Как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!

Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход

Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления..

Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они «знают лучше», а потому слушаться не станут.

Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая

Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать

Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:

  • Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
  • Пройти профориентационные беседы с психологами.
  • Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться – ведь это тоже может быть мотиватором.
  • Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.

Как найти подход к подростку

Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец – не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).

Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы… А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала «мама лучше знает» и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)… но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.

Объясните школьнику, что его выбор – не путь в один конец, что факультет – еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.

В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет… Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле

Пять советов, как организовать учебу ребенка

Итак, какие рекомендации я могу дать родителям, чьи дети находятся на дистанционном обучении.

1. Процесс обучения дома должен максимально походить на процесс обучения в школе. То есть рабочее место, одежда, перемены — все по-настоящему.

Буквально вчера слышала историю о том, как мама зашла в комнату к сыну, увидела следующее: работает компьютер, на экране презентация, сын в наушниках лежит на кровати и крепко-крепко спит. Мама разбудила сына и спросила в чем дело. Сын сказал: «Мам, у меня физкультура, не мешай…».

2. Смена видов деятельности. Выходить на улицу, к счастью, разрешено всем, кроме тех, кто болеет. Ключевое: на улицу! Не в торговый центр, не в магазин. На свежий воздух! Его должно быть много для того, чтобы мозг лучше работал. И тело должно менять положение как можно чаще. Можно прыгать на скакалке, отжиматься, заниматься на тренажерах, которые стоят на площадках во дворе, подтягиваться или просто бегать по стадиону.

3. Учебный день должен заканчиваться не простым нажатием кнопки на компьютере, а каким-то ритуальным действием. Например, мама знает, что ребенок заканчивает занятия в два часа дня. Должно происходить что-то, что будет напоминать то, как «мама встречает сына из школы».

4. Здесь большими буквами должно быть выделено про «больше хвалите своих детей». Да-да. Еще больше!

Дистанционное образование — это испытание для тех, кто по сути должен идти в школу, встречаться там с друзьями, смеяться на переменах, а на уроках передавать друг другу записки с признаниями в любви или шпаргалками. 

Я, кстати, на днях получила от преподавателей сына отзывы об его учебе с сентября по ноябрь включительно. Все они похожи: отличные знания, плохое поведение… А теперь представьте этого отличника в замкнутом пространстве, без возможности хихикать на уроках и физически выкладываться на тренировках. Он, конечно, стал киснуть и потерял мотивацию к обучению.

5. В завершении я хочу сказать о том, что эта история с дистанционным обучением — огромное испытание для родителей учеников. Потому, что ты просто перестаешь понимать то, что происходит и как впихнуть в свои рабочие процессы организацию учебы ребенка.

Именно поэтому у каждого родителя должны быть и свои ритуалы, и свое личное время (личное — это не стиральную машину разобрать и белье повесить, а именно время только для себя). Пусть это будет всего лишь час перед сном, но это будет только ваше время. 

Сил нам всем и терпения!

Почему студенты бросают ВУЗы

Как показывает статистика, каждый пятый современный студент бросает университет. Причины тому разнообразны, например:

  1. Студент выбрал специальность исходя не из собственных предпочтений, а по родительским наставлениям. Обычно осознание того что, выбранная профессия не соответствует желаниям и способностям приходит примерно на третьем курсе.
  2. Отказ от обучения может быть связан с безответственностью и слабохарактерностью студента. Обучение в университете требует полной отдачи, усердного труда и как минимум ежедневного посещения занятий. Как правило, первокурсник, погрузившийся в жизнь без родительского контроля, начинает пропускать занятия, не выполнять учебные задания, тем самым попадая в списки на отчисление. От нежелания или неспособности закрывать «хвосты», такого студента либо отчисляют, либо он самостоятельно принимает решение бросить университет.
  3. Многие студенты выбирают будущую профессию в достаточно юном возрасте и под влиянием «юношеского максимализма». Проучившись несколько лет в ВУЗе, они начинают задумываться о будущем: где работать, какая заработная плата, какие перспективы и т. п. Если все это не будет соответствовать ожиданиям, студент задумается о смене специальности или вовсе отказа от дальнейшего обучения.
  4. Появление ребенка. Многие семейные пары образуются в студенческие годы, и если появляется ребенок, то возникает острая необходимость в дополнительном заработке, поэтому молодые родители отказываются от образования в пользу работы.
  5. Появление стабильной работы. В процессе обучения, студент может найти работу, которая не имеет отношения к его специальности, но приносит стабильный доход и гарантирует дальнейшее повышение. В таком случае молодому человеку незачем продолжать обучение.
  6. Неблагоприятные жизненные обстоятельства. Болезнь родных, неспособность платить за обучение, необходимость переезда, собственная лень и многое другое могут стать причиной отказа от обучения.

Все эти причины, так или иначе, заставляют задуматься о необходимости продолжать обучение

Поэтому важно несколько раз подумать и взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать решение об уходе из университета

Какие изменения происходят в физическом и психическом состоянии юношей и девушек в период активного взросления? Какие рекомендации можно дать родителям?

Подростковый период разделен на три этапа: ранний, средний и поздний и каждый из них уникален.

Ранний пубертат начинается от 8 до 14 лет. Он примечателен тем, что в это время в первую очередь меняется тело: у девочек начинаются менструации, растет грудь, а у мальчиков увеличиваются яички и активно растут волосы на лобке и в подмышках. В это время организм взрослеет, а мозг и восприятие окружающей действительности остаются детскими.

Средний этап — от 15 до 17 лет. К этому моменту тинейджеры сформированы физически, мальчики входят в активную фазу роста, которая у девочек уже идет на спад. Но тут подключается психология. В этом возрасте у многих молодых людей возникают первые серьезные романтические привязанности и начинается сексуальная жизнь. Для родителей это самый тяжелый момент. Смотреть, как твой малыш стал взрослым и начинает принимать первые серьезные самостоятельные решения непросто: кажется, что каждый шаг ребенка должен быть подконтролен или случится ошибка. Вот тут берите себя в руки! Помните, что, если начнете давить на подростка, он пойдет против постоянного контроля и будет поступать назло из вредности. Если он захочет что-то сделать, все произойдет, но так, чтобы вы об этом никогда не узнали. Правда хочется именно этого? Вряд ли. Доверяйте своим детям, давайте им право выбора и считайтесь с их мнением. Уважайте их так, как вам хотелось, чтобы вас уважали ваши родители в их возрасте. Потому что иначе вам будут лгать. Причем всю оставшуюся жизнь.

Дети постоянно выдумывают и врут, подтасовывая реальность под фантазии. Но подростки могут говорить правду, если вы ее заслуживаете. Они выбирают путь обмана только в трех случаях. Если думают, что их обязательно осудят или накажут. Если уверены в том, что правда не имеет значения. И если вы их не уважаете. Чтобы тинейджер вам не врал, старайтесь сами говорить правду: подростки моментально считывают моменты, когда слова расходятся с делом и ведут себя соответствующе. Например, вы курите, а ему говорите, что это вредно. Поздравляю, вас обманут. Постоянно нарушаете обещания? Вам будут врать. Шантажируете подростка тем, что не будете его любить, содержать, поддерживать или что-то около того? Какая после этого может быть правда? Подростки слишком взрослые для того, чтобы принимать каждое слово за чистую монету — у них уже появляется критическое мышление. И слова, обращенные к ним, уже надо подкреплять поступками, а не просто давить авторитетом.

Поздний этап переходного периода начинается с 18 и длится до 20-24 лет. В это время молодой человек или девушка уже обзаводятся минимальным жизненным опытом, начинают экспериментировать, ища свой путь и отрываются от семьи. Кто-то уезжает из дома, чтобы получить образование, кто-то находит работу, а кто-то — вторую половинку. Даже если вам не нравится выбор вашего ребенка, постарайтесь его принять и уважить. Не навязывайте свои правила игры, а иначе от вас сбегут, сверкая пятками. И, уж тем более, не угрожайте лишить подростка финансовой или иной поддержки. Давать ли денег или нет, решать только вам.

И сами несете ответственность за свое решение ему помочь. Не надо контролировать подростка в финансовом отношении и угрожать, что если он не будет вести себя так, как вам хочется, то вы прекратите его обеспечивать. Как только вы что-то дали своему чаду — деньги на колледж, билеты в кино или гулянку с друзьями — это становится его собственностью, которой вы уже не можете распоряжаться. Если переводить на язык взрослых, то это выглядит так, что вы ходите на работу, а ваш шеф платит вам зарплату и говорит, на что вы ее потратите. Неправильно, правда?

Да, нужно устанавливать правила. Но такие, чтобы все им следовали, а не только подросток. Помните, что ваше общение, прежде всего, должно быть основано на любви и доверии, а не на контроле и подчинении. Дисциплина, безусловно, важна, так же как хорошее образование, воспитание и нормы приличия. Но детей, в первую очередь, нужно любить и стараться понять, а уже потом адаптировать ко взрослой жизни. Ваше чадо может выбрать не тот путь, который вы ему готовите, и только мудрый родитель сможет принять это. Так будьте же мудры и терпеливы.

Почему переходный возраст так называется? Как понять, что ребенок вступил в новый этап своей жизни?

Переходный возраст так называется, потому что ребенок трансформируется во взрослого человека: он в буквальном смысле переходит в новую жизнь, но делает это очень неуверенно, неуклюже и иногда довольно резко.

Чтобы понять, начался этот жизненный этап у вашего чада или нет, внимательно наблюдайте за его поведением.

Поведение подростка может стать полностью противоположным тому, к чему вы привыкли, но это не значит, что случилось что-то ужасное. Даже если общительный кроха стал задумчивым, подвижный и активный — замедлился, а тихоня, наоборот, активно привлекает к себе внимания, это нормально. Нет общего свода «симптомов», которые можно отследить, но, если вы будете поддерживать здоровый диалог с ребенком, станет понятно, чего именно он хочет и ждет от вас.

Что нужно запомнить

Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, вниманием и концентрацией, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе. Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехватка времени или снижением мотивации.
Чтобы предотвратить или преодолеть выгорание, необходимо сменить обстановку, снизить нагрузку, позаботиться о своём здоровье и самочувствии, научиться справляться с отрицательными эмоциями и добавить в жизнь позитива.

Как не переживать из-за учёбы?

Одна из важных частей жизни (минимум 11 лет) приходится на учёбу. Больше всего стрессов приключается со школьниками и студентами из-за неё. Переживания из-за оценок, экзаменов и поступления, взаимоотношений с учителем и классом — лишь верхушка айсберга.

Не бойся ошибаться

В школу и в университет мы приходим, чтобы получать знания. На этом этапе делать ошибки нормально. Не стесняйся выступать перед классом или группой. Это всего лишь подготовка к будущей жизни и проработка твоих умений справляться со стрессом. Тебе обязательно пригодится этот навык на работе.

Не гонись за оценками

Для многих школьников учёба — гонка за хорошими отметками. Но порой средний по успеваемости ученик достигает больших высот, чем зубрилка-отличник, так как сконцентрировался на знаниях. Конечно, такой аргумент не совсем правдив для выпускных классов, когда каждый балл на счету. Заботься о качестве знаний. Именно они помогут тебе поступить в хороший колледж или вуз.

Отбрось шаблоны

Классический шаблон — ученик приходит в 1 класс, прилежно учится 11 лет и выпускается из школы с хорошим аттестатом прямо в вуз. Это не значит, что у тебя должно быть точно так же. Можно пойти учиться после 9 класса, а позднее поступить в вуз и построить карьеру. Как вариант, после вуза получить ещё несколько высших образований и работать не по диплому. Или вообще со школьным образованием после курсов работать в IT-компании. Отбрось стереотипы и ищи собственные пути саморазвития.

Решай проблемы по мере их поступления

Научись планировать свой день, чтобы распределять время на подготовку к экзаменам, ЦТ или написание курсовой (дипломной). Так ты сможешь быть уверенным, что успеешь всё сделать. И не нужно будет в последний момент в панике хвататься за учебники и кусать себе локти.

Не забывай про отдых

Обязательно отводи время на отдых. Порой, чтобы успокоить нервы, нужно развеяться. Заслуженным отдыхом может стать любимое хобби, встреча с друзьями, просмотр любимых фильмов и просто хороший сон. После перезагрузки ты оценишь всё свежим взглядом и продуктивнее подготовишься к учёбе.

Как перевестись на другую специальность

Перевестись на другую специальность можно очень легко внутри вуза. Это можно сделать еще до первой сессии. Так будет даже лучше, ведь не придется сдавать экзаменационную разницу.

К примеру, вы решили уйти с социологического факультета и перейти на экономический. Особой трудности это не вызовет, однако вам придется самостоятельно узнать всю нужную информацию о программе обучения. Позвоните в деканат нового факультета и узнайте, есть ли там места.

Если вы учитесь на бюджете, то сможете перевестись на бюджет, если есть свободное место. Если нет – то можно перевестись на коммерцию.

Студент, обучающийся на коммерческой форме обучения, может переводиться только на коммерцию, даже если есть свободные бюджетные места. Чтобы получить бюджетное место на другом факультете, нужно поступать в университет заново.

Итак, когда вы узнали, что свободное место есть, напишите заявление на перевод в свой деканат. Затем подпишите это заявление у ректора.

При необходимости напишите заявление на перевод денег за обучение или их возврат, если учебный семестр еще не начался. Ваше заявление должно быть удовлетворено в течение 3 дней. За это время вы можете уже начать учиться в новом факультете. Просто приходите вольным слушателем и начинайте писать конспекты лекций. Если преподаватель все-таки спросит, кто вы такой, то скажите, что будете здесь учиться. Вас сразу могут вписать в журнал группы.

Попросите у новых одногруппников конспекты лекций. Обязательно перепишите их и читайте несколько раз, чтобы понять предмет. Ведь вам скоро придется сдавать по нему экзамен.

А вот когда придет подписанное заявление и вам выдадут новый студенческий, читательский и зачетку, начинайте сдавать экзаменационную разницу. Если она есть. А если ее нет, тогда активно подтягивайтесь к своим новым одногруппникам. Вам нужно выровняться с ними к сессии, чтобы не было никаких отставаний и уж тем более долгов.

Таким образом, если студент выбрал не ту специальность, ему нужно скорее определяться с новым факультетом. Иначе откладывание перевода может привести к невозможности сдачи всей экзаменационной разницы. В этом случае студент не сможет закончить вуз, пока не сдаст все долги по экзаменам. Тем более преподаватели не будут заново объяснять предмет только одному студенту.

Вредно ли нервничать?

В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски. Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.

Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой. Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта. Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.

С помощью стресса можно развивать память

Как перестать нервничать перед важным событием?

Не создавай себе проблемы

Волнения не избежать, когда на экзамен идёшь неподготовленным. Поэтому лучше заранее планировать дела и правильно рассчитывать время, чтобы выучить предмет как следует. Так ты сохранишь значительную часть нервных клеток.

Настройся на позитив

Настраивай себя на позитивную волну

Например: «Экзамен — это важно. Оценка повлияет на мой аттестат, поступление (стипендию)

Но я справлюсь, ведь я учил все билеты. Тысячи школьников (студентов) сдавали до меня этот экзамен, и я смогу». Воспринимай важное событие как одно из маленьких испытаний на жизненном пути, где ты должен проявить себя с лучшей стороны. Впереди их будет ещё больше, поэтому береги свою нервную систему.

Если хочешь научиться контролировать свои эмоции, сделай своими настольными книгами произведения Роберта Лихи «Лекарство от нервов», Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость» или Маркса Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма»

Что не убивает нас, то делает сильнее

Чтобы жизнь изменилось к лучшему, поменяй своё отношение к ситуации. Продумывай возможные варианты развития событий и не исключай вероятности неудач. Например, можно мыслить так: «Если не сдам экзамен на 9, не наберу нужный балл аттестата, придётся подавать документы на платное или в другой вуз, где проходной балл ниже» или «Пойду на пересдачу — постараюсь всё выучить, а в следующем семестре обязательно получу стипендию». Решай проблемы, а не страдай из-за них.

Не держи переживания в себе

Легче взять себя в руки, когда делишься эмоциями с другими. У двери перед экзаменом можно обсудить билеты, поддержать друг друга, пожелать удачи. Отвлекись на повторение материала и почитай самые сложные темы. Так ты сможешь позабыть на некоторое время о нервной дрожи.

Учись правильно дышать

Если событие вот-вот начнётся, а нервы на пределе, воспользуйся хитрым трюком. Естьэффективное дыхательное упражнение, которое помогает успокоиться. На четыре счёта нужно вдохнуть воздух и задержать его на две секунды. Затем за четыре секунды выдохнуть и снова не дышать две секунды. Если объём лёгких позволяет, интервалы можно увеличить (шесть к трём или восемь к четырём).

Во время расслабляющих упражнений важно дышать не грудью, а животом. Это поможет быстрее успокоить физиологические признаки нервозности

Сконцентрируйся

Чтобы перестать нервничать, иногда достаточно собраться с мыслями и сосредоточиться на важном событии. Проверь, всё ли ты взял с собой, проверни в голове спланированный сценарий

Если это экзамен, не паникуй, а вдумчиво прочти вопросы и постарайся вспомнить материал. Постепенно записывая факты, ты сможешь запустить механическую и зрительную память и вспомнить гораздо больше теории, чем тебе казалось вначале.

Как восстанавливать силы после учёбы

Вот несколько способов устранения усталости, которые могут помочь восстановить силы в периоды интенсивной учёбы. 

1. Детокс от соцсетей

Часто любимый способ школьников отдохнуть после занятий — завалиться на кровать с телефоном или планшетом. На деле это не способствует снижению усталости после школы — просмотр социальных сетей и бесконечное потребление информации отнимают ещё больше сил. Попробуйте ввести в семье правила «диджитал-детокса» — за 3–4 часа до сна не разрешается притрагиваться к девайсам. Вместо этого полезно читать книгу или заниматься другими делами. 

2. Временный отказ от секций

Усталость школьника нередко сигнализирует, что он взял на себя слишком много. Подумайте, как можно сократить нагрузку. Возможно, расписание подростка слишком плотно забито дополнительными секциями и кружками? Расставьте приоритеты правильно — здоровье важнее, чем «успеть всё и везде». 

3. Физическая активность

Часто кажется, что спорт лишь отнимет больше сил. На самом деле физическая нагрузка здорово помогает после тяжёлого учебного дня. Полезно делать комплекс упражнений на снятие усталости для школьников. Это не значит, что нужно изматывать ребёнка полуторачасовой тренировкой. Попробуйте простые движения, которые призваны снять напряжение с глаз, шеи и позвоночника — и школьник уже почувствует результат! 

Зарядка для глаз

  • Крепко зажмурить глаза на 30 секунд. Повторить несколько раз. 
  • Быстро моргать в течение пары минут. 
  • Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки закрытых глаз на 2 секунды.  
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову. 
  • Вращать глазами по кругу. 

Зарядка для позвоночника

  • Наклоны влево и вправо — по 10 раз. 
  • «Поза ребёнка» — встать на четвереньки, опустить таз на пятки и вытянуть руки. Здорово расслабляет! 
  • Стоя на четвереньках, округлять и прогибать спину. При этом вытягивать шею вниз и вверх — вслед за спиной. 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: