Приучение детей к самостоятельности
Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы.
Обязанности, которые дают им родители, нацелены на то, что бы вовлечь детей в процесс выполнения работы, которая требует от них максимальной самостоятельности. Это проявляется в самостоятельном выполнении домашних задания, в ситуациях, где от ребенка требуется сделать выбор или какое-то решение тоже самостоятельно. Даже некоторые обычные жизненные неудачи могут научить ребенка самостоятельно справляться с ними.
По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить:
- Зубной гигиене
- Делать выбор касательно предложенных нарядов
- Собирать игрушки
- Стелить и заправлять постель
В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол.
Ко второму классу детей полезно научить:
- Убираться на кухне (мыть посуду, вытирать ее и складывать)
- Пользоваться плитой и уметь готовить себе элементарные завтраки
- Пылесосить
К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки.
Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.
Как вести себя родителям, если ребенок тревожится из-за плохих оценок
Психолог объяснила нам, что поведение родителей очень сильно влияет на то, как дети будут относиться к выставленным им оценкам в школе.
Если ребенок вдруг приносит тройку в дневнике, родителям стоит спокойно выяснить, почему так получилось, и, если он скажет, что не понимает предмет, помочь ему разобраться в нем. Не обладаете сами такими знаниями — нанимайте репетитора, пытайтесь объяснить простейшие законы химии и физики на практике, развивайтесь сами параллельно с ребенком.
Если вы хотите начать развивать своего ребенка, обязательно предлагайте ему на выбор несколько дополнительных занятий — пусть он сам выберет то, что ему нравится больше всего. Не стоит выбирать интересы ребенка самостоятельно — пусть он сделает это. В любой ситуации пытайтесь взаимодействовать с ним, прислушиваться к каждому мнению, вникать в потребности.
Лично нам психолог посоветовала не требовать того, чтобы дочь была успешной во всем — так не бывает, ведь что-то у нее будет получаться лучше, а что-то хуже, и это вполне нормально. Она порекомендовала нам уяснить для себя то, что те предметы, которые даются для понимания ребенка хуже всего, нужны ему просто для расширения кругозора.
Иногда виноваты вовсе не родители
Порой школьники сильно печалятся из-за оценок, полученных в школе, вовсе не по вине родителей. Все дело в том, что в образовательных учреждениях порой встречаются очень строгие преподаватели, из-за которых дети сильно боятся получать низкие оценки. К тому же, в некоторых школах очень строго с дисциплиной, и к тем школьникам, которые получают неудовлетворительные отметки за свои знания, относятся не так, как к остальным, применяя к ним наказания.
Родителям следует обратить свое внимание на то, что в некоторых классах царит конкурентная среда, в которой одноклассники как бы соревнуются между собой, кто из них круче. В результате, те дети, которые получают низкие оценки, считаются изгоями — это не может не угнетать морально, ведь ребенок боится того, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости
Кстати, именно это и было причиной плохого настроения моей дочери.
Дорогостоящая новинка известного модного дома не вызвала интереса у модников
Научилась сама делать хороший сухой шампунь: он очень часто меня выручает
Карцеву долго не везло с женщинами. А потом он увидел юную артистку кордебалета
«Как у нас дела?»
Формирование правильного учебного стереотипа
Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru
Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.
Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже
Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными
Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.
Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.
А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.
Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.
Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»
Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.
Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).
Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.
Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Используем методические приемы
Для того чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно можно применить следующие практические приемы:
- Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
- Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
- Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Начальная школа — учимся учиться
Три фактора успешности в начальной школе
Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.
Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.
Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.
Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.
Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.
Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.
Фактрум желает успехов вам и вашим детям!
Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога
Совет № 1. Сохраняйте спокойствие
Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.
Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность
Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот
Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту
Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.
Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей
Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.
Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком
Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.
Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий
Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.
Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.
Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста
Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.
Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы
Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.
Играет ли роль возраст
Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется, то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.
Можно ли заставить делать уроки старшеклассника
Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.
Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.
Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.
Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.
2 Почему ребенок не хочет учиться?
Психология говорит о такой ситуации, когда ребенок не хочет учиться, что родители в немалой степени поспособствовали этому. Их ошибки состоят в следующем:
Проблема | Результат |
В оценке способностей своего чада они бывают необъективными, переоценивая или недооценивая их | Как следствие — завышенные или заниженные требования, что одинаково плохо сказывается на психологическом самочувствии ребенка, на формировании его собственных целей и амбиций |
Родители, плохо осведомленные о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, не подготовили его психологически к школьной жизни | В результате он или боится школы («В школе тебе покажут, где раки зимуют!»), или ждет ее как сплошного праздника («В школе весело, много хороших ребят, добрых учителей…») |
С самого начала школьной жизни родители стремятся приучать детей к самостоятельной учебе, полностью отстраняясь от учебных проблем: «Учеба — только твоя забота, сам и решай ее». | Лишенный интереса со стороны значимых для него взрослых, ребенок постепенно утрачивает стремление к учебе по принципу «а, никому это не надо!» |
На дошкольника родители часто смотрят как на предмет обожания и не дают ему возможности стать самостоятельным, настойчивым в достижении целей. В детский сад такого ребенка не отдают, потому что там «сплошная инфекция» и «дети его будут обижать» | В итоге к началу школьного обучения это ребенок, не умеющий самостоятельно принимать решения, разрешать конфликты со сверстниками, ждущий только похвалы и восторгов со стороны окружающих. Кроме того, он не приучен к коллективным формам взаимодействия на организованных занятиях |
При обнаружении каких-то проблем родители стесняются идти в школу, боясь показать свою родительскую несостоятельность перед классным руководителем или другими учителями | Это крайне неправильная позиция. Анализ разных взглядов на одну и ту же ситуацию поможет прийти к правильным решениям, не потерять драгоценное время в самостоятельном поиске истинных причин отказа ребенка от учебы |
Негативное отношение к учебе может возникнуть, если у ребенка складываются напряженные отношения с другими детьми или с каким-то учителем | Не имея опыта преодоления конфликтов, он просто заявляет, что больше не пойдет в школу. Если родители заняли обвинительную позицию «ты сам во всем виноват», то он начнет тайно или в открытую игнорировать школу или отдельные учебные предметы |
В подростковом возрасте возникают первые влюбленности | Новые впечатления, чувства остро переживаются ребенком, отвлекают от учебы, формируют депрессивное или, наоборот, возбужденное состояние. Вся жизнь вне этого становится второстепенной и необязательной, в том числе и учеба |
Необустроенный быт, семейные неурядицы, материальные трудности вызывают у детей разного возраста чувство стыда, зависть к благополучным одноклассникам | Насмешки и незаслуженные упреки за бедную одежду, неухоженность формируют чувство обиды и разочарования в людях вообще и в школе в частности |
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.