Как выжить во время кораблекрушения: основные правила для оказавшихся за бортом

Выйдите из цейтнота!

Когда мы думаем о катастрофе, мы подразумеваем массовую истерию — в фильмах нам показывают людскую панику, все убегают, машут руками. А что в реальности? Оказывается, все по-другому! Самая естественная человеческая реакция перед лицом опасности — просто застыть и ничего не делать.

Реакция людей на резко возникшую опасность и угрозу для жизни типична и универсальна, и психологи говорят о парализации страхом – паника сковывает наши мышечные движения. Когда мы парализованы страхом, мозг активно нажимает на «тормоз». По мере того, как адреналин поднимается по телу и наши мышцы напрягаются, наш примитивный «маленький мозг» у основания шеи посылает сигнал, чтобы мы застыли на одном месте.

За сколько было продано и почему привело к разводу: история белого платья Монро

Объемные локоны и другие прически, которые считаются старомодными в 2021 году

Tesla приступила к производству Model Y на фабрике Gigafactory в Шанхае

Тот же механизм действует и в животном мире

Но при катастрофе борьба с этим состоянием цейтнота имеет жизненно важное значение для выживания

Включите мозг!

Во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов Израиль готовился к нападению со стороны Ирака. После широкомасштабного использования иракской армией ядовитого газа в 80-х годах израильское правительство готовилось к худшему. Населению раздали противогазы, противоядия. Израильским семьям велели выделить в своих квартирах «безопасную», наглухо закрывающуюся комнату. По сигналу тревоги люди должны были бы в нее быстро зайти, закрыться и надеть противогазы.

В период с 19 по 21 января было совершено 23 атаки, на густонаселенный Тель-Авив было сброшено почти 13 тонн взрывчатых веществ. Химическое оружие применено не было, но тысячи человек получили ранения, и… вовсе не от того, от чего бы вы подумали. 234 человека (22 %) из пострадавших действительно пострадали непосредственно от взрывов. А подавляющее большинство — более 800 человек – надели противогазы, после чего забыли открыть клапан вдоха, получили растяжения и переломы, спеша в безопасную комнату.

Что же с нами происходит?

Шампиньоны в соевом соусе первыми уходят с новогоднего стола: рецепт

Чтобы сосудистая система работала лучше, нужно регулярно есть «красные» продукты

Украсила комнату самодельным адвент-календарем: сделать его проще простого

Даже в свои лучшие времена наш мозг страшно медленно срабатывает по сравнению с молниеносно разворачивающимися событиями в смертельно опасных ситуациях. Производители самолетов при сдаче в эксплуатацию летательного аппарата должны доказать, что люди из него могут быть эвакуированы всего за 90 секунд, поскольку доказано, что по истечении этого времени огонь начинает резко и быстро распространяться по салону. Между тем, большинство из нас по истечении полутора минут все еще возится с ремнями безопасности.

Все сводится к тому, каким образом мы принимаем решения. Возьмите шахматы. Типичный запас профессионального шахматиста включает в себя около 50 000 ходов — если конь находится на квадрате x, сходите на y — за несколько шагов партия может быьт завершена. Но по ходу игры для фигур на доске открываются огромное количество вариантов хода. Например, после четырех ходов открывается возможность для 288 миллиардов комбинаций.

Через некоторое время игроки больше не могут полагаться на заранее запрограммированные стратегии и сами должны по ходу игры придумать собственные. Тогда игра замедляется. Хотя первые несколько шагов могут занять несколько секунд, типичная игра в шахматы (около 40 ходов) занимает более полутора часов.

Это связано с тем, что активная генерация новой стратегии зависит от рабочей памяти, которая несет ответственность за временное хранение информации при принятии решений. «Мозг человека обладает очень ограниченными возможностями для обработки новой информации», — говорит Сарита Робинсон, психолог из Университета Центрального Ланкашира. Одним словом, мы медленно разрабатываем новое решение для новой, создавшейся неожиданно ситуации.

При катастрофе скорость, с которой мы обдумываем наши варианты поведения, начинается с низкой и постепенно снижается до самого нуля.

Это удивительно, но первым сигналом от мозга является наполнение организма… допамином. Что это? Выброс гормона удовольствия обычно связан с радостными событиями! Тем не менее допамин играет решающую роль в подготовке тела к рискованной и опасной ситуации. Происходит высвобождение большего количества гормонов, включая адреналин и кортизол. Этот коктейль гормонов перекрывает префронтальную кору в лобной части, отвечающую за высшее функционирование рабочей, оперативной памяти — мы не можем «вынуть» оттуда наши текущие, готовые решения. И когда мы больше всего нуждаемся в разумном совете от мозга, мы становимся забывчивыми и склонными мыслить неэффективно и глупо.

Почему мы «тормозим» перед лицом опасности?

Удивительно, но многие другие люди в ситуациях, когда сталкиваются лицом к лицу со смертью, теряются и не могут быстро сориентироваться, чтобы спасти свою жизнь — спорят о погоде на тонущем корабле, цепенеют, глядя на волну приближающегося цунами. Психологи уже много лет замечают, что люди в состоянии стресса принимают неадекватные, не совместимые с жизнью решения. Подавляющее большинство новостей, как правило, рассказывают нам о чудесном выживании людей, но если люди и спасаются, то это случается преимущественно вопреки их действиям, а не благодаря им.

Обучение выживанию — это не столько тренировка людей, сколько получение ими знаний, чего нельзя делать в экстремальных, опасных для жизни ситуациях (то, что они обычно бы сделали).

Пассажиры в самолете делают селфи на фоне бушующего пламени — это уже что-то вроде ужасающего клише.

У коровы начало пропадать молоко

Хозяин решил проследить за ней – и пошел в лес

Акценты в виде платка или подтяжек: как привлечь внимание покровителя 2021 года

Популяция пчел смогла восстановиться благодаря дождям и цветению сорной травы. Это выше нашего разума – в момент катастрофы на мозг будто бы спускается некий туман в чрезвычайных ситуациях, и разум перестает работать адекватно

В 2001 году лектор из Кембриджского университета катался на каяке в шторм, и его лодка опрокинулась. Хотя у него был мобильный телефон на борту, он беспомощно цеплялся за перевернутую лодку более 20 минут, прежде чем вспомнил, что у него есть мобильный. И – удивительно – он не набрал тут же номер службы спасения, а позвонил своей сестре в Кембридж, а затем своему отцу, находящемуся в более чем 5000 км от него, в Дубае. В конце концов беднягу спасли – перепуганные родственники «подняли на уши» береговую охрану

Это выше нашего разума – в момент катастрофы на мозг будто бы спускается некий туман в чрезвычайных ситуациях, и разум перестает работать адекватно. В 2001 году лектор из Кембриджского университета катался на каяке в шторм, и его лодка опрокинулась. Хотя у него был мобильный телефон на борту, он беспомощно цеплялся за перевернутую лодку более 20 минут, прежде чем вспомнил, что у него есть мобильный. И – удивительно – он не набрал тут же номер службы спасения, а позвонил своей сестре в Кембридж, а затем своему отцу, находящемуся в более чем 5000 км от него, в Дубае. В конце концов беднягу спасли – перепуганные родственники «подняли на уши» береговую охрану.

Итак, если вы столкнулись с опасной для жизни ситуацией, что именно точно не надо делать? Эта инструкция, так же как и практические уроки выживания, помогут вам не растеряться в случаях смертельной угрозы.

Как справиться с проблемами

Проблемы не дают спокойно жить, не остается сил, тяжелый период затянулся. Как пережить проблемы? Рекомендации:

Составляем списки. Описываем все сложности по пунктам. Когда информация переносится на бумагу, то освобождается голова. Расставляем их по значимости. Что требует скорейшего решения? Что можно пустить на самотек? Какие ситуации мы можем отпустить? В результате останется не так уж много проблем

На самые важные обращаем внимание и разрабатываем план решения.
Оставляем беспокойство. Как справиться с проблемами без тревоги? Пусть на беспокойство уходит 30 минут времени в сутки, в это время перечисляем все ужасы того, что может произойти

Все остальное время затрачиваем на поиск решения.
Не нужно обвинять кого бы то ни было в своих неприятностях. Только мы сами ответственны за свои жизнь. Негатив, злость и зависть к другим людям только замедлят выход из непростой ситуации.
Отпускаем прошлое. Стараемся жить здесь и сейчас. Не нужно держать обиды. Искать закономерности событий в прошлом. Ситуация уже произошла, никто не знает как сложилась бы жизнь, сложней вам стало или легче.

Видео: речь Виктора Франкла, психолога, выжившего в концлагере. Он сумел взять этот страшный опыт за основу своих научных изысканий.

Смертельная опасность: что делать при катастрофе?

На что нам полагаться, если наши естественные инстинкты нас подводят?

Разработать заранее план. Если вы знаете, что делать, у вас есть спланированный сценарий и вы заблаговременно к нему обратитесь, вы сможете спастись от цунами.

Вертолет упал в воду. Что делать? Оставайтесь на своем месте до тех пор, пока фюзеляж не затопит и вертолет не перевернется вверх ногами (винтом вниз), а затем — прямо в последнюю минуту — выбирайтесь. Так вы избежите попадания во все еще вращающиеся лопасти винта.

Что советуют специалисты по катастрофам и те, кто тренирует и обучает военных? Лучший способ выжить — заменить бесполезные, автоматические реакции на те, которые помогут спасти вашу жизнь. Вы должны практиковаться и практиковаться постоянно, пока реальные пути выживания не лягут в основу вашего доминирующего поведения в условиях опасности.

Паранойя может спасти тебе жизнь

Неважно, какого размера корабль, на котором ты окажешься, — тебе обязательно должны показать и рассказать обо всех способах покинуть корабль: где находятся спасательные жилеты и как их одевать, где расположены шлюпки и как до них быстро добраться из любой точки корабля. Но не все капитаны будут следовать протоколу, а это может стоить тебе жизни

Если инструктаж не провели — требуй разъяснений от капитана или сам узнай, где находятся все средства спасения. На больших лайнерах часто проводят даже учебную эвакуацию. Не пренебрегай правилами безопасности: шутки шутками, но жизнь у тебя одна, и не стоит её терять из-за невнимательности

Но не все капитаны будут следовать протоколу, а это может стоить тебе жизни. Если инструктаж не провели — требуй разъяснений от капитана или сам узнай, где находятся все средства спасения. На больших лайнерах часто проводят даже учебную эвакуацию. Не пренебрегай правилами безопасности: шутки шутками, но жизнь у тебя одна, и не стоит её терять из-за невнимательности.

Психологи о жизненных трудностях

Много классиков психологии писали о том как справиться с проблемами, пройти жизненный кризис. Но самый известный труд принадлежит Виктору Франклу, называется он «Психолог в концлагере». Его жизнь сама по себе преодоление, он выжил в нечеловеческих условиях. На его глазах умирали люди, их оскорбляли и унижали.

Что помогло Франклу выжить? Он следовал своей концепции, психолог уверяет, что в трудных условиях выживает не тот, у кого здоровое тело, а только тот, кто имеет сильный дух. Его книги и концепция об упорстве духа, которые помогли найти смысл жизни миллионам людей в мире.

Как же справляться с неудачами? Расти духовно, не сдаваться, искать смысл жизни и верить в лучшее.

Начало конца

Корабли могут затонуть из-за множества причин, начиная с пробоины в трюме и заканчивая штормом. Понять, что корабль идет ко дну, ты сможешь из действий экипажа: капитан корабля обязательно подаст сигнал для начала эвакуации — часто это происходит при помощи оповещения. На случай, если команда говорит на другом языке, знай, что один длинный гудок и семь коротких — знак того, что судно идёт ко дну.

При начале эвакуации надень на себя спасательный жилет и двигайся к заранее назначенной точке сбора или спасательным шлюпкам. Если корабль находится далеко от берега и ты знаешь, что проведешь в воде большой промежуток времени, не спеши избавляться от одежды — она тебе еще пригодится.

Нет рутинным действиям!

Следующий большой камень преткновения. «Большинство погибших возвращаются в горящий дом за кошельком или проверить, выключен ли утюг», — говорит Джеймс Гофф, специалист по управлению стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями Гавайского университета.

На первый взгляд, подвергать риску жизнь из-за кошелька — безумие и чистая глупость. Но это чрезвычайно распространено — настолько распространено, что специалисты-психологи по выживанию используют термин «стереотипное поведение». У животных это аналогично бесполезному шаганию взад и вперед в клетке зоопарка.

В стрессе человек бессознательно продолжает повседневные процедуры, даже когда, например, когда ваш дом горит. Когда вы уходите из дома, вы захватываете с собой свой кошелек — даже не задумываетесь об этом. Это происходит автоматически.

В повседневной жизни наш мозг привыкает делать привычные вещи на бессознательном уровне. В обычных ситуациях, не связанных со стихийными бедствиями мы бессознательно достаем сумку, когда самолет приземлился, освобождая мозг, чтобы он сосредоточился на том, например, что нам надо сделать в аэропорту в иностранном городе, то есть на том, чего раньше мы не делали. Мы экстраполируем на будущее привычные нам уже сценарии.

Новые ситуации — стрессовые для нашего мозга, поскольку он разрабатывает для них новые сценарии, и поэтому легко объяснить, почему мы чувствуем себя настолько уставшими, когда мы находимся за границей или начинаем новую работу. Рутина исчезает, мы тратим уйму энергии на создание нового плана действий. Когда вы принимаетесь за что-то новое, надо очень напрягаться. А в экстремальных ситуациях приспособиться и придумать план действий может оказаться слишком большим запросом для нашего мозга. Соответственно, он и ведет себя, не справившись с большим запросом, так, будто ничего страшного не происходит.

Выжить любой ценой

Оказавшись в воде, забудь о слове «паника». В подобной катастрофе корабль всегда посылает сигнал о помощи, и тебя будут искать. Если ты не в шлюпке, то старайся найти любой предмет, который держится на воде. Двигайся как можно меньше, в противном случае ты быстро лишишься сил и утонешь. Подавай сигналы другим при помощи поднятой руки или свистка. Плыть в этом случае лучше лежа на спине — это поможет сохранить силы подольше.

Если тебе повезло, и ты оказался в шлюпке, то шансов выжить у тебя значительно больше. Первое, что нужно сделать, — это защитить себя от солнца. Умереть от солнечного удара проще простого, поэтому постарайся прикрыть голову, руки и ноги при помощи одежды.

Чтобы продлить себе жизнь, тебе понадобится экономить свои ресурсы. Так, если у тебя есть еда — распредели её на небольшие порции на каждый день. Не трать усилия на то, чтобы куда-то плыть, — лучше доверься течению: оно, скорее всего, приведет тебя к берегу. Главное — решить вопрос с водой. Пить солёную воду нельзя ни при каких обстоятельствах — лучше собирать дождевую или опреснить солёную воду при помощи конденсата.

Для этого тебе понадобятся две ёмкости и непромокаемый материал. В один сосуд набери воду и поставь его рядом с пустым. Накрой их этим материалом так, чтобы при испарении воды капли оставались на его поверхности и стекали в пустой сосуд. Так ты сможешь продержаться несколько дней или даже недель.

Не опускай руки и помни, что человек способен выбраться из любой передряги.

Прочь из туннеля!

Приятно, конечно думать, что в кризисной ситуации мы творчески и виртуозно найдем выход, как супергерой. Но вы ведь догадываетесь, что происходит все наоборот. Типичной реакцией на катастрофу является решение проблемы одним и тем же путем, снова и снова, независимо от ситуации. Вот люди привыкли искать пряжку у ремня безопасности у бедер, в чрезвычайной ситуации это единственное место, куда они смотрят. А в предыдущих конструкциях пряжка расположена выше, но в панике люди просто не могут ее найти, ища ее у бедер.

Это интригующе. «Туннельное видение» также наблюдается у тех, у кого повреждена префронтальная кора, это говорит о том, этот участок мозга может быть виноват в негибком мышлении в моменты опасности.

Смерти нет? Есть!

Наш мозг отказывается воспринимать смертельную опасность для жизни. Игнорирует ее. Более 50 % людей спускаются к морю, чтобы поглазеть на цунами.

Объяснить это можно двумя способами: либо мозг в силу своей ограниченности просто не может интерпретировать ситуацию как опасную, либо просто не хочет делать этого. Последнее чрезвычайно часто встречается в случае пожара — человек отказывается верить в гибель любимого дома, так же как не верит в смерть любимого человека. Люди склонны ждать до последнего, пока не увидят дым, а это означает, что уже слишком поздно уходить, и они оказываются в ловушке в полыхающем доме. Их собственный дом становится им могилой. Наш мозг в стрессовой ситуации склонен больше полагаться на чувства, чем на факты, отгонять от себя страшные мысли о смерти и успокаивать себя.

20 советов, как выжить при кораблекрушении и опрокидывании судна

1 of 5

Знайте, как избегать опрокидывания судна. Да, самый простой способ справиться с ситуаций – предотвратить её возникновение. Поэтому не пренебрегайте официальной подготовкой к безопасной эксплуатации речных и морских транспортных судов. Кроме этого, полезную информацию можно получить как у береговой охраны, так и у других более опытных моряков.
Не перегружайте корабль и не позволяйте грузу свободно перемещаться в трюме – это может повлиять на центр массы и сделать опрокидывание более вероятным. Кроме того, крупные волны преодолевайте на медленной скорости и под прямым углом к курсу.
Избегайте употребления алкоголя и других веществ, изменяющих восприятие реальности. Даже пиво в этом плане нежелательно.
Не паникуйте, если опрокидывание судна всё же произойдёт. Да, это только на словах звучит просто, но это – крайне важный момент, способный серьёзно повлиять на шансы вашего выживания.
Всегда старайтесь повысить собственную плавучесть.
Как можно быстрее постарайтесь восстановить нормальное положение судна, если это не связано с риском его немедленного затопления.
Избегайте запутывания такелажа. И сами старайтесь в нём не запутаться в процессе.
Избегайте переохлаждения – выбирайтесь из воды на сухое пространство при первой же возможности. Даже если это пространство – дно перевернувшейся лодки.
Если вы не можете добраться до берега самостоятельно – оставайтесь на лодке, либо в непосредственной близости от неё.
Если не можете оставаться рядом с лодкой – сделайте себя как можно более видимым

Яркие цвета, сигнальные огни и дым, куча плавающих рядом различных объектов – словом, всё, что может привлечь внимание спасателей.
Если вы не один – следите за тем, что происходит с остальными. Как минимум, убедитесь, что после переворачивания судна выбрались все.
Изучите навыки оказания первой медицинской помощи.
Если есть риск контакта с акулами – не ведите себя как типичная добыча

Меньше всплесков, меньше судорожных движений. И меньше крови в воде, но тут уж как повезёт.
Старайтесь сохранить на себе одежду. Да, она может слегка сковывать движения, но спасёт вас от контактов с медузами (в том числе и опасными), а также – защитит кожу от солнечных ожогов. Да и в ряде ситуаций именно одежда помогает справиться с переохлаждением.
Всегда носите с собой карманный фонарик – он пригодится в процессе поиска выхода, если корабль перевернётся.
Всегда старайтесь запомнить, где располагаются выходы на палубу.
Всегда узнавайте, где на больших судах находятся спасательные жилеты и лодки.
На собственном судне — тем более всегда знайте, где хранятся спасательные жилеты. И следите, чтобы их всегда хватало всем возможным пассажирам.
Если экипаж проводит инструктаж по поведению в экстремальных ситуациях – всегда внимательно слушайте. Если не проводит – заранее ознакомьтесь с соответствующими видеоуроками.
Не полагайтесь в своём спасении на экипаж коммерческих судов, особенно – в странах третьего мира. Помните, что ваша безопасность зависит исключительно от вас самих.

Вроде бы банальные советы о том, как выжить при кораблекрушении, которые знает почти каждый. Однако в экстремальных ситуациях многие про них просто забывают. Поэтому никогда не будет лишним освежить эту информацию в памяти даже опытным мореманам.

Оригинальная статья: 20 Ways to Survive a Capsized Vessel

Лишнее геройство ни к чему

Оказавшись на палубе, двигайся к ближайшей шлюпке. Первыми места получат женщины, дети, старики и раненые. Последней корабль покидает команда. Её задача — предоставить возможность спастись остальным пассажирам. По возможности помоги окружающим, но не переусердствуй. В чрезвычайной ситуации у экипажа есть подробная инструкция, как действовать, и ты можешь только помешать ему.

Первые, о ком тебе нужно позаботиться, — это ты и твои близкие. В случае если шлюпок нет, найди спасательный круг или любой другой предмет, который хорошо держится на воде. Главное, не торопись прыгать за борт: при падении с большой высоты вода может быть как бетон. А если выхода нет, то прыгай не плашмя, а солдатиком, зажав при прыжке нос, — обычно так покидают корабль только после команды капитана. После падения постарайся как можно быстрее отплыть от тонущего корабля метров на сто, иначе он затянет тебя под воду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Простая психология
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: