Помните, что этот мир не терпит жертв
Независимо от вашего детства и жизненных
переживаний вы несете ответственность за свой выбор во взрослом возрасте. Хотя травмы и личные трагедии могут повлиять на мировоззрение и способность доверять
другим, нет ничего хорошего в том, чтобы считать себя жертвой (даже если это и
так на самом деле).
План действий
Возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Переключите свое сознание с
жертвы на выжившего и наслаждайтесь чувством силы и уверенности. Вместо мести
тем, кто вас обидел, ищите искупления. Откажитесь от жалости к себе и
сосредоточьтесь на утешении других. В конце концов, всегда есть кто-то, чья
битва гораздо тяжелее вашей. Жертва сдается при первых признаках борьбы, а выживший
ставит одну ногу впереди другой и продолжает идти вперед.
Советы родителям
Во всех школах имеется психолог, социальный работник, классный руководитель. Обязательно нужно обратиться к специалисту, если родители заметили какие-то изменения в поведении ребенка, подозревают депрессию или другие расстройства.
Характер взаимоотношений с ребенком зависит от выбранного стиля воспитания. К сожалению, добиться доверия сложно, если с раннего детство его не возникло. Тем не менее, задачи родителей:
Разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Действительно слушать, даже если его проблемы кажутся незначительными
Если ребенок о чем-то говорит, то для него это важно и волнующе.
Наблюдать за поведением, голосом, интонациями
Интересоваться планами ребенка на жизнь и завтрашний день, обмениваться взглядами на мир.
Знать окружение ребенка, веяния его среды.
Обращать внимание на увлечения ребенка, замечать приступы лени, совместно преодолевать их.
Важно видеть в ребенке самостоятельную личность и равноправного партнера, знать возрастные особенности, ведущие потребности и ведущую деятельность возраста, специфику возрастных кризисов. И конечно, общие признаки детской и подростковой депрессии:
- эмоциональная неуравновешенность;
- продолжительная грусть;
- избегание общества;
- повышенная чувствительность и чувство ненужности;
- изменение аппетита (повышение или снижение);
- проблемы со сном;
- агрессия;
- быстрая утомляемость, ухудшение внимания и памяти;
- чувство вины;
- мысли и рассуждения о смерти, суициде;
- лень и апатия;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в учебе, конфликты в семье.
Полный список общих признаков составить нельзя, так как суть депрессивных изменений в одном – изменение привычного для ребенка поведения, внешнего вида, восприятия мира, отношения к играм, учебе. Потому для одного ребенка снижение настроения – признак возможной депрессии, а для другого – оптимизм тот же признак.
Что делать родителям:
Обязательно обратиться к психологу.
Не кричать на ребенка, не наказывать, не унижать, не ругать.
Не отвергать, постараться вызвать на диалог.
Не давить на ребенка, не обвинять в несостоятельности и бестолковости («Хватит вести себя как тряпка, соберись!»).
Вспомните первый случай появления признаков, предположите причину изменений
Не было ли серьезных перемен в жизни ребенка, семьи?
Обратите внимание на желания и потребности подростка, а не на ваши планы. Не требуйте от ребенка невозможного
Выстройте жизнь согласно его особенностям. Признайте в нем право на свой путь.
Поддерживайте благоприятный психологический климат в семье, проанализируйте отношения с супругом.
Воспринимайте каждое слово ребенка серьезно, но без паники. В 90 % случаев подростки, совершившие суицид, озвучивали свои намерения, но те оставались незамеченными, принятыми за шутку.
Помогите ребенку разобраться в своем состоянии и его причинах, помогите найти выход.
Создайте условия любви и ощущение нужности у ребенка. Способствуйте раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Признайте в нем личность.
Вместе с ребенком учитесь конструктивно разрешать конфликты.
Придерживайтесь единого стиля воспитания и единой родительской позиции.
Проводите профилактику перегрузок (эмоциональных и физических), пересмотрите питание и режим дня ребенка.
Организуйте совместную деятельность.
Младший школьный возраст
Предшествующие поведенческие особенности и бред нарастают, переходят в биполярное расстройство или эмоциональное равнодушие как расстройство эмоционально-волевой сферы. Дети способны проговаривать свои ощущения, они фиксируют у себя плохое настроение, скуку, беспочвенную вину, негативно оценивают себя.
Возрастает фантазирование, страдает учебная успеваемость. Из-за агрессии и размытого образа Я страдают отношения со сверстниками, учителями, родителями. В этом возрасте сигнал депрессивных и суицидальных тенденций – фраза «Вам без меня будет лучше», обращенная к родителям.
Если мать не видит перспектив, она не даст ребенку жизненной силы
— Почему родители так поступают? Почему не верят своим детям?
— К психологам приходит 2 тысячи студентов в год из 25 тысяч учащихся. А мамам мы звоним в единичных случаях. Но именно в этих случаях мы видим конфликт между родителями и ребенком. Если у них сохраняется связь, даже не очень теплая, и первый, кого ребенок называет, это мама, тогда и родители отзываются. Тогда студент до психологов даже не доходит.
А когда они отказываются приезжать и всерьез рассматривать проблемы ребенка, то есть разрушение связи либо она слабая.
— Если родители поверят, тогда придется решать вопрос с обучением, вдруг придется все бросить. Это же крушение надежд, а вложено уже много.
— Как раз крушение надежд и плана и говорит о том, что мой ребенок мне менее важен, чем план. Связи с ним нет, он только инструмент удовлетворения родительских амбиций. Это и открывает сложную, драматичную ситуацию взаимоотношений в семье. И ситуация, когда ребенок что-то с собой совершает — тоже про это.
Все дети хотят самостоятельности, иногда это превращается в семейную бойню, но задача родителя — найти в этот момент общий язык с ребенком. А его задача — отстаивать себя и бороться за свою независимость, отдельность. Но я — мать, я готова принять индивидуальность, в том числе желание не учиться во ВШЭ. Как бы прекрасно ни выглядели эти перспективы.
— Я знаю историю про девочку, которая блестяще училась, а на первом курсе престижного ВУЗа лежала год у стенки, взяв академический отпуск. Потом встала и пошла работать продавцом.
— Я думаю, она легла не потому, что ей так легко дался первый курс. Дети довольно послушны. Родители же говорят: надо много учиться и тогда будешь успешным. Это одна из родительских истин, разоблачение которой тяжело дается и студентам ВШЭ.
О, оказывается, все не так! Я буду хорошо учиться и даже закончу универ с красным дипломом, но это не гарантирует успешной жизни.
Пока я не поднимал голову от книг, он налаживал социальные связи и вел дискотеки.
— Давайте тогда про простых «вась», но не таких успешных и веселых, а грустных. Представьте, маленький депрессивный город, местное предприятие дышит на ладан, денег ни у кого нет, пойти подростку некуда, беспросвет. Вот Евгений Ямбург говорит о нравственном, психологическом, мировоззренческом кризисе населения. Это же влияет на количество суицидов у детей в том числе?
— Депрессия взрослых, конечно, влияет на состояние детей. Если ребенка воспитывает мать, которая не видит перспектив, большой жизненной силы она ребенку не даст. Этот ребенок будет очень хрупким.
С другой стороны, можно говорить про ужасную обстановку в стране. Но мы же взрослые, не маленькие дети, у нас есть определенная степень свободы, просто мы ей не пользуемся. Те же дети, которые со всей России приезжают во ВШЭ, выбирают читать книжки, а не пить как папа и дедушка, допустим. Конечно, есть социальный, политический, экономический контекст, но вот вспомните прекрасный итальянский фильм «Жизнь прекрасна». Ужаснее жизни в концлагере нет ничего, но папа так устраивает быт сына, что мальчик думает, будто это игра.
Но если у нас внешний концлагерь, а мы для ребенка создадим еще и внутренний: все плохо, все ужасно, ты будешь как дедушка, который колготился на бесполезном заводе, а потом запил, и книжек не читал, и ничего не хотел, тогда совсем бесперспективно. Однако если вы в этих ужасных условиях решились родить ребенка, то найдите в себе силы поиграть с ним, как тот папа из фильма. И вам станет легче, и ребенку, и жизни в нем будет больше, и самоубийством жизнь он никогда не покончит.
Что такое депрессия достижения?
Наверняка, это происходило с вами хотя бы раз в жизни, но, скорее всего, чаще. Вот вы старательно учитесь, с успехом сдаете школьные, а затем вступительные экзамены, после устраиваетесь на работу, где проявляете себя, как профессионал. Одним словом, покоряете одну вершину за другой. А теперь мысленно обернитесь и вспомните, как долго длилось ощущение удовлетворенности и счастья от осознания того, что вы достигли целей? Если припомнить не получается, вполне возможно, что эта статья о вас.
Термин «депрессия достижения» – это жаргонное словцо в среде психологов и психотерапевтов. По-научному же данное явление именуется синдромом Ротенберга-Альтова. Тандем этих двух ученых оказался весьма продуктивным, поскольку проблема, которой они посвятили свою работу, знакома многим.
И дело здесь не в длине послужного списка и количестве нулей на банковской карте. Для человека, которого одолевает депрессия достижения, эти факторы второстепенны, а то и вовсе незначимы. Речь идет о невозможности пережить черту, за которой цель уже достигнута. Ибо это опустошает и рушит базовые ориентиры.
Печально известный пример человека, страдавшего от синдрома достигнутой цели – герой одноименного произведения Дж. Лондона Мартин Иден. Мечта стать великим писателем вела его к звездам через терны и пророчила большой успех. Но, жизненный путь Мартина завершился за шаг до триумфа. Разуверившись в себе и мире, Иден совершил суицид. Оказалось, что почивать на лаврах хуже, чем принять свою смерть.