Статья. “я-идеал и идеальное я” построчное чтение фрейда. леклер и лакан

Образ Я-идеальное и Я-реальное как структурные элементы самосознания подростков

На значение самосознания в развития подростка указывается во многих фундаментальных исследованиях подросткового возраста . Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретет «чувство индивидуальности» . Главные новообразования подросткового возраста, по Э.Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Л.С.Выготский отмечал два новообразования возраста — это развитие рефлексии, и на ее основе — самосознания.

В ходе рефлексивной деятельности формируются «идеальные мерки», с которыми подросток подходит к оценке себя и других. Подростки задаются вопросом: соответствуют ли его представления о себе тому идеальному образу, который он сам себе создает? Если это не так, подросток старается изменять представления о себе так, чтобы соответствовать тем идеалам, которые определяет для себя. Выделение в образе «Я» таких элементов как «Я-идеальное» и «Я-реальное» можно встретить уже в работах У.Джеймса, З.Фрейда, К.Левина, К.Роджерса и других.

Образ Я-реальное — структурный элемент самосознания, включающий те представления человека о самом себе, которые, по его мнению, наиболее достоверно и адекватно характеризую личность в данный момент. Во временном аспекте, образ Я-реальное относится к настоящему моменту.

Хотя понятие «реальное Я» предполагает, что представление личности о себе соответствует реальности, различные авторы указывают на большую долю субъективизма в саморепрезентации образа Я-реальное . Причина субъективизма заключается в том, что восприятие себяг как утверждал Р.Берне, искажается внутренними мотивами, целями, установками и защитными механизмами. Проблема адекватного образа «Я» вытекает из ряда особенностей процесса саморепрезентации. В самопрезентирующеи деятельности «Я» можно выделить две различные цели самопрезентации, которые взаимосвязаны между собой. Первая заключается в том, что самопрезентация предпринимается ради самопонимания. Опыты, выполненные в русле теории самовосприятия Д.Бэма, показывают, «…что человек действительно часто заключает о себе, о том, какой он есть, какие эмоции испытывает, что для него ценно, чему он верит на основе уже совершенных собственных поведенческих актов и ситуаций, в которых они были совершены» . Субъект стремится согласовать представления о себе с уже совершившимся поведением. Рассматривая формирование психологических знаний о человеке в процессах житейского общения, В.Н.Панферов отметил: «Шаблоны поведения и деятельности преобразуются в сознании познающего в эталоны социально—психологических качеств личности». Таким образом, В.Н.Панферов указывает на то, что психологические качества человека раскрываются на основе отражения причинно—следственных отношений с окружающим его миром вещей и людей.

Вторая цель связана с публичным распространением образа «Я», главное здесь — защита самоотношения и обеспечение успешного социального взаимодействия. Здесь выделяются две стратегии самопрезентации: «ублажающую» и «самоконструирующую». «Ублажающая» стратегия направлена на то, чтобы представить себя в благоприятном свете и получить одобрение окружающих. ««Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», то есть вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта». Эти стратегии указывают на то, что процесс самопрезентаций мотивационно обусловлен, в связи с чем образ «Я» может существенно видоизменяться под влиянием того или иного мотива.

В деятельности субъекта по самопрезентации выделяется также когнитивный компонент. Когнитивная активность является необходимым условием для выделения субъектом конкретного переживания себя из множества остальных переживаний настоящего момента. Это множество переживаний также является причиной искаженного образа «Я» при самовосприятии.

Идеальный и реальный образ. Великий обман

Наверняка у многих читателей возникло к этому моменту недоумение: “А что плохого и вредного в стремлении к идеальному образу? Разве плохо думать только о хорошем, переживать только благостные чувства, стараться поступать всегда правильно и хорошо?”

Обман кроется в том, что идеал живёт без негативных чувств и мыслей.

Творец, создавая Человека, вложил в него семена всех, существующих во Вселенной энергий. Именно они живут в человеке в виде чувств и эмоций, дающих импульс на действие, и силы на проявление себя, своих намерений и желаний.

Наглядные примеры:

1. Представь себе большой симфонический оркестр. Множество инструментов и людей объединяются вместе, чтобы сыграть произведение, создать симфонию из разных звуков, тональностей, нот и ритмов, рождающих музыку.

А теперь из всего этого великолепия выключи звучание половины инструментов. Пусть они будут в составе оркестра, но не будут играть.

Что получается? Глупо, нелогично. Да и вместо красоты и глубины звучания, как-то плоско и обделённо.

2. А теперь представь себе картину, прекрасный пейзаж. Множество оттенков и красок передают глубину, разнообразность и красоту природы. А теперь убери из картины половину оттенков. Что получается?

Или представь себе картины только в светлых и только в тёмных тонах. Передают они полноту и разнообразие жизни?

Так и с чувствами. Когда человек отрицает “негативные” чувства, прячет и закрывает их в глубине, запрещая им проявляться и существовать, он превращается в такой вот “обрезанный” оркестр, половинчатую картину.

Вывод:

Искоренить чувства невозможно, а вот выключить, стереть или закрыть на время получается. Но здесь есть одно “но”. Невозможно закрыть или выключить выборочно чувства, они либо свободны все, либо закрыты все.

Стремясь подсознательно к идеальному образу самого себя, человек превращается на самом деле в безчувственного. Он становится равнодушным, чёрствым, холодным, жёстким и категоричным. Вместо чувств и души — рассуждения и шаблоны.

Мужчины превращаются в Кощеев, женщины в Снежных Королев. Или противоположное: блаженные идеалисты — утописты, говорящие только о “хорошем”, а на самом деле отрицающие разные проявления жизни, что в итоге приводит к тем же Кощеем и Снежным Королевам, только под маской благости.

Вот так на первый взгляд положительное и правильное стремление к хорошему, вера в существование идеала превращают людей в бездушных роботов.

Перечитай приведённые выше примеры:

  • Нужно не только, чтобы существовали музыканты и инструменты в оркестре, а чтобы они звучали и играли совместно.
  • Нужно, чтобы краски были не в палитре, а на холсте.
  • Чтобы чувства были не законсервированы и замурованы где-то в глубине, а учиться их правильно, совместно и слаженно проявлять.Только тогда картина и звучание жизни будет разнообразна и полна.

Функции Я-идеального

  • Идеальный образ «Я» нужен для развития личности, это важный элемент вхождения в социум и прекрасный инструмент для поддержания самооценки на высоком уровне.
  • Я-идеальное может служить эталоном, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
  • Идеальное-Я необходимо для сохранения самоуважения, мотивирует деятельность человека, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения, ограничивает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом.
  • Олпорт считает, что идеальное-Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
  • Образ Я-идеальное может быть включен в структуру защитно-психологических механизмов (Соколова Е. Т., 1989), цель которых — сохранение положительного самоотношения.

Отличие от других понятий

Я-идеальное, как и сверх-Я, считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Ошибочно смешивать эти два понятия: более нереальный и дорогой каждому человеку идеальный образ далек от того цензора, каким порой является «сверх-Я». «Сверх-Я» выполняет репрессивные функции, и оно лежит в основе чувства вины, тогда как посредством идеального образа осуществляется относительная оценка различных действий, скорее даже идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно соотнести это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни

В Я-идеальном в отличие от Я-возможного воплощены все желания, надежды и мечты человека относительно собственной личности, то есть это некое самосознание, каким человек желает обладать. Как замечает И. Кон: «одно дело — эгоистическое желание, другое моральное долженствование, одно дело — абстрактное хотение быть всем сразу: умным, творческим, спортивным, богатым и т. д., другое — иметь собственные возможности этого достичь»..

Идеальный и реальный образ. Формирование и зарождение

С самого раннего детства родители рассказывают ребёнку, что можно, а что нельзя, как правильно поступать, а как неправильно, что делают хорошие мальчики и девочки, а чего они не делают. Так у ребёнка закладывается образ, что хорошо и правильно, а что — нет.

К тому же, каждый ребёнок хочет, чтобы его любили, дарили внимание и почаще хвалили. “А для этого нужно делать так, как говорят папа и мама” — формируется в подсознании

Так человек начинает стремиться соответствовать тому, что от него ожидают другие. Даже если внутренне он с этим не согласен.

  • В семье — соответствовать ожиданиям родителей.
  • В кругу друзей и подруг, оправдывать их идеалы.
  • В отношениях мужчина — женщина — подстроиться под партнёра, показать себя хорошим и правильным.
  • На работе оправдать ожидания начальника и коллег.

Стремясь подсознательно подстроиться под ожидания других людей, человек создаёт иллюзорные образы самого себя и сам попадает в их ловушку. Потому что невозможно всегда соответствовать всему тому, что от тебя хотят.

Так начинается процесс самоочарования и очаровывания другими. Ведь свои идеальные образы человек часто одевает и на близких людей: родителей, друзей-подруг, на тех, в кого влюбляется, на учителей и наставников и так далее. Сначала идеализирует их — очаровывается, а потом, когда видит их реальные проявления, которые расходятся с придуманным образом — разочаровывается и обижается, считая, что обманули и предали.

Расхождение идеального и реального образа

Хотя сознательно большинство людей, идущих путём духовного развития, понимают, что невозможно быть всегда белым и пушистым, что святых в этой жизни — единицы, а ангелы — это не про Homo sapiens, всё равно где-то там в глубине души и недрах подсознания, он верит, что стремится к идеалу нужно и можно.

Может быть это случится не в этой жизни, так в следующей, не в этом поколении рода, так внуки и правнуки достигнут, если не из моего рода, так из соседнего уж точно кто-то дойдёт до идеала. В общем идеал есть.

Что возможно стать человеком благодушным, добрым, мудрым, правильным, совершающим правильные поступки, чувствующим только правильные и хорошие чувства, думающим только о добром и вечном.

В подсознании у большинства чётко прописана эта вера.

Получается расхождение идеального и реального образа

Понимание на сознательном уровне, что все разные, важно принимать любые проявления и качества, что можно совершать ошибки и нужно тоже их уметь принимать, что невозможно всегда улыбаться и быть благодушным. Подсознательная вера, что нужно стремиться к идеалу и возможно его достичь

Вследствие этого расхождения возникают: недовольство собой, самоедство, чувство вины, обиды на себя и окружающих, претензии, упрёки. И обратная сторона — завышенные требования к окружающим, критика и осуждение.

Характеристика структуры образов Я-идеальное и Я-реальное подростков

В данном параграфе представлены результаты анализа структуры образов Я-идеальное и Я-реальное подростков. Совокупность конструктов, описывающих Я-идеальное и Я-реальное подростков, были проанализированы по нескольким признакам: соответствие конструктов факторам субъективного семантического пространства, эмоциональность—рациональность конструктов, когнитивная простота—сложность конструктов, позитивность конструктов. Напомним, что под конструктами образов Я-идеальное и Я-реальное в контексте нашего исследования следует понимать вербализованное отношение (семантически оформленное отношение) тестируемого к образу Я-реальное и Я-идеальное.

Анализ содержания образов Я-идеальное и Я-реальное проводился с позиции психосемантического подхода . Структура субъективного семантического пространства самосознания включает универсальные латентные факторы: «оценка», «сила», «активность». Совокупность выделенных конструктов, описывающих образы «Я», по семантическому значению оказалась шире традиционной трех факторной структуры субъективного семантического пространства. В частности, были выделены конструкты, характеризующие интеллектуальные свойства личности (например: «умный», «образованный», «сообразительный» и др.), которые были объединены в фактор «интеллектуальность».

В результате классификации конструктов по указанным факторам были получены следующие данные. Конструкты, используемые мальчиками в описании образа Я-реальное, распределились по соответствующим факторам в таком соотношении: 40,0% конструктов относятся к фактору «активность» (ленивый, неловкий, разговорчивый и т.п.); 38,3% — к фактору «оценка» (порядочный, нечестный и т.п.); 14,5% — к фактору «сила» (слабый, настойчивый и т.п.); 7,2% — к фактору «интеллектуальность» (умный, сообразительный и т.п.). В описании Я-реального у девочек обнаружено следующее распределение конструктов по факторам: «активность» (общительная, жизнерадостная и т.п.) -40,7% конструктов; «оценка» (эгоистка, взбалмошная, влюбчивая и т.п.) — 39,8% конструктов; «сила» — 16,7%, «интеллектуальность» — 2,8% конструктов. Как видно из рисунка 1, структура образа Я-реального мальчиков и девочек, рассмотренная по данным признакам, является весьма схожей.

Структура образа Я-идеальное у мальчиков и девочек имеет более выраженные отличия (рис. 2) . У мальчиков в описании Я-идеального преобладают конструкты, соответствующие фактору «активность» — 35,8%. У девочек преобладают конструкты, соответствующие фактору «оценка» -34,3%. Далее в содержании образа Я-идеальное у мальчиков встречаются конструкты, относящиеся к факторам «сила» (волевой, настойчивый, упорный) — 26,4%; «интеллектуальность» ( ум, хитрость) — 20,8%; «оценка»(добрый, честный) — 17,0%. В описании Я-идеального девочки используют конструкты, относящиеся к факторам «сила» (целеустремленность, самоуверенность) — 29,6%; «активность» (общи тельность, жизнерадостность)- 23,1%; «интеллектуальность» (проницательность, сообразительность) — 13,0%.

Теоретические и методологические подходы к исследованию образа «Я»

Проблема исследования «Я» долгое время находилась в компетенции философской науки. В древнегреческой философии аристотелевское понятие сущности (субстанции) распространяется на человека. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум). Однако он же замечает, что «…сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимает лишь свойства той или иной сущности…» . Сущностью человека, считает Аристотель, является его душа. «Ведь душа есть причина как источник движения, как цель, как сущность одушевленных тел».

Интерес средневековых философов к проблеме «Я», единства и тождества персоны связан с христианской доктриной воскрешения. Понимание единства человека исходило из убеждения, что поскольку «…приговор Страшного суда есть итог жизни, то она, персона, как минимум должна быть единой». Концепция человека как единства правовой и телеологической ответственности является центральной для христианского вероисповедания. Такие воззрения обусловили использование средневековыми философами понятия субстанции, созданной в античности. Это, в свою очередь, вызвало достаточно оживлённые дискуссии, касающиеся проблемы «Я». Согласно субстанциалистскому подходу, каждая субстанция обладает действительной сущностью, то есть душа как причина содержит в себе другие формы и причины- Этот своеобразный момент удвоения субстанции, разработанный Аристотелем и Плотином, был подчеркнут Декартом. Его «мыслящая субстанция» есть одновременно причина, центр самосознания, но одновременно и простая субстанция, активность которой обуславливается внешними события-ми.

Дж.Локк и Д.Юм пытались освободиться от субстанциа-листского подхода в понимании сущности «Я». Особенность подхода Дж.Локка и Д.Юма состояла в том, что, с одной стороны, они восприняли взгляд на «Я», или персону, как на естественного индивида, способного существовать в качестве персоны посредством самосознания, а с другой, они отвергли субстанциалистский подход к «Я», который в Новое время был унаследован Декартом.

Локк считал, что «Я» определяется тождественностью не субстанции, а сознания. Он изменил представления о том, что существует единая сущность персоны, сохраняющейся во времени, в пользу представления о том, что человек существует время от времени. «Раз тождество персоны задается сознанием и только в одном сознании и состоит, то персона, временно утратившая сознание, на это время перестаёт существовать как та же самая персона» .

Для Юма «Я» состоит в «…связке или пучке различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении». Это значит, что «Я» скорее постоянно изменяется, нежели является чем-то, единым и постоянным, как получается в субстанциалистской традиции. Юм отрицает наличие у людей идеи «Я» как простой субстанции: «…в духе нет простоты в любой данный момент и нет тождества в различные моменты, как бы велика ни была наша естественная склонность воображать подобную простоту и подобное тождество» . Проблема для Д.Юма состоит в том, чтобы найти принцип, объединяющий восприятия в одну персону, и не просто персону, а с относительно стабильным характером, способную выполнять практические задачи, следуя при этом повседневным моральным принципам и условиям социума.

Помимо вышеизложенных, существовала трансцендентальная традиция осмысления «Я». Здесь стоит упомянуть И.Канта, И.Г.Фихте. Трансцендентальный подход к проблеме состоял в следующем: «Единство субъекта коренится в идеальной структуре чистого Я, которая (в виде трансцендентальной апперцепции, чистого Эго, мыслящей субстанции) сопровождает каждый субъективный акт» . Как в свое время Декарт в поисках самого достоверного принципа существования сознания человека обратился к «Я», так же поступает и Фихте. Самое достоверное в нашем сознании, говорит Фихте, — это самосознание. Разум преобладает над страстями, «Я» управляет волей и при этом прозрачно для себя самого, самопознаваемо. Акт самосознания — это уникальное явление. По словам Фихте: «…он есть и действие и одновременно продукт этого действия, то есть совпадение противоположностей — субъекта и объекта» .

Формирование Я-идеального

При рождении человек не выделяет подструктуру Я-идеальное, он полностью гармоничен, и поэтому изначально не испытывает дискомфорта на личностном уровне. Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Высокие требования начинают предъявлять ребёнку примерно в младшем школьном возрасте, они существенно влияют на расхождение между Я-реальным и Я-идеальным у школьника. Он уже начинает анализировать свои успехи и, сравнивая себя с другими учащимися, видит моменты, где отличается от них. Ребенок начинает задумываться, почему отметка, которую ему ставит учитель за работу, не соответствует его ожиданиям. Причем влияние родителей на установление уровня притязаний и ожиданий, их ориентирование ребенка на высокие стандарты качества, соревнование, вклад родителей в идеальное-Я ребенка также сами по себе закономерные процессы, с помощью которых осуществляется связь и преемственность поколений. В том же самом направлении действуют и общественные воспитательные институты — детский сад, школа, позднее — вуз. Негативным такое влияние может стать лишь в том случае, если предъявляемые требования, стандарты и планы не соответствуют возможностям ребенка и не учитывают его собственных интересов и склонностей, обрекая его тем самым на неуспех, потерю самоуважения и «путаницу» в самоопределении. Позже дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия.

По утверждению И. С. Кона, развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах начинается с уяснения качеств «наличного Я»: оценки тела, внешности, поведения, способностей по определённым критериям, которые не всегда являются реалистичными. Но уже к этому возрасту они начинают прислушиваться ко мнению окружающих и интересоваться тем, какими их видят друзья и близкие. И все представления Я-идеального сталкиваются с жизненным расхождением Я-реальным. Идеалы формируются под сильным социальным давлением

Кон также пишет, что для подростков очень важно соответствие эталону и критериям привлекательности, но подростковый «идеал» красоты и «приемлемости» внешности часто завышен, нереалистичен. Юноши и девушки придают важное значение соответствию своего внешнего облика стереотипному образцу маскулинности/фемининности

В студенческом возрасте расхождения продолжают существовать, однако к зрелому возрасту они снижаются. Но если отклонения в различии Я-реального и Я-идеального присутствуют, они имеют ярко выраженный характер психологического отклонения.

Таким образом, Я-идеальное формируется в ходе развития Я-концепции и в течение всей жизни может неоднократно меняться. Содержание идеального образа личности является индивидуальным, более того по отдельным качествам и характеристикам трудно сделать психологические выводы об особенностях развития личности, ориентиром для которого и выступает идеальное Я.

Примечания

  1. «Роджерс К.» О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М. М. Исениной под редакцией д.п.н. Е. И. Исениной C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
  3. В. В. Столин. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.
  4. Соколова,Е. Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии /Е. Т. Соколова, А. Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. — 1985.- No 4. -С. 39-49.
  5. ↑ Кон,И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И. С. Кон -М.,1984. −335 с.
  6. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.: НПО «МОДЭСК», 1999. 224 с.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 401с.
  8. Большая психологическая энциклопедия./Под ред. Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. М.:ЭКСМО, 2007. 357 с.

Характеристика проблемных переживаний подростков

Данный параграф посвящен решению задачи, связанной с характеристикой проблемных переживаний подростка с позиции уровня проблемной нагруженности и уровня социально—психологической адаптированности. Анализ уровня проблемной нагруженности в различных сферах деятельности подростков по данным проблемной анкеты показал, что мальчики и девочки схожи в своих оценках наиболее проблемных областей. Общий средний балл проблемной нагруженности у мальчиков и девочек равен 2,6. Это соответствует результатам исследований, проведенных кафедрой педагогической и возрастной психологии РГПУ им.А.И.Герцена в 1993 и 1996 годах . Полученные результаты по всем проблемным сферам представлены в таблице 3.

Высокие баллы проблемной нагруженности наблюдается в сферах «родители» (3,03 балла у мальчиков; 3,01 балла у девочек) и «будущее» (2,88 баллов у мальчиков; 2,80 баллов у девочек). Этот результат совпал с данными, полученными в 1993 и 1996 годах кафедрой педагогической и возрастной психологии РГПУ им. А. И.Герцена на выборке петербургских подростков. Следовательно, можно сделать вывод, что проблемы в этих сферах возникают как устойчивое проявление возрастных особенностей развития.

Озабоченность будущим, жизненные планы и перспективы составляют «аффективный центр» жизни подростка в 15-16 лет. «Старший школьный возраст сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути». Это задает предрасположенность отмечать данную сферу как значимую. Подробное исследование переживания будущего как проблемы представлено в кандидатской диссертации О.Байтингер.

Высокой, на наш взгляд, является нагруженность проблемами в сфере «свободное время» (2,76 балла у мальчиков и 2,7 9 балла у девочек). В проблемах, связанных с использованием временных ресурсов, в основном отмечаются пункты, указывающие на недостаток времени: «У меня слишком мало свободного времени», «Школа и домашние обязанности оставляют мне слишком мало свободного времени». На наш взгляд эти данные являются отражением физической и психической перегруженности современного подростка, вызванные возрастанием требований школьной программы.

Осознание противоречий жизненных ситуаций и их переживание, несомненно, проявляется в уровне адаптированно-сти подростка к данным противоречиям. В нашем исследовании рассматриваются основные параметры самовосприятия, которые являются показательными при оценке уровня социально—психологической адаптированности подростка. Результаты нашего исследования по определению уровня адаптированности, личностной зрелости и эмоционального благополучия подростка в целом совпадают с данными приведенными Т.В.Снегиревой, где указывается что средние индексы социально-психологической адаптированности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (8 — 10 классы) располагается в пределах 39—44 баллов . По нашим результатам среднее значение индекса адаптированности равно 41,2 балла.

Противоречия между Я-идеальным и Я-реальным

При нормальном функционировании к Я-идеальному пытается приблизиться Я-реальное. При этом во взаимодействии с окружающей средой расхождения между Я-реальным и Я-идеальным могут приводить к искаженному восприятию реальности. Идеальное-Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные мечты и устремления индивида, эти образы бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным-Я нередко ведет к депрессии, внутренним конфликтам, обусловленным недостижимостью идеала. Образовавшееся внутриличностное рассогласование может пойти по двум направлениям: человек начнет прикладывать максимум усилий и усердия, чтобы соответствовать ожидаемым результатам и собственным мечтаниям, или же при его низкой рефлексии рассогласованность Я-реального и Я-идеального перерастет в конфликт, который может перерасти в психическое заболевание. Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует степень рассогласованности личности. Если сходство невелико, то рассогласованность выступает в виде двигателя личностного развития. Высокий уровень диссонанса, при Я-идеальном выражающем повышенное самолюбие, самомнение, нездоровую амбициозность, как правило становится причиной развития дисморфофобии. Переход от Я-реального к Я-идеальному, освобождение себя от неприемлемой части собственного «Я» понимается К. Роджерсом как процесс личностного роста, развития.
Соответственно вывод в том, что Я-реальное и Я-идеальное чаще всего не совпадают, а различаются. Между ними происходит постоянный «диалог». Я-идеальное осознается отчетливо, структурировано, поскольку состоит из внешних интериоризированных ценностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: