Самоидентификация человека: примеры, болевые точки

Телесный критерий

Телесный критерий представляет собой уже другую теорию, по которой до того момента, пока то физическое существо, которым является человек, сохраняет свою форму, человек остаётся человеком.

Сторонники этой позиции сходятся во мнении, что личность является лишь физически обусловленным представлением, а именно это представление и есть та самая единственная составляющая, которая требуется, чтобы личность оставалась самой собой. Если (когда) прекратится существование физического тела, то (тогда) прекратится существование личности, и самоидентификация станет невозможна.

Потеря самоидентификации личности

На любом возрастном этапе может произойти потеря самоидентификации личности. Она может иметь внешние или внутренние причины. К первым относятся такие, как потеря работы или утрата социального статуса. Ко вторым – изменение интересов, утрата прежних ценностей, глобальный пересмотр жизненных целей. Независимо от причины, при потере самоидентификации человек теряет свое место в некоторых социальных группах, в которых ранее комфортно себя чувствовал. Человек должен искать новые жизненные цели и свое новое место в обществе для успешного дальнейшего будущего. В ином случае, высок риск деградации личности, приобретение всякого рада зависимостей или развития депрессии тяжелой формы.

Уникальная личность

Как принять себя, если нет соответствия общепринятым нормам? Все дело в том, что мир переменчив и не стоит менять себя, слепо следуя тенденциям и модным веяниям. Сегодня в тренде спортивные и здоровые, завтра с обложек журналов будут улыбаться упитанные и ленивые, а послезавтра еще какие-нибудь другие.

Если жить не своей жизнью и делать только то, что делают все, то можно легко потерять себя

Очень важно помнить, что каждая личность уникальна. Не стоит ставить на себе крест, только от того, что во внешности, поведении или характере нет тех качеств, которые должны быть

А должны они быть, в общем-то, только потому, что кто-то так сказал. Глядя в зеркало, стоит помнить, что человек в отражении уникален, неповторим, и уже этим, как минимум, интересен.

Защитный механизм

Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма — отождествление родителями себя с собственными детьми. Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка. А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.

Мой опыт принятия себя

Непринятие себя делало меня злой, раздражительной, беспокойной. Я срывалась на окружающих «просто так», была крайне непоследовательна и противоречива в своих желаниях, поступках, мыслях. В моей голове и жизни был хаос. Чтобы вернуть гармонию внутри себя и в отношениях с внешним миром, я составила план самопринятия:

  1. Составить список достоинств и недостатков характера. Научиться выгодно демонстрировать первые и заняться коррекцией последних. Например, мне не нравилось, что когда я устала, в плохом настроении или злюсь на кого-то, то срываюсь на того, кто попадется под руку. Я вела дневник эмоций, научилась отслеживать это состояние и до «взрыва» проговаривала свое состояние и просила человека пока не контактировать со мной. А параллельно я осваивала техники для развития навыков саморегуляции и минимизировала раздражающие факторы в своей жизни.
  2. Составить список комплексов, страхов, обид и других психологических проблем. Поэтапно работать с каждым из пунктов. Универсальный метод для борьбы с чем угодно: вернитесь в ту точку, когда впервые столкнулись с этим чувством, эмоцией, мыслью. Вспомните ситуацию до мелочей. Проанализируйте ее взглядом взрослого человека. Например, я смотрела на свою детскую фотографию и искренне не понимала, почему этого ребенка называли толстым. Обычный ребенок. Да, полноват, но он не страшный и уж тем более не плохой. А вес еще тогда можно было легко скорректировать. Почему родители этого не замечали и ничего не делали – другой вопрос. Вот так, как клубок, распутывайте одну проблему за другой, разговаривайте с собой, находите решения и отпускайте прошлое.
  3. Изучить себя. Разобраться в своем темпераменте и типе нервной системы, способностях. Подумать, где все это востребовано, как мне это поможет и пригодится в жизни.
  4. Составить реалистичный образ того, какой я могу быть. Это касается и внешности, и внутреннего мира, и мировоззрения, и самореализации в трудовой сфере.
  5. Составить поэтапный план сближения с этим образом и следовать ему.

В самопринятии важно отделить то, что поддается коррекции, от того, на что вы повлиять никак не можете. Если не удается самостоятельно разобраться в этом, то обратитесь к научной психологической литературе

Вам помогут два запроса: врожденные индивидуальные особенности и приобретенные индивидуальные особенности. Например, характер и привычки поддаются коррекции, а вот темперамент изменить нельзя – остается принять, что кто-то вспыльчив, а кто-то флегматичен (пофигистичен, если простым языком), кто-то раним, а кто-то все воспринимает с юмором и т.д.

Болевые точки самоидентификации личности

Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.

Как побороть личностную дезориентацию?

Человек проживает свою жизнь год за годом, но живет по-настоящему только считанные часы. Под словом «живет по-настоящему» подразумеваются те моменты, в которые ощущалась истинная полнота жизни и отчетливое понимание, что она наполнена смыслом. Все остальное время у большинства проходит в режиме «на автопилоте» и в бессознательных, не требующих присутствия в «здесь и сейчас» действиях.

Чтобы вернуть себе присутствие в моменте и подняться из трясины, включите осознанность. Вспомните, когда, где и при каких обстоятельствах последний раз ощущали себя счастливым. Отыщите причину, почему сегодня вы не испытываете подобного чувства. Подумайте, что или кто поможет вам снова приблизиться к этому состоянию. Если его уже не вернуть, придумайте, какой здоровой альтернативой на данном жизненном этапе его можно заменить, чтобы получить аналогичную дозу позитива. Работа над собой в состоянии морального упадка очень сложна и может растянуться на годы. Поэтому, для продуктивности лучше обратиться за помощью к психотерапевту.

Опыт основывается на череде ошибок и проб. Мы меняем профессии, друзей, партнеров, ищем свой уникальный жизненный путь, таким образом, копая вовнутрь в поисках себя. С внешней стороны на нас давит социум с его законами и догмами, а также наши личные ограничения и страхи. Но, благодаря всем этим испытаниям наши души закаляются, а мы становимся мудрее и сильнее.

Самоидентификация личности это в психологии. Самоидентификация

Самоидентификация — Уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека.

Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей.

В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя в большей степени с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами. Например, отец может быть известным спортсменом или политическим деятелем; мать может быть актрисой, руководителем или просто обладать яркой внешностью.

В случае травмирующих психику ребенка отношений с родителем (или обоими родителями) идентификации с этим родителем не происходит.

На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество «быть ленивым = быть собой».

Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными.

Негативная самоидентификация может найти свое проявление в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой, отсутствия любви к себе и идет по гедонистическому пути, используя средства, изменяющие его психическое состояние.

Коррекция негативной самоидентификации трудна и часто неэффективна, потому что она (самоидентификация) пустила уже глубокие корни, нашла проявление в том числе в аддиктивной реализации. Помогает лишь кропотливая работа, в которой последовательно следует доказывать ложность такой самоидентификации, при этом оставляя на потом работу с аддикциями и другими негативными последствиями.

Почему теряется идентичность?

Основные причины личностного кризиса:

  • Резкая смена социальных идеалов и приоритетов. В частности, показательно этот процесс отразился на обществе постсоветского пространства;
  • Резкие негативные изменения в судьбе (банкротство, развод, утрата близких, тяжелая болезнь и т.д.);
  • Возрастные кризисы.

Главная причина потери идентичности – это стресс. К слову, он не всегда носит негативный окрас. Например, дезориентация может случиться на кануне такого значимого события, как свадьба, дальнее путешествие, кардинальная смена места жительства, повышение по службе или рождение ребенка. Психическое потрясение выводит человека далеко за зону его комфорта, что неизменно ведет к стрессу

Здесь важно вовремя совладать с собой и вернуть внутреннее равновесие

Признаки потери идентичности

Выявить у себя или близкого человека симптомы потери самоопределения можно без помощи психолога. Для этого необходима наблюдательность и тонкий внутренний анализ.

Симптомы личностной дезориентации:

  • Неуверенность при принятии решении в масштабе от серьезных вопросов и до мелочей;
  • Сомнения, касающиеся выбора места учебы, работы, семейного положения, сексуальной ориентации, принадлежности к тому или иному сообществу;
  • Тягостные поиски смысла жизни и своего места в ней;
  • Опасения за будущее;
  • Нерешительность, неготовность делать какие-либо шаги для изменения неудобной ситуации;
  • Повышенная тревожность с риском перехода в хроническую форму;
  • Крах старой системы ценностей и трудности с формированием новой.

Потеря идентичности, как процесс, у крепких по духу людей проходит незаметно для окружения. У обладателей тонкой душевной организации он виден невооруженным глазом.

Как это проявляется:

  • Человек много времени проводит в бездействии;
  • Впадает в уныние и тоску;
  • Останавливается в интеллектуальном, духовном и профессиональном развитии;
  • Изолируется от общества;
  • Страдает от морального и физического истощения;
  • Находит утешение в алкоголе, наркотических препаратах или беспорядочных половых связях;
  • Преступает закон;
  • В тяжелых случаях решает уйти из жизни.

Человек, утративший ощущение идентичности, переживает весь спектр негативных эмоций от пассивной тоски и пустоты до бурной истерики и агрессии. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.

В чем это выражается

Непринятие себя выражается в замкнутости и агрессивности, раздражительности, обидчивости человека. Тот, кто не принимает себя, часто болеет. У него не складывается личная жизнь, возникают проблемы на работе. Он несчастлив.

Одни люди пытаются изолироваться от социума, так как боятся критики, внимания, оскорблений, а также считают, что они не достойны любви и счастья. Другие люди пытаются самоутвердиться за счет окружающих, а также в качестве защиты создают образ эгоистичного, самовлюбленного, надменного человека.

Субъект, который не принимает себя, не может принять и других людей. А также он не способен полюбить. Он не умеет принимать и говорить комплименты, заботиться о ком-то. Только приняв себя, человек может стать открытым и доброжелательным по отношению к другим.

Непринятие себя вызвано внутренним конфликтом – противоречием Я-реального (то, какой человек в настоящий момент) и Я-идеального (каким человек хотел бы быть). Проблема в том, что у травмированных людей эти образы искажены. Они не могут составить объективный образ Я-реального и создают недостижимый конкретно для них образ Я-идеального.

Например:

  1. Интроверт винит себя за то, что устает от контактов с людьми, не может поддерживать светские беседы или работать в коллективе, и мечтает стать душой компании, оратором, ведущим тренингов и т.п.
  2. Человек с дисциплинарным типом мышления (способностью углубленно изучать одну деятельность) ругает себя за дефицит творческой мысли и мечтает стать известным художником.
  3. Женщина, для которой в приоритете карьера и у которой получается строить бизнес, ругает себя за нежелание иметь детей. Она считает, что это делает ее ущербной, неправильной.
  4. Девушка, у которой не хватает роста или других характеристик для модельной карьеры, упивается жалостью к себе вместо того, чтобы найти сферу, где именно ее рост и другие особенности окажутся востребованными.

В каждом человеке есть то, что он не может изменить: темперамент, задатки, тип нервной системы, рост, форма носа и ушей, разрез глаз и т.д. Да, внешние и внутренние особенности накладывают ограничения на определенные виды деятельности. Бывает такое, что наши интересы и желания не совпадают с возможностями. Но у каждого человека есть сотни вариантов того, как объединить возможности и способности. Нужно только найти в себе силы перестать зацикливаться на чем-то одном и взглянуть на мир и себя шире.

Обратите внимание! У человека, который не принимает себя, всегда возникают проблемы в сфере общения. Одним людям сложно заговорить, поддержать разговор

Другие постоянно попадают в конфликты.

Вопрос психологам

Спрашивает: Юля

Категория вопроса: Самопознание

29.12.2015

Здравствуйте я Юля мне 23. Я не понимаю кто я и что я. Мне нравятся платья, косметика и женские журналы. Но при этом я всегда ношу короткие стрижки и веду себя не женственно . Я никогда не с кем не встречалась потому что для меня неприемлем секс в качестве девушки. Я не представляю как можно добровольно забеременеть — быть с огромным животом в Нутри которого нечто сидит . Я не понимаю какое нужно иметь мировосприятие чтобы, зная что такое роды, аборты и выкидыши вообще заниматься сексом с парнем. Мне страшно до паники представлять что со мной в теории такое возможно (например в результате насилия). Если бы залетела — покончила бы с собой, наверно. Я падаю в обморок , когда у меня берут кровь из вены. Я очень слабая. И трусливая. Меня припугнёшь- все сделаю. Если мне скажут что нужна болезненная медицинская процедура то я умру но не дамся. Мне кажется подобное отношение к размножению это мужская логика. Я мечтала бы чтобы все люди не имели определённого пола а выбирали сами наличие и отсутствие тех или иных свойств. Я хотела бы быть девушкой , мне так комфортно, но при этом я хотела бы быть 100 процент бесплодной и не больной при этом . Стерелизация такой гаринтии не даёт да и кто мне её сделает. Хотя в плане отношений я бы хотела быть с девушкой у которой такое же мировосприятие, но которая несколько от меня отличается. А то неинтересно. Но таких нет. Как вообще с этим жить.

Проблемы с гендерной самоидентификацией (1 ответ)

ТОП лучших советов психологов

Проблемы с гендерной самоидентификацией (1 ответ)

Гендерная дисфория и восприятие (2 ответа)

Возможно гендерное расстройство (1 ответ)

Все советы психологов (всего 413482 совета)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Вопрос гендерной самоидентификации

Еремеев Павел Юрьевич

Психолог Краснодар
Был на сайте: 17 ноября

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуйте, Юлия.

Универсальные советы очень легко давать, но очень трудно выполнять. Это о вопросе, как вообще с этим жить. Вряд ли, тут можно сказать что-то вообще, потому что ситуация Ваша от «вообще» отличается, как минимум.

Мечтали о том, чтобы выбора у людей было больше в наличии тех или иных свойств, пола и т. д. Но попали в такой мир, какой он есть, как данность. С, возможно, ощущением своей «инаковости» и одиночества, изоляции от своей непохожести на других.

Не понимаете, кто Вы и что Вы, но так слышно, что и опыта никакого особого нет. Возможно, ошибаюсь, конечно. Но если так, то получается, что все представление об отношениях тех или иных, строится только вот на этих катастрофических представлениях о будущем: сразу аборты и выкидыши в случае отношений с мужчинами и «таких нет» в случае отношений с женщиной. А Вы всего-то просто еще не определились со своей ориентацией, но уже рисуете эти страшные картины. Но как можно узнать себя — кто я и что я — просто в теории? Не вступая в реальные отношения.

Вот, возможно с подобными темами самоопределения, исследования, понимания себя, переживания и проживания этих страхов в возможных отношениях и можно было бы работать в терапии.

Гендерная дисфория и восприятие (2 ответа)

Еремеев Павел Юрьевич, врач психотерапевт, психолог в Краснодаре

Хороший ответ5Плохой ответ

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Уровни самоидентификации

В психологии выделяют следующие уровни самоидентификации:

  • Социально-профессиональный. Он определяется, например, такими утверждениями: «я – учитель», «я – успешный и уважаемый», «я – богатый и знаменитый». К примеру, самоидентифицируя себя как учителя, человек имеет в виду, что он учит подрастающее поколение, в связи с чем неосознанно рассчитывает на уважение со стороны окружающих.
  • Семейно-клановый. Здесь самоидентификация выражается, например, как «я – мама», «я – супруг», «я – член племени».
  • Национальная самоидентификация. На этом уровне каждый человек может определять себя сразу несколькими понятиями, например: «я – русский, живу в Архангельской области, я – северодвинец».
  • Ценностно-идеологический. Здесь личность определяет себя как человека, относящегося к таким группам, как мусульмане, православные, атеисты, пацифисты, демократы и другие.
  • Эволюционно-видовой. Каждый может сказать про себя: я – человек. И это – тоже самоидентификация, так как индивид осознает себя принадлежащим к определенному виду живых существ.

Примеры

Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:

  • по профессии и социальному положению: врач;
  • по семейному положению: супруга, мама, дочь;
  • по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
  • по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
  • по хобби: рукодельница;
  • по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.

Возрастные кризисы идентичности

Понятие «идентичность личности» ввел немецкий психоаналитик Эрик Эриксон. Согласно его теории, формирование идентичности обусловлено необходимостью преодоления возрастных кризисов. Если кризис был выявлен и успешно разрешен, человек в своем развитии поднимается на уровень выше. В противном случае происходит то, что в народе называют «запутался в себе». Вот, почему физический возраст некоторых людей не соответствует их внутреннему восприятию. Эрик Эриксон отмечал: результат, то есть идентичность, возникает там, где заканчивается процесс, то есть идентификация.

Эриксон выделял 8 возрастных кризисов идентичности, через которые в идеале должен пройти каждый человек.

Возраст от рождения до 1 года

Ознаменован кризисом доверия/недоверия. Новый человек, попадая в незнакомую среду, на подсознательном уровне определяет для себя, есть ли у него основания доверять миру

В этот период внимание и любовь матери переоценить невозможно. Именно от нее зависит, характер и благополучность жизненного сценария ребенка

При успешном разрешении кризиса обретается надежда.

1-3 года

Возраст сопротивления автономности и формирования чувства стыда. Это период осознания человеком собственного тела и его функций. Ребенок учится управлять своими позывами, усваивает информацию о том, почему это необходимо, изучает тело и его возможности. При успешном разрешении кризиса формируется воля.

4-6 лет

Период противостояния инициативы и чувства вины. Ребенок выстраивает первые личностные границы и задается вопросом, насколько независимым от самых близких людей он может быть. Возраст новых открытий, исследований и первого сознательного опыта. При успешном преодолении кризиса формируется целеустремленность.

7-12 лет

Кризис ощущения неполноценности, кризис трудолюбия. Ребенок учится оценивать свои способности, таланты ищет ответ на вопрос, способен ли он на определенные действия и поступки. При успешном выходе из кризиса формируется уверенность в собственных силах.

13-19 лет

Кризис смешения ролей, кризис эго-идентичности. Один из самых сложных и важных этапов формирования личности. В период подросткового кризиса человек ищет ответ на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». При успешном преодолении кризиса формируется верность значимым людям, идеалам, убеждениям.

20-25 лет

Кризис интимности, кризис изоляции. Человек ищет ответ на один из самых главных вопросов «Смогу ли я любить и выстраивать зрелые близкие отношения?». При успешном преодолении кризиса формируется способность к безусловной любви.

26 лет-64 года

Кризис продуктивности, кризис застоя. Речь не идет о застое исключительно в негативном ключе, хотя возможен и этот исход (кризис среднего возраста). Период подведения итогов, оценки результатов. Поиск ответов на вопросы «Достигнуто ли все, чего хотелось? Чего еще стоит достичь? Найден ли смысл жизни?». При условии успешного преодоления кризиса, как навык, формируется забота.

От 65 лет

Кризис безысходности, кризис целостности. Главные вопросы, которые заботят человека, пришедшего к этому возрасту, «Был ли смысл у моей жизни?». Сила, обретенная при благоприятном разрешении кризиса целостности – мудрость.

То, насколько продуктивно будет проработан кризис, зависит от успешности работы с предыдущим. Главные факторы успешности – это достаточный уровень духовного развития личности и норм морали общества, в котором эта личность сформирована.

Определение понятия

Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

Самоидентификация это обществознание. Что такое идентичность: определение

Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.

Понятие идентичности

Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.

Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:

  • находить баланс между личным и общественным;
  • объединять свой опыт и опыт общества;
  • охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.

Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.

Формирование идентичности

Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».

Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:

  1. До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
  2. От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
  3. От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
  4. От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
  5. От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
  6. От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
  7. От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
  8. От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: