Установка на данность vs нейропластичность
Идея о врожденной одаренности или бездарности, о нашей изначальной принадлежности к лидерам или старательным исполнителям — одно из следствий устаревшего представления о неизменности мозга.
Если мы рождаемся с раз и навсегда заданным устройством извилин, то и уровень наших способностей и креативности тоже предопределен. В каком-то смысле такая картина мира напоминает кастовую систему: детей делят на одаренных, посредственных, умных или глуповатых, творческих или неоригинальных и т.д. Представляется, что способность к обучению, к какому-то конкретному предмету или занятию искусством — неизменные свойства личности.
Школьная система с ее зацикленностью на отметках и любовью к клише только поддерживает это разделение. Иногда статус отличника или троечницы наносит раны, след которых тянется за человеком всю жизнь. А ведь от того, как мы пишем историю своей жизни (в психологии это называется нарративом или сценарием), зависят и отношение к себе, и жизненный выбор.
Но главная проблема в том, что деление людей на одаренных и посредственных противоречит самой природе мозга, отличающегося нейропластичностью — способностью меняться всю жизнь под воздействием среды и обучения. А отношение к ошибкам как к провалу ставит под угрозу когнитивный потенциал человека.
Причем это вредно как «отличникам», так и «троечникам»: первые жутко боятся провала и воспринимают ошибки как удар по самооценке, вторые настроены на неудачу как на судьбу.
Американский психолог Кэрол Дуэк, одна из ведущих мировых экспертов по мотивации, теориям интеллекта и методам образования, называет представление о себе как о неизменном признаком фиксированного мышления (установки на данность или fixed mindset). Эта психологическая установка основывается на убежденности в том, что наша личность, характер, ум и творческие способности — изначально заданные статичные формы, на которые мы не можем существенно влиять.
Такие представления заставляют считать успех подтверждением врожденного дара, а ошибки — свидетельством его отсутствия.
Что такое «установка на рост»
Кэрол Дуэк утверждает, что такое отношение к ошибкам противоречит установке на рост — подходу, которого придерживаются люди, считающие, что успех приходит в результате упорной работы, обучения и настойчивости (в отличие от тех, кто придерживается идеи фиксированного мышления и приписывает успех врожденным способностям).
Люди с установкой на рост не боятся совершать ошибки, понимая, что это часть обучения и что от провала к провалу они совершенствуются. Они знают, что могут быть плохи в чем-то, чего они не умеют, и что становятся более умелыми, прикладывая усилия и преодолевая когнитивные трудности.
Люди с фиксированным мышлением страдают от неудач, поскольку воспринимают их, как я раньше, — в качестве доказательства, что их по ошибке считали умными или талантливыми, — и думают, что после неудачи на них смотрят по-другому и они обречены на бедность, страдания и одиночество. Или они воспринимают ошибки лишь как очередное доказательство того, что ни на что не годны.
Дуэк считает, что установка на рост позволяет смотреть на жизнь более позитивно, видеть возможности для обучения и испытывать меньше напряжения, а значит, более продуктивно развиваться. Такая установка помогает не только «отличникам» и «троечникам», но и людям с ограниченными возможностями, которые педагогами старой школы могут считаться плохо обучаемыми вследствие травм или особенностей развития.
Мы не знаем точно, какие особенности мозга помогают нам быть более творческими, умными и успешными. Но можем утверждать с уверенностью, что фиксированное мышление мешает нам пробовать свои силы, учиться и развиваться.
Тест на гениальность.
Гениальные люди не сомневаются в том, кто они есть, так как знают чего достичь, что создать, привнести или как изменить мир с помощью своей деятельности.
Сколько Вам лет? Гениальность присуще с детства.
Пройти тест на IQ — показатель уровня интеллекта человека. Более 90% массы людей имеют значение не более 110 по соотношению к своему возрасту. Ученые разработали тесты, которые показывают более достоверные результаты, основываюсь на соотношении возраста и сложности выполнения задач. Таким образом IQ ребенка может быть равен взрослому, но не будет означать, что ребенок умнее или равен по своему развитию взрослому
Выбирайте тест под свой возраст.
Можете ли Вы проявлять свои способности так же хорошо в других направлениях деятельности?
Попробуйте понаблюдать за собой в изучении информации и обратить внимание на время ее усвоения. Например, изучении иностранных языков не должно вызывать сложностей, как правило они легко усваиваются у гениального человека.
У Вас получится написать текст двумя руками одновременно?
Обратите внимание на Ваше существование, достижения, способности, новшества в культуре, изобретениях, технологиях, творчестве, искусстве, музыки, открытиях в науке
Гениальный человек привносит в мир новшества с наивысшим результатом деятельности.
Обратите внимание на Вашу узнаваемость или популярность.
Индивидуальность. Гениальные люди — индивидуальные личности, которым завидуют, поклоняются, восхваляют, говорят, пишут, подражают, пытаются повторить их достижения, копируют творения, и усовершенствуют, дорабатывают произведенное.
Есть ли у Вас недуги, психические заболевания, например: эмоциональное расстройство личности?
Гениальный человек — это редкость, как правило общественность узнает о нем, потому что желание самореализации в деятельности, благодаря развитым с наивысшей степенью способностям, превыше мирских благ. Новые открытия или творения — удивляют общественность, меняют сознания, создается направления развития, вектор движения, как следствие люди начинают обсуждать и говорить, что человек гениален.
Происхождение таланта
Присутствуют ли таланты в каждом человеке? Таланты — это врожденные ценности или приобретенные? Какую роль играют таланты в жизни человека?
О происхождении таланта уже давно идут разгоряченные споры. Вполне вероятно, что человеку даются какие-то предпосылки для развития способностей, но действия для этого развития зависят лишь от самого человека – от его желаний, от окружения.
Представьте – развитие от маленького и беспомощного ребенка до самостоятельного взрослого человека идет не так много времени. Мы осваиваем навыки ходьбы, учимся говорить, петь, рисовать, доказывать теоремы, получаем водительские права, дарим миру детей – все эти процессы происходят за какие-то 20-30 лет!
При желании человек может развивать в себе любые способности, воплощать в жизнь свои мечты, все люди имеют талант в чем-либо. Вопрос только в том, о чем мы мечтаем, куда устремлены наши мысли?
Перед началом погружения в раскрытие талантов посмотрите это видео:
Что такое талант и как он формируется?
По мнению американского психолога Дина Кита Симонтона, талант — это совокупность определенных личностных свойств, знаний и индивидуального опыта, благодаря которым человек быстрее овладевает той или иной деятельностью или же выполняет ее более качественно и за меньшие сроки, нежели другие люди в той же сфере.
Талант — это своего рода предрасположенность к конкретной деятельности. Для ее реализации очень важна благоприятная среда, в которой данную особенность поддерживают и положительно подкрепляют на протяжении долгого времени.
Таланты у человека могут быть самые разные. Один и тот же индивид может сочетать в себе сразу несколько талантов. И что самое интересное, человек всячески стремится именно к той деятельности, в которой скрывается его талант. Эта тяга происходит на интуитивном уровне. Так или иначе человек будет возвращаться к этому занятию снова и снова, независимо от жизненных обстоятельств.
Вопреки распространенному мнению, с талантом не рождаются. Ему, как и любому умению и навыку, для формирования и развития необходимы определенные условия.
Наследственность и генетика, безусловно, тоже вносят свой вклад. К примеру, если человек интроверт по своей природе, ему будет крайне непросто влиться в актерскую деятельность, к которой он стремился уже с детства. Однако среда, в которой вырастет такой ребенок, гораздо важнее. При должной поддержке окружающих и многочисленной практике уже имеющиеся задатки оттачиваются в талант. Исходя из этого, разумно заключить, что талант — это не столько данность, сколько долгий и усердный труд, нуждающийся в подходящей окружающей среде.
Ошибки на службе технологических инноваций
Можно сказать, что ошибкам поклоняются и в X Development — основанной Google в 2010 году американской компании, многие разработки которой засекречены.
10%-ная вероятность успеха означает, что даже при напряженной работе сотрудники компании по большей части терпят неудачу. И это не просто считается нормальным — каждый провал отмечается как достижение.
Глава компании Астро Теллер утверждает, что он создает среду, способствующую появлению инноваций. Это такая среда, в которой за неудачей не следует увольнение, никто не смеется над сотрудником и не порицает его за провал проекта, как это происходит в большинстве компаний (именно поэтому их сотрудники продолжают держаться за не самые лучшие проекты, на которые впустую расходуются деньги).
Но на то и Google, чтобы быть не как все. Астро Теллер награждает признанием, бонусами и отпусками тех, кто быстрее выявил ошибки своего проекта, признал его провальность и раньше других отказался от бесперспективных разработок. По его словам, эти люди делают для инноваций больше, чем остальные.
Есть ли у меня талант?
Как понять, талантлив человек или нет и в чем именно он талантлив? Конечно, когда мы видим результат деятельности одаренного человека, мы понимаем, в чем его талант. Там, где другой сделает плохо или бездарно, одаренный человек сделает быстро и хорошо, по-своему уникально, талантливо.
Но если судить только по результату, то если у человека нет готового продукта, он что – обязательно бездарен? Вовсе нет. Возможно, этот человек просто не занимается тем делом, в котором он одарен. Или занимается, но пока еще не достиг значимого результата. Мы видим, что он снова и снова прилагает все свои способности и усилия именно в этом направлении, его не нужно мотивировать, ставить перед ним цели, он все равно будет этим заниматься.
Снова хочу привести пословицу: «Что для бездарности – цель, то для таланта – средство». То есть талантливый художник всегда будет писать картины, даже если это не приносит ему ни признания, ни денег, потому что он не может жить без этого.
Яркий пример – Винсент Ван Гог, который получил признание только после смерти, прожил жизнь в нужде и сводил концы с концами только благодаря помощи своего брата. И Казимир Малевич, который стал знаменит при жизни, был назначен крупным чиновником от искусства. А вот что он писал в школьном сочинении, когда ему было 13 лет: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Весь день он слушает, как рабочие матерятся… поэтому, вернувшись домой, часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником: не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести… Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день».
Самым известным полотном Малевича является «Черный квадрат», который оценивается сейчас в $20 000 000. Но является ли эта картина талантливым произведением или же великим пиар-объектом, по типу «платья голого короля», до сих пор ведутся жаркие споры. Известен факт, что до Малевича уже существовало как минимум три известных «Черных квадрата», первый из которых был написан за 300 лет до него. Несомненно, что он был талантливым организатором и пиарщиком.
Еще одна неотъемлемая черта таланта – уникальность, исключительность.
Простой способ понять, в чем ты одарен, – представить, что ты лишился этого дара. Например, что вдруг – потерял зрение. И тогда привычное, обыденное доселе проявит свою истинную ценность. Осуществить свой талант, прожить талантливую жизнь – это сложная и ответственная задача. Многие поступаются своим талантом, своим истинным призванием в погоне за мифическими достижениями других, движимые завистью, жаждой славы, денег, успеха.
К психологам часто обращаются люди, достигшие значительных высот, признания и вдруг, на вершине успеха, осознавшие, что все это им не нужно, что они живут не своей жизнью, что жизнь их пуста и никчемна. Это как раз и означает, что они предали свое истинное призвание, пренебрегли своим талантом.
Дети, знаменитые своими талантами
Затрагивая тему известных своими талантами личностей, нельзя не упомянуть о самых младших из них. Перед вами список одних из самых талантливых детей на планете. И открывает его Аэлита Андре.
- Малакай Сэмди — самый юный музыкант, играющий на барабанной установке. Свои первые барабанные палочки мальчик взял в руки, когда еще не умел ходить. В четыре года Малакая отдали в музыкальную школу, и уже через год молодой барабанщик стал давать собственные концерты. Мальчик до сих пор совершенствуется в своем творчестве. Он выступает в детских домах, больницах и небольших населенных пунктах, поддерживая и вдохновляя людей своим примером.
- Мит Фуджи — один из самых юных и блестящих фотографов. В возрасте трех лет мальчик сделал свою первую фотографию, которая попала на выставку и поразила всех. Мит продолжает делать потрясающие фотографии. Родители поддерживают его и верят, что их сына ждет большое будущее.
- Отом де Форест — молодая художница, получившая широкую славу как одна из самых талантливых детей в мире. В пятилетнем возрасте девочка занялась живописью. Вскоре ее работы показали на канале Discovery Channel, после чего юная художница стала по-настоящему знаменитой. Сейчас ей четырнадцать лет, и ее творчество продолжает занимать места в галереях вместе с работами мировых художников.
- Клеопатра Стратан — юная певица, о таланте которой узнали, когда девочке было всего три года. В этом же возрасте вышел ее первый музыкальный альбом. Что интересно, Клеопатра — певица-самоучка.
- Данат Плюшинуэтанви — один из самых юных музыкантов. Уже в трехлетнем возрасте мальчик прекрасно играл на скрипке. Более того, с ранних лет Данат начал заниматься живописью. Мальчик создал около трех тысяч картин. В настоящее время юный художник и музыкант дает свои концерты во многих странах.
- Эйвери Молек — юный музыкант-барабанщик. Уже в четырехлетнем возрасте мальчик получил в подарок настоящие музыкальные инструменты, а спустя год начал выступать в родном городе. Любопытно то, что Эйвери учит мелодии, опираясь исключительно на слух.
Что такое гениальность?
Гениальность — высшая степень интеллектуального или творческого развития человека, относительно принятым нормам общества, проявляющиеся в науке, технологиях, изобретениях, искусстве, культуре и в социальной сфере, где достигнута новая веха.
Гениальные люди дают совершенно новое веяние, создают уникальные технологии, которых не было ранее, а научные открытия меняют мышление и так в любой сфере.
Талантливого человека, могут приравнивать к гениальному. Насколько это правильно?
Что такое талант?
Талант — это развивающаяся с течением времени способность человека, сопутствующая накоплению опыту и знаний, способствующая превосходить в какой-либо области или сфере над другими.
Различия между гениальностью и талантом.
Изобретение гениального человека Леонардо Да Винчи — скорострельное оружие
Человек может обладать талантом во многих сферах, но с определенно развитым опытом в одном направлении. Гениальный человек может проявлять себя с наивысшей степенью развитых способностей в разных сферах и в разных направлениях.
Например, Леонардо Да Винчи — гениальный человек, так как с наивысшей степенью интеллектуальных и творческих способностей, относительно общей массы людей, изобрел уникальные предметы, написал картины, музыку, а так же проявил себя в качестве: ученного, архитектора, скульптора. Талант можно развивать и совершенствовать на основании знаний и опыта, в то время, как гениальность проявляется в раннем возрасте с наивысшим качеством результата.
Картина гениального человека Леонардо Да Винчи — «Тайная вечеря» (1498)
Например, у человека есть тяга к искусству рисовать и через годы обучения он получит превосходный результат, а через десятки лет может добиться выдающихся результатов, благодаря которым в обществе начнутся обсуждения и будет признан талантливым человеком. Гениальный человек, как правило выдаст сразу результат, который взбудоражит общественность.
Можно сказать, что гениальность и есть талант, только с наивысшей степенью развитостью в различных областях и сферах деятельности с максимальным качеством выполнения, которая может идти в разрез с принятыми нормами общественности и приносит новое веяние.
Гениальные люди совершают новые открытия, создавая новую эпоху в деятельности человека, талантливые успешно их дорабатывают и привносят изменения, создавая уникальные творения.
Гениальный человек в современном мире.
В нашем современном обществе принято считать человека гениальным если он создает максимально качественное, новое творение, благодаря врожденным высокоразвитым способностям и превосходит над другими в одной области или сфере деятельности и универсален в ней.
Почему мозгу необходимо ошибаться
Ошибаться не только не страшно и не стыдно, это крайне необходимо! В тот момент, когда мы ошибаемся, наш мозг интенсивно учится, так как ошибки — неотъемлемая часть ассоциативного обучения.
Ассоциативное обучение давно известно по экспериментам Павлова с собаками. Знаменитый нейрофизиолог учил животных ассоциировать, например, поступление пищи со звуком. Cо временем звук вызывал выделение слюны, даже если им не приносили пищу. Основной принцип ассоциативного обучения заключается в том, чтобы связать несколько стимулов друг с другом, например, удовлетворение какой-либо базовой потребности и возникших в результате положительных эмоций с посторонним стимулом. Вознаграждения помогают закреплять информацию или навык.
Прежде чем совершить действие, мозг оценивает вероятность получения награды и на основании данных, имеющихся в памяти, строит прогноз. Если прогноз был верный и мы получили именно то, что и намеревались получить, дофамин, помогающий запомнить новое и получить удовольствие, не выделяется активно. Зачем же учиться, если прогнозы и так верные? Чтобы произошло активное выделение дофамина и запоминание, мозг должен обнаружить ошибку в прогнозе: расхождение между предположением и тем, что мы получили. Обнаруженная ошибка становится сигналом для обучения!
В японских школах это свойство мозга используют на уроках, чтобы стимулировать мышление учеников. Учитель делает ошибку и говорит, что он запутался и ему нужна помощь ребят. Пытаясь найти ошибку, школьники на уроке учатся размышлять.
Как стать гениальным?
Гениальность и талант врожденные качества человека. Гениальность и талант, могут проявляться, как в маленьком, так и в зрелом возрасте на основании врожденного (биологического фактора), который созревает в процессе развития человека.
Если на протяжении большого количества времени заниматься одной деятельностью, быть более квалифицированным специалистом, разбираться, знать, изучать или применять на практике что-то лучше других, то Вас могут приравнять к талантливому человеку, но по определению — это будет одаренность.
Например, любой человек может овладеть навыком рисовать, только одаренные люди рисуют хорошо, талантливые еще лучше, а гениальные рисуют так, что возникает новое творение, новый жанр, новое представление или видение.
Что такое одаренность?
Одаренность — это возможность успешного осуществления деятельности человека, при накоплении знаний, опыта и умений. Одаренный человек предпринимает попытки для достижения успеха на основании приобретенного опыта, пройденного периода обучения, за счет накопленных знаний и умений делать.
Как я перестала быть одаренной
Вред, который наносит установка на фиксированное мышление, я почувствовала, когда отчетливо осознала, что моему стремлению к росту и развитию мешает болезненное желание подтверждать свой статус-кво.
Часто я делала то, за что меня считали одаренной, и старалась преуспеть в предметах, преподаватели которых хвалили меня за «природный талант». Я не спрашивала себя, чему на самом деле хотела бы научиться, ведь для этого нужно было вступать в зону неизвестного, ошибаться, не оправдывать чужих и собственных ожиданий.
Не «гениальный режиссер», а «режиссер, который подбирает отличные саундтреки и делает качественный „музыкальный“ монтаж», не «гениальный писатель», а «писатель, которому удалось предсказать основные тренды цифровой эпохи и последствия #metoo», и т.д.
Затем я перестала называть других людей «обычными» (каюсь, раньше это слово я произносила с презрением) и стала искать их конкретные характеристики: вместо «Обычным людям не понять художников» я стала говорить: «Работающим в сфере строительства часто трудно понять образ жизни креативного класса» и т.д.
Наконец я сделала самое «страшное» — стала называть себя «обычной». Поначалу это вызывало горечь с каким-то оттенком детской вредности. Мысленно я продолжала: «…и поэтому ничего не достигну». Но я отбрасывала эту мысль и перечисляла, что умею и чему хочу научиться, а какие цели еще очень далеки.
Вместо «Я не одаренная и не имею необходимого образования и поэтому не стану браться за сценографию в балетном театре» я говорила: «Я обычный художник, поэтому вполне могу попробовать себя в сценографии, а вот для составления технической документации привлеку специалиста».
Вместо того, чтобы давать общие оценки своей личности, я теперь анализирую свои знания и навыки, относясь к ним как к техническим характеристикам, которые можно улучшить, если потратить на это время и силы.
Меня не смущает, что чему-то придется учиться много лет (к примеру, нейробиологии), а что-то начинать почти с нуля (например, из-за полученной на скейте травмы ноги мои спортивные возможности сильно пострадали, но меня это не останавливает от упорных упражнений реабилитации).
За годы борьбы с парадигмой гениальности ее наваждение полностью прошло.
Про талант человека
Давным-давно «талантом» называлась мера каких-либо ценных вещей, например, денег или фамильных драгоценностей. Талант — дар человека.
Всем известно словосочетание «зарыть талант в землю». Происхождение его — из библейского рассказа о трех слугах. Человек, которому они подчинялись, однажды дал им по целому таланту золота и сказал, что они могут как угодно распорядиться подарком.
photo_by_rawpixel on_unsplash
Двое слуг решили, что неплохим решением станет подзаработать, создав дело и вложив подаренный талант. Первый обанкротился, а второй добился успеха и смог приумножить вложения в несколько десятков раз. А третий постоянно боялся изменений и не решался куда-то вложить свой талант.
Он решил зарыть его в землю. Конечно, через какое-то время он откопал его, но пользы никакой это не принесло, он не смог воспользоваться своим талантом.
С того момента про человека, не сумевшего раскрыть и правильно применить свой талант, говорят, что он его зарыл в землю.
Человек без таланта — это грустно
Поэтому раскрытие талантов — это крайне важно для каждого из нас
Примеры гениальных людей.
- Винсент Ван Гог — нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
- Архимед — древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “\pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” — Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
- Ньютон Исаак — английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
- Галилео Галилей — итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео — первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.