Аутоагрессия

Мои рекомендации

  1. Стараться оставаться в контакте с подростком: меньше критиковать, больше поддерживать, сдерживать контроль, но и не пускать ситуацию на самотек.
  2. При повторении самоповреждающего поведения обратиться к специалистам за помощью. Подойдет невролог, психолог, психиатр или психотерапевт.
  3. Разговаривать с подростком, увлекаться его жизнью, примерно представлять круг знакомых и интересов.
  4. Учить адекватным стратегиям поведения в конфликте.
  5. Рассказывать о безопасных способах борьбы с негативными эмоциями.
  6. Обсуждать ситуации удачных и неудачных взаимодействий со сверстниками.

Распространённость

Суицид – это индикатор общественного здоровья общества, его благополучия и качества жизни. Каждый день 2 тысячи человек сознательно лишают себя жизни. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость суицидов составляет 15,1 случай на 100 000 населения в год. При этом частота завершённых суицидов (то есть самоубийство с фатальным, смертельным исходом) среди мужчин значительно выше, чем среди женщин. Так, частота завершённых суицидов среди мужчин составляет 24,0 случая на 100 000 человек, а среди женщин 6,8 случаев на 100 000 человек.

При этом данные статистики значительно отличаются от реальных случаев, что связано с затруднениями при регистрации и учёте суицидов.

Так, по рекомендациям ВОЗ, случаи автокатастрофы с одним водителем и смертельным исходом, должны регистрироваться как суицид. Однако, по факту, эти эпизоды регистрируются как смерть в результате дорожно-транспортного происшествия.

Характерные проявления

Саморазрушение может иметь такие симптомы:

  • проявление резко отрицательного отношения к своей персоне, самоунижение, самообвинение;
  • саморазрушающие действия — сексуальные эксцессы, суицидальное поведение;
  • нанесение физических травм самому себе;
  • химические зависимости от алкоголя, приема наркотиков или психотропных препаратов, медикаментов, в частности, стимуляторов и седативных средств;
  • прием препаратов, которые не вызывают зависимости, в частности психоактивных веществ, слабительных, анальгетиков, стероидов, витаминов;
  • пищевые зависимости, в частности, привязанность к сахару, кофеину, обжорство, анорексия, булимия;
  • любовная зависимость;
  • трудоголизм — человек живет мыслями о работе, его не волнует отдых;
  • отсутствие заботы о своем здоровье — человек откладывает посещение врача настолько, насколько это возможно, даже при наличии травм, также сюда относят игнорирование предписаний врача, обращение исключительно к народным методам, которые могут приводить к нежелательным последствиям, усугублению уже и так нездорового состояние;
  • экстремальное поведение — действия человека, которые несут потенциальную угрозу его здоровью и жизни, а порой и других людей. Сюда относят участие в бандитских группировках, терроризм, гонки по городским улицам, деструктивные культы

Типы поведений


Проявление антисоциального поведения

Активное. Человек жаждет сбежать от реального мира

Он прибегает к применению различных веществ, концентрирует внимание на действиях и предметах, которые дают ему определенные эмоции. Вследствие этого у него вырабатывается привязанность, одна или несколько, которая контролируют его жизнь, делает подавленным и беспомощным

Это поведение приводит к употреблению наркотиков, спиртного, к азартным играм, беспорядочным половым связям, перееданию. Нередко проявляется в моменты, когда в жизни индивида возникают определенные трудности или травмы, трагедии. Это может быть и увольнение, смерть родственника. Данным индивидам характерны комплекс неполноценности, проблемы в будничной жизни, привычка врать, склонность к обвинению других в своих бедах, проблемы с психикой, саморазвитие им чуждо.
Антисоциальное поведение. Человек прибегает к действиям, противоречащим морали и законам. Он не ощущает ответственности за свои поступки, не испытывает муки совести. Его действия сопровождаются агрессивным поведением, импульсивностью. Предпосылки родом из детства, результат взросления в неполной семье или гипоопеки со стороны родителей.
Суицидальное поведение. Человек постоянно задумывается о самоубийстве. Тут различают такие виды: анемическое, которая спровоцировано личной трагедией, к примеру, смертью родственника; эгоистическое — результат невосприятия требований и социальных норм; альтруистическое — потребность избавить окружающих от себя, ведь «являюсь обузой для других».
Конформистское поведение. У человека отсутствует собственная точка зрения, он соглашается с мнением большинства, особенно тех, кто при власти. Такие индивиды живут в соответствии с принципами общества, по сути, являются марионетками.

Классификация

Разберем основные разновидности.

По сфере влияния аутоагрессия может быть:

  • Духовной;
  • Физической;
  • Социальной и психологической.

По степени произвольности различают осознанную и неосознанную аутоагрессию.

По способу реализации может быть опосредованной, расширенной, непосредственной или трансагрессивной.

Проявляется также по-разному. Основные признаки:

  • Склонность к самоубийству;
  • Изменение пищевого поведения;
  • Тяга к экстриму;
  • Замкнутость в себе;
  • Фанатичное или виктимное поведение:
  • Зависимость от психотропных препаратов, алкоголя и пр.;
  • Склонность к самоповреждениям.

Почему аутоагрессия у детей возникает

В трехлетнем возрасте ребенок переживает первый осознанный возрастной кризис. Этот период психологи и психиатры называют “Я сам“. Он достиг определенного уровня самостоятельности, но еще не до конца научился себя обслуживать, поэтому проявляет гнев, если не получается, например, завязать шнурки на ботинках.

Период характеризуется вспышками негативизма, протеста, отрицания ранее привлекательных ситуаций.

Дошкольный возраст – спокойный период в жизни ребенка.

Школьники проявляют агрессию по отношению к себе в состоянии стресса, связанного с учебной деятельностью. Чувство вины в связи с неуспеваемостью, особенно, если родители склонны наказывать за плохие отметки. Иногда ненависть к себе связана с отсутствием объекта, на которого направлен негативизм или открыто проявить агрессию невозможно (например, в отношении учителя).

Причины возникновения аутоагрессии

Аутоагрессия может появляться по разными причинам. Разберем основные.

Часто человек начинает испытывать агрессию к себе, если на самом деле испытывает ее к кому-либо другому, но не может направить ее на этот объект. В данном случае срабатывает некий защитный механизм, и он перенаправляет агрессию на себя самого.

Есть мнение, что может возникнуть также и на основании 3-х факторов:

  • Внутренний конфликт, в основе которого — несоответствие собственных взглядов и принципов чужим, но при этом замещение собственных взглядов именно противоположными. В результате появляется агрессия. Причем направлена она на другие объекты, но со временем из-за внутреннего конфликта начинает применяться к себе.
  • Какая-либо психотравмирующая ситуация.
  • Конфликт между ожиданиями и действительностью.

Нередко аутоагрессия возникает из-за того, что взрослые неправильно ведут себя по отношению к ребенку и особенно подростку. Дело в том, что, если родители ожидают от своего ребенка слишком многого — только золотые медали, только пятерки в школе, только успех всегда и во всем, а ребенок не в состоянии оправдать их ожидания, он начинает испытывать агрессию в отношении собственной личности.

Когда это возникает в детстве, то в зрелом возрасте справляться с этим очень сложно, поэтому важно с самого раннего возраста беречь психику своих детей. Еще одна причина — перфекционизм, который может принимать очень серьезные формы

Перфекционист ставит перед собой задачи, которые ему заведомо не удастся выполнить и впоследствии начинает винить себя за то, что не достиг поставленных целей

Еще одна причина — перфекционизм, который может принимать очень серьезные формы. Перфекционист ставит перед собой задачи, которые ему заведомо не удастся выполнить и впоследствии начинает винить себя за то, что не достиг поставленных целей.

Мои рекомендации

Больной злится на кого-то или на что-то, но из-за неспособности выплеснуть гнев на конкретный объект он начинает разрушать себя. Нужно понять, что триггерит именно вас (травмирует, раздражает, запускает очередной акт аутоагрессии). Выявите триггеры и избавьтесь от аутоагрессии при помощи ведения дневника.

Записывайте ситуации, при которых у вас появляется желание навредить себе или сделать что-то опасное, рискованное. Расписывайте по деталям: кто и что окружает вас, какие разговоры происходят, что вы чувствуете и думаете. Учтите, что реакция на стресс может быть немного отсроченной, например, на несколько часов или на пару дней.

Недели через 2–4 (зависит от того, как часто влияет стрессовый фактор и как часто случаются приступы аутоагрессии) вы заметите некоторую закономерность, сможете назвать один или несколько раздражителей. Переходите от общего к частному, например, сначала выявите, где это чаще всего случается (дома, на работе или на учебе, в гостях у кого-то), при каком виде деятельности это происходит, какой человек или какое «надо» присутствует при этом.

Часто агрессия просыпается в тот момент, когда человек заставляет себя делать то, что не хочет. Это может быть что угодно:

  • очередной день на нелюбимой работе (не поэтому ли многие люди любят напиться до потери пульса в пятницу или субботу?);
  • конкретное задание или общение с конкретным человеком на работе;
  • отношения с супругом (супругой) или другими членами семьи;
  • поездка в общественном транспорте;
  • прочее.

Дальше нужно избавиться от выявленного фактора. И тут необходимо подбирать индивидуальный план. Например, если вы понимаете, что злитесь на партнера, но не можете в этом признаться, а потому уничтожаете себя, то пришло время все высказать, поговорить начистоту и начать работать над отношениями или расстаться. Если вас раздражает общественный транспорт и попутчики, то тут проще – научитесь водить и купите свой автомобиль. Если вы понимаете, что ненавидите свою работу, то нужно искать новый вид занятости, свое призвание.

Что касается конструктивного выхода агрессии, то тут помогут старые и проверенные способы:

  • занятия спортом;
  • арт-терапия;
  • крик;
  • битье посуды (есть специальные аттракционы для этого);
  • подобное.

Все люди злятся и раздражаются – это нормально, даже если вы злитесь на кого-то из близких. Ненормально винить себя и сдерживать эмоции или выражать их агрессивно по отношению к себе либо обидчику.

Ну и в завершение общий совет: учитесь жить для себя. Подумайте, что вы на самом деле хотите, и научитесь заявлять о себе. Тут тоже полезно вести дневник и начинать с малого, например, осознанно выбрать себе обед, а не заказывать «Как всегда» или «На ваше усмотрение».

Важно! Если вы понимаете, что агрессия связана с ненавистью к себе, своей внешности или прошлому, то нужно срочно посетить психолога. В этом случае лучше не заниматься самолечением

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой. У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Аутоагрессивное поведение – естественно ли?

Аутоагрессивное поведение считается противоестественным для человека, оно имеет под собой разрушающую основу.

Проявления аутоагрессии подразделяются по следующим признакам:

  1. Сфера влияния: социальная, психологическая, духовная, физическая.
  2. Уровень произвольности: неосознанный либо осознанный.
  3. Метод реализации: непосредственный, опосредованный, расширенный, трансагрессивный.
  4. Способ проявления: аутизм, расстройство пищевого поведения, склонность к суициду, увлечение сектами, культами, экстремальный спорт, виктимность, алкогольная и наркотическая зависимость, нанесение увечий и причинение самому себе боли.

Почему появляется аутоагрессия и в чем у людей разных возрастов и положений? По мнению психоаналитиков, аутоагрессия является защитным психическим механизмом. В таком проявлении агрессия, направленная на определенного человека или ситуацию, не достигает цели и устремляется внутрь.

Например, излишняя робость и деликатность не позволяет человеку ответить хамством на хамство, отказать в чем-то. Человек соглашается или терпит хамство, одновременно взращивая неприятие ситуации. Невысказанность трансформирует неприятие в злость, направляет ее на себя, запускается процесс самобичевания, то есть аутоагрессии.

Согласно теории, разработанной психологом Г. Пилягиной, развитию аутоагрессии способствуют некоторые формы:

  • человек с развивающейся фрустрацией, внутренним конфликтом и отрицанием агрессии параллельно с отрицанием мнений других людей, воспринимаемых как собственные;
  • возникновение ситуации с травмированием психики и активацией поведенческих механизмов защиты;
  • обратная связь с негативным подтекстом (не сбылись ожидания относительно чего-то или кого-то, есть необходимость в решении внутреннего конфликта, проявление агрессии из вне).

Психологи утверждают, что важную роль в возникновении аутоагрессии отводят родительским отношениям. Когда малыша хвалят и одновременно направляют на правильный путь, он воспринимает себя адекватно.

Одной из причин проявления недовольства собой является развитие качеств, присущих перфекционисту. Человек ставит себе завышенные планки, предъявляет завышенные требования, хочет все сделать идеально. Когда результат далек от цели – начинается процесс саморазрушения.

Как поддержать себя во время пандемии

1

Внимание к базовым потребностям тела. Когда вы в последний раз ели (и что), много ли пьете воды, сколько часов спите? Эмоциональный фон может усиливать аппетит (когда человек «заедает» тревогу) или, наоборот, гасить его

Хорошо, если вы уже умеете распознавать сигналы тела и давать ему нужную пищу в необходимом количестве

Когда вы в последний раз ели (и что), много ли пьете воды, сколько часов спите? Эмоциональный фон может усиливать аппетит (когда человек «заедает» тревогу) или, наоборот, гасить его. Хорошо, если вы уже умеете распознавать сигналы тела и давать ему нужную пищу в необходимом количестве.

В периоды стресса важно получать достаточное количество воды, белка, насыщенных жиров. Алкоголь, сладости, кофе и чай, конечно, популярные народные средства при повышенной тревоге, но на деле скорее усугубят состояние: они стимулируют выработку гормонов, связанных со стрессом

2. Рутина и ритуалы

Привычные занятия помогают успокоиться и вернуть ощущение нормальной жизни, а режим дня дает опоры и чувство, что вы что-то контролируете.

Важно: возможно, прямо сейчас вам не хватает сил, чтобы следовать четкому расписанию. Определите необходимый минимум дел на день — пусть туда входит не только быт, но и что-то приятное

Иногда организм требует много сна: это может быть способом восстанавливаться от стресса или сигналом об усталости, которая накопилась еще до начала пандемии. Дайте себе отоспаться. Если же это переходит в затяжное состояние «не могу встать с кровати» — это тревожный сигнал, стоит обратиться за помощью.

3

Физическая активность и внимание к телу. В период вынужденной изоляции мы лишаемся привычного телесного опыта

Даже если вы не ходили на регулярный массаж или социальные танцы, скорее всего, вы при встрече обнимались с друзьями, жали руки коллегам или гладили дворового котика

В период вынужденной изоляции мы лишаемся привычного телесного опыта. Даже если вы не ходили на регулярный массаж или социальные танцы, скорее всего, вы при встрече обнимались с друзьями, жали руки коллегам или гладили дворового котика.

В домашних условиях себя можно поддержать телесными практиками, которые помогают выйти из тревожного состояния. Это может быть не только спорт в домашних условиях, но всё, что возвращает вас к ощущению своего тела: массаж и самомассаж, душ, объятия или секс, осознанное движение.

4. Информационная гигиена

Стоит прислушаться к собственным потребностям: вы хотите полностью ограничить поступающую информацию или вам для спокойствия нужны новости? Если у вас есть потребность знать, что происходит, выберите несколько надежных источников, которым доверяете, и читайте их точечно, вместо того чтобы листать ленту фейсбука с потоком самых разных постов.

5. Круг общения

Социальные связи и позитивное общение — обязательное условие психического здоровья

Важно поддерживать не только близкие отношения с родными и друзьями, но и так называемые слабые связи. Есть исследования о том, что даже после короткого контакта с незнакомым человеком улучшается психологическое состояние

Если живое общение жестко ограничено, связь с близкими можно поддерживать онлайн: созваниваться по скайпу или, если есть силы и желание, делать что-то вместе дистанционно: готовить ужин, смотреть кино, танцевать (кстати, групповые занятия онлайн — это тоже взаимодействие с людьми).

6. Переключение в другой режим

В ответ на стресс организм мобилизуется. В этот момент область мозга, которая отвечает за сложное когнитивное поведение и принятие решений, «выключается». Чтобы вернуть себе способность анализировать и оценивать ситуацию и планировать свои действия, нужно помочь ей «включиться». Помогают практики, которые часто рекомендуют при панических атаках, например:

  • назовите вслух пять вещей, которые вы сейчас видите, слышите, чувствуете;
  • потрогайте разные поверхности и опишите их вслух;
  • найдите вокруг себя все предметы одного цвета или формы.

Это та зона, где вы точно всё контролируете. Вы можете принимать личные решения, которые могут позитивно влиять не только на вас, но и на окружение:

Сонник — Работать

Работать во сне — хороший знак. Сон обещает стабильность и заслуженное благополучие. Видеть себя на собственном рабочем месте — начальство отблагодарит вас за добросовестный труд. Быть может, вам дадут небольшой отпуск. Если во сне вы тяжко трудились, это значит, что ваши усилия увенчаются успехом. Видеть, как трудятся другие, — разделите радость своих друзей. Присоединиться к их труду — вам с друзьями удастся разбогатеть. Искать работу во сне и найти ее — провернете выгодное дело. Если же вам снилось, что вы никак не можете найти работу, это значит, что исполнение желаний пока невозможно. В этом случае представьте, что ваш лучший друг устраивает вас на хорошее место. Если вы кому-то поручили свою работу, а сами пошли отдыхать, это значит, что наяву вас могут подсидеть. Представьте, что вы сами выполнили всю свою работу и только потом позволили себе немного отдохнуть. Если вы выполняете работу за кого-либо, это значит, что вам предложат повышение или повысят зарплату. Универсальным образом отработать сон о работе можно, если вы представите, что трудитесь с радостью, работа прибавляет вам сил.

Аутоагрессия у подростков

Аутоагрессия у подростков отличается от детской более высокой осознанностью, в этом возрасте они начинают скрывать свои повреждения, отодвигать акт нанесения себе увечий на некоторое время, оправдывать для себя собственное поведение.

У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование аутоагрессивного и самоповреждающего поведения:

Перенос агрессии с внешних объектов на себя. Общество не позволяет подростку выплескивать свои негативные эмоции, ему не разрешается кричать на кого-то, оскорблять и бить. Чтобы не терять свои позиции в социуме, но находить выход для своих эмоций, подросток делает себя объектом агрессии.
Постоянно повышенное психическое напряжение. Пытаясь отвлечься от тяготеющих его переживаний, подросток, например, режет себе руки или делает очередной прокол каких-либо частей тела.
Непринятие своего тела часто приводит к нанесению себе вреда особыми способами: отказом от пищи, изнуряющими тренировками, попытками украсить себя пирсингом или татуировкой.
Недостаточно тесные взаимосвязи со значимыми людьми. Часто самоповреждения возникают у подростков, воспитывающихся в авторитарных и либеральных семьях. В первом случае в связи с постоянными упреками, не всегда обоснованными повышениями голоса и вездесущим контролем ребенок не чувствует, что его любят

Во втором – родители не демонстрируют практически никакой заинтересованности жизнью подростка, поэтому он, пытаясь заслужить их любовь, привлекает их внимание с помощью самоповреждений.

Чувство вины, постоянно вменяемое взрослыми. Стараясь от него избавиться, подросток начинает наказывать сам себя, в том числе самообвинениями, самоунижениями и самоповреждениями.
Демонстративное поведение

Человек пытается привлечь внимание взрослых и близких людей к себе, своему состоянию и переживаниям, находясь в поиске сочувствия и понимания.

Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям, в том числе – к летальному исходу. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.

Аутоагрессия у детей / ребенка: причины и симптомы

Аутоагрессия у детей / ребенка имеет свои особенности и симптомы. Дети доставляют себе боль посредством нанесения ударов, царапают кожу, щипаются, рвут волосы, кусают себе конечности. Возникновение подобного поведение наблюдается обычно после того, как ребенка наказывают, ругают или запрещают что-либо.

Если ребенок не умеет переключать внимание с негативной ситуации, агрессивные действия у малыша происходят непроизвольно и почти сразу же после случившегося. Ребенок постарше уже начинает скрывать от других следы физического самобичевания, а мысленное ругательство и обвинение себя происходит в одиночестве

Некоторые дети используют методы аутоагрессии для привлечения внимания со стороны родителей, друзей. Если маленькие дети способны себя ударить, поцарапать и показать рану маме, чтобы она пожалела, то подростки уже действуют иными способами для получения уважения и внимания. Мальчики курят, выпивают алкоголь, чтобы казаться независимыми и самостоятельными, девочки изнуряют организмы диетами и спортом, чтобы быть привлекательными.

Детская аутоагрессия возникает при сложных социальных и семейных отношениях. Причины развития подобного поведения следующие:

  1. Психологический тип ребенка, при котором наблюдается заниженная самооценка, частое плохое настроение, апатия, закрытость от общества. Таки дети часто тонко чувствуют эмоциональное состояние других людей, готовы помочь им в ущерб себе.
  2. Реакция на наказание. Малыш не может ответить на негатив, исходящий от взрослых, поэтому изливает обиду внутрь собственного организма.
  3. Родительские ссоры, вызывающие у ребенка страх, беспомощность, обвинение самого себя. Ребенок не говорит слова в защиту кого-либо из родителей, занимается тем, что сознательно причиняет боль себе.
  4. Дефицит внимания со стороны отца и матери. Ребенок наносит себе травмы, на которые реагируют родители и больше времени проводят с ним, жалея его.
  5. Завышенные требования, предъявляемые к ребенку. Учеба — только на отлично, спортивные достижения – только на золотую медаль, олимпиады и конкурсы – только с призовыми местами. Малыш старается угодить и выполнить стоящие перед ним задачи. Но если не получается, а его ругают, к подавленности добавляется аутоагрессия. Нанося себе физическую боль, ребенок наказывает себя за то, что не смог оправдать ожидания взрослых.
  6. Родительский пример аутоагрессии, который перенимают дети. Расстроенная мама закрывается в комнате и лежит, отказываясь от еды и общения. Расстроенный папа называет себя никчемным и никому не нужным человеком, уходит в запой. Ребенок, глядя на такое поведение, невольно примеряет его на себя и поступает аналогично.

Аутоагрессия у детей подразделяется на:

  • вербальную, когда самобичевание носит психологический характер;
  • физическую, когда наносится вред телу.

Ребенок, привыкающий к аутоагрессии, с трудом решает конфликты и споры, плохо умеет выстраивать разговор и доказывать свою точку зрения.

Со временем такие дети становятся мнительными и молчаливыми, в связи с чем теряют навыки общения и социальной адаптации.

Депрессия

Тяжелые формы депрессии, называемыми клиническими

, нередко, ставят в тупик психотерапевта. В кресло напротив садится сгорбившийся человек с черными кругами под глазами, потухшим взглядом и угрюмым видом, и начинает рассказывать о том, как он виновен в том, что оказался в такой ситуации. Он рассказывает череду событий, приведших его к такому состоянию, и на каждом этапе своего рассказа неизменно приходит к выводу, что во всем виноват только он один. Этот рассказ выглядит абсурдным, доводы не кажутся убедительными, и удивляет его упрямое желание обвинять себя. Если попытаться высказать оправдания в его адрес – он с убеждением опровергнет это оправдание и выразит новые еще более абсурдные доказательства своей виновности. Его настойчивые обвинения себя, построенные на причудливых доказательствах, очень напоминают паранойю. Разница заключается только в том, что припаранойе преследующий объектпроецируется на реальных или воображаемых людей вовне, а приклинической депрессии преследующим объектом становится сам больной.

В случае более легкого проявления депрессии, мы не видим этого ярко выраженного самообвинения, но обнаруживаем низкую самооценку, неверие в свои силы и, чувство беспомощности, то есть обесценивание себя

. Перед нами предстает схожая картина нападения на самого себя и преследования себя, как и в случае тяжелой депрессии, но менее яркая.

Что внутри депрессивной личности оказывается столь агрессивным, что способно уничтожить саму личность?

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется индивидуально, зависит от формы расстройства, своевременности диагностики и лечения, мотивации пациента к выздоровлению. Профилактика основана на развитии социальных навыков и повышении стрессоустойчивости. Риск аутоагрессии снижается при умении открыто и корректно выражать свои чувства, отстаивать собственное мнение

В ситуации невозможности демонстрации негативных чувств – гнева, злости, агрессии – важно уметь переносить их во времени и перенаправлять на другой объект во внешнем пространстве. Пример: посещать занятия спортом (боксом, борьбой) после рабочего дня. Необходимо научиться анализировать ситуации социального взаимодействия, которые вызывают внутреннюю напряженность, находить время для развлечений, отдыха, занятий творчеством или другим любимым делом

Необходимо научиться анализировать ситуации социального взаимодействия, которые вызывают внутреннюю напряженность, находить время для развлечений, отдыха, занятий творчеством или другим любимым делом.

Архаичное Супер-Эго

Мы уже познакомились в предыдущей статье с процессом формирования в результате преследования тревожной матерью своего ребенка своими постоянными запретами. Полное подавление агрессивности ребенка также приводит к формированию садистичного Супер-Эго у ребенка – строгость родителей, которая может быть объективной и даже необходимой, превращается в садистичное преследование, с точки зрения беспомощного ребенка, если носит тотальный характер. Такое Супер-Эго в психоанализе еще называют архаичным.

Родители для ребенка – это боги. Боги, сформированные фантазией человека на заре цивилизации, выглядят страшными и угрожающими чудовищами: ужасная , создательница и разрушительница жизни (архаическая мать), ужасный , пожирающий своих детей (архаический отец), ужасный Левиафан, обитающий в глубинах океана (архаичное Супер-Эго). Психология маленького ребенка схожа с психологией древнего человека, окружающий мир ему кажется угрожающим, полным ужасных чудовищ, которые в мифологии называются архаическими богами. Также и родители маленького ребенка, преследующие его своими запретами и угрозами наказания, выглядят для него архаическим богами, жестокими и бескомпромиссными. Из таких преследующих объектов формируется архаичное Супер-Эго маленького ребенка, базальная беспомощность которого делает образы родителей монстроподобными.

Архаичное Супер-Эго преследует человека всю жизнь. Оно оказывается монстром, живущим внутри, пожирающим личность, приводя к депрессии и даже суициду.

Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

  • неосознанная склонность к рискованному поведению (например, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отказ от привычки смотреть налево перед тем, как переходить дорогу, агрессивное вождение машины, рискованный секс, тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), деструктивные привычки (расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей). Как неявное саморазрушение — сомнительные способы маниакального «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга, нездоровых диет;
  • осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести, вынуждение реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Самоубийство — совершается обдуманно, в состоянии аффекта (в состоянии эмоционального всплеска) или в форме шантажа (попытке решить свои проблемы чужими руками). Имитируя самоубийство, нанося себе телесные повреждения, пациент пытается сформировать у окружающих чувство вины, мотивируя их на угодные ему действия.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия);
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, ожоги, синяки и т.п.);
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Самообвинения, надуманные страдания, нездоровая застенчивость, чувство долга, ревность, хроническая обида – проявления моральной аутоагрессии.

С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение —поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда.

Бывает, что аутоагрессия не выражается ни в каких действиях, но проявляется в психосоматике. Человек не выпускает наружу негативные эмоции, накапливает латентный стресс и получает самое настоящее заболевание. Чаще всего это болезни сердечно-сосудистой системы (например, гипертония) или желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы, эзофагит).

Психосоматозы, провоцируемые аутоагресией:

  • Органические – гипертония, аутоиммунные, гинекологические, эндокринные, онкологические заболевания
  • Функциональные – вегетативные неврозы
  • Расстройства личностного поведения – алкоголизм, наркомания, токсикомания, расстройство пищевого поведения (булимия, анорексия, ожирение), курение, работоголизм, увлечение экстремальным спортом

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) – следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: