Анализ произведения посторонний камю

Сюжет повести «Посторонний» Камю

В «Постороннем» не так уж много поступков, не столь много и размышлений. Мерсо получает известие о смерти матери, едет на её похороны, затем возвращается. На следующий день после возвращения он знакомится с женщиной, приглашает её в кино на кинокомедию с участием знаменитого комического актёра Фернанделя, затем они становятся близки.

Во второй части повести мы не узнаём о герое ничего нового, ровно ничего по сравнению с тем, что он сам успел о себе рассказать. Но если первая часть предстаёт перед нами как рассказ простого обывателя о самом себе, то во второй части уже факты его жизни интерпретируются таким образом, что он предстаёт перед нами заурядным злодеем, жестоким и беспощадным. Где истина — об этом судить читателю. Ведь суд оказывается не в состоянии установить истину: сдержанность Мерсо у гроба матери, с которой он давно утратил духовную связь, рассматривается как проявление его бессердечия; последовавшая вскоре после похорон встреча, а затем и близость с женщиной — проявление цинизма; то обстоятельство, что его сосед Раймон оказался сутенёром (а не кладовщиком, в чём он убеждал Мерсо), даёт основания обвинить главного героя в принадлежности к преступному миру. Но главное — поиск тенистого уголка в жаркий день суд трактует как преследование жертвы с последующим хладнокровным её убийством, и это становится роковым для Мерсо.

Начинается произведение «Посторонний» со смерти. Умерла мать Мерсо: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». Такое шокирующее начало говорит о том, что Мерсо совершенно не волнуют приличия, он игнорирует их. Однако Мерсо всё же помнит о них, поэтому и начинает свой рассказ с тайным желанием шокировать читателя. Шокированный читатель быстрее поверит в отстранённость Мерсо от всех диктуемых цивилизацией приличий. Приехав в богадельню, где умерла мать, он, оставленный провести ночь наедине с её гробом, засыпает. Ему ещё припомнят этот сон, когда будут его судить.

Мерсо живёт так, как ему живётся, он даже рассказывает словно нехотя. Камю удалось показать очень важную особенность героя: он действительно подавил в себе все социальные привычки и желания. По-настоящему он зависит только от одного: от солнца, от моря, от ветра — одним словом, от природы.

С револьвером в кармане, полученным от своего знакомого, Мерсо идёт по залитому солнцем пляжу и вдруг замечает араба, с которым он недавно подрался. Мерсо оказывается один на один с вооружённым и агрессивным человеком. Автор показывает, как жгучее солнце словно лишило Мерсо хладнокровия и рассудительности.

Это убийство, которого мирный человек Мерсо никак не мог ожидать, словно нарушает баланс сил в природе: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил ещё четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно».

Когда следователь спрашивает у Мерсо, сожалеет ли он о своём поступке, тот отвечает, что испытывает не столько сожаление, сколько досаду. Следователь не понял, о какой досаде идёт речь, но досада Мерсо — это больше, чем сожаление. Разрушен его мир, нарушен образ жизни, который он вёл. Теперь он вынужден нести ответственность перед людьми, которые никогда не поймут его.

Кто же такой Мерсо?

У главного героя повести Камю «Посторонний» — говорящая фамилия. До «Постороннего» Камю написал несколько произведений, и в раннем романе «Счастливая смерть» герой носил фамилию Mersault (от слова Mer — море). В «Постороннем» к этой фамилии была добавлена всего лишь одна буква, но произошло трагическое изменение: Meursault состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».

Камю был философом, сочинение романов стало для него лишь формой выражения сокровенных философских идей. Прославляя в своих философских сочинениях «абсурдного человека», он выступал против неискренности и фальши современного ему общества. Мерсо — не борец. Он обречённый на смерть человек, который до последних минут жизни сохраняет в себе естественность и человечность. При последней встрече со священником в камере смертников он выплёскивает всё, что у него на душе, кипятится, словно боится, что его не дослушают. Священника буквально вырывают у него из рук, и обессилевший Мерсо бросается на койку.

В своём философском эссе «Миф о Сизифе» Камю провозглашал древнего царя Сизифа счастливым человеком. А ведь Сизиф был навечно обречён богами вкатывать на вершину высокой горы камень, который, едва достигнув верхней точки, обрушивался вниз. Но Сизиф был занят тем делом, которое не считал нужным и полезным. Мерсо отказывается притворяться и лгать. Придуманные цивилизацией игры — не для него. Он — «абсурдный человек», а для абсурдного человека, как пишет в своём эссе Камю, угрызения совести не имеют никакого значения.

На последних страницах своего рассказа, уже в преддверии приближающейся смерти Мерсо говорит о своей тоске по природе, по жизни, и мы видим, что он — «природный человек», живущий в окружении «социальных людей». Более того, сам автор называл Мерсо человеком, «который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины». Но в конце повести Мерсо впервые хочет обратиться к людям: «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остаётся пожелать только одного: пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти». Ненависть других людей становится для Мерсо оправданием собственного одиночества, оторванности от окружающих. Потому-то он и отказывался от бесед со священником: милосердие и сострадание он отвергает, тем более — сострадание по должности, которое он должен принять от тюремного капеллана.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Убийство в повести Альбера Камю

Есть у главного героя друг по имени Раймон. Официально он работает кладовщиком, неофициально – сутенером. Как-то раз он очень сильно повздорил со своей возлюбленной, посему брат девушки решил отомстить ему. В схватке, один из противников режет друга Мерсо ножом. За исключением этого, никто не получил серьезных увечий. Но, как говорится, дальше – больше. На обратном пути Мерсо со своим другом вновь встречают одного из нападавших.

Что интересно, Мерсо стреляет в противника не из-за мести. Вообще, довольно трудно описать, что испытывал главный герой в тот момент и что побудило его на такой поступок. Это могла быть яркость солнца, которое нещадно слепило Мерсо, или же безразличие ко всему вокруг, а могла и повлиять общая обстановка последней недели. Это убийство является коренным моментом в повести. Оно разделяет историю на две части: “до” и “после”.

Главный герой — Мерсо

Мерсо в повести Камю показывается как маргинальный или “отчужденный” от общества человек (отсюда и название). Он “чужой” во многих отношениях. Во-первых, он французский колонист в Алжире, где подавляющее число населения составляют арабы. Во-вторых, он кажется отрезанным от нормальных чувств, в основном из-за своего желания жить честно, без притворства. Мерсо не хочет показывать ложные эмоции и чувства только потому, что они более ожидаемы. Но оглядываясь назад, он понимает, что именно за это его и осуждают больше всего.

Отношение к религии и вере

Встреча Мерсо с тюремным священником обеспечивает еще одну мощную сцену. К нему в камеру приходи священник, что бы преступник покаялся в содеянном. Но все приобретает совершенно другой оборот, нежели хотел представитель церкви. Мерсо не находит необходимости верить в Бога. Мало этого, он еще и пытается убедить священника в этом, но у него ничего не выходит. В споре, главный герой становится все более раздражительным и доходит до того состояния, когда просто не может себя сдерживать.

Фабула повести Альбера Камю «Посторонний»

Фабула заключается в том, что Альбер Камю использовал “Постороннего” как платформу для исследования абсурда нашей жизни. Он исследует концепцию нашей жизни, а затем излагает ее читателям на бумаге. Однако, Камю не называл себя философом. На самом деле, он отрекся от ”кабинетной философии” и утверждал, что сидеть и просто думать недостаточно. Нужно жить жизнью, как бы обыденно это не звучало. Он также не идентифицировал себя как экзистенциалист. Он согласился с некоторыми сторонниками экзистенциалистской мысли по типу, что жизнь может и не имеет внутреннего смысла. Но и при этом он критиковал других за их стремление к личному смыслу.

Концепция абсурда Альбера Камю вместо этого умоляла людей принять отсутствие смысла жизни и восстать, радуясь тому, что предлагает жизнь. Элементы этой философии можно увидеть в Мерсо. Он отказывается вести себя так, как будто видит смысл там, где его на самом деле нет. Подобные мысли можно увидеть и в другом произведении автора – эссе «Миф о Сизифе». Сам автор Постороннего выразился в предисловии: Мерсо “не играет в игру”.

Влияние событий в жизни Альбера Камю на создание повести

Камю написал “Постороннего” на месте трагедии и страдания. Его отец погиб в Первую мировую войну, a разворачивающаяся бойня Второй мировой заставила писателя задуматься о жизни и ее назначении. Помимо этого, Альбер Камю был свидетелем жестокого обращения французов с коренным населением во время оккупации Алжира, начавшейся в первой половине XIX века.

Пример конфликта можно увидеть в убийстве “араба”, единственное имя, которое он использует для обозначения брата возлюбленной Раймона. Альбер Камю опубликовал повесть в то время, когда алжирцы требовали политической автономии с наибольшей силой. Хоть Франция и расширила некоторые права в 1940-х годах, продолжающиеся конфликты и невыполненные обещания большей независимости завершились началом Алжирской войны в 1954 году.

История создания

Идея произведения сформировалась в 1937 г., то есть на его написание ушло около трех лет. В записной книжке Альбер Камю набросал схематичное описание будущей работы:

Композиция романа (или повести, на этот счет нет единого мнения) состоит из трех частей, об этом автор сделал упоминание в своих записях в августе 1937 года. Первая повествует о предыстории героя: кто он, как живет, чем занимает время. Во второй происходит преступление. Но самая главная часть – это финальная, где Мерсо бунтует против любого компромисса с господствующей моралью и предпочитает оставить все, как есть – никак не пытаться спастись.

Многие исследователи находят схожесть «Постороннего» и первого крупного художественного произведения Камю «Счастливая смерть»: сюжетные повороты, имена героев, некоторые едва уловимые детали повторяются. Более того, писатель перенес некоторые фрагменты, не меняя ни содержания, ни формы. Следует отметить, что среди возможных названий книги фигурировали такие варианты, как: «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные».

«Посторонний» был впервые опубликован в 1942 г

Он сразу завоевал внимание публики и полюбился ей. Теперь эта книга является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы

Камю использовал композицию романа «Красное и черное» Стендаля. Произведения делятся на две части, кульминации и философский накал – сцены в камерах. Мерсо – антипод Сореля: пренебрегает карьерой и женщинами, убивает, а не делает попытку убийства, случайно, а не специально, не оправдывается. Но оба они — романтики, тесно связаны с природой и тонко ее чувствуют.

Приговор

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная. Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни. Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Смысл названия

Заглавие повести интригует, не часто произведения, особенно тех лет, нарекали одним лишь прилагательным. Название произведения «Посторонний» — это указание на особенность главного героя: он относится к миру вокруг него отстраненно, обособленно, как будто происходящее где бы то ни было и кем бы то ни было его не волнует, как человека со стороны. Ему есть, куда уйти, здесь он временно, праздно и равнодушно созерцает то, что есть, и не чувствует никаких эмоций, кроме последствий физических ощущений. Он – случайный прохожий, которого ничего не касается.

Его отстраненность ярче всего выражается в отношении к матери. Он в подробностях описывает, как жарко было в день ее похорон, но ни словом не выдает своей печали. Мерсо не равнодушен к ней, просто он живет не социально значимыми ценностями, а ощущениями, настроениями и чувствами, как первобытный человек. Логика его поведения раскрывается в отказе от предложения о повышении. Ему дороже видеть море, чем зарабатывать больше. В этом своем поступке он в очередной раз демонстрирует, как чужда ему потребительная и местами сентиментальная философия современного общества.

Убийство

На выходные Мерсо отправляется с Раймоном и Мари в гости к приятелю Массону. По дороге они встречают арабов. Один из них — брат женщины, которую избил не так давно Раймон, но благодаря содействию друга был оправдан. Они приезжают к Массону. Целый день проводят на пляже. А к вечеру снова встречают арабов и понимают, что те их выследили. Происходит драка, в результате которой Раймон получает ножевое ранение.

Спустя несколько дней они снова встретили арабов. На этот раз Раймон отдал Мерсо пистолет, а затем исчез. Страдая от невыносимого зноя, главный герой почувствовал недомогание, напоминающее состояние опьянение. Яркие солнечные лучи раздражали его и, увидев одного из арабов, он достал револьвер и выстрелил в него.

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом С. Кьеркегором. Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса. И действительно: с одной стороны — телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой — жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку — волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность — это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: «Воображение», «Эскиз теории эмоций» и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Об авторе

Создатель повести «Посторонний» — Альбер Камю — прозаик, эссеист, философ и лауреат Нобелевской премии по литературе. Будущий писатель родился за год до начала Первой мировой войны в алжирском местечке Мондови. Его отец работал на винодельческой ферме, 1914 году погиб в битве на Марне. Мать Камю была необразованной женщиной.

Детство будущего лауреата Нобелевской премии прошло в нищете. Однако Альбер с ранних лет проявлял удивительные способности, а потому, в отличие от многих своих сверстников, поступил после окончания школы в лицей. В тридцатые годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Он много читал, вел дневник, писал эссе. Огромное влияние на формирование Камю как писателя оказали творчество Достоевского, труды Ницше.

В начале Второй мировой войны писатель работал в газете «Пари-суар». В 1940-м он завершил работу над повестью «Посторонний». Альбер Камю в 1942 году смог издать произведение, и это стало важным событием во французской литературе. В годы войны он написал также «Миф о Сизифе» и «Чуму».

Камю был человеком довольно активным. Примыкал то к одной, то к другой подпольной организации. В начале пятидесятых публиковался в анархистском журнале. За повесть «Посторонний» Альбер Камю получил Нобелевскую премию в 1957-м – за три года до смерти. Основная тема произведений французского прозаика – борьба с несправедливостью и насилием.

Анализ произведения Посторонний Камю

В одной из песен популярного современного панк-музыканта Егора Летова есть слова «искусство быть посторонним». Вполне вероятно, что Летов в том числе ссылался и на творчество Камю, которое в свою очередь начинается с повести посторонний, где автор, как считают многие критики, предлагает некий творческий манифест, а также собственное мировоззрение, взгляд на положение действительно свободного человека в современном обществе.

Камю относят к экзистенцианалистам, а данное течение ставило сначала человека и его личность, которые были и основным вопросом и основным предметом рассмотрения в философии и художественных произведениях данного течения. Когда речь возникает о человеческой личности, то в итоге она неизбежно приходит к вопросу о внутренней и внешней свободе личности. Ведь и актуализация личности в мире представляет собой во многом именно отстаивание и достижение собственной свободы, личность и становится личностью, устанавливая себя, становясь чем-то независимым и свободным.

Однако, чем является настоящая свобода, в чем заключается этот аспект бытия? Как говорит Камю, в возможности не лгать себе и другим. При этом автор явно обличает общество, которое выглядит для него не упорядоченной системой правил и норм, в которых кто-то может видеть подобие гармонии и даже снизошедшего внешнего порядка, но только самообман и попытку делать вид, что хаотичная и непредсказуемая жизнь имеет некие глубокий смысл, а события могут и должны происходить, так как нужно.

Одним из основных примеров, которые берет Камю, дабы проиллюстрировать собственное отношение к этому делу, является слезы на похоронах матери. Главный герой не плачет и весьма виртуозно автор ставит его также в положение с судом присяжных, где другие люди узнают об этом факте. Таким образом героя почитают за человека жестокого и, как следствие, не достойного жизни.

Тем не менее, объективно говоря, герой не является жестоким и именно он является самым честным и, пожалуй, достойным из всех. Он не порочит похороны матери своими фальшивыми слезами, так как нужно плакать и всякий приличный сын будет плакать. Он честен с собой и другими, но эта честность выглядит как отсутствие нормы, а выход за пределы нормы грозит в этом мире смертью, чтобы выжить нужно притворяться, но тогда не станешь свободным.

Герой выбирает свободу, но так, где есть настоящая свобода, есть настоящая опасность. На мой взгляд, Камю довольно точно объясняет ситуацию и если мы смотрим на мир, общество, то даже люди условно противоположных взглядов, на самом деле играют на одном поле и по общим правилам. Они – рабы этих условностей, им приходится лгать себе и другим ради выживания и, самое забавное и также ужасное, гибельным является выход из загона, который они сами для себя строят.

Камю достаточно точно указывает на рамки этого загона, он говорит о настоящей свободе, той за которую нужно действительно бороться, а намерение достижения этой свободы и декларирование этих абсолютных принципов независимости от лжи и лицемерия в их глобальных формах, порой может утверждаться только собственной смертью.

О чем книга?

Место действия – Алжир, на тот момент колония Франции. Офисный работник Мерсо получает извещение о смерти матери. Она доживала свой век в богадельне, и он направляется туда проститься с ней. Однако никаких особенных чувств герой не испытывает, о чем красноречиво сообщает его равнодушный тон. Он машинально исполняет необходимые ритуалы, но не может выдавить из себя даже слезы. После мужчина возвращается домой, и из описания его быта мы узнаем, что он безразличен решительно ко всему, что дорого обывателю: карьере (отказывается от повышения ради того, чтобы не уезжать от моря), семейным ценностям (ему все равно, будет у него брак с Мари или нет), дружбе (когда сосед говорит ему о ней, он не понимает, о чем речь) и т.д.

Отсутствие эмоций выражает не сам рассказчик, а стиль его изложения, ведь рассказ в «Постороннем» ведется от его лица. Сразу после похорон матери он заводит девушку и ведет ее в кино. Параллельно налаживает отношения с соседом, который делится с ним самыми откровенными подробностями личной жизни. Раймон содержал местную женщину, но у них произошла размолвка насчет денег, и любовник избил ее. Брат жертвы по обычаям предков поклялся отомстить обидчику, и с тех пор за импульсивным мужчиной ведется слежка. Он заручается поддержкой Мерсо, и вместе с дамами они отправляются на дачу к общему знакомому. Но и там преследователи не отступили, и главный герой как раз встретил одного из них под палящими лучами солнца. Как-раз накануне он одолжил у товарища пистолет. Им он и застрелил араба.

Третья часть разворачивается в заточении. Мерсо арестовали, идет следствие. Судейский чиновник с пристрастием допрашивает преступника, не понимая мотива убийства. В тюрьме герой понимает, что оправдываться бесполезно, и никто его не поймет. Но истинный смысл его поведения читатель узнает лишь в части, где грешник должен был покаяться священнику. Духовный отец пришел к узнику с проповедью, но тот стал распаляться и категорически отрицать религиозную парадигму мышления. В этой исповеди и сосредоточена его идеология.

В чем смысл повести?

Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает миф об утверждении самого себя — с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним — самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, абсурдный человек избирает бунт против всех богов. Эта идея легла в основу «Постороннего».

Антиклерикальный бунт Альбера Камю и полемика с христианством выражены в финальной сцене, где мы не узнаем Мерсо: он почти что набросился на священника. Духовник навязывает преступнику другое понимание вселенной – упорядоченное и мифологическое. Он проповедует традиционные религиозные постулаты, где человек – раб Божий, который должен жить, выбирать и умирать по его заповедям. Однако герой, как и автор, противопоставляет этой системе ценностей свое абсурдное сознание. Он не верит в то, что в нагромождении бессвязных и разбросанных элементов есть какой-то промысел, да еще и переведенный людьми в чувства. Никакая сила не наказывает и не поощряет, нет справедливости и гармонии, все это лишь абстракции, придуманные услужливым мозгом для того, чтобы разнообразить бесцельный земной путь в никуда. Смысл повести «Посторонний» – в утверждении нового мировоззрения, где человек покинут богом, мир равнодушен к нему, а само его появление – переплетение случайностей. Нет предопределения, есть существование, запутанный узел, направляющий нити жизни. То, что произошло здесь и сейчас – вот, что имеет значение, ведь другого места и времени у нас уже не будет. Надо принять это, как есть, не создавая фальшивых идолов и райских юдолей. Судьба не делает нас, мы делаем ее, а также множество никак не зависящих друг от друга факторов, которыми управляет случай.

Герой приходит к выводу, что за жизнь не стоит бороться, так как ему рано или поздно все равно суждено уйти из мира в небытие, и не суть важно, когда это случится. Он умрет непонятым, одиноким и в той же камере, но нареченной по-другому

Зато его мысль прояснилась, и смерть он встретит спокойно и мужественно. Он достиг понимания мира и готов его покинуть.

Сам автор прокомментировал главный образ в романе так: «Он тот Иисус, которого заслуживает наше человечество». Он проводит аналогию с Христом, ведь обоих героев общество не принимает и лишает жизни за это. По сути, их приговор – это нежелание людей понимать их идею. Им легче убить миссию, чем напрягать мозги и души. Однако библейский мученик слишком идеален для нашего мира и не стоит его. Он оторван от реальности в той же мере, что и его утопические идеи о равенстве и справедливости, завещанные Отцом Небесным. Тот, кто действительно подходит любителям публичной казни, — это Мерсо, ведь ему хотя бы все равно на то, что с ними будет, а это хуже жертвенной любви Христа, но лучше жестокости и агрессии палачей. Он несет человечеству не радужные надежды на воскресение, а жесткое и бескомпромиссное разрушение его образа мыслей, которое не несет никакой отрады, кроме ясности видения, экзистенциального прозрения. Поэтому его мучители вполне обоснованно злятся и негодуют, пытаясь задушить суровую правду жизни.

Арест

Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.

Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.

Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.

Вырисовывается портрет убийцы. Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером. А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.

Критика

Известно, что критики восприняли роман благосклонно, все-таки идеи экзистенциализма к тому времени уже набрали популярность в интеллигентных кругах. Особенно восторженно  и пылко откликнулся критик Г. Пикон:

Книгу анализировал Жан Поль Сартр, более радикальный теоретик экзистенциализма. Он сделал детальный разбор текста, давая ясную и незаурядную трактовку описанным событиям. Людям, привыкшим к классической литературе, тяжело дается модернистская повесть «Посторонний» хотя бы за счет необыкновенно нелогичного и порой просто издевательского синтаксиса

Многие сравнивают эту манеру изложения с сочинением на тему «Как я провёл летние каникулы». “Прерывистое следование рубленых фраз”, «отказ от причинно-следственных связок”, «использование связок простого следования» (“а”, “но”, “потом”, “и в этот момент”) – перечисляет Сартр признаки “детского” стиля Мерсо. Критик Р.Барт определяет его через метафору “нулевая степень письма”:

Критик С. Великовский в «Гранях несчастного сознания» упоминает о том, что герой по многим параметрам похож на слабоумного или душевнобольного человека:

Также критик акцентирует внимание на сатирическом подтексте произведения, перечисляя те стороны нашей жизни, которые высмеиваются автором во второй части произведения:

Американский социолог Эрих Фромм в исследовании «Человек одинок» тоже отпускает ремарку насчет феномена главного героя Камю, объясняя на его примере сущность новой показной нравственности и жизни, доведенной до автоматизма:

Вариант 2

Сегодня речь пойдёт о более знаковом писателе — Альбере Камю, который своим дебютным романом заставил содрогнуться Нобелевскую комиссию. В романе «Посторонний», Камю затрагивает проблемы экзистенциализма. Под влиянием раздумий над собственным существованием и враждебности окружающего, главный герой медленно падает в пучину собственных мыслей, даже не представляя как можно выйти из подобного кризиса.

Ощущение одиночества, победа смерти над жизнью, абсурдность происходящего — лишь малые темы, которые выдвигает Камю в противовес модерну. В этой работе он выталкивает своего героя на передний план, насильно заставляет говорить его со своим собственным эго. Наблюдая за всей абсурдной картиной, мы понимаем, что юношеский максимализм у экзистенциалистов никуда не уходит, а лишь приобретает более враждебные для общества формы.

Мерсо, главный герой книги, живёт в собственном мире, который огорожен от остальных людей, потому что старается не сближаться с людьми, дабы не растерять последние остатки человека в себе. Для Мерсо физический мир не имеет никакого значения

Все эти люди кажутся ему глупыми и смешными, поэтому он обращает своё внимание лишь на природу, на окружающую его божественную действительность. И он бродит по ней как до ужаса притесненная энергия

Такого молодого человека не интересуют отношения, абсолютно не волнует политика. Потому что он прекрасно понимает, что существует лишь только в своих мыслях и образах. Из-за отрешенности и «посторонности» к миру его даже трудно назвать человеком, потому что он живёт только в своём личном пространстве. Пространстве отягощенных мыслей.

Этот роман безусловно открыл дверь во многие другие направления искусства. Альбера Камю безусловно можно считать мастером своего дела, потому что он чутко понимал настроение того времени, как бы предвещая скорые трагедии на мировой арене.

Предистория

Если рассматривать историческую линию в культуре, то можно выделить три понятия, которые классифицируют все произведения искусства:

Предмодерн — охватывает период до эпохи Возрождения. Творцы, создававшие в ту эпоху делали большой упор на божественную силу, которая управляла по мнению многих человеческими жизнями.

Модерн — когда европейское общество стало вводить в моду различные направления, которые радикально отличались от прежних, в тенденциях искусства устоялся упор на своё собственное «я».

Постмодерн — в начале двадцатого века, Фридрих Ницше начал работу над своими трудами «Как говорил Заратустра» и «Антихрист», он делал упор на том, что внутри человека уже давно всё умерло и осталось абсолютное ничего. Стоит заметить, что большинство своих идей Ницше перенимал у Фёдора Михайловича Достоевского.

Когда зародилась тенденция в искусстве обличать свои духовные проблемы и происки, на арену писателей вышли именитые и культовые личности — Альбер Камю, Герман Гессе, Жан Поль Сартр и многие другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: