Оценки и депрессия
— Оценка нужна. Но чтобы школьник ее адекватно воспринимал,нужно много условий. Если родители ориентированы на показатели результата и не считаются с возможностями ребенка(особенно когда у них самих проблемы с самооценкой), он очень быстро понимает: мама и папа остаются очень значимыми в моей жизни,но я не способен оправдать их ожидания.
Формируется так называемая выученная беспомощность. Если я,прилагая все возможные и невозможные усилия,не могу достичь нужного результата,то просто лягу на пол,буду скулить и пальцем не пошевелю,чтобы что-нибудь сделать. И это нормальная реакция,когда тебе не по силам какие-либо требования.
Это причина ранних детских депрессий,которых становится все больше. И в конце концов мы получаем ребенка в полном отчаянии,который орет: «Лучше бы ты меня не рожала!» — и грозит выброситься в окно.
Подростки.
unsplash.com
У меня как у психолога в этих случаях большие вопросы к родителям. Давайте заниматься вашей тревожностью и в целом картиной мира. Нам не нужно ничего делать с ребенком,надо «перестраивать» вас. Вы-то что сделали,чтобы он справлялся с требованиями?
Грубо говоря,ребенка всю его жизнь кормили с ложечки и утирали рот,теперь ему семь лет и он вдруг слышит: «Почему ты посуду не помыл?» А он вообще не в курсе был,что так надо. Нельзя по первому требованию ждать исполнения чего-то,что раньше делалось как бы само собой.
— «Я получил двойку,и теперь мама перестанет меня любить» — как пережить такой страх?
— Любит меня мама или нет — ключевой вопрос. И именно так он стоит у детей в любой ситуации. Если у мамы есть позиция: «Я все равно люблю своего ребенка,несмотря ни на что», то она транслируется напрямую,независимо от того,что мама говорит. Ребенок понимает это очень хорошо: принес двойку,мама будет недовольна,но не перестанет меня любить. Это дите не скатится в депрессию. Должно быть ощущение нужности родителям.
— Можно дать какие-то конкретные советы родителям,чьи дети идут в школу?
— Не перекладывайте всю ответственность на ребенка. И не берите всю ответственность на себя. Даже не знаю,что хуже. Чаще заглядывайте в себя и поступайте не как надо,а как вам лежит к душе. Вот вы увидели двойку в дневнике и считаете,что на ребенка надо наорать
А вам точно хочется орать или вы просто думаете,что так правильно? Может,вам на самом деле хочется обнять его? Важно увидеть,что на самом деле происходит с вами и с ребенком в этот момент
Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей
Самое главное, что стоит помнить родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется наорать на чадо за очередную «двойку» или запретить гулять после 6-ти вечера, «потому что я так сказала».
Что делать, если ребенок убежал из дома – инструкция для родителей.
Первым делом, прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
Прозвоните всех знакомых/друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.
Проверьте одежду/вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами». Заодно, на всякий случай, проверьте свои «тайники» — все ли деньги/ценности на месте.
Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников ребенка. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.
Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает – где он? Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.
Результатов нет? Бегом в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Помните: сотрудники полиции не имеют права не принять у вас заявление. Фразы вроде «погуляет и вернется» или «ждите 3 дня, потом приходите» игнорируйте – пишите заявление.
Что дальше? Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему также несите фото ребенка и максимально полную информацию – в чем ушел, с кем общался, с кем ругался, где какие татуировки, и на каких местах пирсинг.
Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении
При этом акцентируйте внимание на своих переживаниях – «я не сержусь, просто волнуюсь и жду, лишь бы живой был». И никаких – «появится – убью, паразита».
Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите своего ребенка и скажите ему, как вы его любите. И запоминайте, чего делать категорически нельзя после счастливого воссоединения семьи:
- Нападать на чадо с расспросами.
- Орать и применять физическую силу.
- Наказывать любым способом – лишать «сладкого», сажать под замок, отправлять к бабушке в «Большие Кобеляки» подальше «от плохих компаний» и пр.
- Демонстративно молчать и игнорировать ребенка.
Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам – выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Ваша задача:
- Успокоить ребенка.
- Расположить его к себе.
- Установить контакт.
- Убедить чадо, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.
- Найти компромисс.
- Признать свои ошибки перед ребенком.
И помните: если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» — не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ребенком, выяснить – что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители.
Причины, почему дети убегают из дома – в чем может быть вина родителей?
Детские побеги бывают двух видов:
- Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег, в данном случае – метод ухода от проблемы (раз не нашлось других).
- Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Стоит отметить, что в основе детских побегов всегда лежит внутренний конфликт в семье, даже если по сути он таким уж конфликтным не является. Отсутствие возможности поговорить, рассказать о проблемах, спросить совета – это тоже внутренний конфликт в семье.
Основные причины детских побегов:
- Психические заболевания (шизофрения, умственная отсталость, психоз и др.).
- Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие внимания.
- Конфликты в школе.
- Желание свободы (бунт против родителей).
- Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.
- Скука.
- Избалованность.
- Страх наказания.
- Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.
- Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.
- Размолвки между родителями, развод родителей – бегство как способ выражения протеста.
- Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.
- Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.
- Неблагополучная семья. То есть, алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.
- Детская наркомания или «вербовка» в одну из сект, которых сегодня становится все больше.
Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога
Совет № 1. Сохраняйте спокойствие
Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.
Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность
Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот
Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту
Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.
Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей
Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.
Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком
Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.
Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий
Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.
Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.
Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста
Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.
Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы
Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.
Комментарий психолога:
— Ваше письмо пропитано отчаянием и жалостью к себе. Я понимаю ваше состояние: и личная жизнь, и профессиональная, и здоровье, и друзья — все сферы вашей жизни находятся в минусе. Вы нигде не реализованы, не на что опереться.
Вы находитесь в роли жертвы, и пока вы в ней — поменять жизнь не удастся. И тогда возникает вопрос: на что/кого опираться, если не осталось ничего? Что у вас есть постоянного, стабильного? Что будет существовать в вашей жизни ровно столько, сколько она длится?
И путем нехитрых умозаключений приходит вывод: вы! Это именно вы! Только вы будете у себя всегда.
Работы и начальники меняются, деньги — вещь более чем непостоянная, дети вырастают и уезжают из родительского дома создавать свои семьи, родители, к сожалению, стареют и покидают нас, супруги… Статистика Беларуси по количеству разводов говорит сама за себя.
Место жительства, друзья — все может меняться, приходить и уходить. И только вы есть у себя всегда. Вот над этим и давайте думать.
- На что внутри себя вы можете опереться?
- Какие сильные качества, положительные черты характера есть у вас?
- Чем в своей жизни вы можете гордиться так или иначе?
- Какими знаниями, умениями, навыками обладаете?
- В конце концов, чего вы сами хотите? У вас есть желания? А мечта?
А еще задайте себе вопрос: за что в своей жизни вы несете ответственность? За что отвечаете? На что можете повлиять? И если порассуждать, оказывается, что на очень многое.
И что за все в своей жизни вы несете ответственность. Можно лежать на диване и сетовать на судьбу-злодейку, а можно встать и начать что-то делать, чтобы жить так, как вам хочется. У человека есть ровно столько возможностей, сколько он себе позволяет.
Вы можете расширить свой круг общения и найти новых друзей. Переехать в город побольше и найти постоянную работу (если уж в вашем ее нет). Начать откладывать на пенсию (пусть по чуть-чуть) и не бояться ее прихода. Можно найти интересную женщину для общения и дружбы и посмотреть, что из этого выйдет.
Можно попробовать наладить отношения с мамой и папой, хотя бы просто позвонить им и спросить, как дела.
А еще можно бросить курить и перестать подрывать и без того неидеальное здоровье, а позаботиться о себе, заняться спортом. Верьте в себя — и у вас все обязательно получится.
Для поддержки на этом пути рекомендую вам для начала почитать статьи про треугольник Карпмана, книгу «Хочу и буду» Михаила Лабковского. Но если вы почувствуете, что ваше состояние становится хуже и вы не можете взять под контроль свою жизнь, — обязательно обратитесь к врачу-психотерапевту. Депрессия — это больше чем скверное настроение. Это расстройство, с которым должен работать хороший специалист.
Какое решение напрашивается само собой?
У мамы должна появиться своя жизнь. Новое увлечение, интересный проект на работе, интерес к кулинарии или вышиваю. Иначе потом получится, что родители принесли себя в жертву сыну или дочери. Это очень самоотверженно, но – зачем? Ребенок может получиться от вас в нужном объеме заботу и любовь даже без жертв.
В 4 года ребенок уже почти взрослый. Впереди – потрясающее время, когда свобода возвращается к родителям! Будьте готовы насладиться этой свободой! Пусть у вас будут свои интересы. Почитайте статью: гармоничный отдых
Резюме
Свожу воедино все элементы ответа на вопрос из анкеты
Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не ощущал давления родителей и постепенно привыкал к внутренней свободе, главное: маме и папе надо переключить часть своего внимание на себя или друг на друга. Не полностью, но хотя бы по чуть-чуть
Ребенок совсем не хочет быть центром чьей-то вселенной. Он хочет понять себя, а уж потом – окружающий мир. Чтобы ребенок услышал себя, ему надо хотя бы иногда переставать слушать голоса окружающих.
Выпасть из люльки
— Почему,на ваш взгляд,это происходит?
— Мы это поймем,если посмотрим на жизнь современного человека,на сами условия воспитания. Если младенец лежит в мокрой пеленке,он заорет,и тогда придет кто-то большой и сделает сухо и тепло. Появляется условная связь. Этот крик — первый акт воли.
Современного ребенка лишают возможности проявлять волю на самых ранних этапах. Начнем с того,что у нас есть памперсы,в которых не мокро и орать не надо. И дальше ребенок живет в условиях,где ему самому практически ничего не нужно делать.
Школа.
Анна Зайкова
Человек,родившийся 40−50 лет назад,очень быстро,так скажем,вываливался из люльки и был вынужден совершать много телодвижений,чтобы удовлетворить элементарные жизненные потребности. Он оказывался вовлечен в обычную бытовую жизнь старших,потому что если он,например,не приготовит себе еду,то никто этого не сделает. И ребенок очень рано понимает: для того чтобы что-то получилось,надо прикладывать усилия.
У нас есть готовая еда,не нужно напрягаться,чтобы ее добыть. Чрезмерное увлечение современных родителей комфортом,чрезмерная и не всегда обоснованная забота о безопасности приводят к тому,что ребенок растет безвольным. Это тот случай,когда благими намерениями вымощена дорога в ад.
Потому что когда возникнет ситуация преодоления какой-то трудности,когда нужно проявить терпение,то человеку будет очень некомфортно,и он попытается убежать от этих обстоятельств. Хотя на самом деле в этом мире выигрывают те,кто в числе прочего умеет терпеть дискомфорт,понимая,зачем это нужно.
Когда ко мне приходят родители 11-летнего подростка и говорят,что он ничего не хочет делать,я думаю: «Ну,мои хорошие,а что вы сделали для того,чтобы он вообще что-то захотел?» У него все блага мира на расстоянии вытянутой руки.
Охрана школы во время ЕГЭ.
Анна Зайкова
Какого ребенка мы считаем уверенным в себе?
В чем у ребенка, по- взрослому мнению, может проявляться уверенность в себе?
Чаще всего это:
Ребенок знает, что хочет.
Играть в солдатики? Скушать яблоко? Поехать к бабушке? Но ребенок, на самом деле, хочет то, что в данный момент в его голове нарисовано красивыми красками. Только что была красивая картинка яблока, но вдруг он краем глаза увидел в холодильнике грушу, и уже хочет грушу. Это не неуверенность в своих желаниях, это огромный мир возможностей.
Да, это испытание для мамы. Ведь желательно достать и яблоко, и грушу и дать ребенку возможность выбора.
Ребенок ведет себя уверенно с другими детьми.
Но когда в коллективе есть какой-то заводила, то вполне вероятно, что большинство деток будут в восторге от заводилы. Все быстро подхватят игру, забыв все свои пошлые желания. Так же очень удобно! Дети хотят играть! Если игра уже идет, то надо к ней присоединяться. Это не неуверенность, это желание играть.
Проявление желаний в кругу семьи.
Очень часто идея «мой ребенок не уверен в себе» — это проекция родительских страхов и комплексов относительного себя. То есть – мама или папа чувствуют себя очень нестабильно в этом мире, и ищут проявления этого же ощущения у ребенка.
В большинстве случаев, всё, что можно пожелать родителям – оставить ребенка в покое и заняться отношениями друг с другом. Когда малыш чувствует, что у него есть крепкий и надежный тыл – ему проще постигать просторы своих возможностей.