Можно ли работать врачом без ординатуры
На текущий момент в Российской Федерации большинство выпускников учреждений высшего образования по направлению медицины должны получить помимо основного диплома в рамках специальности, какое-либо дополнительное подтверждение своих навыков и знаний, прежде чем приступать к фактическому ведению рабочей деятельности или частной медицинской практики. При этом долгое время существовало два варианта получения практических и теоретических знаний.
Интернатура предполагала годовое обучение в качестве помощника врача в больничном учреждении.
Ординатура подразумевала более длительное, двухлетнее обучение со значительным количеством изучаемых теоретических материалов для подготовки узких специалистов.
Сейчас интернатуру в качестве возможного варианта получения врачами послевузовского образования отменили, и поэтому у многих выпускников появился вопрос — можно ли работать врачом без ординатуры. Ответ на этот вопрос достаточно простой — в зависимости от программы обучения в ВУЗе, предполагается возможность сдачи экзаменов на аккредитацию в качестве участкового терапевта либо участкового педиатра.
Таким образом, ответ на вопрос, можно ли работать врачом без ординатуры, положительный. Однако, чтобы работать в качестве врача узкого профиля, необходимо будет в обязательном порядке пройти ординатуру. То же самое касается и открытия собственного кабинета и занятия частной практикой — однако для них также необходимо пройти и дополнительную процедуру аккредитации.
Можно ли работать стоматологом без ординатуры
Стоматологи относятся к отдельной категории врачей — для них предусмотрены другие образовательные программы и широкое количество различных стоматологических специальностей. Более того — различается и порядок получения аккредитации и ведения частной практики с точки зрения законодательного регулирования. И так как стоматология является одним из наиболее прибыльных и выгодных сейчас направлений медицины, многих интересует, можно ли работать стоматологом без ординатуры.
В отличие от врачей узкого профиля, не связанных с работой в сфере стоматологии, стоматологи могут работать без ординатуры — по крайней мере, замещая должности врача-стоматолога, или даже заместителя заведующего либо владельца клиники. Для ведения частной практики, конечно, придется иметь пять лет практического стажа, чтобы получить соответствующую аккредитацию. Однако общих ограничений на трудоустройство в виде полноценного врача законом не предусмотрено.
Тем не менее, определенные ограничения есть и для работы в сфере стоматологии, если не была пройдена ординатура. В частности, допускается работа исключительно в качестве врача-стоматолога общей практики. Для замещения специфических должностей в сфере стоматологии, в том числе для того, чтобы стать стоматологом-терапевтом, хирургом-стоматологом и другим специалистом в различных углубленных сферах работы, уже без ординатуры в Российской Федерации не обойтись.
Сложно ли поступить в мед
Что касается сложности поступления в медицинский ВУЗ, здесь стоит отметить, что она ничуть не превышает сложность поступления в какой-либо иной.
Если есть желание, поступление в медицинский реально
Вам все так же необходимо будет сдать ЕГЭ по основным предметам (русский язык и математика).
А также профильные предметы, которым будут уделять внимание, особенно в условиях конкурсного отбора на бюджет. Стандартными профильными дисциплинами при приеме в медицинских ВУЗах являются биология и химия
Стандартными профильными дисциплинами при приеме в медицинских ВУЗах являются биология и химия.
При изучении биологии, особенно, если вы еще и занимаетесь с репетитором, особое внимание стоит уделить анатомии, которая будет изучаться на младших курсах университета. Некоторые ВУЗы требуют также знания по физике, а соответственно и её сдачу в формате ЕГЭ
Некоторые ВУЗы требуют также знания по физике, а соответственно и её сдачу в формате ЕГЭ.
Прежде, чем выбирать экзамены для сдачи и готовиться к ним, необходимо тщательно изучить все требования учебного заведения на его сайте или при личной встрече с его сотрудниками, к примеру на «дне открытых дверей».
Как учиться в меде и все успевать
Чтобы учиться в медицинском ВУЗе, успевать готовить все практические задания, а еще и выкраивать несколько часов на себя, достаточно следовать простым правилам, которые, кстати едины для всех студентов:
Не пропускать занятия без уважительной причины.
Если появились пропуски, максимально быстро их отработать.
Не копить «хвосты», ведь это чревато отчислением.
Планировать каждый учебный день.
Бороться с «профессиональными» страхами вне учебного процесса (в период летних каникул заняться самостоятельным препарированием).
Тренировать память.
Не отказываться от уловок в учебе, если это не навредит дальнейшей профессиональной деятельности (прочитать какой-либо научный труд в сокращении, взяв во внимание только основные выдержки).
Искать интерес к каждому предмету и занятию.
В завершение хочется еще раз акцентировать внимание на том, что только неподдельный интерес к профессии врача позволит вам не только поступить в медицинский, но и блистательно освоить все учебные дисциплины, а позднее приступить к трудовой деятельности. И помните — главной благодарностью за ваш труд станет количество жизней, спасенных вами, которое будет расти изо дня в день!
И помните — главной благодарностью за ваш труд станет количество жизней, спасенных вами, которое будет расти изо дня в день!
В этом видео вы узнаете о подробностях учебы в медицинском университете:
Медик навсегда
Разочарование в профессии после первого курса — распространенная проблема, отметила Ирина Абанкина.
— Дело еще и в том, что первый курс перегружен так называемыми фундаментальными составляющими — в этом плане университеты не очень доверяют школам. Так что профориентированности на первых порах мало, — сказала она «Известиям».
Кроме того, вчерашние школьники на этом этапе еще адаптируются к новым условиям. Им нужно привыкнуть, что теперь они предоставлены сами себе и отвечают за полученные навыки тоже самостоятельно.
Большинство опрошенных первокурсников (64%) отметили, что преподаватели в университете уделяют студентам меньше времени, чем школьные учителя. 23% респондентов сочли «уровень внимания к учащимся» одинаковым, только 13% заявили, что в вузах студентами занимаются больше, чем в школах.
Первокурсники_3
Многое зависит и от длительности «студенческих лет». Самый большой процент трудоустройства по специальности, по словам Ирины Абанкиной, наблюдается в области здравоохранения. Медики учатся своему делу дольше остальных, а потому, потратив столько лет только на образование, стараются оставаться в рамках своей области.
— А вот с инженерами ситуация, наоборот, очень сложная, — отметила эксперт. — С одной стороны, поступление на это направление очень поощряется, и у нас достаточно много вузов, предлагающих различные программы такого рода. Но на этапе трудоустройства у ребят начинаются проблемы.
В традиционной сфере применения инженерных наук, объяснила она, очень слабая ротация кадров — специалисты трудятся на своих позициях годами и продолжают работать даже после выхода на пенсию. В инновационном же секторе просто не хватает рабочих мест, особенно в регионах.
Как перевестись на другую специальность
Перевестись на другую специальность можно очень легко внутри вуза. Это можно сделать еще до первой сессии. Так будет даже лучше, ведь не придется сдавать экзаменационную разницу.
К примеру, вы решили уйти с социологического факультета и перейти на экономический. Особой трудности это не вызовет, однако вам придется самостоятельно узнать всю нужную информацию о программе обучения. Позвоните в деканат нового факультета и узнайте, есть ли там места.
Если вы учитесь на бюджете, то сможете перевестись на бюджет, если есть свободное место. Если нет – то можно перевестись на коммерцию.
Студент, обучающийся на коммерческой форме обучения, может переводиться только на коммерцию, даже если есть свободные бюджетные места. Чтобы получить бюджетное место на другом факультете, нужно поступать в университет заново.
Итак, когда вы узнали, что свободное место есть, напишите заявление на перевод в свой деканат. Затем подпишите это заявление у ректора.
При необходимости напишите заявление на перевод денег за обучение или их возврат, если учебный семестр еще не начался. Ваше заявление должно быть удовлетворено в течение 3 дней. За это время вы можете уже начать учиться в новом факультете. Просто приходите вольным слушателем и начинайте писать конспекты лекций. Если преподаватель все-таки спросит, кто вы такой, то скажите, что будете здесь учиться. Вас сразу могут вписать в журнал группы.
Попросите у новых одногруппников конспекты лекций. Обязательно перепишите их и читайте несколько раз, чтобы понять предмет. Ведь вам скоро придется сдавать по нему экзамен.
А вот когда придет подписанное заявление и вам выдадут новый студенческий, читательский и зачетку, начинайте сдавать экзаменационную разницу. Если она есть. А если ее нет, тогда активно подтягивайтесь к своим новым одногруппникам. Вам нужно выровняться с ними к сессии, чтобы не было никаких отставаний и уж тем более долгов.
Таким образом, если студент выбрал не ту специальность, ему нужно скорее определяться с новым факультетом. Иначе откладывание перевода может привести к невозможности сдачи всей экзаменационной разницы. В этом случае студент не сможет закончить вуз, пока не сдаст все долги по экзаменам. Тем более преподаватели не будут заново объяснять предмет только одному студенту.
Почему в медицинском так сложно учиться
Многие студенты, особенно на первых курсах, жалуются на то, что учиться в медицинском ВУЗе довольно сложно. Так ли это на самом деле?
Если вы обладаете прекрасной памятью, учеба будет вам даваться довольно просто.
Трудности первых лет связаны в первую очередь с тем, что, помимо профилирующих предметов, студенты дополнительно изучают общеобразовательные дисциплины: историю, русский язык, иностранный, математику, экономику и т.д..
Учиться в медицинском, конечно, сложно, но очень интересно
Но это ничуть не отличает медицинский от другого ВУЗа, поверьте, там все точно так же.
Многие студенты, как огня, боятся латыни, однако стоит помнить, что вам не нужно выучить латынь «в разговорном формате» и после изъясняться на латинском.
Чтобы взаимодействовать с преподавателями, сокурсниками, а позднее с коллегами и пациентами, достаточно овладеть основным терминологическим минимумом.
Кстати, чтобы хоть как-то облегчить статус студента-медика, отметим, что латынь изучают студенты факультета иностранных языков, а также студенты филологи.
Еще одна немаловажная деталь, зачастую становящаяся препоной для хорошей учебы, — это определенные страхи человека. К примеру, многие не переносят вида крови, другим может стать плохо от запаха мертвого человека, третьих повергнут в шок заспиртованные органы или препарирование крыс, лягушек и т.д..
Не говоря уже о том, что вам предстоит на практике самостоятельный сбор анализов пациентов, что, кстати, тоже является не совсем приятным занятием.
Стоит та же вспомнить о том, что пропуск лекционных или практических занятий в медицинском крайне тяжело после отработать, у многих студентов из-за незначительного количества «н» появляются длинные «хвосты», которые могут тянуться долгое время.
И еще одна сложность — длительность учебы, о которой мы уже оговорились ранее. Но, если у вас есть желание стать доктором, поверьте, никакие из перечисленных трудностей вас не остановят на пути к намеченной цели.
Рудимент индустриализации
Работать по специальности после окончания вузов и институтов собираются только 45% первокурсников, следует из данных опроса. 50% респондентов уверены, что их будущая профессия только отчасти окажется связана с выбранным факультетом. Оставшиеся 5% вовсе не соотносят свое образование с работой.
При этом, согласно результатам того же опроса, направления учебы вчерашние школьники в большинстве своем (68%) выбирают сами. Четверть респондентов (25%) ориентировались на мнение родителей. И всего 6% опрошенных положились на результаты профориентационных тестов или мнение психологов. Еще 1% студентов при выборе будущей профессии пошли на поводу у друзей.
— Общество и государство уделяют огромное внимание развитию профориентации школьников. Инициируется создание федеральных проектов,на уровне как государства, так и частных компаний
Однако результаты опроса показывают, что большинство первокурсников при выборе специальности ориентировались на собственное мнение, а не на результаты профориентационных тестов или советы психологов, — пояснил генеральный директор Maximum Education Михаил Мягков.
Первокурсники_1
Студентка на форуме «Московский день профориентации и карьеры» в Москве
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Сегодня в школах категорически не хватает профориентации, считает заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, первокурсники очень плохо представляют, чем им впоследствии придется заниматься. Того же мнения придерживается и директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.
— Между знаниями и компетенциями, которые студенты получают в вузах, и реальной работой очень слабая связь, — отметила она.
Выбирая, например, направление «Экономика», вчерашний школьник не думает о том, что ему, скорее всего, придется работать операционистом. А для этого нужно владеть документооборотом и уметь общаться с клиентами, а не только знать все тонкости банковской системы, пояснила эксперт.
Решить проблему частично может система «2+2+2», когда студент после второго курса и бакалавриата может сменить направление, считает Ольга Назайкинская.
Первокурсники_2
Само же понятие «работа по специальности» было актуально только в индустриальном обществе и условиях плановой экономики, подчеркнула она. Сейчас это рудимент, от которого нужно избавляться, полагает эксперт.
— Сегодня рынок труда настолько междисциплинарный, что работать в рамках одной узкой профессии не получится. Особенно это заметно в социогуманитарной сфере, — объяснила Ольга Назайкинская.
В качестве примера она привела ситуацию с профессией ивент-менеджера: ни один вуз не предлагает освоить мастерство организации мероприятий, но в такую сферу часто приходят социологи или пиарщики. Формально это не считается работой по специальности, но знания, полученные ими в процессе обучения, оказываются здесь полезными.
Можно ли работать, учась в ординатуре
Ординатура — это специфический способ послевузовской подготовки врачей. На текущий момент особенности правового регулирования ординатуры имеют несколько правовых коллизий, которые связаны с возможностью трудоустройства в этот период. Так, в ординатуру будущий или действующий врач может попасть тремя путями:
- Пройдя на бюджетное обучение путем сдачи экзамена в ВУЗе. К сожалению, сейчас стать бюджетником на ординатуре достаточно сложно. Кроме непосредственно сложных экзаменов, конкуренция обостряется еще и за счет того, что к экзаменам добавляются дополнительные баллы, например, за работу в сельской местности и другую деятельность. Несмотря на то, что такой подход стимулирует врачей работать в сельской местности и повышать квалификацию, это также ограничивает возможности по обучению в ординатуре других людей.
- Оплатить обучение в ординатуре самостоятельно. Учитывая ограниченное количество мест для обучения в ординатуре, подобное решение может быть доступным далеко не для каждой российской семьи и не для каждого будущего узкоспециализированного врача. А с учетом зарплат врачей в России, может стать по-настоящему сложным вопросом.
- Быть направленным на прохождение ординатуры каким-либо учреждением. Именно так большинство современных российских врачей проходят ординатуру. Они заключают ученический договор с медицинским учреждением, в рамках которого после ординатуры становятся обязанными проработать в течение определенного срока или возместить работодателю стоимость обучения.
При этом действующие нормативы законодательства предполагают, что врачам, проходящим обучение по программам ординатуры, выплачивается стипендия. Однако, предусмотрена также и возможность работы по принципу совместительства — то есть на полставки или ниже. Но реализовать такую возможность, не нарушая законодательства, нельзя. Ведь чтобы оформиться совместителем, нужно уже иметь определенное место работы, а во время обучения в ординатуре врач не считается трудоустроенным, а является именно обучающимся лицом. Все это лишь усугубляет проблемы российской медицины и здравоохранения.
Тем не менее, реформирование системы здравоохранения и образования сейчас в Российской Федерации продолжается. И эти проблемы также обрабатываются Минздравом и Минобром в полной мере, поэтому в ближайшие годы ситуация может измениться и медикам предоставят адекватную возможность работать, имея высшее образование, но не имея ординатуры.