Как избавиться от социофобии самостоятельно

Подробно о социофобии

Дебютирует это расстройство психики в подростковом возрасте, юности, исчезает совсем или продолжается на протяжении многих лет с разной интенсивностью.

Потенциальные ситуации, при которых социальная фобия дает о себе знать:

  • необходимость поддержать разговор;
  • публичное выступление;
  • участие в спектакле;
  • знакомство;
  • встречи с противоположным полом;
  • игра в оркестре;
  • общение с начальством;
  • прием посетителей;
  • принятие пищи дома в присутствии других людей, даже членов семьи;
  • выполнение работы при посторонних;
  • медицинское обследование;
  • использование общественного туалета и т.д.

Социофоб боится пристального внимания, быть униженным насмешками, подвергнуться критике или осуждению, если он не оправдает ожидания. Темы его переживаний: как о нем думают другие, его внешность кажется им непривлекательной, слова – глупыми, а сам он – невнимательным, неотзывчивым и грубым.  К такому страху прибавляется еще и беспокойство того, что окружающие заметят, что он смущается, не может подобрать слова, теряет мысль, потеет, краснеет, трясется. Тревога может быть настолько сильной, что даже может открыться рвота.

Все это может происходить с индивидом только в сравнительно небольших группах, но никогда в толпе.

Симптомы

Существуют две формы этого расстройства:

  1. Генерализированная социофобия – индивид боится всех социальных ситуаций, которые влияют на него всесторонне. Протекает тяжело, лечение осложнено.
  2. Специфическая социофобия. В этом случае человек реагирует только на некоторые случаи, а тревога проявляется слабо.

Демонстрирует себя патология весьма разнообразно, у каждого человека такие симптомы будут свои.

Физиологические проявления:

  • дыхание затруднено;
  • сердечный ритм ускорен;
  • тошнота;
  • тремор,
  • координация движений нарушена;
  • сильное потоотделение.

Больной старается избежать контакта с людьми, не смотрит в глаза собеседнику, испытывает неловкость. Находясь в обществе, он крайне напряжен и хочет от всех спрятаться, убежать.

Когнитивные проявления:

  • «пустота» в голове;
  • неспособность сконцентрироваться;  
  • ход мыслей не контролируется;
  • «проигрывание» ситуации;
  • завышенные требования к себе;
  • сосредоточенность на своем поведении.

Что касается эмоций, то социофоб паникует при мысли, что о нем подумают. У него часто меняется настроение, он раздражается без всякого повода, нервничает, плачет без причины.

Страдающий этим расстройством человек гипертрофированно требователен к самому себе и критичен. Главное для него – произвести на окружающих хорошее впечатление, дескать, что он крайне культурен, хорошо воспитан, много знает. При этом в голове у него всегда «живет» мысль, что все равно о нем будут думать плохо.

Социофоб, ожидая травмирующей его психику ситуации, продумывает пути отступления и уверен, что его план не удастся в любом случае. А когда тревожащий момент проходит, он размышляет о нелепости своих действий, заставивших всех смеяться над ним. На самом деле ничего такого и не происходило, но больной такие сеансы самоанализа проводит каждый день, иногда даже не в состоянии заснуть от своих тяжелых мыслей.

Патологический страх заставляет социофоба вести себя неестественно в присутствии коллег, начальства, партнеров. У него в это время потухший взгляд, глаза опущены, на лице яркий румянец, руки скрещены на груди. Он сторонится людей, может внезапно выйти из помещения, а иногда, чтобы выглядеть солидно, врет, рассказывает выдуманные истории. Потом больной тяжело переживает о таком своем поведении.

Носители социальной фобии боятся негативной оценки, и многие признают, что их страх велик и ничем не обоснован, но ничего поделать не могут. Все эти проблемы адаптации в определенных ситуациях, а сильно влияют на жизнь больных, отрицательно сказываясь как на личной жизни, так и на профессиональной сфере. Социофобы не могут знакомиться, развивать отношения, завести семью. Недаром это расстройство называют «болезнью утраченных возможностей».

В попытке преодолеть такие трудности, чтобы придать себе храбрости, больные начинают принимать наркотики, спиртные напитки, что тоже ни к чему хорошему не приводит.

И чем дальше, тем становится хуже. Поэтому необходимость своевременно начать лечение не требует особого объяснения.

Любому человеку свойственно переживание и волнение. Но если на пустом месте эмоции бьют через край, возникает агрессия, а страх и тревога переполняет так, что доставляет дискомфорт, то это повод обратиться к специалисту.

Согласно исследованиям, социофобия способствует развитию депрессии. Кроме того, в 6 раз повышается риск суицида.

Возможные причины и предпосылки

Как я уже упомянула, на развитие социофобии оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Да, даже собственная неуверенность или тревога – результат влияния извне (в детстве или взрослой жизни). Можно выделить следующие предпосылки к появлению социофобии.

  1. Депрессии (70,9 % случаев) или другие расстройства.
  2. Наркомания, алкоголизм (76,7 %). Общественное осуждение можно получить чаще, нежели поддержку и помощь, что и вынуждает алкоголика замыкаться в себе, все больше избегая общества.
  3. Пережитые ситуации неудач. Однажды «обложавшись» на публике, человек, вероятно, будет избегать новых выступлений.
  4. Свойства психики. Акцентуированные личности, то есть с ярко выраженной чертой характера, в большей мере склонны к фобиям. Например, наиболее уязвим шизоидный и астенический тип. Такая же зависимость наблюдается у типов темперамента. К фобиям больше склонны холерики и меланхолики.
  5. Чужой опыт. Нередко софиофобия начинает формироваться еще в детстве и вызвана поведением (примером) родителей или стилем воспитания. Например, запугивания, запреты или собственное переживание неуспеха на глазах у ребенка.
  6. Низкая самооценка и неуверенность, возникшая на фоне социальной депривации (лишений) в детском возрасте. К этой группе можно отнести тиранический тип родительского воспитания, авторитарного педагога, «травлю» в классе.
  7. Заниженная самооценка. Часто исходит из разрушающего типа родительского воспитания или школьного детства.

Взросление – это самостоятельность

У Натальи Алюниной — ДЦП, Наталья — учитель английского языка:

«Я повзрослела, когда я подошла к папе и сказала: «Папа, знаешь, я же уже взрослая, и я могу сама полететь в Америку». Я не пошла к маме, потому что я знала, что моя мама никогда меня никуда не отпустит.

А папа смог. Я уехала туда, когда мне было 16 лет, училась там в школе, жила в семье, абсолютно отличной от моей

Там на меня никто не обращал внимание. И там началось становление моей личности

Именно в тот момент, когда я увидела, что я такая же, как все, я научилась самостоятельности.

Всю жизнь в России мне говорили: «Ты особенная!» А я не хочу быть особенной.

У меня есть свои трудности, есть вещи, которые мне тяжело делать. Но это не делает меня особенной. Окружающие меня люди не готовы это принять».

Преодоление социофобии

Вопрос, как избавиться от социофобии, волнует большое
количество людей. Ведь эта проблема в той или иной мере касается многих.
Сделать это самостоятельно трудно, а в тяжелых случаях бывает невозможно без
помощи специалистов.

Преодоление социофобии – это преодоление страха. Человек
должен осознать, что он испытывает страх. Причем это страх не реальной угрозы,
когда он оправдан и является нормальной реакцией самосохранения, а мнимой.
Например, вам страшно обратиться к консультанту в магазине. Но, ведь этот страх
ничем не обоснован. Общение с вами – работа консультанта.

Вам страшно пройти мимо группы людей, потому, что вы не
знаете, понравитесь ли им? Поверьте, в большинстве случаев толпе до вас нет
абсолютно никакого дела.

Преодолевать социофобию самостоятельно – это тяжелая
ежедневная работа. Но, это вполне возможно. Нужно лишь сделать две важные вещи:
осознать наличие проблемы, и попытаться устранить причины, вынуждающие вас жить
в одиночестве.

Чтобы было проще решить эту проблему, можно записаться на
специальный тренинг преодоления социофобии или начать общаться в чате с людьми,
испытывающими подобные проблемы.

Методы лечения социофобии

Социофобия, как и многие другие фобии, относится к неврозам – пограничным состояниям, от которых, при правильном подходе, можно полностью избавиться. Иногда даже без фармакологического лечения, но чаще в комплексе с ним.

Лечение социофобии с помощью медикаментов осуществляется только по показаниям врача. Для лечения используются:

  • антидепрессанты СИОЗС;

  • антидепрессанты СИОЗСиН;

  • антидепрессанты трицикличесские и гетероциклические;

  • бензодиазепины (только короткими курсами).

В основном же лечение социофобии предполагает использование различных психотерапевтических направлений. Это, в основном, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), гипноз и групповая терапия.

Когнитивно-поведенческая терапия предлагает для людей, у которых обнаружена социофобия, лечение несколькими техниками:

Групповая терапия социофобии предполагает участие пациента в групповых сеансах, которые ведет профессиональный терапевт

Такие группы служат хорошей моральной поддержкой их участникам, что немаловажно для лечения. Также в них прорабатываются определенные методики взаимодействия пациентов, страдающих от социофобии, с окружающими людьми.

Если у вас социофобия, проводить лечение, самостоятельно применяя некоторые психотерапевтические приемы, можно только в наиболее простых случаях. Во всех остальных мы рекомендуем обратиться к психотерапевту, так как бороться с самим собой сложно даже для самых сильных людей.

Характерные признаки

Когнитивные проявления социофобии:

  • высокие требования к своей особе и к окружающим людям;
  • мысли с негативной окраской, направленные на себя;
  • потребность всегда быть в форме, хорошо выглядеть;
  • ощущение страха, сопровождаемое воображаемым мнением о том, что кто-то наблюдает со стороны;
  • излишняя зацикленность на своей индивидуальности;
  • требовательность к своей персоне, желание произвести положительное впечатление на других, при этом присутствует абсолютная уверенность в том, что добиться одобрения со стороны не выйдет;
  • частое проигрывание возможного развития ситуаций в голове, анализ своего поведения;
  • в памяти остается больше негативных событий из жизни, чем позитивных.

Один социофоб может быть излишне застенчивым, тогда как другой — самоуверенным и агрессивным.

При непосредственном контакте с объектом страха или мыслях о нем возникают физиологические признаки социофобии:

  • обильное потоотделение;
  • тремор рук и ног;
  • покраснение кожных покровов лица;
  • тахикардия;
  • затрудненное дыхание;
  • спутанная неразборчивая речь;
  • нарушение походки;
  • ступор;
  • тошнота;
  • одышка;
  • возможно временное заикание;
  • эмоциональная лабильность.

Возможные причины

  1. Нехватка одобрения со стороны мамы с папой, их адекватной оценки.
  2. Неправильное и жестокое отношение к ребенку со стороны его сверстников.
  3. Антисоциальное поведение родителей.
  4. Соматические заболевания.
  5. Регулярные конфликты в семье или в ближнем окружении.
  6. Неудавшийся сексуальный опыт.
  7. Наследственная предрасположенность.
  8. Наличие чрезмерной критики или гиперопеки, направленной на ребенка повышает риск возникновение социофобии в десять раз. Мама может оскорблять малыша, в порыве гнева высказывать ему обидные слова, тем самым внушая страх, а также занижая его самооценку.
  9. У чрезмерно чувствительных особ, которые все принимают близко к сердцу, негативный опыт общения с человеком, может провоцировать развитие социофобии. Такие личности излишне мнительны, у них повышенная внушаемость. Тут может иметь место не только свой опыт, но также и ситуации у других людей, которых постигла неудача.

Чем опасна социофобия

Социальную фобию иногда называют болезнью упущенных
возможностей, так как она мешает продвижению вперед в профессиональной сфере, в
вопросах создания семьи и т. д. Проявляется это расстройство в большинстве
случаев еще в детстве. У половины людей, имеющих такой диагноз, первые признаки
заболевания обнаруживались еще до 11 лет.

Опасность социофобии заключается в том, что у людей, на фоне
страха общения появляются дополнительные проблемы психологического и физиологического
характера. Им свойственно впадать в депрессии, находить забвение в алкоголизме
и наркомании. Физиологические проявления, такие, как потливость, внезапные
покраснения кожи и другие, также не добавляют им уверенности в себе, а лишь
усугубляют ситуацию.

Поэтому, не нужно закрывать глаза на то, что ваш ребенок
проявляет признаки социофобии. Нужно уметь вовремя распознать проблему, чтобы
минимизировать возможные негативные последствия.

Клиническая картина

Социофобия — это патологический страх перед социальными контактами и действиями, сопровождаемых вниманием посторонних людей. Это серьезное невротическое расстройство, имеющее хронический характер и протекающее, как правило, без ремиссий

Социофобия, как правило, начинает развиваться еще в детском и подростковом возрасте. До 90 процентов социофобов заболевают в возрасте до 25 лет. Такое раннее начало социального расстройства и отсутствие лечения нередко вызывает нарушения нормального развития личности. Социофобы с трудом получают образование, не способны в полной мере проявить профессиональные качества, что способствует развитию инвалидизации, низкому уровню материальной обеспеченности и зависимости от родственников. Социофобия негативно влияет на способность формировать близкие отношения и приводит к одиночеству.

Виды лечения

В настоящее время известно большое количество способов, как побороть социофобию: медикаментозные, когнитивно-терапевтические, гипноз.

Самостоятельное избавление от недуга

Панические атаки — как бороться самостоятельно, можно ли избавиться навсегда

Если у человека незначительная социофобия, ее лечение самостоятельно вполне возможно, но это потребует много сил и времени.

Что делать, если ты – социофоб? В первую очередь, необходимо свои страхи проанализировать, четко перечислить и избавить себя от них. Встреча со своими страхами – самый эффективный способ избавления от боязни.

Приемы, как бороться с социофобией самостоятельно:

Расслабление
Правильно проведенный сеанс расслабления помогает человеку запустить процесс самопрограммирования на успех и выстроить систему позитивных инструкций.
Умышленное создание социофобных ситуаций (или экспозициональное лечение) позволяет «прожить» фобии и закрепить в подсознании, что ситуация не так страшна, как это казалось раньше.
Рассматривание и запоминание окружающей обстановки отвлекают внимание от внутренней боязни социальной ситуации.
Задавание вопросов окружающим не позволяет человеку задумываться, что о нем думают другие, и переключает внимание на внешние проблемы.
Сдерживание воображения, которое только запугивает социопата, и перенаправление фантазии в позитивное русло.
Умение воспринимать себя таким, как есть, то есть не идеальным.

Важно! Человек поймет, как преодолеть социофобию, если перестанет придавать мелким неудачам масштабы вселенской катастрофы. Важно! Человек поймет, как преодолеть социофобию, если перестанет придавать мелким неудачам масштабы вселенской катастрофы

Важно! Человек поймет, как преодолеть социофобию, если перестанет придавать мелким неудачам масштабы вселенской катастрофы

Психотерапия

Специалисты считают лечение таблетками только вспомогательным способом в процессе избавления от недуга, так как назначаемые препараты вызывают привыкание и могут оказывать нежелательные побочные эффекты.

Психотерапия социофобии, а именно когнитивно-поведенческие принципы и гельштат-терапия, учит пациента адекватно воспринимать действительность, помогает перебороть дискомфорт, негативные мысли, неприятные ощущения и социальный страх.


Групповой метод лечения социофобии

Метод гипноза позволяет специалисту поработать с подсознанием пациента, внушить ему другие жизненные понятия и убеждения, благодаря которым человек понимает, как перестать быть социофобом, и комфортно устроиться в обществе.

Обычно используют 3 формы психотерапии:

  1. индивидуальные или личные сеансы;
  2. групповые занятия;
  3. удаленные формы (онлайн-терапия, книготерапия и самопомощь).

В чем разница между социопатией и социофобией?

Когда обычный человек слышит данные термины, у него может сложиться ощущение, что нет никакой разницы между социофобией и социопатией. Специалисты полагают, что следует различать эти заболевания, так как они имеют существенные различия. Стоит понимать, что социофобия представляет собой социальное тревожное расстройство. Социопатия считается диссоциативным расстройством личности

При этом у социофоба наблюдается боязнь общества, совершения каких-либо действий, которые связаны с вниманием со стороны других лиц. При этом социопат – это в первую очередь человек с психическим заболевание

Его поведение включает в себя импульсивность и агрессивность. Чаще всего люди попросту игнорируют все нормы и правила, которые приняты обществе. Их отличает конфликтность, полное равнодушие к окружающему миру. У них нет никаких эмоциональных и физических привязанностей. Им нравится вести асоциальный образ жизни.

Весомым отличием упомянутых понятий является тому, что на самом деле человек с социофобией вполне может осуществлять контроль над собственными страхами, чтобы впоследствии управлять ими. При этом социопатия представляет собой наиболее выраженную форму психического заболевания, но собственными силами человеку не удастся излечиться. Ему в любом случае понадобится медицинская помощь со стороны профессионалов. Существует мнение, что к таким явлениям, как: социофобия и социопатия следует приравнять и шизофрению. Это заблуждение. Шизофрения – это намного более тяжелое психическое расстройство, способное оказать влияние на особенности поведения, сферу сознания, процессы мышления, эмоциональную составляющую, необходимую двигательную функцию. Это заболевание можно назвать действительно считается серьезным и по-настоящему опасным, которое нельзя считать имеющим отношение к фобии общественной деятельности. Оно в любом случае потребует лечения, которое нельзя откладывать

Взросление – это право делать выбор

Екатерина Клочкова, руководитель АНО реабилитационных услуг «Физическая реабилитация»:

«Если мы услышим голос человека с теми или иными ограничениями еще в детстве, дадим ему ежедневное право выбора, возможно, его голос будет более крепким и впоследствии – в выборе образования, профессии, жизненного сценария.

У нас в проекте есть дети, которые используют три разных средства перемещения. Они ходят с палками, иногда — с ходунками, иногда — ездят на активной коляске. И мне кажется, это классно, когда мама спрашивает сына или дочь: «Куда сегодня пойдем гулять?» А он может решить «Я сегодня хочу погулять в парке – поеду туда на коляске», а в другой день он говорит «Я в ходунках дойду до площадки». Для меня это – самостоятельность.

Но чтобы делать выбор и нести за него ответственность, надо обладать достаточными знаниями. Так что к ситуациям выбора ребенка нужно начинать готовить заранее, проговаривая с ним те или иные ситуации, в которых он, возможно, до поры до времени выступает как пассивный персонаж.

Всем ли нужен психолог?


Анастасия Рязанова, психолог. Фото с сайта prostranstvo-center.ru

Мы можем посмотреть на жизнь семьи, в которой есть ребенок с церебральным параличом, через призму адаптации: жили-жили, потом появился ребенок – и к самому этому факту нужно приспособиться, организовать жизнь по-новому. Кроме того, сразу или через какое-то время родители замечают: что-то идет не так, у ребенка есть проблемы. Тут могут возникать разные чувства: сегодня все хорошо и кажется, что все еще наладится, завтра – жизнь ужасна, все пропало… Человеку тяжело, тяжело, а потом происходит переход на новый уровень, когда стихает эмоциональный накал, приходит понимание, что можно делать, появляются новые радости.

Еще один достаточно трудный период – это предшкольное время и 1 класс, когда нужно понять, пойдет ребенок в массовую школу или нет. Родитель как бы должен сейчас предъявить его обществу, в систему, где его будут оценивать другие люди. Это сложное время для всех родителей, но в случае детей с ДЦП это такой водораздел, когда решается, какими будут дальнейшие их возможности и насколько «особыми» будут условия жизни.

И следующий этап, наверное, по степени тяжести соотносимый с моментом постановки диагноза, это период перехода во взрослость. Адаптироваться к тому, что у вас ребенок с нарушениями, и адаптироваться к тому, что теперь эти нарушения у взрослого, это разные вещи. Потому что у него борода, потому что у него характер, потому что надо решать вопрос о том, как он будет жить, как обеспечивать ему возможность передвижения, спать ли с ним в одной комнате, будет ли у него своя отдельная жизнь и свои отношения.

После каждого острого периода при благоприятных условиях семья может восстановить те элементы жизни, которые были для нее важны и ценны до него. Родителю нужно справиться с теми чувствами, которые у него возникают в связи с тем, что есть история, которая писалась одним образом, были одни планы, а теперь многое оказалось по-другому, теперь придется планы пересмотреть. Но в целом, любой человек, сколько живет, столько и адаптируется. Это нормально. По мере жизни он научается справляться с все большим числом разных сложностей.

Конечно, психолог для преодоления этих тяжелых моментов нужен не всем – в целом, люди довольно неплохо сами справляются со своими трудностями в течение жизни, но в каких-то ситуациях может понадобиться помощь. Часть семей самостоятельно, без участия специалиста переорганизуют жизнь по-новому, привлекают дополнительные ресурсы, находят подходящие для себя стратегии поведения в сложившихся обстоятельствах.

Очевидно, что, если вы родитель ребенка с особенностями развития, то ваш уровень адаптации и состояние очень сильно зависит от того, что с ним происходит.

Есть исследования, которые показывают, что если ребенку найдена адекватная медицинская, социальная и образовательная помощь, то семья довольно быстро способна вернуться к тому стилю жизни, который у нее был до этого.

Люди с церебральным параличом – очень широкая категория. Но если бы были распространены современные и научно обоснованные модели медицинской и реабилитационной помощи, был бы построен социальный маршрут «ранняя помощь – школа – место занятости», просматривалась дальнейшая перспектива и было понятно, как будет жить человек, когда достигнет взрослости, и если его уровень функциональных ограничений не позволяет жить самостоятельно, то его ждет достойный вариант, а не психоневрологический интернат, – если бы все это работало, то, конечно, психологических проблем у родителей было бы значительно меньше.

Не «помочь любой ценой», а найти опоры


Фото с сайта prostranstvo-center.ru

Альтернатива – или ты живешь автономно, умный, здоровый, красивый, или ты живешь в интернате – всегда будет провоцировать огромное напряжение у родителей и бешеные попытки решить ситуацию кардинально.

Родители детей с церебральным параличом чаще всего вынуждены становиться кейс-менеджерами для собственного ребенка, то есть самостоятельно разрабатывать маршрут реабилитации, лечения, обучения и так далее. При этом совершенно непонятно, на что опираться в своем выборе. У них часто нет достаточных знаний, зато есть много методов, которые очень агрессивно продвигают себя на рынке, но эффективность и безопасность которых не имеет обоснований.

Нередко родители становятся жертвами распространенного мнения: эффективно то, что интенсивно, а значит — связано с болью, поэтому надо потерпеть.

Сначала мама стискивает зубы, у нее вырабатываются гормоны, связанные со стрессом, ей очень плохо, но через некоторое время организм начинает адаптироваться, постепенно она научается игнорировать чувства, которые возникают, когда нужно держать своего плачущего ребенка, и отворачиваться, когда ему больно.

Я говорю это без какого-то обвинения в адрес родителей, потому что понятно, что они хотят сделать что-то такое, что существенно изменит жизненную перспективу ребенка. Родители рассуждают так: «Пусть лучше он меня ненавидит, но сможет жить сам…» Но результат в итоге все равно выходит другой. А о том ужасе, через который приходилось пройти, и невозможно было отказаться, сегодня можно послушать в видеоблогах взрослых людей с церебральным параличом.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо грамотное раннее вмешательство специалистов, при котором реабилитация идет в спокойном режиме, по месту жительства, и помимо прочего поддерживается развитие привязанности и взаимодействия между родителями и детьми. Такого рода помощи пока очень мало, но, тем не менее, часть родителей, опираясь на эту или иную поддержку, постепенно начинает смотреть в будущее другими глазами, учится ориентироваться в рынке реабилитационных и образовательных услуг.

Некоторые родители могут найти внутри себя точку опоры, в частности благодаря какой-то любознательности, повышению своего уровня информированности и осмыслению полученной информации, и в конкретной ситуации могут понять, если специалист неправ, что он выражает всего лишь отдельное мнение, а не стопроцентную истину, и набраться сил ему ответить. Родители разные, некоторые сами просвещают специалистов и транслируют, что у них и их ребенка есть права, и с ними так обращаться нельзя, если получают в свой адрес неуважение.

Это очень сложно. Поэтому многие люди ищут профессионалов и сообщества родителей, каких-то союзников, которые бы разделяли их ценности. Таким образом создавая для себя жизненные опоры.

Обычно это не происходит очень быстро, но годам к 4-5, иногда к 8-9, становится понятно, как устроена жизнь с твоим ребенком и на что можно опираться, когда ты делаешь выбор.

Что должен помнить родитель и детский психолог

Страхи

Психологи давно знают, одной из основных проблем в структуре личности детей является склонность к страхам. Для каждого возраста характерны те или иные страхи (в младенчестве – до года – страх чужих людей, в раннем детстве – от года до трех – страх темноты, животных, неожиданных звуков, в дошкольном возрасте преобладают фантастические страхи – чудовищ, или реальные – воды, высоты и т.п.). Все эти страхи в той или иной мере совершенно естественны, являясь голосом инстинкта самосохранения. О проблемах стоит говорить лишь, когда страх слишком интенсивен, либо не соответствует возрасту ребенка (например, если пятилетний ребенок боится незнакомых).

Это довольно часто наблюдается при таком тяжелом заболевании как детский церебральный паралич. Так боязнь резких звуков, характерная для 2-х – 3-х лет, может наблюдаться у детей с ДЦП даже в младшем школьном возрасте. Для коррекции страхов при ДЦП подойдет методика, предлагаемая известным психологом и автором множества книг А. И. Захаровым в его книге «Страхи у детей». В методике умело сочетаются творческие и игровые моменты в частности полезные для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

По мере возможности в занятия надо включать детей с разными формами заболевание и степени тяжести двигательных нарушений, чтобы они двигались, играли и рисовали, как предусмотрено программой, даже если у них не очень получается. Веселые игры, которые предлагаются Захаровым для коррекции страхов (жмурки, эстафеты, прятки, пятнашки), помогут этим детям не только перестать бояться темноты, наказания или внезапного прикосновения, но и поднимут настроение, облегчат вступление в контакт со сверстниками, покажут им новые двигательные возможности.

Групповая терапия

Бесспорно, что с детьми с церебральным параличом вообще лучше проводить групповую терапевтическую работу, чтобы преодолеть их замкнутость дать реальные навыки свободного и приятного общения.

Так эффективным будет метод телесно-ориентированной терапии, так как она позволяет преодолевать многие комплексы и открывает множество дотоле неизвестных ребенку потенциалов, сокрытых в его теле.

Чувство вины

Необоснованное и обостренное чувство вины является одним из частых симптомов невроза явным либо скрытым. У детей с ДЦП чувство вины может быть особенно острым и мучительным в подростковом возрасте. Для решения проблем с этим связанных также можно использовать метод групповой терапии, скажем психодрамму (постановку маленьких спектаклей-сказок с известными или придуманными детьми сюжетами). Этот метод не только позволяет «обыграть» проблемы и научится их преодолевать. Психодрамма подвижное, интересное, захватывающее действо, которое учит активно участвовать в жизни коллектива и общества в целом.

Личностное развитие

Нельзя забывать и о личности ребенка в целом. Необходимо развивать у ребенка-инвалида стремление к учебе, творчеству, активную жизненную позицию. Для этого нужно как можно шире вовлекать детей в общественную работу (особенно в школах), давать им возможность проявить себя, поощрять творчество. Может показаться, что это уже не входит в круг обязанностей психолога, что этим должны заниматься учителя и воспитатели. Но зачастую они бездействует или не дают детям самовыражаться, все решая за них. Так что как раз задачей психолога и будет по возможности проводить разъяснительную работу среди работников специализированных школ и интернатов.

Помощь родителям

Важным пунктом в программе психологической реабилитации детей с церебральным параличом является работа с их родителями. В идеале психологическая помощь должна оказываться матери уже в первые несколько недель, а еще лучше дней после рождения больного ребенка или после постановки диагноза. Ведь нужно помочь справиться со стрессовым состоянием, преодолеть неприятие ребенка (если оно существует), снять излишнюю тревожность по отношению к нему и вообще в дальнейшем помогать избегать ошибок воспитания. Однако чаще всего специальной психологической помощи таким семьям нет вовсе, что еще больше усложняет задачу именно школьного психолога.

Общие сведения

Данный тип фобии относят к разделу соматоформных и невротических расстройств, связанных со стрессом. Социофобия является психическим заболеванием, которое характеризуется ощущением тревожности, параличом мыслей и воли человека при вынужденном общении с другими людьми.

Социофоб старается избегать контактирование с кем-то, а если общение происходит, то ощущает сильную напряженность. У человека наблюдается эмоциональный дискомфорт, опасения, страх, беспокойство во время нахождения в обществе при возможности быть кем-то оцененным. Социофобу во время взаимодействия с другими людьми, кажется, что он имеет глупый или смешной вид, может быть осужден или унижен. Такой человек испытывает сильный страх панического характера, когда вынужден находиться в публичных местах.

Социофоб осознает свой страх, но не может его контролировать.

Социофобия может проявляться, как в легкой степени, практически не мешать нормальному процессу жизнедеятельности, так и в тяжелой, когда человек начинает вести затворнический образ жизни, например, закрывается в своей комнате и несколько дней оттуда не выходит.

В социальной фобии различают:

  • диффузный тип — относится ко всем случаям фобии социального характера;
  • дискретный тип — касается определенной ситуации, например, публичного выступления, потребления еды в публичных местах.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: