8 самых частых ошибок при выборе профессии или как не нужно выбирать специальность

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Я наверное ошиблась с выбором будущей профессии!

Христо Олег Владимирович

Психолог Прага
Был на сайте: 25 апреля

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здрвствуйте, Дарья. Испытываемые Вами трудности не являются показателями того, что из вас не получиться хороший врач. Многие замечательные врачи, которых я знаю исмытывали подобные проблемы и даже более серьезные (не могли выносить вида крови, теряли сознание на операциях и т.д.). Другое дело если Вы не хотите быть врачем и лечить людей. Ну, станете в таком случае медицинским представителем какой-нибудь фарм. компании и построете себе хорошую карьеру

Мнение окружающих — это, конечно, важно, но все-таки это ваша жизнь и Вы совершенно не обязаны строить свою судьбу так, как это представляется даже близким для Вас людям. В конце концов, вы можете пообщаться со специалистами по карьере, пройти определенные психологические тесты для того, чтобы более подробно разобраться в своих склонностях и способностях

Это называется профориентирование. Удачи!

Я не могу определиться с выбором будущей профессии (1 ответ)

Хороший ответ2Плохой ответ1

Доконт Леонид Николаевич

Психолог Курск
Был на сайте: 9 ноября

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуй, Дарья!

Судя по тому, что ты учишься на 2 курсе, я полагаю, тебе лет 18 — 19. В этом возрасте бывает очень непросто определиться с выбором профессии. Да и сама ты пишешь, что поступала сразу на три факультета, где учат совершенно различным и очень непохожим профессиям. Похоже, что ты выбирала не профессию, а скорее высшее образование. И критерий выбора был не интерес и любовь к профессии, а престиж лечебного факультета. Поэтому очень скоро, проучившись чуть больше года, ты убедилась, что совершила ошибку. Об этом красноречиво свидетельствует описание твоих страданий при обучении профессиональным навыкам: «я плачу», «мучаюсь», «боюсь», «мне тяжело»… Ты хочешь уйти в другой институт. Но боишься это сделать. По двум причинам. Первая — страх снова ошибиться. Вторая — страх встретить осуждение друзей и знакомых: «мои друзья, знакомые отвернутся от меня, будут плохо говорить про меня»… Попробуем разобраться сначала со вторым страхом. Представь, что кто-то из твоих друзей или знакомых оказался на твоем месте. И так же невыносимо страдал бы, делая уколы и так же плакал бы от вида тяжелобольного человека. Как бы ты к нему относилась? Что бы ты почувствовала или сделала, узнав, что он не хочет больше быть в этой профессии? Неужели бы осудила? Или может быть отвернулась? Мне кажется, что настоящий друг, или даже просто отзывчивый человек не хотел бы, чтобы его друг или знакомый страдал и мучился от нелюбимого дела. Разве нет? Думаю, что и ты бы поддержала такого человека в его желании сменить профессию. Так ведь? А разве твои друзья не такие и не желают тебе добра? Думаю, что желают. Ну а если кто-то из них все-таки не поддержит тебя и отвернется, то может быть ему все равно, что творится с тобой и твоей душой? Тогда логично спросить саму себя — а нужно ли ориентироваться на отношение таких людей? Наверное, ты сама знаешь ответ. Теперь по поводу страха ошибки. В твоем довольно коротком письме четыре раза встречается слово «боюсь». Мне кажется, что это повод для встречи с психологом лично,а не по переписке. Так как страх ошибок, как правило, лежит очень глубоко в сознании и родом из раннего детства. А сейчас попробуй взглянуть на ошибку не как на собственный промах, а как на возможность лучше понять себя и свои желания. Благодаря многим ошибкам мы учимся и становимся лучше. И еще. Есть хорошее изречение: «Если ошибку можно исправить — значит это не ошибка». А вот, по-настоящему, тяжелой и болезненной ошибкой будет предавать или подавлять свои чувства и желания.

Не могу определиться с выбором будущей профессии (2 ответа)

Хороший ответ8Плохой ответ

Принципы профессиональной ориентации

Чтобы не заблудиться в профессиональной ориентации, а главное не ошибиться с выбором профессии, нужно соблюдать ряд принципов:

Сознательность при выборе профессии, то есть важно руководствоваться собственными потребностями, но не забывать о пользе обществу.
Активность и самостоятельность в поиске: чтение литературы, практические пробы, опрос родителей и знакомых, прохождение практики в момент обучения.
Связь теории и практики, то есть выбор профессии должен ориентироваться на конкретные условия среды, включать в себя практику.
Регулярность, доступность и системность работы по профессиональному ориентированию.
Наличие у выбранной профессии возможностей для увеличения заработка (за счет опыта и профессионального роста), повышения квалификации, удовлетворения культурных и бытовых потребностей, активного участия в жизни общества.

Со стороны государственных учреждений: единство помощи по профориентированию на всех уровнях, сочетание классических и инновационных методов, единство трудового, эстетического, экономического, нравственного, правового и физического воспитания, дифференциальный подход в помощи (по группам, возрастам, интересам и т. д.).

Послесловие

Выбирая профессию, нужно четко знать свои способности, интересы, ценности и потребности. Мотивация в виде зарплаты не всегда приводит человека к счастливой жизни, гармонии и социально одобряемому поведению. Ценности, убеждения и интересы, личное мировоззрение должны быть главным ориентиром.

Самоопределение – важный элемент психического развития личности. Это не только профессиональная самореализация, но и личностная. Потому нельзя выполнять чьи-то указания, нужно найти свой путь. Для выбора профессии нужно анализировать склонности, способности, интересы, профессиональные намерения и профессиональную направленность личности.

Полноценную диагностику можно пройти бесплатно, обратившись в местные учреждения по профориентации (трудоустройству) или школьному психологу, который составит маршрут (для подростков). Профконсультированием имеет право заниматься специально обученный человек. Как правило, речь идет о получении высшего образования по специальности «Психолог-профконсультант». Права и обязанности должности «Профконсультант» прописаны в справочнике должностей.

Трудности в выборе профессии

Некоторые люди испытывают трудности при выборе своего профессионального направления. Взрослые люди уже имеют некоторый опыт в той или иной сфере, поэтому им намного проще определиться с выбором. Основной группой риска становятся подростки. Даже в выпускном классе можно услышать фразу отчаяния: «Не могу выбрать профессию!» Иногда это звучит как крик о помощи, когда молодой человек оказывается беспомощным перед взрослой жизнью. Такое поведение свидетельствует о недостатке информации, которую не успел получить подросток. Будущий профессионал в стадии становления испытывает следующие трудности, которые приводят к препятствиям в выборе:

  • социальная незрелость молодых людей;
  • отсутствие знаний о факторах, влияющих на выбор профессии (состояние здоровья, специальные навыки);
  • неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный);
  • высокая эмоциональность подростка;
  • недостаточное представление о специфике будущей профессии;
  • низкая ориентация в сфере образования (не понимание разницы между высшими или средними специальными заведениями, сроком обучения, количеством экзаменов).

Изучение своих интересов

К тому, как выбирать профессию, стоит подойти максимально ответственно. Можно воспользоваться изречением, которое освещает основную суть выбора. Оно гласит: «Какой род деятельности на всю жизнь выбрал бы человек, если бы за это не платили». Таким нехитрым методом можно понять, что будущему профессионалу по душе, а в чем он просто материально заинтересован. Необходимо подумать о своих мечтах и не тратить время на скучное изучение тех дисциплин, которые никак не связаны с любимым делом. В зависимости от призвания можно понять, как выбрать будущую профессию:

  • музыкальное направление – вокалист, автор, звукооператор, аранжировщик, концертный менеджер;
  • география – стюард (на круизном лайнере или самолете), туристический агент, гид, археолог, палеонтолог, работник нефтяной и газовой промышленности;
  • компьютерное направление – программист, создатель видеоигр, графический дизайнер;
  • химия – ученый, лаборант, фармацевт;
  • биология – врач, фармацевт, биолог;
  • черчение – архитектор, инженер, проектировщик;
  • точные науки – изобретатель, рационализатор, экономист, бухгалтер, банковский работник;
  • гуманитарные науки – писатель, поэт, учитель, воспитатель, автор;
  • спорт – спортсмен, военный, моряк, сотрудник правоохранительных органов, МЧС.

На вопрос, что делать, если не можешь выбрать профессию, есть один ответ: прислушаться к своему сердцу. Оно обязательно подскажет и не даст ошибиться.

Разочарования при выборе профессии

Люди, которые выбирают себе профессию исходя из материальной заинтересованности, совершают огромную ошибку. На начальных этапах такой труд будет приносить удовлетворение, поскольку человек, наконец, сможет себе позволить то, о чем мечтал. Но очень быстро эта эйфория закончится, и начнутся суровые и тягостные будни. Понедельник станет самый ненавистным днем недели, а пятница и выходные станут единственной отрадой в жизни. Деньги уже не будут радовать, поскольку за них нужно будет расплачиваться своим душевным комфортом и даже здоровьем. У таких людей чаще наблюдаются болезни нервной системы и сердца, они становятся уязвимыми в плане депрессий, вспыльчивыми, агрессивными. Личная жизнь редко складывается удачно, поскольку основные силы и энергию забирает работа. Поэтому вопрос, как правильно выбрать профессию, должен стать приоритетным для любого человека. Главное, чтобы это было по душе, а не исключительно из-за материальной заинтересованности.

Стадии профессионального самоопределения

Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:

  1. Стадия предигры (до 3 лет). Закладывается база восприятия, речи, ценностей и поведения, которые будут определять дальнейшее отношение к труду.
  2. Стадия игра (от 3 до 6-8 лет). Дети начинают подражать взрослым и играть «во взрослых»: водители, продавцы, учителя. Это первое знакомство с миром профессий.
  3. Овладение учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет). В процессе обучения развивается самоконтроль, самоанализ, способность к планированию.
  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14-18 лет). Ситуация характеризуется выбором профессии. Возраст в данном случае играет условную роль, ведь оптантом может стать и взрослый безработный человек.
  5. Стадия адепта. Возраст разный, ситуация предполагает прохождение профессионального обучения в ВУЗе или техникуме.
  6. Стадия адаптанта. Возраст разный, но длится стадия от нескольких месяцев до 3 лет. Предполагает начало практической деятельности после получения профессии.
  7. Стадия интернала. Человек становится полноценным членом профессионального общества, его воспринимают как коллегу, а не как «новичка», «студента».
  8. Стадия мастера. «Лучший в своем деле». Работник положительно выделяется среди коллег.
  9. Стадия авторитета. «Лучший среди мастеров», то есть человек поднялся еще на одну ступень и стал лучшим среди лучших.
  10. Стадия наставника. Высшая ступень развития в любой деятельности. Человек не просто становится лучшим в своем деле, но и способен передавать знания и опыт ученикам.

Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.

Структура профориентации

Профориентация – подбор профессии, отвечающей потребностям, способностям, интересам и возможностям личности. Профессиональное ориентирование ведется с детского сада: детей знакомят с миром профессий. В школе это направление получает свое развитие: детей приобщают к труду, дают попробовать себя в разных сферах, продолжают знакомить с миром профессий. В средних классах ребенку необходимо решить, кто же он, кем видит себя в будущем. Дальше он или идет в техникум, или в старшие классы, где делается акцент на конкретную профессию.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное информирование, консультирование, отбор, адаптацию и поддержку. К обязательным услугам государственных учреждений по профориентированию относится информирование и консультирование обратившихся граждан; бесплатная помощь в выборе профессии и диагностике, психологическое сопровождение безработных граждан. Дополнительная услуга – психологическая поддержка работающих, но готовящихся к выслуге сотрудников.

Профессиональное информирование

Проводится индивидуально или в группах, предполагает информирование о состоянии рынка труда и сферы занятости, востребованных профессиях и специальностях, их особенностях и требованиях к личности, возможности получения профессии и трудоустройства. Особое значение имеет информация об условиях труда и оплате, требованиях к личностным и профессиональным качествам человека, перспективах обучения и роста, возможности овладеть смежными профессиями, перспективах рынка труда (прогнозы).

Профессиональное консультирование

Цель – оказать помощь в выборе сферы деятельности, помочь подобрать место работы, обозначить возможности и перспективы, варианты смены профессии или места работы. Проводится в индивидуальных и групповых формах, притом групповые консультации делятся на развивающие и диагностические. Девиз консультирования и идея обучения: «Для любого человека найдется работа, если он старается ее получить». В групповой работе используются методы тренинговых упражнений и игр. На индивидуальных консультациях проводятся беседы.

Профессиональный отбор

Цель – определить профпригодность кандидата на вакансию, формирование групп для обучения конкретным профессиям. В ходе работы определяется уровень развития профессиональных качеств кандидата, составляется прогноз трудоустройства по конкретной профессии. Инициатором выступают работодатели, они делают запрос по конкретной профессии (должности).

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка предполагает помощь безработным: снижение уровня тревожности, снятие дискомфорта и выведение из состояния стресса, повышение уверенности в себе и адаптивных способностей, формирование активной жизненной позиции, выработка корректных стратегий поведения и мотивации к поиску работы, обучение эффективному поведению в трудовой сфере (в том числе на рынке труда).

Основной метод поддержки – беседа, в ходе которой специалист определяет связи между состоянием человека и его стимулами, мотивами, жизненной ситуацией. В результате работы человек сам приходит к умозаключению, что ему нужно что-то поменять в своем поведении и мышлении, повысить активность по поиску работы.

Профессиональная адаптация

В ходе работы повышаются навыки и умения адаптации в условиях рынка труда, в рамках профессии, на конкретном рабочем месте, повышается конкурентоспособность и самоуверенность человека, приспособление к новым условиям труда. Успех и скорость адаптации зависит от особенностей трудовой деятельности и самой личности. Ведется работа сообща психологами и работодателями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: