«я болею, а тебе наплевать»

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Я не знаю,что со мной происходит. Мне кажется, что я потеряла себя

Лизяев Пётр Юрьевич

Психолог Москва
Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Добрый день, Светлана!

Вам нужна помощь, чтобы разобраться в самой себе. Как мне кажется, вы слишком сильно саму себя обвиняете. И если вы обратитесь ко мне — мы с вами сможем постепенно найти «золотую середину» — в какой степени вам «можно» быть «эгоистичной» — а в какой мере «нужно» отдавать себя другим.

Почитайте у меня на сайте книгу:http://psy-therapist.ru/content.php?r=130-AliceMiller

Берегите себя!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевтОчные консультации/психотерапия в Москве — индивидуально и в группе, а также по Skype.

Я не знаю, что со мной происходит (4 ответа)

Хороший ответ1Плохой ответ

Во что это выльется

Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
 
Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
 
А дальше вот что. Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
 
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.  
 

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Не знаю, что со мной происходит

Пабст Любовь Вениаминовна

Психолог Дрезден
Был на сайте: 3 дня назад

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуйте, Сая.

Не чувствуете ли Вы себя в деревне одиноко, изолированно?  Удовлетворены ли Вы своей жизнью в деревне? Чувствуете ли Вы там себя счастливой? Нет ли обиды на мужа, что Вы живете так изолированно? Если да, то скрываете ли Вы эту обиду от мужа? 

Могу предположить, что есть в Вашей жизни чувства, которые Вы стараетесь не замечать, стараетесь не показывать  близких людям. Но эти чувства копятся внутри Вас, и Вы их разряжаете на тех, кто не так близок, как муж или дети. Чтобы таких ситуаций не возникало, надо попробовать разобраться в себе и своих чувствах, понять себя.

Пока есть неудовлетворенность, она будет разъедать Вас изнутри, как ржавчина. Все это может закончиться ухудшением состояния здоровья. Не откладывайте в долгий ящик все это, позаботьтесь о себе.

Всего доброго,

Не знаю, что со мной происходит и что мне с этим делать (1 ответ)

Пабст Любовь Вениаминовна,психолог Дрезден, консультации по Skype

Хороший ответ5Плохой ответ

Вопрос психологам

Спрашивает: София, 17 лет

Категория вопроса: Стресс и депрессия

09.08.2019

Здравствуйте. Меня зовут Соня. Если честно, я не знаю, что со мной происходит. Обычно я анализирую свои чувства и эмоции, чтобы как-то прояснить ситуацию для себя.

Теперь же этого сделать не получается. Временами у меня хорошее настроение и я чувствую подъём и желание что-то делать, двигаться вперёд, но… очень участились перепады настроения. Я раздражаюсь от любого резкого слова в мою сторону. Я стала бояться крика и чуть что начинаю плакать. Раньше такого не было. Нередко я срываюсь и в такие моменты чувствую… страх и отвращение ко всему. Мне не хочется жить и не хочется умереть — просто на время исчезнуть.

Кроме того, я старший ребёнок в семье и не знаю родного отца. Я всё чаще думаю о нём, потому что из-за чувства страха хочется какой-то защиты. Раньше я была старшей, была сама за себя и сама себя защищала.

Часто бывает, что я не сплю или сплю мало, и тогда мне снятся странные, тяжёлые сны, после которых чувство, будто не спала совсем.

Это состояние длится уже приблизительно три месяца, в начале я пила антидепрессанты (Амитриптилин), которые мне прописал невролог, но они не помогли, только усугубили депрессию, и я от них отказалась.

Я действительно не знаю, что делать.

Я не знаю,что со мной происходит. Мне кажется, что я потеряла себя (1 ответ)

ТОП лучших советов психологов

Я не знаю,что со мной происходит. Мне кажется, что я потеряла себя (1 ответ)

Я запуталась, я не знаю, что со мной (1 ответ)

Я не знаю что со мной я схожу с ума (1 ответ)

Все советы психологов (всего 413482 совета)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Я не знаю, что со мной и что делать

Николаева Марина Викторовна

Психолог Москва
Был на сайте: 2 дня назад

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуйте, София,

В целом, такие перепады настроения, депрессивные состояния, страхи, раздражение, плаксивость — связаны с подростковым возрастом, идет гормональная перестройка организма, а именно гормоны вырабатывают ощущения, которые мы называем чувствами. 

Кроме перестройки тела вместе идет более важная перестройка — психологическая, вы взрослеете, идет пересмотр многих представлений о жизни, ценностей и убеждений.

Есть такое понятие как подростковый бунт. И это нормально для подростка, это бунт против той жизни, которая была до этого, даже, если все было хорошо, тем не менее бунт нужен.

До определенного возраста ребенок живет по правилам и установкам родителей и именно в подростковом возрасте начинает пересматривать родительские правила и вырабатывать свои, свое мнение, свои представления о мире и как должно быть.

В вашем случае, важно понимать, что произошло три месяца назад. Обязательно есть запускающая ситуация, попробуйте вспомнить, что происходило, так как именно с этой темой нужно работать

Я могу предположить, что так как вы старший ребенок в семье, вы несете большой груз ответственности за себя и за младшего или младших. Бывает, накапливается усталость отвечать все время за себя, хочется поддержки, опереться на кого-нибудь, просто тепла, заботы и внимания.

Возможно, вам этого сильно не хватает и вы ощутили это остро три месяца назад.

Я много работаю с подростками, все проблемы решаемы, но это конечно работа и очень нужная работа, подростковый возраст трудный, важно выйти из него во взрослую жизнь с минимальным количеством проблем и комплексов. Хорошо, что вы перестали пить таблетки, это успокаивает только тело, если правильно подобрать препарат, но теперь нужна психологическая работа, нужно разобраться в происходящем и найти причину

Хорошо, что вы перестали пить таблетки, это успокаивает только тело, если правильно подобрать препарат, но теперь нужна психологическая работа, нужно разобраться в происходящем и найти причину.

Я запуталась, я не знаю, что со мной (1 ответ)

Марина Николаева, Медицинский психолог, Гештальт-терапевт (Москва)

Хороший ответПлохой ответ

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Как проявляется депрессия у подростков согласно возрастным характеристикам

Вместе со взрослением происходят значительные изменения организма и психики. Самый сложный и подверженный психическим расстройствам возраст – это с 15 до 19 лет. Почему? Именно тогда приходится больше всего стрессов – первая любовь, подростковая жестокость, переживания за родителей и экзамены. Вторая характерная для всего периода черта – это повышенная эмоциональность, обидчивость. Это нормальное проявление, ведь шалят гормоны. Также не хватает реального жизненного опыта, проявляется юношеский максимализм. Ребенок смотрит на весь мир через увеличительное стекло, считает каждую маловажную ситуацию настолько значимой, буквально переломным моментом.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

До 15 лет депрессия встречается редко, но предпосылки для возникновения недуга уже могут появиться. Помните о том, что даже легкая степень недомогания со временем и после воздействия дополнительных стрессовых факторов может превратиться в весьма серьезную.

Как понять, что у подростка 10-12 лет депрессия: присмотритесь к общему состоянию организма. Если ребенок часто болеет, подхватывает любую инфекцию, а также неохотно питается, можно предположить наличие расстройства. Кроме снижения массы тела из-за нежелания есть, появляются классические для школьника симптомы: заторможенность реакции, потеря интереса к былому хобби, неусидчивость, промахи в учебе, сонливость, апатия. Причинами могут стать: непонимание в семье, переход в средние классы.

После 12 лет и до 14 проблемы связаны напрямую с гормональной перестройкой. На фоне взрывающихся гормонов появляются сложности самоопределения. Именно в этом возрастном периоде возникают группы, а в них – социальные роли. Причинами депрессивного расстройства могут быть сложные отношения со сверстниками и родителями, до сих пор значительную роль играют школьные успехи. Ребята боятся, что их будут ругать за неуспеваемость, сравнивать с другими.

Но проще всего впасть в депрессию подростку в возрасте от 15 до 19 лет, так как в этот период на психику сильно влияют:

  • Экзамены (ГИА и ЕГЭ), поступление в техникум, вуз, первая сессия – мощнейшие источники стресса для неподготовленного организма.
  • Необходимость делать осознанный важный выбор, самоопределиться – раньше большинство решений принимались либо родителями, либо социумом.
  • Самосознание, философские мысли, попытка определить свое место в жизни – по этой причине многие начинают делать татуировки, примыкать к неформалам и проявлять иное девиантное поведение.

Первые любовные отношения.

Почему подростки так остро реагируют на критику?

Из-за изменений, которые происходят в голове у подростков, оголяются эмоциональные болевые центры. Локтионова привела в пример сравнение, которое подобрала Франсуаза Дольто. По словам французского психоаналитика, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, и ему надо вырастить новый. В этот момент его подстерегают всевозможные опасности.

«Подростки должны выжить в этот непростой период, как омары. Поэтому семья должна стать тем безопасным местом, где он сможет пережить это время, не боясь “хищников” и нарастив этот новый “хитиновый покров”, то есть дождаться формирования больших полушарий головного мозга», — посоветовала психотерапевт.

Продолжая тему сравнения подростков и омаров, она сказала, что любого тинейджера поджидает боль, он точно получит «ожоги». Психотерапевт вспомнила, что раньше для подростков существовал обряд инициации.

«Мальчики должны были бороться с болью, но при этом всегда был наставник, который знал, как этот процесс должен происходить и в чем его польза для подростка», — сказала Локтионова.

Важно понимать, для чего вы как родитель причиняете боль. Например, зачем вы просите ребенка отложить мобильник? Если для того, чтобы традиционно поужинать в это время всей семьей, то это хорошая идея

Я тебе не медвежонок, поищи себе медвежонка в другом месте

— Могут ли социальные сети помочь родителю и подростку встретиться? Особенно если учитывать, что родители в «Одноклассниках» и фейсбуке, а ребенок сидит во «ВКонтакте»?

— Хорошо бы, чтобы у родителя была своя цифровая жизнь. Из этого контекста ему проще поддерживать с ребенком разговор и чем-то обмениваться. Если родитель вообще ничего не делает в сети и ему мерещится, что в ВК творятся какие-то страсти, коммуникацию наладить сложнее, чем если бы мама была активным пользователем, пусть даже другой сети. Или нескольких.

— Родители еще предполагают, что все зло от компьютерных игр. По сети ходит видео, где мама удалила аккаунт подростка в World of Warcraft. У подростка истерика, его снимает младший брат. Большинство комментариев — что парень псих, и вот до чего доводят компьютерные игры. А вы что думаете?

— Ну представьте, что родители очень долго копили на машину. Купили новую, с иголочки, вся блестит. А ребенок запрыгивает на нее и начинает бейсбольной битой лупить по стеклам. Вот как в этот момент будет папа реагировать, который копил на эту машину? И давайте вернемся на несколько вопросов назад и вспомним, что я рассказывала про центр удовольствия и самоконтроль у подростков. И тут вообще про этот ролик почти все понятно становится. Мне было физически больно его смотреть, я очень сочувствовала мальчику и его маме, которой, подозреваю, тоже было очень непросто.

Получается, что тут мама не маленькими шагами, не регулируя и договариваясь, а возможно, от беспомощности, но нанесла довольно серьезную травму. Потому что у каждого из нас есть то, чем мы дорожим. У кого-то это аккаунт в стратегической игре, который связан с долгосрочными планами и большим удовольствием. Ну, как папина машина.

— То есть если родитель выдергивает компьютер из розетки, забирает планшет, телефон, это всегда травма? Он не прав?

— Не знаю, прав или нет, но это дает кратковременный эффект. Родитель это делает либо от бессилия, либо для достижения каких-то результатов. И эти результаты оказываются краткосрочными, и все возвращается на круги своя.

— Кстати, мамы, у которых дети попадали в рискованные ситуации, рассказывали мне, как полиция их ругает за то, что родители не знают все детские пароли от того же «ВКонтакте». Надо современным родителям читать детскую переписку или нет?

— Я понимаю, что есть угроза жизни и здоровью. Но чтение переписки стопроцентно ухудшает отношения между родителем и ребенком, увеличивает дистанцию между ними. Родитель сам такое решение принимает, я могу только сказать очень аккуратно о том, что мне кажется, что это не лучший способ. Я сама считаю, что это очень сильное нарушение личного пространства — чтение переписки.

Ребенок должен закрыться. Если он не закрывается, значит, что-то идет не так. Если он в пубертате и по-прежнему подробно маме рассказывает о личных взаимоотношениях, и у него не появилось малейшего закрытого места, это вызывает беспокойство.

— А вам не кажется, что есть современные родители, которые слишком тесно дружат с детьми? Я читала колонку одной мамы, которой ребенок предложил пойти вместе в заброшку.

— Таких я не встречала. Но, например, рассказать о переменах в теле, физиологических особенностях — это способ получить поддержку. Если мама не будет осуждать, высмеивать, это прекрасно. Есть мамы, которые про интимные подробности вроде стирки нижнего белья подростка могут рассказывать при гостях, я встречала такие случаи. То есть мама не признает, что ее ребенок уже взрослый. Такие вещи могут травмировать.

Или, например, я видела мальчика, у которого в 13 лет уже пробиваются усы и ломается голос, а родители его сажают на колени и спрашивают: “Медвежонок уже покушал? Сейчас медвежонок спать пойдет!” Родителям сложно поверить, что их сын вырос. Когда-нибудь он встанет и скажет: “Я не медвежонок, иди поищи медвежонка в другом месте”.

С другой стороны, я знаю детей, которые не хотят взрослеть. Они живут с родителями до 30 лет, и всем хорошо. Мне сложно дать этому оценку, наверное, если семье комфортно – это их право так жить.  

— Ну личность же должна отделиться? А не жить с родителями до пенсии, не создавая своей семьи.

— Ну, что значит, должна или не должна. Если у ребенка нет дискомфорта, он не считает себя несчастным, у него нет депрессии, ему нормально не иметь жены в 30 лет. И понятие нормы размыто. Я хотела отделиться, вы хотели, а сейчас родители создают суперкомфортные условия для детей, и потребность отделиться ниже. Они не вмешиваются в их жизнь, не влияют, стирают и готовят, покупают какие-то вещи. Я знаю про некоторых своих друзей истории, когда они уже очень хотят, чтобы их взрослые дети переехали, а этого не происходит.

Мотивация к учебе у школьниках младших классов

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.

«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.

«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.

«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Нагрузка: когда подросток не успевает жить

Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».

Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.

Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.

Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться. Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо. Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний

Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста

Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией. Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное. Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить.

Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом. Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи. Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Я не знаю, что со мной происходит!

Епимахина Юлия Владимировна

Психолог Тимашевск
Был на сайте: 31.03.2018

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Доброго времени суок, Анастасия!

Добро пожаловать в переходный период!

Однозначно, Вас ждёт впереди ещё много странного — ведь Вы становитесь взрослой, переходя черту, разделяющую детсво и юношество. А изменения часто бывают некомфортными, пугающими, порой неприятными. Сейчас нужно научиться принимать себя такой, какая Вы становитесь, радоваться новым знакомым (даже в Твитере), принимать новое отношение окружающих — и принимать свою новую роль. Жаль, что нет доверительного общения с мамой. Однако, вполне возможно, ей тоже нелегко принять перемены в своей дочери, и она тоже ждёт тепла с Вашей стороны. Сделайте первый шаг, поделитесь своими сомнениями и попросите помощи у самого родного человека — наверняка это будет полезно вам обеими!

в любом случае, Вы всегда можете рассчитывать на разговор, если будет необходимость. 

Успешного развития!

Я не знаю, что со мной происходит (4 ответа)

Всегда открыта для общения
Епимахина Юлия, психолог Тимашевск

Хороший ответ3Плохой ответ1

Все мы доски в этом гребаном заборе…

— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.

— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.

— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?

— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.

— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.

— А вы мешали?

— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты, — у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла… Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.

Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее. Чего она хочет?

— Ну… Не знаю. А чего?

— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно… И есть два чисто геометрических способа решения этой ее задачи — стать выше тех, кто рядом. Предлагай.

— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.

— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?

Саша подумал:

— Ну, разбогатела, например?

— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?

— Может быть, выучила испанский язык?

— Отлично! Ты поймал! Еще?

— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот…

— Замечательно. В общем, досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.

Саша думал долго, чиркал на листке. Я не хотела подсказывать. Он не дурак, должен сам. Наконец он с мрачным видом сунул мне листок:

— Вот так, что ли?

— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор… Но что в этом случае первым попадется на глаза?

— Другие доски вдалеке, того же размера… — вздохнул Саша.

— Верно. Решение?

— Добраться до них и их притопить тоже.

— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный — это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник и так далее. А виртуальный — это когда ты…

— …Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.

— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!

— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели…

— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.

— Получается, так… А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?

— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов… А энергию понятно, откуда взять?

— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом…

Трудности с поведением

Положение подростка промежуточное: он уже не хочет подчиняться родителям как ребенок, и еще не может полностью распоряжаться свой жизнью как взрослый. Он активно отвергает все, что ему предлагают взрослые и еще не умеет сам определять свою жизнь и нести за это ответственность

Ему важно этому научиться. А пока он отстаивает свое право выбирать, как ему поступать, что делать, чего не делать, экспериментирует, иногда весьма рискованно, бунтует против необходимого, втягиваясь, порой, в совершенно излишнее

Часто возникают трудности с учебой от снижения успеваемости до прогулов и даже отказа от посещения школы. Для домашних дел и обязанностей у подростка нет ни времени, ни сил, ни желания. Организуются новые компания, возникают новые отношения, в том числе и с противоположным полом, меняется внешность, манера общения, интересы, времяпрепровождение.

Что делать?

1

отделить для себя важное от несущественного. Ребенок меняется, ему трудно

Не все перемены проходят легко, гладко и красиво. Ему нужна Ваша поддержка. Поэтому, если Ваша красавица дочь, обладающая врожденным вкусом, вдруг стала носить какие-то непонятные черные балахоны с надвинутым на глаза капюшоном, не стоит из-за этого конфликтовать. Это пройдет, когда она освоиться со своим меняющимся телом. А отношения останутся.

2. относительно того, что Вы считает важным (учеба, помощь по дому, время возвращения домой и т.д.) нужно договариваться с подростком так, чтобы этот договор учитывал и Ваши и его потребности. Например, сесть и всем вместе составить список обязанностей по дому. А потом обсудить, как их распределить между всеми членами семьи

Спросить подростка, что он готов и может взять на себя, насколько ему кажется справедливым такое распределение, высказать свои предложения, объяснить, почему это важно, договориться о том, как будет. Если удалось достичь договоренности, с которой все согласны, это уже очень хорошо

И все же это не означает, что проблемы теперь решены. Вам придется напоминать подростку о его обязанностях, но, опираясь на договоренность, это будет проще и для Вас и для него. Желательно сохранять спокойствие, повторяя раз за разом, что посуду надо вымыть. Совсем хорошо, если удастся придумать какой-нибудь приятный способ отметить, что все справились со своими обязанностями за эту неделю – сходить в кино, заказать пиццу, позвать друзей.

3. если вы уж договорились о чем-то, выполняйте свои обязательства и настаивайте на выполнении со стороны подростка. Ответственность всегда подразумевает реальные действия.

Подростку нужно научиться нести последствия своего поведения. Хорошо, если родители помогут ему в этом – своей последовательностью, предсказуемостью, ясностью.

Расставить приоритеты

Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.

Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.

Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.

Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.

Поощрять за процесс, а не за результат

Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.

Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.

Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: