Неспособность рисковать
Главное отличие между ребенком, которого любят, и тем, кого нет, заключается в том, что первый осознает свою ценность для родителей, несмотря на его возможные недостатки или изъяны. Его не пугают неудачи, поскольку эти неудачи не определяют его ценность. Он очень стойкий и с легкостью преодолевает трудности. Ему хочется исследовать жизнь, использовать новые возможности и рисковать.
А тот, кто страдает от неполноценной любви, растет с верой в то, что он недостаточно хорош, а потому усердно старается любой ценой избегать неудач, считая, что неудача – это отражение его несовершенства. Ему страшно покидать зону комфорта и идти на риск во всем, что может закончиться провалом. Зачастую такие люди таки не добиваются своих жизненных целей.
Но мы не можем вернуться в прошлое и изменить способ нашего воспитания. Зато в наших силах сделать шаг навстречу принятию позитивных шаблонов поведения. Для этого ниже перечислены несколько практических советов:
Нет сил на споры? Это нормально
Когда мы говорим о границах, важно помнить о том, что наши возможности не бесконечны: мы не можем абсолютно со всеми людьми построить хорошие отношения. Другая сторона может этого не хотеть или не уметь. . За что мы точно можем отвечать — это собственное понимание и ощущение своих интересов и значимых потребностей
Можем тренироваться формулировать и говорить другим о себе: «я чувствую себя…, когда я это слышу», «я не разделяю эту точку зрения», «я буду благодарна, если вы…», «мне это не подходит», «я готова это сделать при таких-то условиях». Часто этого достаточно.
За что мы точно можем отвечать — это собственное понимание и ощущение своих интересов и значимых потребностей. Можем тренироваться формулировать и говорить другим о себе: «я чувствую себя…, когда я это слышу», «я не разделяю эту точку зрения», «я буду благодарна, если вы…», «мне это не подходит», «я готова это сделать при таких-то условиях». Часто этого достаточно.
Если нет, тогда мы анализируем, что за человек перед нами, какой способ обозначения границ ему ближе: штраф, бетонный забор или небольшая ограда. Оцениваем свои ресурсы, которые готовы потратить на это взаимодействие, и принимаем решение, как действовать.
Бывает, что «отстаивать себя» нет сил или желания — это тоже нормально.
Как изменить свою жизнь детям
Если мама с папой игнорируют просьбы ребенка и не хотят проходить реабилитацию, с этим придется смириться. Задача ребенка – уделять время саморазвитию. Мать и отец – взрослые люди, ответственность за образ жизни несут сами.
Дети должны идти вперед и в совершеннолетнем возрасте покинуть родной дом. Это нужно для нормального обустройства своей жизни. Путь мамы и папы повторять не стоит, чтобы не навредить себе и собственной семье.
Дети могут попадать в одинаковые ситуации и искать поддержки от таких же школьников. Плохая компания не научит ничему. В их среде распространены наркотики, алкоголь. Они воруют, совершают преступления, имеют проблемы с законом. Попасть под их влияние просто, но выйти из компании будет невозможно.
Начитанные дети с установленными целями – хорошие друзья. Они помогут стать лучше, расскажут много интересного. Вместе можно познавать окружающий мир, делать для себя открытия.
Девочкам и мальчикам из проблемных семей не нужно забиваться в угол и бояться сверстников. В любом школьном коллективе есть добрые дети, которые бескорыстно протянут руку помощи.
В городах и поселках есть кружки для школьников, многие из них можно посещать бесплатно. Занятия спортом, рукоделием, музыкой отвлекут от обстановки в семье. Они укрепляют здоровье, расширяют кругозор, тренируют память.
Увлечение –действенный способ справиться со стрессом. Можно собирать гербарий, играть в шахматы, коллекционировать марки. Увлечение литературой тоже бесплатно: в библиотеке в свободном доступе есть любые произведения.
Среди молодежи модным остается здоровый образ жизни. Во дворах и на школьных стадионах есть турники и брусья. Воркаут – бесплатный способ укрепить свое здоровье и получить хорошую физическую подготовку. На площадки приходят подростки, с которыми можно познакомиться и подружиться.
Общение с детьми, настроенными положительно, приносит достойные результаты. У мальчиков и девочек исчезает желание проводить дома свободное время, они встречаются с друзьями и занимаются полезными делами.
Это нужно не для похвалы и признания от родителей. Перед детьми, которые хорошо закончили школу, открывается множество возможностей. Они поступают в университеты на бюджет, получают место в общежитии. Если не выходит уехать подальше от родителей, стоит поступить в местный колледж или ПТУ.
Обучение можно сочетать с подработкой. Этих денег хватит на бытовые вопросы, одежду и другие необходимые вещи.
Любое образование пригодится в жизни. Прилежная работа поможет получать хорошую зарплату.
Путь мамы и папы ошибочный. Это не значит, что каждый ребенок обязан его повторять. Его жизнь в его руках. Пусть проблема родителей остается на их совести, заботиться нужно в первую очередь о себе.
Задача взрослого человека, выросшего в семье алкоголиков, — не повторить их ошибок. Он хорошо помнит, сколько боли и отчаяния ему самому принесли привычки матери и отца. Сын или дочь алкоголиков – это не клеймо. Что бы ни говорили о несчастном ребенке окружающие, он имеет право на самореализацию и счастье.
Алкоголизм родителей – проблема, волнующая их детей. Заставить пройти реабилитацию удастся не каждого взрослого человека. Подросткам стоит помнить, что пороки мамы и папы не влияют на их жизнь. Им нужно не повторять их ошибок и стоять в стороне от плохих компаний. Во взрослом возрасте не стоит взваливать на себя груз ответственности – водка была выбором двух взрослых людей.
Алина Нафикова Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Личная жизнь подростка: когда родители вмешиваются
Как быть, если родители что-то запрещают
Родители опять ругаются: что мне делать?
Больше утешайте, а не воспитывайте
Если у ребёнка не получилось собрать пирамидку, конструктор рассыпался, он ударился или испугался, малыш идёт к родителю. Прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.
Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.
Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.
Но бывает, что родитель проявляет равнодушие или начинает стыдить ребёнка. Ругать. Угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.
Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.
Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.
Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.
Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости.
Чтобы ребёнок умел справляться с жизнью, его нужно утешать, обнимать, принимать его чувства. Помогать проживать стресс, выходить из него, а не глотать. Пусть плачет, боится и протестует. И пусть учится с помощью родителей принимать несовершенства мира.
А что потом?
Годы идут. «Гадкие утята» неожиданно для всех могут превратиться в прекрасных лебедей. А их изнеженные братья-сестры остаются серыми утками птичьего двора. Прошу прощения за аналогию со знаменитой сказкой, здесь она весьма уместна. Почему так происходит? Недолюбленные дети на подсознательном уровне чувствуют, что любовь мамы и папы не дается просто так. Ее нужно заслужить. Стать успешным, заработать деньги, помочь стареющим родителям материально и т.д. Любимчикам, не испытывающим дефицита в ласке, доказывать нечего. Их всегда любили по определению только за то, что они есть
Поэтому, у избалованных вниманием детей часто отсутствует мотивация, побуждающая действовать
Наши травмы разрушают наших детей
Перекос в любую сторону имеет одинаково негативные последствия. Ребенок-достигатель, действующий под давлением чувства вины, даже, завоевав весь мир, не будет счастлив. А изнеженный ребенок-принц окажется абсолютно неприспособленным к реалиям жизни и может пуститься во все тяжкие.
Как выйти из порочного круга?
Прежде, отыщите мужество признать, что любите одного ребенка в ущерб для другого. А дальше действуйте как мудрый родитель:
Будьте справедливы в поощрениях и наказаниях всех своих детей;
Наказания должны следовать сразу за проступками, выражаться в равной степени по отношению ко всем детям с учетом возраста;
Следите за поведением малыша. Хулиганство – это не всегда издержки плохого воспитания. Возможно, действия ребенка – его призыв о любви;
Внимания требует каждый ребенок, независимо от возраста и половой принадлежности. Повзрослевшее чадо уже способно самостоятельно обслуживать себя
Но, ему не обойтись без добрых родительских советов и времени, проведенного вместе;
С появлением на свет второго малыша, важно объяснить старшему, что младенец требует много заботы, но вы не перестанете его любить и уделять время для общения;
Устраивайте больше семейных праздников. Душевные посиделки, прогулки, путешествия объединяют детей, и каждый чувствует себя важным;
Поощряя одного ребенка, мотивируйте другого следовать его примеру;
Принимайте чадо со всеми недостатками, особенностями характера, мечтами и стремлениями
Ломать ребенку крылья преступно;
Не справляетесь с ситуацией сами? Обратитесь за помощью к хорошему психологу. Безвыходных ситуаций мало.
И самый главный совет: ребенок не должен думать, будто вашу любовь нужно заслужить! Дарите ее безвозмездно, от души. Безусловной любви не бывает много.
Напоминалка для «неидеальной» мамы
Воспитание детей – сложная работа, сродни хирургической операции. Малейшая ошибка может повлечь за собой необратимые последствия. Но, освоив это искусство, родители могут рассчитывать на щедрое вознаграждение. Счастливых, идущих по светлому жизненному пути детей, мечты которых стали реальностью.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
В большинстве культур новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним и не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Его нужно доносить в прямом смысле слова. Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И там ему надо побыть ещё немного. Однако на некоторое время в методах воспитания поселилось твёрдое убеждение, что новорождённых нельзя брать на руки слишком часто.
Чувство вины и несостоятельности укореняются в душе родителей и оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. Так рождаются фразы «сам разберись, не маленький» и «не драматизируй, это пустяк».
А ребёнка накрывает отчаяние, когда он заснёт в изнеможении, так и не докричавшись до взрослого. Раз накроет, два, а потом отчаяние останется с ним навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Малыши, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. Эти несчастные ненасытно требуют внимания взрослых, капризничают, выматывают своим недовольством и прилипчивостью.
На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же с потребностью ребёнка в донашивании. Если малыш не получит то, что необходимо, у него возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило номер два: борись. В ход идут крики, капризы
И даже получая внимание родителей, он уже не может насытиться
Последствия жизни с родителями-алкоголиками
Ребенок, чья жизнь прошла с пьющими матерью и отцом, всегда будет отличаться от сверстников. В свою взрослую жизнь он переносит груз проблем. Он считает, что обязанность помощи родителям перекладывается на него. Он старается помочь им справиться с зависимостью, тратит много времени и сил, оплачивает реабилитацию.
Такая созависимость идет в ущерб собственной жизни выросшего ребенка. Он забывает о своей семье и работе, все силы тратит на родителей. Он до последнего надеется, что мать и отец начнут вести нормальный образ жизни, откажутся от своих привычек.
Психологи связывают это с желанием компенсации. Взрослым недолюбленным детям кажется, что выздоровевшие родители подарят им свою любовь. Они надеются, что мать и отец будут их поддерживать и начнут гордиться.
Дочь или сын алкоголиков взваливают на себя существенный груз. Они не просто стараются обеспечить лечение, но и поддерживают материально. Покупают еду, оплачивают счета, дают деньги на расходы. В итоге мама и папа привыкают к такому вниманию и рассматривают своего ребенка как путь решения своих финансовых затруднений. Пить они не бросают, просто «тянут» деньги.
В такой ситуации стоит помнить, что родители – это те, кто воспитали, а не те, кто дали жизнь. Если двоим взрослым людям водка была дороже собственного ребенка, то не нужно считать себя их должником.
Синдром взрослых детей алкоголиков ведет к тому, что человек не может достичь своих целей. Многие мальчики и девочки, наблюдая за обстановкой в собственной семье, обещают себе добиться успеха. Жизнь в пьющей семье накладывает свои отпечатки – неуверенность, страхи, неумение отстоять свою точку зрения. Эти аспекты мешают человеку прийти к своим целям.
Клинический психолог Вероника Степанова о роли ребёнка в семье, где родительский алкоголизм вызывает депрессию и суицидальные наклонности в видео:
Как отвечать незнакомцам?
Хорошо, единого способа нет, а что же все-таки делать? В первую очередь, ориентироваться на свои ощущения и потребности в ситуации. Что сейчас будет лучше для вас?
Мужик, не позорься! Или женщина с третьей рукой
Например, вы возвращаетесь из гостей, дети устали, начинаются капризы, да и ваши силы на исходе. Вдруг прохожая женщина встревает и начинает отчитывать детей: «Как же так можно себя вести?! Ай-ай-ай». Потратить последние капли энергии на перепалку с ней или бросить «все в порядке» и пройти мимо? Этот выбор мы делаем, исходя из ситуации.
Границы — это наши интересы и безопасность. Идея о том, что нужно непременно «дать отпор» в любой ситуации, часто подпитывает социальную тревогу и ощущение неуверенности, если это сделать не получается.
Иногда в наших интересах не тратить силы на коммуникацию. Бывает, что сил много и есть задор как-то интересно ответить прохожему советчику. Например: «Ой, а вы кто?» Обычно этот вопрос погружает человека на какое-то время в пучину экзистенциальной растерянности, и у вас появляется время отойти на безопасное расстояние.
Проблемы с доверием и неспособность установить здоровые границы
Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.
Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.
Границы – это невидимые и символические «силовые поля», преследующие три цели:
- не подпускать к себе людей и не позволять им злоупотреблять нами,
- не позволять нам нарушать личное пространство других людей и злоупотреблять ими,
- давать каждому из нас способ воплотить в реальность наше понимание того, «кем мы есть».
Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.
По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.
Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.
Непостоянство любви родителей к своему ребенку приводит к тому, что тот вырастает слишком беспокойным и пытается разрушить существующие границы, полностью сливаясь с другими людьми. Здоровые границы, созданные его друзьями, он рассматривает как попытки отгородиться от него и воспринимает это как личное оскорбление.
Может ли несовершеннолетний жить отдельно от родителей?
Часто дети стремятся как можно раньше вырваться из-под родительской опеки. Если есть отдельное жилье, возникает вопрос, во сколько можно жить отдельно от родителей?
Согласно российскому законодательству до 14-летнего возраста местом проживания ребенка устанавливается то помещение, где проживают родители или опекуны. Однако подросток не обязан оставаться вместе с ними против своего желания. В этом случае после 14 лет он может начать жить отдельно от папы и мамы или опекунов. Они обязаны учесть его позицию, но до 18 лет в любом случае – обеспечивать его и осуществлять контроль.
Также могут проживать отдельно эмансипированные (полностью дееспособные) подростки, начиная с 16-летнего возраста. К такой категории детей причисляют органы опеки, с согласия законных представителей родителей либо выносится решение суда.
Что делать во время пьянок и запоев
Психологи рекомендуют детям уходить из дома, когда у матери и отца случаются запои. Алкоголики – люди агрессивные и непредсказуемые. Под воздействием спиртного они затевают драки и ссоры. Их участниками невольно становятся дети.
Мальчики и девочки из семьи алкозависимых становятся жертвами насилия. Пьяные друзья родителей или сами мать и отец могут нанести психологическую травму.
Когда в доме начинается пьянка, детям лучше уйти. Родственники или друзья, готовые приютить, станут надежным укрытием. Обратиться за помощью можно и в детский приют. Там будет спокойнее и безопаснее, чем дома в неадекватной обстановке.
Примыкать к бездомным людям и таким же пьяницам, как родителям, не стоит. Такой образ жизни может сломать ребенка еще больше. Люди помышляют воровством, употреблением и сбытом наркотиков, что может привести к проблемам с законом. Бездомные могут быть потенциально опасными: они тоже агрессивные и часто находятся под действием алкоголя.
Учитывайте опыт ребенка
Ребенок, если даже ему пять лет, приходит в семью с собственным опытом, и это тяжелый опыт предательства и детского дома. Взрослому трудно пережить предательство родного человека, а ребенку, который еще не понимает, как выходить из ситуации, – тем более. Он просто впитывает, как губка: это произошло и это больно.
Когда я осталась без матери, меня каждый день обманывали, что привезли не в детский дом, а в садик, и что еще чуть-чуть и за мной придут. Я ждала, а мифическая мама не появлялась. Меня били, мне было больно и физически, и морально. В итоге уже ребенком я не боялась вообще ничего, даже смерти. Иногда меня били так сильно, что я понимала, что могу умереть, но мне было не страшно: мне было нечего терять. Не было людей, кого бы я любила или кто меня бы любил. В четыре с половиной года я понимала: я сама по себе и наедине с судьбой.
Много лет спустя моя мама, которая меня вырастила, сказала, что чувствует, что мне стыдно, когда кто-то узнает о поступке моей кровной матери, что я не хочу об этом говорить, это больно и неприятно. Это и правда было так: моя мама стала мне другом, когда я поняла, что она, в отличие от знакомых девочек, не треплется по всей школе о моем прошлом. Тогда мама сказала: давай разберемся, почему тебе стыдно за действия взрослого человека. Мы изо дня в день постепенно разбирали эту ситуацию – это была открытая рана, и, конечно, было больно. Иногда нужны не слова, а молчание и эмоции, и мама это понимала.
Покажите, что ребёнок может на вас рассчитывать
После года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания. Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести.
Но на прогулке малыш отвлёкся на интересную травинку или бабочку и всё-таки отстал. Это может быть всего несколько метров. Но у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже. Вся надежда на возвращение родителя. От себя детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит, оставаться на месте и кричать. Попытки позвать малыша, чтобы он догнал родителя, не работают. Он продолжает плакать и кричать до тех пор, пока взрослый сам не вернётся за ним.
Другая часть этой программы — следовать за взрослым не только в прямом смысле, но и в переносном. Ребёнок подражает поведению родителя. Так он усваивает самые значительные умения: ходить, говорить, взаимодействовать с предметами
Поэтому важно, чтобы к тому моменту, как ребёнок слез с рук, он знал, где «его» взрослые, а где чужие, и выполнял указания только от своих.
Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей. Это работает и в более взрослом возрасте. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети не попали под дурное влияние, нужно, чтобы привязанность с ними была крепкой. Чтобы дети знали, что могут рассчитывать на родителей.
Влияние души на отношения в семье
Душу посылают к родителям с миссией: она развивается сама, помогает совершенствоваться другим. Духовный наставник моделирует сценарий внутри семьи.
- Дух хотел ощутить братскую и сестринскую любовь. Но ему придется долго налаживать отношения с членами семьи, потому что все рождены с разными душами. Будут конфликты, радости и горести, непонимание и взаимопомощь.
- Было желание родиться в богатой семье. Да, родители много зарабатывают, но мало проводят времени дома и общаются с ребенком. Ему придется научиться ценить время с семьей и узнать настоящую стоимость достатка.
- Дух хочет быть любимым вне зависимости от обстоятельств. Наставники разработают сценарий, где родители будут ценить ребенка не за просто так. А за помощь, ответственность, организованность. Так появляется стимул развиваться для будущих воплощений.
Поэтому родителям с трудными подростками следует задуматься, как помочь их душе выйти из ситуации
Важно пережить все посланные испытания, чтобы каждый член семьи получил бесценный опыт
https://youtube.com/watch?v=93Edp4ggsyg
Когда душа выбирает родителей до рождения, она понимает, что забудет придуманный сценарий. Поэтому бывает трудно найти общий язык с родными. Но не стоит отказываться от попыток и своей семьи, если человек появляется там неслучайно. В ближайшем кругу, с мамой и папой впервые формируется модель общения с окружающими.
Научитесь правильно спорить с ребёнком
Одно время в интернете гуляли фотографии плачущих детей с подписями в стиле: я не разрешил ему лизать пол, и он сильно из-за этого расстроился. Этот день наступает в жизни каждого родителя. Обычно к трём годам милый и сладкий крошка превращается в монстра, закатывая скандал по любому поводу.
Совсем недавно, если ребёнок чего-то хотел, но родитель не собирался это давать, малыша легко было унести, уговорить, отвлечь. Но теперь все эти номера не проходят. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. Это наступил кризис негативизма. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.
Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. Он поверил им. Колесо заботы исправно крутилось. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.
Самый простой способ отключить негативизм и вернуть поведение следования — «позвать злого дядю, который тебя унесёт». Не в прямом смысле, разумеется. Но ребёнок всерьёз верит словам родителя. Либо пригрозить оставить его одного. А для ребёнка, как мы помним, остаться одному равносильно смертному приговору. Ещё бы он не испугался. Наконец, можно ударить ребёнка. Боль и угроза повторного удара пугают его, он инстинктивно ищет защиты у родителя и включает следование, выполняя его требование.
Эти способы действительно работают, иначе ими бы не пользовались. Но малыш в данном случае ничему не учится. Просто родитель агрессивным способом запускает реакцию следования. А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком от образа родителей как источника защиты и заботы отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится — никто не знает.
Но это не значит, что всё, что остаётся родителям — смириться и слушать истерики трёхлетки.
То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.
В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. У ребёнка ещё не развита критичность, всей сложности ситуации он не видит и всех обстоятельств учесть не может. А родители в силу возраста видят ситуацию шире, понимают последствия и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет. Если его наказывать за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, ребёнок не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Ему останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».
Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Во время кризиса негативизма ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Лучшее, что могут сделать родители — стать его спарринг-партнёром. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.
Как появляются «гадкие утята»
Сами по себе неугодные отпрыски не всегда провоцируют плохое отношение. Родительская нелюбовь часто связана с глубокими подсознательными установками. Именно эти «якоря» становятся основанием неравносильной любви к детям. Любить их одинаково становится сложно. Разберем самые частые причины данного явления на конкретных жизненных примерах.
Неоправданные ожидания
«Мы хотели, чтобы Сашенька пошел по папиным стопам, уже в свои 30 заняв пост юриста успешной компании. А он целыми днями рисует, мечтая о поступлении в школу изобразительных искусств. Художник, разве профессия? Не зря «художник» так внятно перекликается со словами «худо жить». Другое дело Светочка. Светочка не спорит, покорно следует всем нашим указаниям. Одевается, как мы хотим, ходит, куда мы ее ведем, не задает неудобных вопросов, не подбрасывает сюрпризов. Мечта своих родителей. Гордость семьи. Как эти две противоположности можно воспринимать одинаково?»
Любить ребенка, с которым легко договориться, всегда проще. Покладистый характер позволяет «лепить» идеал и создать иллюзию уверенности в счастливом будущем ребенка. Что касается бунтарей, не каждой матери хватит мудрости, благословив, отпустить своенравное чадо в свободное плавание. А затем, независимо от выбранного пути, одинаково поддерживать и деликатно направлять вперед.
Даже самый любящий родитель никогда не знает наверняка, что лучше для его отпрыска. А желание выбирать самостоятельно, нужно не пресекать, а всячески поощрять. В противном случае все будет происходить назло и грозит сломанными судьбами.
Чужой среди своих
«В целом, Владик – неплохой сын. Не дерется, старается на уроках, по праздникам рисует открытки, сам разогревает обед, моет посуду. Но, есть то, что я в нем просто не выношу. Он, как две капли воды, одинаково похож на моего первого мужа. Человека, принесшего в мою жизнь слезы, горе и страдания. Мужчину, которого я не простила.
Сереженька не может похвастать успехами в школе. Иногда он хулиганит, кидает в адрес своих близких колкости, не помогает в домашних делах. Но когда Сережа на меня смотрит, в отражении его глаз я вижу себя, своего любимого второго мужа. И мое материнское сердце тает.
Да, я больше люблю разбалованного Сережу, чем скромного сдержанного Владика. Но, оба дороги мне одинаково».
Иногда дети становятся проекцией наших ощущений прошлого опыта. Тогда их личные качества уходят на второй план, уступая эмоциональным ассоциациям. Проецировать собственные эмоции на личность ребенка может лишь морально незрелый родитель. Такое отношение калечит не только «гадкого утенка». Любимчик семьи, недостатки которого оправдывали, вырастает капризным эгоистом, уверенным в своей безнаказанности.
Неравенство полов
«С самого детства я знала, что стану мамой прекрасного сына. Выйдя замуж, забеременев, я с воодушевлением готовилась к рождению Артемки. Купила мальчиковые вещи, нашла красивую коляску в цвете «милитари», обустроила детскую комнату маленького мужчины. А на УЗИ мне сообщили, что родится Ира. Артемка появился на свет через 6 лет после дочери. Вторые роды дались мне с трудом, но я была очень счастлива. Сейчас сдуваю с сыночка пылинки, выполняю любой каприз, стараюсь баловать и чаще целовать. А Ира? Она уже взрослая самостоятельная девочка. Накормлена, одета не хуже остальных, носит «Айфон». Что еще ей нужно? Мы любим своих детей одинаково».
На самом деле мать лукавит, но пытается обмануть себя. Девочка нуждается в любви не меньше брата. Но родители предпочитают в упор этого не замечать. Они ограничиваются лишь элементарными обязательствами перед нежеланной дочерью. А ребенок ощущает сильнейшее давление, смешанное с чувством вины. Чудовищная разрушительная установка, которой награждена нежданная дочь, звучит: «Не живи». Избавиться от нее девочке поможет только хороший психотерапевт.