Замкнутость и одиночество
Если вся проблема состоит в том, что парень просто слишком скрытный и неразговорчив, то это не так уж и сложно принять. Возможно, у него в жизни был случай, когда девушка посмеялась над его чувствами к ней, и с того времени он отвергает возможность любых отношений. Он может быть хорошим парнем, но с неприятным любовным опытом.
Такое часто случается с интровертами. Им и так нужна большая смелость, чтобы сделать признание в своих чувствах к другому человеку, ведь для этого надо приоткрыть дверцу своей души. Для того чтобы начать общаться с таким парнем, нужно понемногу проводить с ним время. Пусть это будет дорога до метро вместе с работы или вылазка с общими друзьями на природу. Но ни в коем случае не рекомендуется на него давить.
Если часто, но желательно недолго, быть рядом с таким парнем, присутствие девушки быстро покажется ему естественным. Чтобы все выглядело еще более непринужденно, следует поддерживать беседу и с его близкими товарищами. Тогда такой интерес к его персоне не будет казаться ему странным.
Когда он понемногу начнет делиться с барышней своими мыслями, ему это обязательно понравится. Ведь внимательный собеседник ─ на вес золота. Он начнет испытывать доверие к этой девушке и со временем у него даже появится к ней симпатия. А дальше все в ее руках.
Другие причины
Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка
Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
Третья причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Во что это выльется
Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
Но что же дальше, спросите вы, во что все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
А дальше вот что. Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
Что с ним такое
Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.
В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.
Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.
Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить.
Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял — и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.
Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».
А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости — в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ.
Обычно:
И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.
А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел — написал маме эсэмэску, отправил — мама заказала через Интернет — вечером привезли.
Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз — и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.
У этих мальчиков и правда все есть. Новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет.
Между тем скука — самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.
Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.
Нарциссизм как один из факторов
Наверное, худшее из этого списка причин. Если человек самовлюбленный, то даже в сладких мечтах перед сном допускать какие-либо с ним отношения ─ не самый лучший выбор. Парни-нарциссы не нуждаются в любви девушек. Они и сами прекрасно справляются с заданием любить себя, прекрасных. А в поговорке говорится, хочешь сделать хорошо, сделай сам. Вот он и старается, бедолага, изо дня в день.
Такие молодые люди ежедневно заливают множество собственных фотографий в социальные сети, на которых они как можно выгодней позируют. У них много поклонниц, Но встречаться они не будут ни с кем. Ведь зачем им одна девушка, если у них их много.
Также «нарциссы» не только никогда не делают первых шагов, но и отвергают попытки всех представительниц прекрасного пола, считая их недостаточно хорошими для себя. Изменить таких людей ─ невозможно. Ибо достучаться к их сердцу через объектив фотокамеры просто не получится. Слишком толстое стекло эгоизма внутри нее.
Всем влюбленным в таких парней девушкам хочется пожелать терпения, ведь эту страницу их жизни пережить будет трудно. Ведь опыт любовных отношений с такими молодыми людьми вряд ли будет.
Страх № 5: «Мой ребёнок ещё неопытен в вопросах бюджета. Вдруг без родительской поддержки он будет бедствовать?».
Дарья Кисенко: «Денег на жизнь здесь у меня уходит немного, я не «транжира», да и цены тут довольно приемлемые. Подписалась на оповещения о скидках от крупных торговых сетей, это помогает ощутимо сэкономить. Большое преимущество единой еврозоны – это то, что можно без проблем заказывать товары из других стран, где они дешевле. Так что основные траты – это продукты и аренда жилья, но они сопоставимы с отечественными, так что особо не шокируют. Поскольку продукты тут на порядок качественнее, то выходит даже выгоднее. Студенческий проездной покупаю каждый месяц, это очень существенная льгота для студентов. Боны (студенческие субсидии на питание) тоже использую постоянно – это действительно очень помогает урезать ежемесячные траты. Часто хожу в Restavracija 123, расположенный напротив дома. Там замечательный открытый буфет, уже практически год я обедаю только там. Кстати, каждый пятый обед получаю бесплатно».
Страх № 3: «Моему ребёнку будет сложно в чужой языковой среде, без привычного круга друзей».
Ярослав Корчака: «Словенский язык учить было несложно – он очень похож на русский. Я изучал его на протяжении месяца, а технический язык учил, когда проходил практику. Сейчас уже общаюсь на словенском языке, как на родном – даже думаю на нём, а когда общаюсь с родителями, переключаюсь на русский. Что касается общения с сокурсниками – меня приняли здесь, как родного брата. Это было для меня даже немного странно. Это и учёбы касается. Я сам из Харькова, и чего греха таить – там если сделал презентацию или у тебя публичное выступление, то кто-то в аудитории может посмеяться, кто-то и вовсе не слушать. Здесь же выходишь на паре выступать, и тебе аплодируют, очень внимательно слушают. Первое время меня это поражало. Очень приятно такое отношение».
Частые командировки
Частые командировки и переезды тоже вносят свою лепту неудобств в личную жизнь парней. Многие из них ныряют в омут с головой в работу, не замечая ничего и никого вокруг себя. А потом, лет в тридцать с хвостиком, оглядываются по сторонам в поисках безнадежно утраченного времени.
К тому времени уже все их лучшие друзья женатые, некоторые уже и двое-трое детей успели родить. А успешный, богатый и красивый карьерист остался совсем один. Но заводить серьезные отношения он тоже не торопится. Он ведь так много работал, что пора бы уже и развлечься. Хорошо, если ему на пути встретится милая девушка, которая будет любить его, а не деньги.
Познакомиться с таким молодым человеком ─ большая удача. Но тот факт, что у него нет опыта длительных отношений с женщинами, может просто отпугнуть представительниц прекрасного пола. Ведь каждая из них мечтает о страстном герое-любовнике, а тут совершенно сырой материал. Он может даже не уметь целоваться, ибо практика была очень давно, или мальчик просто до сих пор еще не целован.
Не стоит удивляться, если он даже имени или телефона не спросит. Этот парень настолько далек от мастерства обольщения, что девушке, у которой к нему симпатия, стоит просто взять все в свои руки. Иначе он пропадет совсем.
Что говорят родители: мы для него все, а он…
Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ — ничего».
Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые.
Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел — это третий класс. Ну четвертый, для девочек.
Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).
Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно — не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.
В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.
А вот чего не было — это свободной прессы. Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами — а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?
Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой — не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.
Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.
С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки — сами, поесть разогреть — сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров.
Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.
А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».
Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.
В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка.
Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:
- Чтобы делал все сам;
- Чтобы беспрекословно слушался;
- Проявлял инициативу;
- Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;
- Был чутким и заботливым и не был эгоистом;
- Был более напористым и пробивным.
На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» — печально спрашивает она.
Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.
Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.
Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.
Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.
Что делать: обсуждать, составлять план, придерживаться его
Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями — необходимое условие для психического здоровья подростка.
Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.
Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.
Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.
Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.
С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.
Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом — вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.
А ваши дети точно знают, чего хотят от жизни? А вы?
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Сделайте выбор быть классным и не нуждающимся, уберите ожидания
- Не нуждающийся человек – это тот, который не цепляется за других людей, склонен больше отдавать, нежели получать и никогда ничего не ждет от этой жизни! Стремитесь им быть.
- Не нуждающийся человек не думает о том, что у тебя появится в будущем (даже если есть гарантия 99%, ты не говоришь другим). Ты можешь сказать: «Да у меня есть такие планы…». Ты собираешься это сделать, но ты не живешь этим.
- Ты берешь то, что у тебя есть на данный момент, но никогда не ждешь, что у тебя что-то случится в будущем – хорошее или плохое. Это бесполезно.
- Те вещи, за которые ты можешь цепляться в жизни, могут быть настолько эфемерны и разрушаемы.
- Твоя реальность не должна быть основана на чем-то внешнем!
Не нуждающийся человек не нуждается в равной степени как в вещах, так и в людях! Парадигма в том, что они с ними, но при этом совсем нет страха потери!
Не нуждающийся человек никогда не задается вопросами о том, как жить после расставания дальше.
Сильный человек только рад тому, что слабые люди сами уходят из его жизни.
Женщине так жить тяжелее, но возможно. Не надо цепляться за людей.
Детальные принципы уверенности в себе для девушек также собраны в другом разделе на сайте.
У женщин естественная потребность в мужчине, который будет оберегать её, заботиться, они цепляются за мужчин. В этом их косяк!
Страх № 2: «За границей – опасно, мой ребёнок не будет чувствовать себя защищённым».
Согласно Глобальному индексу миролюбия, Словения признана одним из наиболее мирных и безопасных государств – в данном рейтинге она занимает 7-е место. Также 7 место из 163-х Словения занимает в рейтинге наиболее безопасных стран по версии Института экономики и мира, причём в 2018 году этот показатель улучшен на три позиции по сравнению с 2017-м. Кроме того, Словения заняла 4-е место из 152-х в мировом рейтинге по соблюдению прав женщин, опубликованном американским изданием Forbes. Рейтинг основан на глобальном индексе безопасности, рассчитанном Институтом женщин, мира и безопасности в Джорджтауне (США) и Институтом исследований мира в Осло (Норвегия). И, наконец, Словения входит в число лидеров европейского рейтинга благосостояния детей, составленного Институтом социальной защиты в сотрудничестве с ЮНИСЕФ и министерством труда, семьи и социальной политики страны. В данном рейтинге Словения занимает 6-е место (вместе со Швецией).
Ксения Балашова: «Словения – это одна из самых безопасных стран в Европе. Ощущение от пребывания здесь такое, что Словения – всегда «своя», это очень уютная и домашняя страна. Нет чувства, что ходишь по каким-то незнакомым местам. Лично я ни разу не встретила здесь неприветливых людей, словенцы очень отзывчивы и располагают к себе. Это к вопросу, как они относятся к иностранцам. Здесь не страшно подойти к незнакомым. Многие понимают, даже если ты обращаешься к ним не по-словенски».
Страх № 8: «Я привыкла, что мой ребёнок всегда со мной рядом. Как я смогу отпустить его от себя?».
Наталья Доронина: «До отъезда дочери в Словению мы с ней жили вдвоём, родственников у нас нет. Но мне кажется, в определённые периоды нужно прислушаться к тому, что хочет твой ребёнок, и не ставить во главу угла собственные интересы. Ведь это не каприз моей дочери, а серьёзное взрослое решение. Да, я скучаю. Но интересы Полины относительно получения качественного высшего образования, её будущего для меня – в приоритете».
Резюмируя всё вышесказанное, хотим подчеркнуть: данная статья не преследует цель надеть на родителей розовые очки. Да, современный мир объективно небезопасен (как, впрочем, было во все времена). Но опасности существуют везде, и родители не могут и не должны в целях защиты изолировать детей от внешнего мира. Взрослея, каждый человек сталкивается с трудностями, совершает ошибки, «набивает шишки» – и из всего этого извлекает свой собственный полезный опыт. В своё время сами родители прошли этот путь, и теперь они должны не мешать пройти его своим детям.
Ксения Балашова: «Все родители волнуются за своего ребенка и не всегда морально готовы без колебаний отпустить своих детей за границу. Но у нас есть многочисленные примеры тех мам и пап, кто в итоге решился и сделал это. Все их дети благополучно поступили, живы, здоровы, учатся, многие – даже работают. Их достижения – лучшее свидетельство того, что не нужно зря волноваться и переживать. Успешное будущее ваших детей того стоит!».
Что может делать с вами ваш мозг: аналогия с заезженной пластинкой
-
Все ваши воспоминания о прошлой любви, когда все было хорошо, цвело и пахло – это просто видимость.
Если бы тот баланс сохранился, то это было бы действительно так. А так это иллюзорная видимость. Это уже как заезженная пластинка, которая еще к тому же и надломилась. - Как с вами шутит мозг? Когда у вас произошел разрыв и было очень много косяков, которых и вспоминать даже не особо хочется, мозг вам подбрасывает эту заезженную пластинку.
- Вы в голове сами ставите это надломленную пластинку, где играет уже не ровная мелодия, а звучит непонятный скрежет, жалкое подобие мелодии и одни неприятные звуки.
-
Эту пластинку уже не надо чинить!
Надо просто найти то, что вам действительно надо! -
Не нужно даже пытаться возвращаться. Это того не стоит.
Подходите к ситуации трезво, и вы будете знать все о том, как начать жить после расставания с любимым.
Что говорят дети: меня никто не слушает
Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.
Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.
Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки — хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком — постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.
Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку — все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.
Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками.
Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.
Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».
Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это — авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?
У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности.
Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.
Нетрадиционная ориентация
Вполне возможно, что парню, у которого никогда не было девушки и, возможно, никогда не будет, нетрадиционные вкусы. Ему просто нравятся мужчины, а не женщины. Но чтобы не ранить своим отличием от других ребят родителей и друзей, он тщательно скрывает этот факт. Иногда это довольно сложно, ведь все ждут приглашений на его свадьбу, а он еще и девушку не нашел.
Он и не сможет ее найти, ведь чувствует влечение к парням. От девушек его просто отталкивает. Такому молодому человеку можно только посочувствовать. Ведь трудно уже много лет отлынивать от отношений, мотивируя это отсутствием симпатии к девушке.
Парням-геям в нашей стране приходиться туго из-за непризнания государством однополых браков. Поэтому им приходится либо страдать всю жизнь в одиночестве, либо тайком от всех жить вместе с любимыми, либо насилу жениться на женщинах, которые думают, что они ─ импотенты. Также много таких ребят уезжает заграницу, где к этому явлению более спокойно относятся.
Но не следует подозревать всех парней в нетрадиционной ориентации. Может, причина того, что у некоторых из них никогда не было девушки в чем-нибудь другом. Например, он еще не встретил той единственной. Или застеснялся подойти познакомиться, или боялся быть отвергнутым.
Страх № 6: «Без родительского надзора мой ребёнок может неправильно питаться и приобрести вредные привычки»
Дарья Кисенко: «В Словении – огромное разнообразие вкуснейших овощей и фруктов, молочных продуктов, растительных масел (мои однокурсники в первую же неделю настояли на том, чтобы я попробовала словенское масло из тыквенных семечек, потому что оно лучшее в мире). Мне очень нравится, как словенцы используют сезонные продукты – спаржу, тыкву, грибы: блюда вроде бы простые, но очень вкусные и сытные. Нравится, что в городе очень мало пиццерий или фастфуда, в основном – трактиры или рестораны местной кухни. По-моему, это очень характеризует страну в положительном смысле, и словенцам определенно есть чем гордиться».
Ярослав Корчака: «Мы регулярно собираемся с друзьями в поход в горы, ездим в соседние страны, каждую неделю открываем для себя новые места с красивейшей природой. Я активно занимаюсь спортом, и совмещать его с учёбой несложно – здоровый образ жизни в Словении всецело поддерживается. Добавлю, что спорт очень хорошо помогает расслабиться после учёбы и зарядиться силами на её продолжение. А на вредные привычки не остаётся ни сил, ни желания».