы.